Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЛЛЮСТРАЦИИ 12 страница. В заключение скажу – я не стала бы слишком разбираться в метафизических определениях отцов церкви об Естествах Христовых






В заключение скажу – я не стала бы слишком разбираться в метафизических определениях отцов церкви об Естествах Христовых, тем более что во многих из них есть своя истина, ведь среди Богословов были и светлые умы.

Мне казалось, что следовало привести постановления Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые будут все прогрессировать[161]. Постановления выносились не отдельными светлыми умами, но представителями невежественного большинства, и вот это обстоятельство и следовало бы подчеркнуть, ибо именно эти постановления и сделались впоследствии догмами нашей церкви. Ведь Григорий Великий, Великий Архиепископ Владыка Иоанн Златоуст в свое время были гонимы своими же иереями <...> [162]

Также совершенно необходимо включить постановление Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о перевоплощении и предсуществовании души. Интересны также и движение иконоборчества, и все прения вокруг коленопреклонения и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий места, явно указующие о перевоплощении?

Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди – «Блаженны нищие духом, ибо...» – это одна из самых глубоких заповедей по смыслу. Именно в этом завете указуется необходимость смирения в самоотверженном подвиге, отсутствие всякого самомнения и самодовольства, также и отказ в сознании или в духе от всякого стяжательства, собственности и привязанности к преходящим вещам. Именно на этом отказе в сознании или в духе так настаивают все великие Учителя Древности и Учение Живой Этики. Помните пример двух учеников. Один не имел вещей, но Учитель упрекал его за привязанность к собственности, другой же жил в окружении вещей и не заслужил порицания Учителя.

Также заповедь Христа – «что Бог сочетал, человек да не разлучит» – отзвучит и в словах Великого Оригена – «многие жены незаконно живут с мужьями своими». Это все тот же великий закон, переданный Великим Платоном в его половинчатых душах. Но это не для книги.

Может быть, кто-то любопытствующий скажет: поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими»[163]. Тайны Духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о Несказуемом».

Сейчас мне прислали друзья из Дома Книги в Париже книгу «Борьба Религии с Наукой» Э.Уайта, перевод Вейса, Огиз, Государственное Издательство, Москва, 1936. По-видимому, труд серьезный и очень для Вас полезный.

Возвращаюсь к Вашему письму от 26 марта. Вы совершенно правы, что нельзя привлекать пугливые элементы. Много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашие может приблизиться к Свету и вместить Истину. Также прекрасны Ваши ответы сеятелю сомнений. Прискорбно то, что Вы пишете о дамах. Истинно, враги человеку – домашние его.

Должна кончать письмо. Книгу Вашу отсылаю медленной почтой. Примусь за чтение вышеупомянутой книги. Если найду что-либо интересное, постараюсь найти время поделиться с Вами.

Каждый день приносит новые вести с родины. Очищение идет радикальное.

Так сужденное придет.

Со всею бережностью и мудростью продолжайте, дорогой Евгений Александрович, Вашу высокополезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы. Привет сердца Вам и Вашим ближайшим сотрудникам. Радуюсь за д-ра Рудинского. Спасибо за присланную группу, но я предпочитаю иметь всех по отдельности, в группе излучения очень смешиваются.

Всего Светлого и радостного.

Е.И.Рерих – К.И.Стурэ

28 мая 1937 г.

Глубокоуважаемый Карл Иванович, отвечаю на Ваше письмо, начатое в декабре и законченное 14 февраля. Признаюсь, что нотка пессимизма, звучащая в нем[164], немного огорчила меня. Трудно мне представить, чтобы среди молодого и такого чистого народа было так мало отзывающихся на Высшие идеалы, особенно среди молодежи. Может быть, Вы встретились со случайными неудачными группировками? Лично нам приходится сейчас радоваться количеству людей, прислушивающихся к новым мыслям, новому подходу к жизненным задачам. Конечно, все приближаются разными путями, но несомненна наличность устремления к новому и светлому, главное, более синтетическому восприятию жизни.

Так же как и Вы, приветствуем от всего сердца развитие Вашей чудесной страны. Отрадно было читать описание сооружения и украшения городской площади в Вашем городе при коллективном участии всего населения. Именно такие кооперативные начинания слагают новую ступень сознания народа – осознание общего сотрудничества на пользу своей страны. Пусть будет светло начинателям таких благих движений.

