Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сведения о районе путешествия






Отчет

О водном туристском спортивном путешествии

Пятой категории сложности по реке Снежная (Прибайкалье)

2 августа – 25 августа 2013 г

Маршрутная книжка № 58 /13

Руководитель группы: Пластинин Николай Владиславович

 

 

- Екатеринбург 2013 -

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. справочные данные о путешествии................... 3

2. список участников............................ 4

3. краткая характеристика района..................... 5

4. техническое описание маршрута.................... 14

5. итоги и выводы..............................27

6. смета расходов.............................. 27

7. приложения:................................29

8. литература:................................47

9. рецензии и заключение мкк....................... 48

 

выложен на вебсайте https://turclub.clan.su/load/


1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ

 

 

1.1 Район путешествия: Хамар-Дабан, Прибайкалье (Российская Федерация).

1.2.Нитка маршрута: г. Екатеринбург – Улан-Удэ – п. Баянгол – перевал Бархе-Даба – сплав по р. Снежная от реки Шибетуй до п. Выдрино с обносом препятствий 29, 87-90 и радиальным выходом на водопад Грохотун и Соболиное озеро – г.Слюдянка – г. Екатеринбург.

1.3. Протяженность активной части маршрута – 167 км, из них: сплав – 148 км, пешком – 19 км (радиальный выход – 15 км, обносы катамаранов и вещей – 4 км).

1.4. Продолжительность путешествия: 20 дней, из них на активной части – 13 дней.

1.5. Время путешествия: 2 августа – 28 августа 2013 года

1.6. Вид туризма: водный

1.7. Категория сложности: пятая

1.8. Проводящая организация – Уральский Федеральный Университета им.Б.Н.Ельцина, Клуб туристов УрГУ, г. Екатеринбург, пр. Ленина 51

1.9. Маршрут рассмотрен Областной и зональной туристско – спортивной МКК Туристско – спортивного союза Свердловской области.

1.10. Место хранения отчета – Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга, ул. Радищева 51, офис 8, www.turist-club.ru, turist-club@ural.ru, тел. (343)2124303, 2122028, 2125322(факс).

1.11.Маршрутная книжка № 58/13


2.1. Состав группы.

ФИО Год рождения Судно Тур. подготовка Обязанности в группе
  Пластинин Николай Владиславович   2К1 капитан 6ВУ Зап.Саяны, 5ВР Зап.Саяны руководитель
  Крылова Виктория Валерьевна   2К1 3ВУ Алтай Медик
  Зырянов Михаил Николаевич   2К2 капитан 4ВУ Алтай, 2ВР Ср. Урал Зав. снар.
  Ржендинская Татьяна Владимировна   2К2 3ВУ Алтай Завхоз
  Эльмик Игорь Сергеевич   4К1 капитан 6ВУ Ср. Азия, 3ВР Алтай Рем. набор
  Ярославцев Алексей Алексеевич   4К1 5ВУ Алтай фотограф
  Гребенщиков Александр Арисович   4К1 5ВУ Алтай хронометрист
  Горяева Юлия Юрьевна   4К1 4ВУ Алтай Финансист

 

2.2. Таблица прохождения участниками препятствий 5 к.с.

 

№ препятствия     59(1) 59(2)     112(1) 112(2)
к.с.                
Пластинин Н.В. 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1
Крылова В.В. 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1 2К1
Зырянов М.Н. 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2
Ржендинская Т.В. 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2 2К2
Эльмик И.С. 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1
Ярославцев А.А. 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1
Гребенщиков А.А. 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1
Горяева Ю.Ю. 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1 4К1

 

 


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

3.1. Географическое положение
Территория, по которой проходило путешествие, относится:

  • в общегеографическом смысле – к Восточной Сибири, более конкретно – к Прибайкалью;
  • в орографическом – к горной стране, обычно именуемой «хребет Хамар-Дабан»;
  • в административном – к территории республики Бурятия и Иркутской области. Т.е. начало маршрута находится полностью на территории Бурятии, а по низовьям реки Снежной как раз проходит граница между этими субъектами федерации.

