Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 07.09.15






Понимающая психотерапия

Василюк Федор Ефимович

Лекция 07.09.15

 

1 ступень. Базовые понятия и технологический алфавит понимающей психотерапии

 

Формат мастер-класса, диалогическое общение.

Понимающая терапия – это терапия сопереживаний.

 

Наша задача – описать свою систему психотерапии.

Для этого нужно будет ответить на ряд вопросов (на которые должна отвечать каждая психотерапия). Будем опираться на опыт разных дисциплин.

 

Примеры определений психотерапии.

… это лечение души. Здесь – это относится к медицинскому типу лечения.

… это эмоциональная поддержка и помощь человеку. К какой из культурных практик это ближе? К дружеским отношениям.

 

Введем представление о тех культурных практиках и системах помощи, которые ближе всего к психотерапии. Для чего это нужно? Необходимо опираться на опыт, который есть в этих практиках, при построении своей системы психотерапии.

 

Будем называть профессию смежной, если клиент, первый раз придя на консультацию, ожидает от консультанта чего-то, что можно ожидать от смежных профессий (например, ожидает, что вылечит – близко к медицине). Педагогика – запрос «научите меня…» Социальный работник: запрос помочь найти работу. Тренер: проведите со мной работу, чтобы достичь мышечной релаксации (тренер близко к педагогу). Экстрасенс: попытка заглянуть в будущее. Священник: запрос к нему: «…чувствую свою вину» и т. п.

 

Профессия Высшая цель и ценность Предмет или антропологический образ Проблемное состояние или ситуация Продуктивный процесс Деятельность профессионала Метод
Медицина Здоровье Организм Болезнь Регенерация, восстановление функций Лечение Их много
Педагогика Знание Способности Незнание Освоение (знаний) Обучение  
Социальная работа Социальная адаптация   Дезадаптация Адаптация Поддержка, сопровождение  
Тренер Развитие Способности + потенциал Дистресс Восстановление Тренировка  
Экстрасенс Благополучие «Поле» Порча, сглаз… Доверие Магические действия  
Священник Святость Душа (дух) Греховность Подвижничество, аскеза Душепопечение  
Моя психотерапия Любовь, радость, красота Чувства, эмоции, эстетические переживания Отсутствие доступа к чувствам любви, радости, переживанию красоты Восстановление контакта с чувствами любви, радости, красоты Эмпатическое слушание, фиксирование внимания на чувствах и эмоциях, культивирование чувств любви, радости, красоты.    
Пырву Вячеслав Самоактуализация (в виде какой-то деятельности своих идей), что принесет радость жизни Предрасположенность и потенции человека (что нравится делать или может понравиться) Невозможность или неспособность актуализироваться (клиент унывает и подавлен) Процесс обнаружения в себе ресурсов, вдохновляющих целей и режим Помощь в поиске ресурсов, поддержка в соблюдении режима  

 

 

Раньше у человека было «право на несчастье», т. е. человек чувствовал одиночество, грусть, тоску, и это считалось нормальным. Человек справлялся сам. Сейчас все больше считается, что человек не имеет права быть несчастным…

 

Общество потребления переходит в общество переживания. Например, человек такого общества покупает джип, в котором нет необходимости (дороги хорошие), для того, чтобы просто почувствовать себя за рулем «крутой» машины. Человек в обществе переживания все время должен принимать решение, что он должен сделать, чтобы получить то или иное переживание. В этом обществе психотерапевты становятся «консультантами по приобретению опыта».

 

Высшая цель и ценность

Отвечая на этот вопрос, мы отвечаем в терминах итогового результата.

В медицине – здоровье пациента. Это – результат. Ради него действует врач.

В педагогике – знания. Это знания ученика.

Соц. работа – социальная адаптация. Например, проблема пожилых эмигрантов: им нужно приобрести множество социальных навыков.

Тренер – развитие спортсмена и т. д..

 

Что произойдет с моим пациентом в самом идеальном случае? Каким он будет, что с ним случится?

 

Пациент станет любящим, добрым, легким, радостным, чувствующим полноту и красоту этой жизни.

 

Другие примеры терапевтических концепций:

Самоподдержка (спокойствие)

Гармония душевного состояния

Самосовершенствование

 

Пример. Приходит родитель с проблемой «не могу найти общий язык с ребенком, с подростком».

 

Самоподдержка. Это обретение человеком способности самому, своими силами справляться с жизненными обстоятельствами.

 

Есть реплика клиента, есть теория, и нужно, чтобы фраза учитывала то, что сказал клиент (плюс теория).

 

Секрет терапии: как сядешь, так будет и работа идти.

 

Предмет или антропологический образ. У каждой из этих профессий складывается свой образ объекта. Человек как объект многих профессий представляется по-разному.

 

Например, врач видит человека как организм. Т. е. врач думает о человеке в терминах организма. Врач оценивает походку, смотрит на цвет лица, слышит дыхание и т. д. На основе этого выстраивает различные гипотезы.

 

Продуктивный процесс. Например, врач думает, что в организме есть некий продуктивный процесс, который приводит к здоровью, и таблетка ему только поможет. Т. е. с помощью таблетки мы только запускаем целебные процессы в организме.

 

Д. з.

1. Дописать свою теорию. Дать краткое объяснение каждому пункту.

2. Провести сеанс сам с собою (письменно), пытаться воплотить свою теорию. Писать комментрии.

3. Психотехнические инновации. Опыт работы с собой покажет, что моя теория может быть усовершенствована. Далее описать одну инновацию, которую я ввела в изначальную теорию после опыта с самим собой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.