Не сомневаюсь, что и школьная программа получит в ближайшем времени самое серьезное внимание со стороны светлых умов, и многие советы Живой Этики войдут в жизнь школьной молодежи.

24 мая получили две чудесные книги – книгу о Феликсе Денисовиче и «Тайную Доктрину», первый том. Обе изданы превосходно. Сердце полно признательности к членам Общества, взявшим на себя, как Вы правильно пишете, «великое дело – издание книг Учения». Сейчас уже начала высылать им книгу «Братство». Первый том будет издан обычно, второй останется лишь в пяти рукописных копиях.

Опасаюсь, как бы Рихард Яковлевич не умучился, ведь на нем лежит главная работа по изданию этих книг. Одна «Тайная Доктрина» должна была взять от него немало сил. Второй том уже закончен мною и тоже отослан в Ригу.

Вы пишете, что любите гармонию, но сердце еще не влечет Вас в Общество. Вы правы, нужно всегда прислушиваться к этому голосу, и потому не следует ни в чем насиловать себя. Каждый должен идти своим путем.

Должно быть, много радостных часов приносит Вам разбор сочинений Шиллера и особенно Гете, у последнего столько изумительных страниц глубокого проникновения в тайны Бытия. Недавно я где-то прочла приведенные его слова, сказанные им незадолго до смерти, и очень оценила их; привожу не дословно, но лишь смысл: «Достиг я почестей и признания, но одно осталось недоступно мне – это право говорить то, что думаю». Многим часто приходится вспоминать их. И чем больше человек, тем дальше от него это право. Вот и в Учении сказано: «Йогу все можно и в то же время все нельзя». Многие ли поняли весь глубокий смысл этого изречения?

Надеюсь, что мечта Ваша и супруги Вашей уже на пути к осуществлению и Вы с новым приливом радости и бодрости продолжаете самое насущное дело – воспитание и образование молодых душ, строителей будущего нового мира. Ведь столько можно и нужно сделать в этой области!

Так в радости грядущей Новой Эпохе на основе широкого сотрудничества шлем Вам и супруге Вашей всего самого светлого. Спасибо за присланную семейную группу.

Искренно уважающая Вас.

 

Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам

Май 1937 г.

Родные и любимые наши, пришли Ваши письма от 13 по 19 мая. Правильно пишет Радночка, что если предатели занимаются уисперинг кампень[165] где только могут, доказательства чему приходят к Вам и нам с разных сторон, то мы должны покрыть этот вред самым широким осведомлением о всей творимой гнусной клевете и несправедливости. Именно, как было Указано с самого начала – осведомлять как можно шире, затрагивая самые разнообразные круги, – в этом заложена основа нашей победы. Так радовались, что Вам удалось повидать несколько указанных лиц. Спасибо, родные! Вы не можете представить себе, как томились мы тем, что обстоятельства мешали Вам выполнить Советы. Чтобы облегчить Вам эти посещения, ввиду Вашей занятости уже давно Указано действовать где поодиночке, где вдвоем или втроем. Главное – выполнить Совет. И при этом нужно помнить, что лучшим исполнителем будет тот, в ком горит уверенность в успехе. Психическая энергия может проявляться лишь при мужестве и доверии. Вот почему в книгах Учения так настаивается на развитии в себе этих двух основных качеств духовности. Также не забудем, что успех может выражаться во многих видах, иногда он даже не будет немедленно явным, но впоследствии скажется чем-то весьма существенным. Итак, родные, лишь выполняя в срок Советы, можем мы рассчитывать на яркую победу. Так пусть будет постоянное движение и осведомление. Кто знает, когда, где и в ком можно встретить полезнейшего человека. Но всякий застой есть разложение.

Так радовались, что, несмотря ни на что, Школа существует и дает прекрасные результаты.

Также порадовались и сообщениям из Лондона о деятельности «Пресса». Конечно, мы очень хотели бы слышать это от самой Франсис. Между прочим, существует ли г-жа Дюбуа?