3.2. Рельеф
Хребет Хамар-Дабан представляет собой сильно расчлененную горную систему, занимающую площадь свыше 30 тыс. км2 и относящуюся административно к Бурятии и Иркутской области. Окаймляя с юга озеро Байкал, он имеет субширотное направление и состоит из нескольких ветвей – «малых хребтов»: Хамар-Дабан, Хангарульский и Малый Хамар-Дабан, а те в свою очередь разделяются на «хребтики» более низкого порядка. Вся горная страна вытянута с запада на восток от долины р. Иркут до нижнего течения р. Селенга на 350 км, ширина горного массива достигает 80 км. Самые высокие точки: г. Хан-Уула – 2371 м, Уругудейский голец – 2358 м, г. Сахар – 2323 м, г. Маргасан – 2253 м. Вершины округлые или плоские с отдельными останцами высотой 5-8 м. Изредка встречаются остроугольные гребни и вершины. Средние высоты хребта Хамар-Дабан 1500–1800 м.

Цепи гор, расположенные ближе к Байкалу, чисто альпийского типа с остроконечными пиками и гребнями. В глубине горного массива преобладают некрутые округлые гольцы, которые к югу и юго-востоку постепенно уменьшаются по высоте.

Во время пешей части маршрута группа пересекла Хангарульский хребет (пер. Берхе-Дабан, 1816 м). Река Снежная в своей порожистой части пересекает «основной» хребет Хамар-Дабана; здесь горный характер местности и образует основные препятствия для сплава по реке.

3.3. Климат
Сооружения горного хребта Хамар-Дабан (с продолжением в виде Большого Саяна) разделяют районы Южного Прибайкалья на 2 зоны с различными климатическими условиями. Озеро сильно смягчает климат на Байкальском (северном) склоне хребтов. В зимнее время здесь господствует общий сибирский антициклон, имеющий общеконтинентальное значение. В переходные сезоны и, в особенности, в летнее время климат соответствует типично приморским районам при существенно более низкой средней температуре. Южный склон почти полностью сохраняет континентальный климат и в летний период, что является причиной формирования лесостепного, степного и полупустынного ландшафтов, в то время как Байкальский склон целиком относится к горно-таежному ландшафту.

Зима здесь (ноябрь-апрель) холодная, малоснежная. Днем – 13–22° ниже нуля, ночью – –25–28°. Устойчивый снежный покров – с начала ноября, достигает к концу зимы высоты 0, 5 м, в лощинах до 1м. Большинство склонов гор лавиноопасны. Снежный покров сходит в марте, апреле.

Весна (апрель-май) короткая, сухая, ветренная. Температура днем 8–10°, ночью заморозки до –5°. Осадки в виде кратковременных дождей и снега.

Лето сухое, короткое. Температура днем 20–28°, ночью до 6°. Осадки – в виде ливневых дождей с грозами.

Осень (сентябрь-октябрь) безветренная и ясная. Днем температура 5–15°, ночью не более 8°. Осадки в виде снега возможны уже в сентябре.

3.4. Растительность и животный мир
Резкая расчлененность рельефа, неоднородность почв, изменение климатических условий обуславливают пестроту растительного мира. Преобладают хвойные леса: наиболее распространена лиственница (сибирская, даурская), на втором месте – сосна, за ней – ель. Из лиственных чаще всего встречается береза. На склонах хребта, обращенных к Байкалу, нижняя граница леса местами проходит на высоте 1100 м. Вблизи верхней границы лесного пояса (1600–1700 м) леса сильно редеют и сменяются предгольцовым редколесьем. Для гольцовой зоны характерны небольшие островки кедрового стланника и все разновидности горных тундр. Лишь изредка встречается небольшие участки субальпийских и альпийских лугов.

