Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстрактное мышление.






План изложения лекции

1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения.

2. Сущность процесса обучения.

3. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников.

4. Функции процесса обучения.

5. Движущие силы и противоречия процесса обучения.

 

1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения.

 

 

«Познание - процесс постижения сущности предметов и явлений» (Педагогический словарь)

 

С помощью чего человек познает действительность?

Существуют различные формы и виды познания - это игра, труд, наука, искусство. С их помощью человек получает знаний об окружающем мире. Знания в опыте человечества стремительно возрастают, поэтому человеку, особенно ребенку, невозможно самостоятельно ими овладеть. Возникает потребность в процессе обучения.

Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Под его руководством ускоряется темп индивидуального развития человека. Ребенок за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков (например, грамматические формы языка).

Чтобы правильно осуществлять процесс обучения, нужно представлять себе, как строится процесс познания, так как именно он лежит в основе обучения.

 

Как вы понимаете выражение «философская основа обучения»?

С позиций диалектического материализма процесс познания строится следующим образом.

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». (В.И.Ленин).

Это, по сути, универсальная логика обучения. Рассмотрим ее этапы.

1. Чувственное познание («живое созерцание»).

В основе познания лежат процессы ощущения и восприятия.

 

Вспомните из курса психологии, что означают эти понятия.

При организации восприятия нужно исходить из того, что обладает наибольшей пропускной способностью (зрительный анализатор, а также слух).

На одну единицу информации надо дать две единицы пояснения.

На восприятие информации влияют такие факторы:

· частота передачи информации;

· скорость (темп);

· психического состояние обучаемого;

· день недели;

· часы занятий и др.

Содержание восприятия зависит от задачи, поставленной перед учеником, мотивом его деятельности, установок, эмоций, а также интересов, убеждений и т.д.

Абстрактное мышление.

(понимание, осмысление, обобщение).

А) В основе понимания – установление связи и отношений между предметами, явлениями, между старым и новым материалом;

Б) Осмысление – анализ и синтез, сравнение, сопоставление, классификация, систематизация и др. А также это отношение к материалу, понимание его значимости;

В) Обобщение – выделение общих существенных признаков предметов и явлений. Это выход на научные понятия. Они всегда абстрактны. На их основе делаются умозаключения, выводы, доказательства.

3. Применение знаний (практика).

Осуществляется в разных формах и видах деятельности (упражнение в учебных целях, лабораторные работы, исследовательские задания, работа на пришкольном участке).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.