Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Довоенная советская почта






 

19 июля / 1 августа 1914 г. началась Первая мировая война.

Война прервала связи России с одними иностранными государствами (Австро-Венгрия, Германия, Турция) и резко ограничила их с другими (Великобритания, Италия, Франция). К этому нужно добавить, что в 1915 г. противнику удалось захватить Польшу, часть Белоруссии, Прибалтики и Украины.

Под влиянием войны в стране начался транспортный кризис, возник дефицит государственного бюджета. И хотя новые почтовые учреждения и железнодорожные станции продолжали открываться193, в целом произошло сокращение и почтовых маршрутов, и количества почтовых учреждений, и почтового оборота. Ситуация еще более ухудшилась, когда в феврале 1917 г. пала монархия, в октябре 1917 г. к власти пришла партия большевиков, весной 1918 г. началась военная интервенция и гражданская война.

Некоторое представление об этом дает табл. 4.

Таблица 4

Сокращение почтовых маршрутов и учреждений 1916–1919 гг.

 

Показатель        
Маршруты, тыс. верст: железная дорога речной гужевой Всего   58, 3 16, 3 205, 0 279, 6   52, 3 14, 9 179, 3 246, 5   49, 6 13, 8 169, 4 232, 8   32, 7 9, 1 114, 8 156, 6
Отделения связи        

Источник: Развитие связи в СССР. С. 65.

 

Весной 1917 г. Временное правительство восстановило Министерство почт и телеграфов. Сначала его возглавил Ираклий Георгиевич Церетели (5 мая – 24 июля 1917 г.)194, затем Алексей Максимович Никитин (24 июля–25 октября 1917 г.)195.

В октябре 1917 г., когда власть перешла в руки советов, Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный комиссариат. Первыми его руководителями стали: Н. П. Авилов-Глебов (26 октября – 9 декабря 1917 г.), П. П. Прошьян (9 декабря 1917 – 16 марта 1918)196, В. Н. Под-бельский (11 апреля 1918 – 25 февраля 1920)197.

В марте 1918 г. народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, снова ставшую столицей государства.

Советское правительство попыталось остановить не только экономический кризис, но и кризис системы связи. Об этом свидетельствует постановление «Об учреждении трех тысяч почтово-телеграфных учреждений со сберегательными при них кассами», которое 2 мая 1918 г. подписал председатель Совнаркома В. И. Ленин198.

Однако иностранная военная интервенция и гражданская война не позволили тогда реализовать этот замысел. И только когда война отодвинулась из центра страны на окраины, началось восстановление почтовых маршрутов и почтовых учреждений.

Важное значение имело образование в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. В связи с этим летом 1923 г. был создан Народный комиссариат почт и телеграфа СССР, который возглавляли: И. Н. Смирнов (1923–1927), А. М. Любович (1927–1928), Н. К. Антипов (1928–1931), А. И. Рыков (1931–1932)199.

В 1932 г. Народный комиссариат почт и телеграфов СССР был переименован в Народный комиссариат связи СССР. Его руководителями были: А. И. Рыков (1932–1936), Г. Г. Ягода (1936–1937), И. А. Халепский (1937), М. Д. Берман (1937–1938), И. Т. Пересыпкин (1939–1944) 200.

Рассматривая почту как один из важнейших элементов управления и учитывая аграрный характер страны, Совнарком уже в октябре 1920 г. принял решение «Об установлении почтового сообщения с волостями, а также отдельными селами, деревнями и фабрично-заводскими поселками»201.

В 1919 г. было 6739 почтовых учреждений и 156, 6 тыс. верст почтовых маршрутов, к 1922 г. – соответственно 9208 и 228, 2 тыс. верст. Страшный неурожай и голод 1921–1922 гг. не только задержали восстановление почтовой связи, но и снова отбросили эту отрасль назад. За полгода 1922 г. количество почтовых учреждений сократилось до 5475, протяженность почтовых маршрутов до 120, 4 тыс. верст 202.

Не имея финансовых возможностей для восстановления системы почтовой связи в прежнем виде, советское правительство решило использовать другие средства. Так, в 1921–1922 гг. в сельской местности появились передвижные отделения связи. На 1 января 1925 г. их насчитывалось уже 3315203. Передвижная кольцевая почта проходила по 21288 селениям и обслуживала еще 26243 близлежащих селения, итого – 47531204.

К концу 20-х годов дореволюционный уровень почтовой связи в основном был восстановлен, а затем к началу Великой Отечественной войны превзойден: по количеству почтовых учреждений – в 6 раз, по протяженности почтовых маршрутов – в 5 раз, по количеству пересылаемых писем и посылок – в 4 раза (табл. 5). Правда, даже к началу 1930-х годов некоторых дореволюционных показателей достигнуть не удалось. Это касается главным образом интенсивности работы почтовой связи. Как отмечается в одном официальном издании, «средняя частота движения почты по СССР не превышала 8 раз в месяц», т. е. двух раз в неделю. Это показатель, который был достигнут к середине XIX в. Между тем во многих местах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии «почта приходила раз в неделю и даже реже»205.

Таблица 5

Развитие средств связи в 1913–1940 гг.

