Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава Книги Бытия.






 

В начале поставлены два текста, которые говорят о творении. Это тексты, которые разнородны, несмотря на то, что тема общая. Они построены на разных основах, это видно из сравнения синодального перевода. Различие в выборе имен Божиих. 1 глава - Бог, 2 глава – Господь.

 

Если говорить о лексике оригинального евр. Текста, они тоже используют разные имена Бога. Разный термин «земля»…

 

………….

 

Основное внимание уделено человеку. Он заявлен начальной данностью творения, ьез которого нет итога творения. Душею живою – «существом живым». Образ ваятеля, оболочка из праха. Адам – во второй главе термин земли «адама» - соприродность фактуре земли, соприроден остальному творению. Челове становится управителем Эдемского сада. Образ. Выражающий совершенство творения (сад). Обилие вод, сад, ценности – золото, драгоценные камни.

 

Человек, как ключевое звено творения, является ответственным за все творение.

 

28 стих – «благословил их Бог, плодитесь и размножайтесь», сказанное ранее, здесь дано в развернутых образах.

 

Важный момент – о наречении имен живым существам. Два момента: 1/ отношение человека к живым существам – различие принципиальное между ними. 2) наречение имени – концепция имени в древности. Имя – полноценное выражение сущности предмета. Между именем и его носителем существует тождество, они не разделяются. То, что не имеет имени как бы и не существует. Нарекая имя, челдовек определяет бытийственную суть. Мы видим соучастие человека по творению.

 

Нарекая имена, человек становится обладателем власти над живыми существами. Право именования – власть. Здесь видят образ и подобие Божие - власть над всем творением.

 

О сотворении жены.

Правила толкования:

1. видеть, что фрагмент выражает в общем повествовании, какую мысль несет.

2. какими средствами это достигается.

 

Общий смысл – создание существа «соответственного ему». Женщина – тоже человек. Человек един в своем мужском и женском начале. Одно без другого не представимо.

 

Полная гармония смысла между текстом шестоднева и текстом 2 главы.

Проекция в трех областях – одношения с Богом, с миром, и в реальности человеческого сообщества.

 

Мир совершенен. Что дальше.

 

Глава

 

Связный единый текст.

 

Заповедь, данная во второй главе: запрет вкушать от дерева познания добра и зла. Предупреждение о последствиях – смертию умрешь. Произрастил Бог … древо жизни и древо познания добра и зла. Как понимать этот образ. Вся глава построена на символах и образах. Для понимания нужно раскрыть образы. Богатый спектр, богатую палитру понимания (как все образное).

 

Эдем-сад – совершенство творение. Два дерева. Древо жизни – занимает центральное положение. Символика дерева – ось мироздания, которая пронизывает все планы бытия, земной и небесный (корни под землей, ствол – в здешнем, крона – в небе).

 

 

Оценка творения «хорошо весьма» - слово «тов» - термин добра. Зло противоположно добру. Реальность творения: хаос как материал, бескачественность, из которой дальше созидается совершенный мир.

2-е древо - выражение некой тайны добра и зла. Этот образ заявляет тайну мироздания, созданного из хаоса, приведенного к совершенству.

 

Запрет на вкушение – запрет на вторжение в области хаоса и бескачественности.

 

Этот запрет обусловлен не только заботой о человеке и его жизни. Человек занимает в творении ключевую роль, он с самомго начала ответственен за созидательное совершенствование. Его приобщение к силам хаоса катастрофично не только для него, но и для всего творения. Это запрет в онтологическом плане.

 

Повествование о том, как запрет был нарушен. Роль змея (выползающего из дерева). Персонаж… Хаос – реальность всех древних верований, всегда связан с определенным существом (змеем, драконом). Он добивается нарушения запрета и через это силы хаоса получают выход в творение. Хаос становится злом только в определенном соотношении, когда используется для разрушения.

 

Онтологический план. Хаос нейтральная основа, мощнейшая сила. Стихия: тьма. Бездна, вода, разрушающая сила потопа.

 

Н/з – Св/ТМ – ДН/НЧ – ЭД сад/пустыня – Вост/запад

 

Небо – идеальный план бытия, который воплощен на земле.

 

23-24 стихии

 

Разрушено совершенство творения, Эдема не существует. Небесный совершенный план сохраняется. Эдем становится данностью только небесного плана бытия, который не соотнесен с тем, что происходит на земле.

 

Познать что-то означает включить объект познания в сферу своей деятельности, приобщиться и включить в сферу своего владения. Кто знает тайну, тот имеет власть. Вкушение – образ, который предполагает приобщение. Тайна божественного знания.

 

Этапы:

 

*Вавилонская башня и рассеяние языков

 

*Родословие евреев

 

Родословные таблицы – связующий момент всего библейского повествования.

 

Как строится материал…

Начинается с творения. Показывает направление св. истории. Начало истории – с трагического события – трагедия греха, через человека зло вошло в плоть бытия мира. Зло поселяется. Разрушает совершенство творения. Оно определяет смерть, разрушение жизни. Актуализация зла – в первом деянии убийства.