Разнообразен животный мир хребта. Здесь водятся: медведь, изюбр, лось, кабарга, волк, соболь, белка, заяц и др. Из птиц – кедровка, сойка, дятел, куропатка, глухарь. В реках много рыбы: хариус, ленок, таймень, окунь, щука.

3.5. Экономика, культура, сведения о магазинах, транспорте, медицине
Большая часть путешествия проходила по Закаменскому району Бурятии; в нижнем течении Снежной также частично затронуты Слюдянский район Иркутской области (левый берег реки) и Кабанский район Бурятии (правый берег).

Заброска на маршрут проходила через города Улан-Удэ, Закаменск и село Баянгол, выброска – через поселок Выдрино, города Слюдянка и Иркутск.

Г. Закаменск – центр одноименного района Бурятии, с населением около 13 тысяч человек. Экономика города изначально (в 30-е годы XX века) строилась на Джидинском вольфрамо-молибденовом комбинате, благодаря которому он в советские годы являлся крупнейшим горнорудным центром региона. В настоящее время комбинат закрыт, но на его базе работает несколько частных предприятий. В городе и окрестностях имеются также золотодобывающие и деревообрабатывающие предприятия, процветает сельское хозяйство. В туристском плане Закаменск представляет собой интерес в основном как перевалочный пункт для путешествий на Хамар-Дабан. В отвалах местных рудников можно найти интересные образцы минералов.

С. Баянгол (в прошлом – поселок городского типа) ранее также был центром горнорудной промышленности. Здесь производилась добыча угля и работала электростанция районного значения. В настоящее время в селе проживает около 1, 5 тысяч человек. Для туристов также не представляет особого интереса, разве что наличием последних на пути следования магазинов и фельдшерского пункта.

С. Выдрино (в прошлом – также п.г.т.) находится на южном берегу Байкала, при пересечении Транссибирской магистрали с рекой Снежной, на правом берегу реки, с бурятской стороны. Железнодорожная станция, в прошлом – лесоперевалочная база с лесопильным заводом, в настоящее время здесь организовано производство по розливу байкальской воды. Помимо того, что это конечный пункт сплава по Снежной, для туристов село интересно также как начальный пункт маршрута к Соболиным озерам. Здесь также имеется Музей боевой славы имени Быкова И.И. – местного уроженца, полного кавалера ордена Славы. Население с. Выдрино – около 5 тысяч жителей.

Г. Слюдянка – расположен на юго-западном побережье озера Байкал. Районный центр Иркутской области. Население – около 20 тыс. человек. Транспортный узел (станция и локомотивное депо на Транссибирской магистрали), центр добычи и переработки слюды и добычи мрамора, имеется рыбоконсервный завод. Этот город – перевалочная база и отправная точка для многочисленных туристских маршрутов (пеших, лыжных, водных и т.д.) по Хамар-Дабану и Восточному Саяну. Здесь (ул. 40 Лет Октября, д. 1Б, тел. (8-39544)-51-9-11) находится поисково-спасательный отряд МЧС, где зарегистрированным группам необходимо сделать необходимые отметки. На территории «спасаловки» также можно за умеренную плату (от 100 руб./сут.) переночевать, просушить снаряжение и т.п.

Главным памятником архитектуры города считается здание вокзала, облицованное нешлифованным мрамором. Другие примечательные здания – старинная водонапорная башня и деревянная церковь. В локомотивном депо работает краеведческий музей. В зимнее время поблизости работает горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Ну и, конечно же, здесь можно посетить байкальский пляж.

В последние годы в городе появилась еще 1 достопримечательность – частный музей минералов «Жигалов и Ко», по адресу: 665903 Иркутская обл., г.Слюдянка, ул. Слюдяная, 36. Доехать до него можно на маршрутке (ост. РУДО), дальше пешком по ул. Слюдяной. Директор – Жигалов Валерий Алексеевич; телефоны: 8 395 44 53 4 40 (Жигалова Любовь Михайловна), 8 395 44 53 5 60 (Света). Здесь также можно переночевать (стоимость от 150 руб./сут.) и просушить снаряжение.