Еще раз обнимаю Радночку за твердость, выказанную ею при показаниях. Именно при таком состоянии духа все обращается на пользу. И разве не замечательно было подтверждено показание Радночки экспертизою Стейна? Радночка, наш верный страж, пусть примет нашу глубокую признательность и радость сердца. Родные, доживем до Праздника.

Раз влияние Глиина и блеск растяжимого миллиона ослепили пресловутую честность Макса, то тем более важно посещение видных адвокатов и деятелей, чтобы ознакомить их с истинным положением дела. Их мнение дойдет до чьих-то ушей. Также права Амридочка, не выступая сейчас открыто со своим делом. Пусть оно будет про запас. Гораздо сильнее можно говорить о нем, посещая полезных лиц. Таков СОВЕТ.

Тревожит нас намерение Плаута торопить дело с налогами и манускриптами. Мы знаем Совет о всяком протягновении, и потому такое ускорение с нашей стороны может быть опасным. Как хотелось бы, чтобы наши адвокаты поняли это. Все еще не имеем ответа от американского консула. Вероятно, он уехал в отпуск. Послали сегодня телеграмму. Но, конечно, ехать давать депозишен[166] я не могу, это было бы самоубийством. Сейчас всюду самое жаркое время, но даже и без жары я не могу спуститься в долины. Ноги мои даже на нашей высоте так отекают, как тумбы. Ведь только недавно у меня были сильнейшие сокращения в сердце. Потому необходимо затянуть дело с манускриптами. Родные, постарайтесь намекнуть деликатно о протягновении всем, кому это необходимо знать.

Родные наши, прошу Вас, насколько возможно храните спокойствие, утвердитесь в духе, что Вы совершаете подвиг, и потому с мудрою радостью принимайте нападения, зная в сердце, что Высшая Помощь будет послана Вам.

Мы с Вами подошли к Учению не из корыстных целей, но ради возможности роста сознания и приобщения к Великому Служению, ради высших радостей духа. Но разве возможно приближение без несения Подвига? Мы понимаем, что значит подвиг, и знаем, что сейчас – «идем в гору по гладким камням». Снова и снова вспоминается сновидение, как я подымаюсь в темной пещере по отвесной базальтовой скале и отыскиваю рукой какие-либо выступы или шероховатости, за которые уцепиться, и, найдя веревочный поручень, я одной рукой ухватываюсь, а другой ищу следующий. И каждый раз, когда в изнеможении я готова была сорваться, Невидимая Рука прикасалась к моей спине, поддерживая до следующего поручня. До сих пор помню то страшное напряжение и неописуемую боль в сердце. Да, такого трудного положения, как сейчас, у нас не бывало, но это признак близкого разрешения. События так поспешают. Потому, несмотря на все тягости, мудрая радость окрыляет нас, ибо полагаем все мужество, всю готовность и все доверие. Ведь творим не свое дело, но Дело Порученное! Привожу параграф из книги «Братство», который должен быть отнесен к происходящему. «Бешенство – называется ужасное состояние, в которое впадают самостью объятые, ради корысти прикоснувшиеся к высшим Учениям. Невозможно назвать их состояние иначе, нежели бешенством. Пусть врачи исследуют их слюну, чтобы убедиться в патологическом состоянии их организма. Кто-то спросит – не кусаются ли они? Он будет прав, ибо их прикосновение ядовито. Можно назвать много примеров такого безумия. Можно изумляться, с какими мрачными намерениями эти люди приближаются к Светлым Источникам. Можно поражаться, что человек устремляется в отвратительную бездну, но он дальше сегодня не мыслит»[167].

«Кто понимает Братство, как ярмо, пусть скорее отойдет. Кто уныло склоняется перед вратами Братства, пусть скорее вернется обратно. Уметь возрадоваться Братству уже будет радостью мудрою»[168].

Уже три посылки из этой книги отосланы, будет и четвертая. Вышло второе издание русской «Агни Йоги», также получили и первый том «Тайной Доктрины». Издано с любовью. Печать много крупнее, чем в английском издании, и бумага гораздо лучше. Переплет синий, кожаный, с золотым тиснением. Второй том уже набирается. Сейчас мне Указано собирать первый том моих писем. Не думаю, чтобы в этот том вошли письма в Америку. Вероятно, ограничусь ответами корреспондентам, ставившим мне вопросы по Учению. Ведь бывали такие, которые в одном письме умудрялись поставить 34 вопроса. Но я люблю отвечать на вопросы, ибо это помогает и мне кристаллизовать свою мысль. Сейчас Н.К. принес мне список ассетов[169] нашей деятельности за май месяц, список внушительный. Все такие списки, конечно, должны были читаться и храниться в Обществе имени Рериха. Так болит сердце, что многое не могло состояться.