 

Показатель      
Почтовые предприятия, тыс.      
Почтовые маршруты, тыс. км      
Письма, млн      
Посылки, млн 9, 8 13, 6 45, 5
Периодика, млн      
Переводы, млн      

Источник: Народное хозяйство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С. 184.

 

Почему же советское правительство направило основные усилия на развитие почтовой связи вширь, а не вглубь? Это было связано с тем, что после окончания гражданской войны силы были брошены прежде всего на подключение к почтовой связи деревни, где накануне революции проживало более 80% населения.

20 января 1925 г. СНК СССР принял специальное постановление «О расширении почтово-телеграфной сети в деревне»206, на основании которого появилась новая должность – «сельский письмоносец»207.

В 1913 г. существовало 11 тыс. почтово-телеграфных и телефонных учреждений, из них 8 тыс. в городах и 3 тыс., т. е. 27%, в сельской местности. В 1928 г. было 15 тыс. почтовых учреждений, из них 2 тыс. в городах и 13 тыс., т. е. более 80%, в сельской местности208. В 1913 г. 75% всех почтовых ящиков приходилось на город и только 25% на сельскую местность, в 1928 г. почти 90% всех почтовых ящиков (а их общее количество увеличилось по сравнению с 1913 г. в 5 раз) находилось в деревне 209.

В 1913 г. почтовая связь обслуживала только 3% всех населенных пунктов, в основном города, в 1928 г. – 49%, т. е. не только все города, но и почти половину деревень. К 1928 г. почтовой связью были охвачены 98% районных и волостных советов, 88% сельских советов. Расширяя почтовую связь, советское правительство прежде всего стремилось подключить к ней органы местной власти210.

К 1937 г. почтовые отделения имели более 30 тыс. сельских советов, а общая численность «сельских письмоносцев» достигла 136 тыс.211 С этого времени почтовую корреспонденцию начали регулярно доставлять по адресам не только в городе, но и в деревне.

Продолжала увеличиваться протяженность почтовых маршрутов: в 1913 г. она составляла около 300 тыс. км, в 1940 г. – 1400 тыс. км. Как отмечалось ранее, накануне революции почтовыми маршрутами было охвачено около четверти всех имевшихся в стране дорог. В 1932 г. был достигнут почти 100%-й охват. В связи с этим на первое место выдвинулась проблема механизации перевозок.

До революции две трети почтовых маршрутов являлись гужевыми и только треть железнодорожными и пароходными. В 1940 г. транспортировка почты на дальние расстояния была механизирована уже более чем наполовину (табл. 5). Прежде всего произошло расширение железнодорожных почтовых маршрутов. В 1913 г. они составляли 70 тыс. км, в 1928 г. – 81 тыс. км, в 1932 г. – 101 тыс. км, в 1937 г. – 211 тыс. км, в 1940 г. – 243 тыс. км212.

После окончания гражданской войны возникла и получила развитие новая отрасль почтовой связи – авиапочта. Первый опыт по авиационной доставке почты из Петрограда в Москву был сделан 29 марта 1918 г. В 1922 г. открылась авиалиния Москва–Кенигсберг, в 1923 г. началась регулярная доставка авиапочты.

К лету 1924 г. существовало 9 линий авиапочты общей протяженностью 5, 8 тыс. км213. В 1928 г. протяженность маршрутов авиапочты достигла 11 тыс. км, в 1932 г. – 35 тыс. км, в 1937 г. – 125 тыс. км, в 1940 г. – 178 тыс. км214.

После революции на почтовых маршрутах появились автомобили, мотоциклы, велосипеды. В 1924 г. насчитывалось 173 почтовые автомашины215, в 1940 г. – 5932216. В 1928 г. автомобильные почтовые маршруты достигли 11 тыс. км, в 1932 г. – 24 тыс. км, в 1937 г. – 173 тыс. км. За 9 лет их удельный вес в общей протяженности автомобильных почтовых маршрутов увеличился с 3 до 23% (табл. 6).

Таблица 6

Расширение почтовых маршрутов в 1913–1940 гг.

Год Почтовый маршрут, тыс. км
всего ж. д. водный aвиа авто гужевой
        - -  
             
             
             
             

Источник: Связь СССР за 50 лет. С. 23.

 

Поскольку к началу Великой Отечественной войны было открыто более половины почтовых отделений, действовавших в нашей стране позднее, и было проложено около половины почтовых маршрутов, можно считать, что в годы сталинских пятилеток формирование почтовой системы в основном завершилось, на первое место стала выдвигаться проблема ее совершенствования.

В 1926 г. Наркомат почт и телеграфов создал специальный Отдел почтовой техники, на который была возложена задача «начать механизацию почтовых отделений связи». В следующем году на Московском почтамте появилась первая установка для механизации сортировки посылок. Через некоторое время этот опыт заимствовал Ленинградский почтамт. Началось создание транспортных контор по обслуживанию почтовых отделений, а также использование московского опыта по механизации предприятий почтовой связи в союзных республиках, краях и областях 217.

Этот процесс был прерван начавшейся в 1939 г. Второй мировой войной. Уже в 1940 г. часть принадлежавшего Наркомату связи автотранспорта была передана Наркомату обороны, в результате чего протяженность автомобильных маршрутов сократилась с 173 до 128 тыс. км, а гужевых – выросла с 566 до 667 тыс. км 218.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.