Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неспецифические формы аграфии






Перейдем к краткому описанию еще одной формы сен­сорной аграфии, которая часто встречается в клинике моз­говых поражений, но не получила достаточного исследо­вания. Многие исследователи вообще отрицают наличие и этой формы афазии, и тем более аграфии. Речь идет об акустико-мнестической аграфии, которая возникает при по­ражении 2-й височной извилины коры левой височной зоны. Это особый вид афазии и аграфии, связанный с осо­бенностями морфофизиологи чес кого строения этой зоны мозга. При этой форме аграфии нарушается высший уро­вень в организации письма — уровень письменной речи, а не письма как навыка.

В объективной клинической картине этой аграфии прежде всего обращает на себя внимание произвольность и осознанность акта письма, замедленность, дезавтоматизированность. Важным является и субъективное ощуще­ние у больного невозможности писать, Больные жалуются на то, что утратили способность к письму, объясняя это тем, что они «ничего не помнят», «не могут писать, как ра­ньше», «все время думают, как и что писать», «не помнят слов» и т.д. Объективно это проявляется в попытках пи­сать, которые заканчиваются неполными словами, неза­конченными фразами и т.д. Хотя видно, что у них нет труд­ностей моторных и сенсорных, сохранен аналитический подход к письму — они могут написать данное слово, оста­навливаясь на его части или части фразы, отказываясь пи­сать дальше. Под диктовку эти больные могут написать от­дельные звуки и слоги, слова, иногда фразы, но только по­сле длительного письма слов и фраз по частям.

Самостоятельное письмо полностью недоступно этой группе больных.

В нейропсихологической картине нарушения эта форма аграфии идет в синдроме акустико-мнестической афазии, т.е. с симптомами нарушений объема акустического вос­приятия, с замещением симультанного восприятия сукцессивным, с нарушением называния предметов, с дефек­тами повторения речи и др.

В психологической картине на первое место выступает нарушение перцепторных образов и образов-представле­ний, а также и образов символических знаков. Грубо нарушается акустическое восприятие со стороны сужения его объема при сохранности других видов восприятия, внима­ния, целенаправленности и организации вербального и общего поведения, мотивов к письменной речи.

Сам процесс письма характеризуется осознанностью, произвольностью, замедленностью и особого типа ошиб­ками: а) незаконченность слов при их написании (при са­мостоятельном письме и письме на слух), б) замещение од­ной части слова другой. Все это протекает на фоне сохран­ности сенсомоторной организации письма, но нарушается объем акустического восприятия, имеет место отрыв знака (буквы) от ее образа-представления. Больные оперируют только символами (не знаками) в отрыве от их содержа­ния. Этот же дефект проявляется и в устной речи, когда бо­льные произносят слова правильно, но не понимают их значения и смысла. В письменной речи этот феномен так­же имеет место: больные не всегда понимают написанное и прочитанное ими и не всегда могут перевести устную речь в письменную.

Центральным механизмом нарушения письма в этом случае является, по нашему мнению, нарушение объема вос­приятия, рассогласование знака и его значения, нарушение образов-представлений.

Центральным дефектом является нарушение письмен­ной речи как высшей формы письма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.