Г. Иркутск – крупнейший областной центр Восточной Сибири, основан в 1652 г. С 1764 г. Иркутск становится губернским городом, а с 1803 года резиденцией генерал-губернатора Сибири. Сохранились архитектурные памятники XVII–XIX веков. В городе расположены 4 театра, цирк, филармония, несколько музеев, более 10 кинотеатров. Население – около 600 тыс. человек.

Иркутск – центр машиностроения, слюдообработки, производства стройматериалов, хорошо развита пишевая и легкая промышленность. Это крупный транспортный центр: пристань на реке Ангара, аэропорт (прямые рейсы в Москву и другие города), большой железнодорожный узел на Транссибирской магистрали.

3.6. Речная сеть
Весь район Хамар-Дабана покрыт густой речной сетью, основной источник питания рек – дожди. Густота речной сети – 0, 6–0, 8 км/км2.

Вскрываются реки в конце мая, первая половина лета бывает сухой, во второй –ливневые дожди. В конце сентября наступает ледостав. Летом температура воды в реках не более 6–10°. Зимой характерно промерзание русел рек, образуются наледи. На реках часто встречаются каньоны с отвесными многометровыми стенами и живописными скалами. Почти все реки берут начало в подгольцовой и гольцовой зонах. В большинстве своем реки пригодны для сплава на туристских судах лишь на небольших участках нижнего течения.

Наибольший интерес представляют данные о характере паводкового режима рек в период летних дождей в июле-августе. По многолетним наблюдениям, в течение месяца в среднем происходит 2–3 паводка. Колебания уровня воды при этом часто превышают 1 м. Средние, многолетние характеристики: скорость подъема воды – 0, 5–1, 5 м в сутки, продолжительность стояния уровня – 0, 5–1 сутки, продолжительность спада – 3–5 суток. Средняя продолжительность паводка – 8–10 дней. Запаздывание изменения уровня в реках относительно времени выпадения осадков составляет в среднем 5–10 часов, однако картина водного препятствия может сильно измениться на протяжении одной разведки длительностью порядка часа.

Таким образом, за время похода туристы почти неизбежно сталкиваются с 1–2 значительными подъемами воды, особенно в июле.

Наиболее значительными являются реки с площадью водосбора более 500 км2 (с запада на восток): Зун-Мурин, Утулик, Хара-Мурин, Темник, Снежная. Их общие характеристики приведены в следующей таблице.

Название Бассейн Длина, км Площадь водосбора, кв. км Среднегодовой расход воды, куб. м/с
Зун-Мурин р. Иркут      
Утулик оз. Байкал      
Хара-Мурин оз. Байкал      
Снежная оз. Байкал      
Темник р. Селенга      

3.7. Туристские возможности района (водный туризм)
Водными туристами пройдены основные реки района хр. Хамар-Дабан: Снежная, Зун-Мурин (с притоками Хангарул и Большой Ургэдэй), Утулик, Хара-Мурин, Темник.

Все они пригодны для сплава на различных судах. В техническом отношении препятствия рек достаточно сложны: на всех есть пороги, которые при определенном уровне воды оцениваются 5–6 категориями трудности. Наиболее просты Зун-Мурин, Темник. Из-за малой протяженности категорийность походов по ряду рек снижается; для ее повышения туристам приходится делать связки из 2–3 рек. Нитки большинства маршрутов идут по ненаселенной местности, без развитой дорожной сети. Подходы к рекам достаточно протяженны: 35–100 км. На некоторых реках (например, Снежной) встречаются водопады.

Классифицированные туристские маршруты приведены в следующей таблице.