 

Тем не менее история – то не только зло, но сама по себе история показывает человеческое измерение в св. истории. Проекция человека к человеческому сообществу. Родословие –

а) раскрывает появление человека на земле. Человеческий род стоит в неразрывной цепочке со своим истоком и со своим Творцом.

б) единство рода в его родителях и прародителей, в его нынешней составляющей. Единство прошлого, настоящего и будущего. Единство поколений.

 

Два родословия: каинитов и сифитов. В определенной оппозиции друг другу.

 

Род Каина несет на себе след проклятия. Строители города, начало ремесел, обработка металла. Искусства.

 

Первые 11 глав- попытки прозреть глубинные моменты священной истории. Это повествование, но не напрямую. Текст образный, емкий.

 

Ремесла с точки зрения древности – дело предосудительное. Обработка металла – выносилось за пределы дерекни. Город – то, что отгораживается от остального пространства.

 

Род Адамитов (Сифитов). Благословение от Бога этому роду – от Адамап через Сифа. Благое слово, прореченное о человеческом роде, которое дает силу…

 

5 глава, в родословии адамитов используются числа. Это особенность еврейского теста.

 

Числа имеют символическое значение. в родословии 10 имен (законченное целое). Большое число лет. Первоначальная природа человека бессмертна. Смерть – результат действия зла. которое разрушает творения, разрушается сам арактер времени, которое становится необратимым. Эдемский сад превратился в пустыню, человек стал смертен… Но первоначально зло не действует так скоропалительно. Дети близки адаму. несут след благословения человеческого рода. Приближение возраста к тысяче – завершенное бытие., завершенная жизнь. Бессмертие – это значительное, но завершенное. иысяча – завершенное. Концепчия «Дня Господня». Оценивается как тысяча лет (образ псалма). Патриархи почти достигают этого совершенного бытия.

 

Два числа выпадают из этого ряда. Енох – был взят из этого мира, не вкусив смерти. Ламех – 777 – некое совершенное число.

 

6 глава Сыны Божии.

 

Важно видеть, какой смысл несет в контекстве. Земля может иметь три или четыре значения. Какой привлечь – зависит от контекта.

 

Что заявляет это событие?

 

Увидел Господь, что велико развращение и помышления сердца – зло во всякое время.

 

Земля растлилась, наполнилась злодеяниями.

 

Исполины.

 

Сыны Божии – ангельский мир. Отголосок падения ангелов. Связь с небесным планом бытия. В 3 главе для Адама закрывается путь в небесный план, в сакральное пространство. Запрет, поставлен херувим на отношения между небесным и землей. Снисхождение сынов божиих как ни понимать это, нарушает этот запрет. Появление гигантов рассматривается как зло. Возрастание зла на земле.

 

Дочери человеческие

 

Вторая трактовка – что это смешение рода Каина и рода Сифа.

 

Потоп. Причина – разрастание зла на земле. Зло в человеческом роде, зло всякой плоти и зло на земле. Падение Адама накладывает отрицательный отпечаток на все творение.

 

Отверзение снизу (источники бездны) и сверху (небесные окна). Погружение в хаос. Попускается зло.

 

Ной. Роль праведника, которым мир спасается. Это ситуация, связанная с изначальным статусом человека, как он сотворен. через человека входит в мир зло, так через человека мир спасается. Ной выполняет человеческое предназначение. Вахно отношения Ноя с Богом. Ной слушается. Ковчег – зародыш нового мира. Дается общая парадигма спасения.

 

Роль избранника – Авраама – параллель.

 

Зло смывается. Вода – символ очищения. с 20 стиха показаны новые паратметры бытия мира. В мире есть зло, оно действует, но до определенного предела. Потоп – следствие превышения меры зла. Суд.

 

Ною – «плодитесь и размножайтесь». Новое – разрешение на вкушение плоти. результат действия зла и несовершенства. Человек занимает господствубщее положение по отношению ко всему миру – «да трепещут»…

 

Кровь понимается как божественная субстанция, носительница жизни, священна. Земля оскрерняется пролитой кровью. Правильное жертвоприношение снимает грех.

 

Задание. Главы 9-22.

 

Завет – устанавливает союз, связь, теснее, чем любые родственные связи.

 

ГЛАВА

 

В лице Ноя Завет заключается со всем человечеством и со всем творением. Это возобновление отношений. Гарантия. Отношения м-ду Богом и человеком объявляются как самые непосредственные, как самые тесные. принимаются обязательсва обеими сторонами. Обязательства человека – первые 7 стихов. обяхзательство Бога – что он не будет насылать потопа. Гарантия – радуга. Символизирует мост, связь м-ду небом и землею. восстанавливается связь. есть еще трактовка: радуга по еврейски – лук как боевое оружие. Горизонтальное положение орудия знаменует восстановление мира. Бог отложил орудие своего гнева.

