Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный мир






 

Мы мыслим человека как жизненный мир. Что это значит? Открывается дверь, к вам в кабинет входит человек. И мы думаем в первую минуту, что он один пришел. Но как только начинается разговор, выясняется факт, что он пришел как маленький «цыганский табор», со всеми чадами и домочадцами, с идеями,.прошлым и будущим… он вошел не как анатомический субъект, вошел виртуальный целый мир. И мы имеем дело с его небольшим миром. Это выражается так, что … он, может быть, ничего не знает про расстановки, но он это делает. Он говорит: с одной стороны, племянница, которая требует… а с другой стороны, жена, которая говорит… и он показывает, «рассаживает» близких. И мы можем даже по его интонации охарактеризовать его жену и племянницу.

 

В большинстве случаев людей волнуют отношения. Это самое сложное и уязвимое. Если мы человека мыслим просто как субъекта, рационального, а не видим этой реальности, мы все время будем «не попадать», даже жестом. И будет явные сбои в понимании.

 

Сама категория – из курса философии. В психологии есть категория «жизненного пространства».

 

Как устроен жизненный мир? У каждого жизненного мира есть свое пространство, свое время, свой язык, свой миф, своя философия, свое предметное наполнение, свои Другие. Мы, входя в сознание клиента, должны уподобиться путешественникам-этнографам, которые изучают чужую страну. Мы должны тактично, понимая, что вроде бы человек похож на нас, но он другой. У него другая душа и другая культура, другой жизненный мир..

 

Пример. Как может быть устроено пространство. Для осознания человека очень важна организация пространства, что далеко расположено, что близко. Это не физикальное пространство. Был случай работы с парнем 20 лет, который заикался. Я попросил его обучить меня заиканию, не имитировать заикание, а обучить своему заиканию, своей технологии. Многие клиенты любят такую позицию, чувствуют себя профессионалами в собственном симптоме. Он уже все знал о своем заикании. Больше заикался на «п». «Представьте, то вы идете в магазин. И надо приготовить фразу продавцу. Нужно эту фразу придумать, твердить ее про себя и донести без изменений до прилавка. Там что-нибудь да будет не так, а вы эту фразу будете говорить. П-п-п-пожалуйста… (и при этом показывает жест рукой слева вниз). Тогда я попросил его заикаться с жестом вправо вверх. С таким жестом пациент не заикался…

 

Другой пример. Клиентке трудно было общаться с врачом, авторитетной фигурой для нее. У нее возникала темнота при приближении к этому человеку, состояние отупения. Когда она описывала, я заметил, что она делает специфические движения шеей. Шея с одной стороны, склонилась, а с другой чуть-чуть поднялась. Это похоже на то, что чувствует ученик, которого вызвали к доске, а он ничего не знает, и чем больше он говорит, тем больше впадает в состояние тупости? Клиентка подтвердила, что чувство похожее. Выяснилось, что с врачом она общалась тоже как-то снизу вверх, если так смотреть долго, в психическом состоянии наступал момент отупения.

 

Время. В любой терапии всегда есть временной аспект. Он редко выявляется прямо, но он всегда есть. Например, проблема опозданий. Часто обнаруживается, через два-три шага, что это не проблема опозданий, а проблема со временем, часто страх смерти.

 

В любой терапии всегда можно обнаружить аспект времени жизненного мира. Пример. Мужчина приходит с мальчиком 12-ти лет, и говорит: у него депрессия. -- чем она проявляется? – Он не радуется, не улыбается и говорит нам с женой, что лето кончилось. А сейчас 10 июня. – (к мальчику): нарисуй мне, как устроен год (зима, весна, лето, осень). Он рисует. Год начинается с сентября. И вот сентябрь, ноябрь, декабр… а потом лето! Разобьем на 3 части его лето. А с 1-го июля родители отправляют его на Кипр учить английской язык. Лето и так коротенькое, а родители преграждают взгляд на лето Кипром с английском языком. Ему сложен даже не английский язык, а необходимость устанавливать контакт. Кипр продлится не все лето, несколько недель, но эта поездка мешает видеть лето.

 

Временное измерение – это измерение жизненного мира. Простая и удобная форма, которой мы можем удерживать пациента как жизненный мир.

 

Является ли жизненный мир субъективным? В жизненный мир человека-колясочника и здорового человека ступеньки (обычные и объективные) входят совсем по-разному. Поэтому жизненный мир – это не просто наши субъективные иллюзии. Это объективная реальность но так, как она входит в жизнь человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.