Знаю и понимаю, родные, как Вам нелегко, и потому не в укор это говорю именно Вам, но иногда ясно встает все строительство и все причины, почему многое, имевшее все данные к развитию и успеху, было затушено. Черная зависть и страшное честолюбие невежества трех апостатов, не говоря уже о корыстолюбии, привели к безумию бешенства.

<...> [170] мая получили Совет: «Пусть друзья действуют. Хотя бы повидали 10 лиц из указанных. Но чем больше, тем лучше». Также посещение Вагнера и Копланда все еще полезно. Видала ли Модрочка кого-либо из Филадельфийской группы? У бедной Чайки не все благополучно. Кроме того, она, несомненно, получает анонимные письма против нас. Вероятно, имеются некоторые настроения в группе. Ведь на малое количество серьезно ищущих всегда приводится большинство бабочек и мотыльков. Чайка не писала мне никаких подробностей, ибо она уверена, что я должна их знать! Конечно, с Помощью Великого Владыки я знаю о многом. Именно Владыка перечислил мне обстоятельства, которые так удручают ее. От всего сердца жалею ее и послала ей весть мужества и ободрения. Но, конечно, мне ценно было бы знать именно ее отношение или реакцию на все эти обстоятельства. Она обещала написать, но, вероятно, по ее обычаю, пройдет еще три-четыре месяца, пока она соберется. Так, у всех есть свои трудности.

Да, приближение к Служению нелегко. Лишь твердые духи могут следовать этим путем. Но твердость испытывается страданиями и борьбою с натиском хаоса или тьмы, и как мало тех, кто выдерживает эти испытания! Именно, люди не могут понять, что есть подвиг. Их пугает красота самоотверженности. Малодушная и губительная самость наша подымает свой голос чаще всего перед решительной битвой. Все новые подходящие получают от нас сейчас суровое наставление радоваться борьбе, радоваться каждому препятствию, ибо лишь так они закалят свой дух. Конечно, самая главная борьба – это с нашими недостатками и привычками. И плоды такого сурового требования уже видимы, многие испытывают прилив особого мужества и радости, состязаясь с темными нападениями. Необходимо развивать в себе основы героизма и самоотверженности, иначе не пройти в дни великого крушения старого мира. Я так счастлива, что имеются души, которым не нужен сладкий сентиментализм, губительно отравивший сознания множеств легкомысленных искателей Пути возложения на Махатм.

Родные мои, подумайте, как закалит нас эта борьба против тьмы, потому приложим все усилия, чтобы утвердиться в этом подвиге и одержать победу. Лишь в битве познает человек себя. Именно борьба выявляет все дремлющие качества человека. Пусть качества эти будут высоки!

Последние два прекрасных письма Стокса полны оптимизма. Сердечное спасибо ему за всю оказываемую им поддержку. Пусть будет ему светло за проявляемое им нравственное мужество. Очень редки такие люди в наше время. Компромисс есть девиз умирающего мира. Мужество и устремление к Знанию будут водящими понятиями Нового Мира. Придет оздоровление мира, и вместе с этим сколько здоровой радости познает дух человека. Родные, жду того момента, когда смогу Вас обнять в радости победы Света над тьмою.

Родные, не тревожьтесь никакими событиями. Все они послужат лишь на благо. Ход кармы не остановить, и мудрее, чем в жизни, не бывает. Все предуказанное совершилось в больших размерах, нежели наше воображение подсказывало нам; как было, так и будет. Потому в полном Доверии будем продолжать нашу борьбу. Знаем, что чем больше приложим сил, тем радостнее будет наша победа. Итак, пусть дух радуется, что может принять битву во Имя Великого Владыки – что может быть достойнее и прекраснее!

Сейчас пришли газеты – разрушена Альмериа. Это очень серьезно, ибо после Мадрида я слышала об Альмерии как о следующей вехе. И слышала еще в прошлом году. Ход событий наметился.