 

Завет со всем живым, завет вечный. М-ду Богом и всякой землей.

 

Здесь опять усматривается определенная последовательность: совершенство, но в результате некоего события совершенство разрушается – инцидент в семействе Ноя – поступок Хама. Зло не оставляет человеческий род.

 

ГЛАВА

 

Показано происхождение народов мира – от потомков Ноя. Разделение рас, СЛОВО СЕМИТЫ.

 

ГЛАВА

История Вавилонской башни.

 

Видеть значение события: оно говорит о разделении ещиной языковой человеческой семьи, проблемы по разделении. Предосудительность замысла и деяний. Отрицательная оценка в глазах Господа и нейтрализация последствий.

 

«построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя»

 

Эдем после изгнания – запретен для человека (удаленность от небесного плана бытия). В контексте сакрального пространства. Желание зайти в запретные области, которые яфвляются прерогативой Божества.

 

сделаем себе имя, утвердимся там

 

прежде нежели рассеемся по лицу всей земли

 

Ситуация, когда два основополагающих библейских текстаобнаруживают разницу. Синодальный перевод придерживается греческого текста (дабы нам не рассеяться по лицу всей земли)

 

В контексте 7: 9 – плодитесь и размножайтесь. Задача человека – заселить землю, продолжение 1-2 глав Бытия. Отказ определенной группы людей (Вавилон) от исполнения замысла. Желание переселиться в лучшее пространство.

 

Строители перестают понимать друг друга. Их замысел не осуществляется.

 

Первоначально один язык. Он утрачивается. Ситуация смешения означает непосредственного диалога с Богом. Начало языческого богопочитания. Каждый на своем языке почитает бога. Оскудение способностей человеческого рода.

 

Исторические реальности – башня – предполагается образ культовых месопотамских сооружений – зиккуратов. Зиккураты – это именно храмы, на верхней площадке происходили ритуальные действия. В Вавилоне очень большой зиккурат, его название (в переводе: «основание неба на земле») Вавилон – «врата богов».

 

Меняется этимология и ставится в еврейский контекст со значение слова «смешивать» - «болото». Приземление. Контраст значений. Смешение рассматривается как нечто нечистое, недостойное.

 

10 стих – тема родословия «толедот». родословие Сима.

 

Ур Халдейский – историчекий город. С 26 стиха начинается история патриарха Авраама (до 25 главы)

 

ГЛАВА

Первое религиозное событив в жизни Авраама – признание на служение от неизвестного для него Бога. Предлагается оставить все, в чем он вырос, воспитывался, землю, народ… Все, чем формируется человек по рождению.

 

Обещано благословение, обещано потомство. На данный момент Сара бездетна, Аврааму уже 75 лет. Потомство – величайшая ценность в сознании библейского человека. Это знак благословения.

 

Кроме того, требование имеет религиозный контекст. Означает оставить богов той земли, отказаться от бого того народа, от богов домашнего очага.

 

Суть призвания – один избранник, который должен вернуть все человечество к единому Богу. Река – речь идет о Ефрате.

 

 

19.03.12

Исход

 

Не называется имя фараона, но поминаются имена двух повивальных бабок. Имя первого стерто истории.

 

Глава

 

Гора Божия Хорив – особое место, засвидетельствовано, что это место присутствия Божества.

 

Явление ангела – теофания, Богоявление, откровение. Дальше – непосредственная встреча с Богом. Непосредственны диалог.

 

Чудесное явление сопровождает встречу. Горящий куст.

 

Свершилось время выйти из Египта. Чтобы исполнилась вторая часть обетования завета с Авраамом.

Горящий куст – знамение того, что Господь верен Своему обетованию.

Избрание Моисея находит подтверждение тремя дарами, тремя знамениями. Получает божественное посвящение, санкцию.

Жезл, обращающийся в змея – свидетельство божественной власти (атрибутика божественной власти фараона - кобра). Превращение посоха кочевника в змею.

Власть над проказой. Проказа – священная болезнь, посылаемая Богом. Диагноз ставит священнник. Моисей демонстрирует власть над Божьим наказанием.

Вода – в кровь. Кровь – субстанция, носительница жизни от Бога.

Знамения – не бессмысленные чудеса.

 

Фигура Моисея – центральная для всей священной истории Ветхого Завета. Начиная с Моисея можно говорить о ветхозаветной религии, как об институте. Потому что дальше говорится о законе, данном через Моисея, определяющем характер служения и основу социального устройства общества.

Основы богословского понимания религиозного служения. Это серьезный развитый богословский вероучительный текст.

Роль Моисея показана в новозаветном тексте. 7 глава деяния. Речь Стефана. Он излагает видения священной истории и затрагивает роль Моисея, роль его личности.

Указано три важных момента. моисей – вождь Исхода. Величайший пророк. Законодатель, через которого был дан закон на Синае.

Моше – «вынутый». Моисей – «Моисис» – в переводе 70-ти «спасенный из воды»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.