Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптическая алексия






Для нормального протекания чтения прежде всего не­обходимы сохранность четких зрительных образов буквен­ных знаков и умение соотносить оптические представле­ния буквы с ее акустической и речедвигательной характе­ристикой. Нарушение этого звена в сложной структуре процесса чтения неизбежно ведет к его распаду. Наруше­ние чтения из-за дефектов оптического анализа и синтеза буквенных знаков наступает при поражении теменно-затылочных и затылочных отделов левого полушария.

Оптическая алексия часто идет в синдроме оптической агнозии или оптико-пространстве иных нарушений и не­редко — в синдроме оптико-мнестических расстройств. Эта форма нарушения чтения радикально отличается от всех форм алексии, идущих в синдроме речевых наруше­ний: оптические расстройства чтения идут, как правило, на фоне сохранной речи.

Известны два вида этой формы алексии — вербальная и литеральная. Центральным дефектом при литеральной алексии является распад четкого значения отдельных букв. В клинической картине: больные с этой формой алексии с трудом узнают буквы, путают их по оптически близким признакам, неправильно воспринимают их пространст­венную ориентацию или не узнают совсем. Нередки слу­чаи, когда правильное восприятие отдельной буквы внут­ри слова нарушается из-за соседства других букв. При этом особенно грубо нарушается восприятие букв внутри руко­писных слов, где все буквы слиты воедино с помощью про­межуточных волосных линий.

В психологической картине ошибки восприятия букв за­ключаются в невозможности выделения их специфиче­ских особенностей, отличающих букву от любой другой. Это приводит к тому, что буква теряет свое значение. Пси­хологический механизм этого дефекта заключается в том, что нарушается синтетическое восприятие графем и зрите­льное выделение их существенных (сигнальных) призна­ков, вследствие чего буквы для больного либо вообще те­ряют всякий смысл, либо узнавание их становится неу­стойчивым. При слабо выраженных формах оптической

алексии достаточно незначительного «зашумления» вос­принимаемого знака (буквы, рисунка) — придать букве стилизованный характер, перечеркнуть букву, написать две буквы, накладывая одну на другую, и т.д., — и тогда становится невозможным узнавание буквы.

Вторым видом оптической алексии является вербальная (или симультанная) алексия. В этих случаях не нарушается восприятие и опознание отдельных букв; все трудности возникают при чтении слов. Больной правильно читает все буквы в слове, но не может объединить их в единое целое, не узнавая слова и схватывая его отдельную часть (обычно корневую), и замещает его прочтение догадкой о смысле. Такой дефект чтения является следствием нарушения си­мультанной организации оптического материала.

Нередко оптическая алексия протекает и при участии нарушенных речевых процессов. Тогда на первый план выступают трудности соотнесения буквенного знака с его звуковой характеристикой: больной утрачивает значение буквы, забывает ее наименование, путает наименование близких по оптическому рисунку букв. Графема в этом случае распадается как понятие, как результат сложной ре­чевой организации оптического материала. Нарушение взаимодействия речи и зрительного восприятия ведет к так называемой оптико-мнестической алексии, при которой центральным дефектом выступает амнезия на буквы и сло­ва при чтении. […] Б.Г. Ананьев указал на дефекты вос­приятия и узнавания похожих букв при оптической алек­сии {й – и, ц – и, щ – ш и др.), на дефекты восприятия про­странственно-ориентированных букв (е – э, в – д и др.).

[…] основой большинства оши­бок при оптической алексии является упрощение буквы вследствие ее уподобления (б – о – а; р – д – у; г – ч; н – п – т – ш).

В работах этого автора было показано, что при оптиче­ской алексии одинаково страдают как процессы узнавания букв и слов при опоре на их звучание, так и называние их без этой опоры. Что касается оптико-мнестической алек­сии, то здесь обнаруживается значительный перевес оши­бок называния, узнавание же букв и слов на слух протекает с меньшим количеством ошибок. При этих формах алек­сии нередко возникает «угадывающее» чтение. Причины появления ошибок угадывания здесь лежат в дефектах оп­тического восприятия или в нарушении речевой организа­ции мнестического опыта. В наших же работах были полу­чены интересные данные и в отношении вопроса о влия­нии контекста на процесс чтения, его скорость и точность при оптических формах алексии. Оказалось, что при воз­растании влияния контекста число ошибок уменьшается, скорость чтения увеличивается, т.е. нарушенный процесс оптического восприятия значительно улучшается под вли­янием контекста, и весь процесс чтения приобретает ос­мысленный характер; потеря смысла у больного ведет к его повторному контрольному прочтению. Эти данные имеют большое значение прежде всего для разработки и приме­нения на практике наиболее адекватных методов восста­новительного обучения чтению.

[…]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.