Пришло и письмо Радночки от 17-го. Как хорошо было бы, если бы именно «Агни Йога Пресс» начал требовать манускрипты. Конечно, будет видно, как лучше. Книгу «Аум» можно печатать и от Рижского издательства, конечно, в самой Америке можно и просто <...> [171], как издавалась первая книга «Листы Сада Мории».

Очень прошу Модрочку выслать в Ригу все клише с картин Н.К. Они совершенно необходимы для готовящейся русской монографии. Очень прошу исполнить эту просьбу. Также я просила уже давно выслать хотя бы 2 книги «Foundations of Buddhism»[172].

 

Е.И.Рерих – П.О.Горбачевскому

4 июня 1937 г.

Многоуважаемый Сотрудник, поджидала ответ на посланные Вам советы в связи с Вашим здоровьем, но он запаздывает, потому я решила больше не ждать и приняться за обещанный разбор Вашего письма от 20 февраля. Вы правы, что ко мне обращались по поводу «Чаши Востока», но процент усмотревших в этой книге посягательство на их установившееся мировоззрение и возмутившихся этим пока что был ничтожен.

Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний, но этого еще нет; во-вторых, Вы не ставите прямых вопросов, но просто критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы к затронутым в этих письмах вопросам.

Напомню Вам также, что «Чаша Востока», к сожалению, представляет собою лишь незначительную часть большего тома «Писем Махатм к Синнетту», причем часто из целого письма приведено лишь несколько выдержек, что неизбежно должно затруднить неподготовленному читателю понимание многих затронутых тем. Кроме того, следует иметь в виду, что письма эти есть ответы на вопросы, поставленные весьма образованным по тому времени лицом и к тому же отчасти уже знакомым с Восточной философией.

Возражая на Вашу критику, буду следовать порядку изложения в Вашем письме, и для большей ясности ответов придется приводить и смущающие Вас фразы. Также проверю перевод по имеющемуся у меня английскому изданию этого тома.

1. «Теперь от вас зависит решить, что вы желаете иметь – высокую ли философию или же простую манифестацию оккультных сил...» Читатель в Вашем лице отвечает – «хочу и то и другое, ибо манифестация оккультных сил раз и навсегда решила бы вопрос об их существовании». Сочувствуя Вам в этом желании, тем не менее должна сказать, что напрасно Вы думаете, что какие-либо феномены из области оккультного могут в чем-то убедить людей, впервые встречающихся с ними и незнающих ничего об оккультных законах. Таких людей я не встречала. Сама неожиданность проявления этих феноменов и условия, при которых они происходят, часто совершенно не совпадающие с предвзятыми понятиями и представлениями наблюдателей, уже вызывают и подозрения и сомнения, причем предложение о внушении стоит не на последнем месте. Полезно было бы Вам прочесть книгу «Оккультный Мир» Синнетта[173], в которой он описывает многочисленные и замечательные оккультные манифестации при участии Е.П.Блаватской. Но в результате все эти проявления никого не убедили, даже наоборот. Именно за эти манифестации Е.П.Блаватская и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких проделках.

2. Ваш вопрос – «Не является ли величайшая философия тоже манифестацией оккультных сил?» – не лишен некоторой справедливости. Разница лишь в том, что в философии силы эти действуют на соответствующем им ментальном плане, тогда как проявления, долженствующие убедить Неверов, должны быть произведены на плане физическом и приурочены к условиям, доступным неверам и невеждам, требующим их вопреки всяким законам.

Сознания, не понимающие действия скрытых тончайших сил, или энергий, не хотят усвоить, что тончайшие энергии требуют такого же утонченного отношения к ним. Беда в том, что большинство людей подходят к таким явлениям именно с топором и со своими механическими измерениями, но в области тончайших энергий всякая физическая примитивная грубость неприемлема. Впрочем, не мне говорить Вам, что не только каждый план существования имеет свои определенные законы, но каждая область физической науки имеет их и нуждается в соответствующих условиях для желаемого результата.

«Вода, претворенная в вино – не внушение ли?» – спросит кто-то. Вот слепой видит, но подобные явления совершались, совершаются и будут совершаться, и мало-мальски образованный человек понимает, каким образом они совершаются. Кто будет отрицать чудеса Христа? И не знаем ли мы из тех же Евангелий, что «и не совершил там многих чудес по неверию их»? Так и Самому Христу нужны были определенные условия для совершения чуда. Но для нас чудеса Христа были, главным образом, в новом сдвиге сознания и новом утверждении Подвига. Теперь скажите, многие ли из желающих убедиться в проявлении оккультных сил на нашем физическом плане обладают и необходимыми качествами своих излучений (аурой), чтобы способствовать к созданию необходимой для этого среды? Не кажется ли Вам, что излучения людей чаще пресекают всякую возможность или же, в лучшем случае, искажают и понижают качество феноменов? О непригодности оккультных манифестаций для убеждения людей изложено очень ясно в отрывках из первых писем Махатм, приведенных в «Чаше Востока».

Часто подходящие с топором к тонким явлениям забывают, что одно прикосновение тончайшей энергии может их испепелить.

Впрочем, в наше время во многих странах уже существуют Общества Психических Исследований, где при помощи медиумов изучаются так называемые спиритические феномены. Также в некоторых странах уже открыты отделения при университетах для изучения психических феноменов. И, несмотря на это, огромное большинство продолжает сомневаться в существовании их. Имеется и большая литература по спиритизму, конечно, все это в странах, где свобода совести и мысли менее задушена всякими ревнителями порядков старых и новых.

Но так как Вы отослали «Марфу манифестировать на кухню», то я, в свою очередь, приведу Вам параграф из Восточной Мудрости: «К великому Учителю пришел ученик, требовавший чуда – " после чуда верую". Через некоторое время Учитель показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: " Теперь я готов принять твое Учение". Но Учитель грустно улыбнулся и сказал: " Теперь ты мне больше не нужен"»[174]. – Предоставляю Вам выводить Ваши заключения.

Страница 31. «Теолога мы спросим, что препятствует его Богу, раз он признанный создатель всего сущего, наделить материю способностью мышления? Получив ответ, что, очевидно, ему не понравилось это сделать...» На это Вы замечаете, что «так ответил бы автор, будучи теологом, потому что культурный и просвещенный теолог не только не препятствовал бы " своему" Богу сделать это, а даже поощрял бы к тому...», и, приведя пример Преподобного Сергия Радонежского, разговаривающего с медведем, и Франциска Ассизского и кончая примером ответных вибраций в камне, Вы делаете вывод – тогда «вся дальнейшая постройка автора рухнула бы». Но вот рушения этого я и не вижу, ибо ни Сергий Радонежский, ни Франциск Ассизский богословами не были, также не исключительные Духи или отдельные светлые умы среди богословов (по сей день еще преданные анафеме) имеются здесь в виду, но большинство теологов, ныне власть имеющих прощать и карать. Именно наследников того большинства, которое участвовало в Соборных постановлениях, ставших догмами в нашей церкви. И среди таких догм наиболее поражающая есть обособление Бога от Вселенной, или отделение Его от Материи. Ведь восточный Пантеизм особенно ненавистен нашим церковникам. И я была рада услышать от Вас, что имеются среди них такие, которые приняли в сознание Величественный Пантеизм, лежащий в основании Восточной Философии. Но если известные Вам просвещенные богословы принимают Бога как Божественное Начало, разлитое во всем сущем, то как обошлись они с Единородным Сыном и Вторым Лицом Троицы, беспорочным зачатием и т.д.? Я имею корреспондентов среди архиепископов, и мне очень хотелось бы знать и точку зрения Ваших просвещенных богословов.

Следующее Ваше замечание тоже поразило меня, может быть, Вы поймете почему, но продолжу дальше.

Страница 33. «Наши представления о зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра...», далее Вы на примерах выражаете свои недоумения. Здесь мне приходится напомнить, что Вы захотели остаться у ног Учителя ради величайшей Философии, но для этого даже не позаботились запастись ни необходимым для этого знанием, ни выражениями, приличествующими в присутствии Учителя. Без основательной подготовки нельзя подойти к высшей математике, так и Высокая Философия не приложима к обиходным рассуждениям. Чтобы понять вышеприведенное утверждение о зле, нужно вполне освоиться с Восточной Мыслью, знать первоосновы – именно существование Единой (Абсолютной) Трансцендентальной Реальности, ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной, иллюзорность, или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ, всего Проявленного. Когда Вы продумаете эти положения, то Вы поймете, почему не может быть зла как такового в Высшем Аспекте Совершенного Бытия. Несовершенство, или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ, может быть постигаема лишь при существовании понятия Единой ВЕЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Вы поймете, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту или иную окраску, то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней познания, столько и качеств проявлений.

Но спустимся к ближайшим к нам планам. Несомненно, в мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство сознания при свободной воле породило все виды зла. И понятие жертвы синхронично с первым проявлением зла. Также правильно, что есть жертвы сознательные и жертвы бессознательные. Но я не согласна с приведенным Вами примером из русской революции. Конечно, в обычном понимании это – жертва злобы и невежества, но человек, знающий действие непреложных космических законов, поймет, что можно быть жертвой своих же прошлых проступков. Истинно, каждое проявление имеет несколько аспектов, и потому оно неизбежно будет относительным.

Страница 32. «Другими словами, мы верим только в материю...», а на страницах 39/40 – и «только таким образом, а не иначе, именно укрепляя и утончая эти таинственные звенья симпатии между разумными людьми – временными разобщенными частицами мировой и космической Души, – приближаются они к полному согласию. Раз это установлено (что?), тогда только эти пробужденные симпатии действительно послужат на соединение человека с тем, что за недостатком европейского научного слова, которое могло бы передать мысль, я опять-таки принужден описать как ту динамическую цепь, которая связывает материальный мир с нематериальным Космосом...». – «Это, поистине, называется, что начал за здравие, а кончил за упокой» – таково Ваше скорое заключение. И оно мне показало, что Вы невнимательно прочли книгу и выбрали отдельные слова и утверждения, почему-либо Вас задевшие, но имеющие лишь косвенную связь между собою. Именно, взяли фразу на странице 32 и связали ее с мыслью, изложенною на странице 40.

Неужели так трудно усвоить точку зрения Востока, что Дух и Материя едины? Что все произошло из Единого Элемента ДУХО-МАТЕРИЯ? Что Материя есть лишь дифференциация Духа и что Дух, лишенный Материи, не имеет проявления, иначе говоря, не существует? Ведь и в действиях и в мышлении мы отделиться не можем от материи, мы обращаемся к высшим или к грубейшим видам той же материи. Материя, или тончайшая субстанция ДУХО-МАТЕРИЯ, беспредельна в своих дифференциациях и проявлениях, но с чистым духом оперировать нельзя. Ведь даже Свет есть лишь материя в движении. Неведение все разъединяет и разлагает, но великое знание Востока все объединяет и синтезирует. Западное сознание настолько привыкло на протяжении тысячелетий все делить на материальное и нематериальное, или физическое и духовное, что трудно в беседах с ними совершенно изъять эти термины. Автору письма приходилось все время приноравливаться именно к западному сознанию прошлого столетия, с трудом усваивавшему не только новые понятия, но даже просто более подходящие термины для тех же старых понятий. И в приведенной Вами выдержке, выражаясь современным языком, мы сказали бы вместо «нематериальный Космос» – «Космос тонких субстанций или энергий». Ведь при современном энергетическом мировоззрении материя потеряла свою прежнюю плотность. В науке Мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем.

Вы недоумеваете, что хотел Автор сказать словами – «Раз это установлено...» Но ведь все предыдущее в этом письме поясняет «это». Именно на той же странице письма указывается, что, прежде чем пытаться решать высшие проблемы Евклида, ученик должен изучить элементарные правила арифметики. И только его успешность в усвоении первоначальных основ Сокровенного Знания приведет его к пониманию великой Мысли Востока. И только таким образом, постоянно укрепляя и утончая нити симпатии, или, иначе говоря, объединяя сознания разумных или знающих людей, возможно приблизиться к взаимному пониманию и согласию, и только тогда могут быть открыты им космические законы, соединяющие мир физический с миром Тонким, или потусторонним. Гармония есть Закон Мира Высшего. Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь гармонического завершения, положенного для земной эволюции, именно когда он научится сознательно действовать в этих естествах на соответствующих трех планах бытия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.