Река, связка рек Категория сложности Макс. категория трудности препятствий: средняя/высокая вода
Ара-Буректай–Снежная   6/6
Джида    
Зун-Мурин   5/6
Зун-Мурин–Снежная   6/непроход
Зун-Мурин–Утулик   5/6
Зун-Мурин–Хара-Мурин   6/6
Снежная 6/непроход.
Снежная–Темник   6/непроход.
Темник   4/5
Утулик   5/6
Утулик–Хара-Мурин   5/6
Хангарул–Зун-Мурин   5/6
Хангарул–Зун-Мурин-Снежная   6/непроход
Хангарул–Зун-Мурин–Утулик   5/6
Хангарул–Зун-Мурин–Хара-Мурин   5/6
Хара-Мурин 4-5 6/6
Хара-Мурин–Снежная 5-6 6/непроход.

3.8. Гидрологическая характеристика р. Снежная
Река Снежная – самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Она берет начало с горного массива Тыргын, близ горных перевалов Сангин-Дабан и Дабан-Утулик, с высоты около 2300 м. Река по площади бассейна (3020 км2) и наибольшему расходу воды (190 м3/сек) стоит после таких гигантов, как Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Средняя высота бассейна Снежной – 1470 м. Местное название реки «Удулха» – рыбная река.

Водный режим Снежной характеризуется резкими колебаниями уровня воды летом, двумя минимумами в весенний и осенний период, а также устойчивым уровнем зимой. Вскрытие реки начинается в начале мая, в верхнем течении лед тает на месте, а в низовьях бывает кратковременный ледоход. В мае начинается незначительный подъем уровня воды, который сменяется резкими подъемами в период летних дождей. В летние месяцы сток реки определяется в первую очередь осадками, причем это поверхностный сток, четверть – подземный. По многолетним наблюдениям в течение июля и августа происходит в среднем 2-3 паводка. Колебания уровня воды при этом в среднем составляют 0, 5-1, 0 м. Интенсивные ливневые дожди нередко повышают уровень воды и на 1.5-2.0 метра в среднем и нижнем течении реки. Средние многолетние характеристики скорости подъема воды 0.5-1.0 метра в сутки, продолжительность спада 3-5 суток.

На своем пути от истока до впадения в Байкал Снежная преодолевает 173 км со средним падением 8, 7-8, 8 м/км, причем основное падение приходится на участок среднего и нижнего течения, после того как река резко поворачивает на северо-восток (после впадения правого притока Орто-Оглок), прорываясь к Байкалу. На этом участке находится двенадцатиметровый водопад Хырмын-Дулю и два сложных порога " Жаба" и " Снежинка". Ниже, общее направление реки меняется на северное.

Средний расход воды в точке возможного начала сплава – около 15, в устье – около 80-100 м3/сек.

Основные гидрологические характеристики приводятся для водомерного поста, расположенного в селе Выдрино на расстоянии 2 км от устья Снежной и взяты из [5].

Площадь водосбора: 3020 кв. км.(выше водомерного поста – 3000 кв. км).
Средняя высота водосбора: 1470 м.
Средний уклон реки: 8, 7–8, 8 м/км.
Длина водотока: 173 км.
Количество притоков длиной менее 10 км: 193.
Общая длина притоков длиной менее 10 км: 373 км.
Количество озер: 103.
Общая площадь озер: 3, 56 кв. км.
Густота речной сети бассейна: 0, 77 м/кв. км.
Средний многолетний модуль стока: 17, 8 л/(с*кв. км).
Среднегодовой сток: 524 мм.

Разделение стока по типам:

  • снеговой – 26%;
  • дождевой –33%;
  • грунтовый –41%.

Средний многолетний расход воды: 50 куб. м/с.

Средний многолетний расход воды по месяцам (куб. м/с):

                       
  4, 5 3, 5     128, 5 123, 5   74, 5      

 

Максимальный расход дождевого стока рек: 1900 куб. м/с (1971 г.).
Продолжительность периода свободного ото льда: 179 дней.

 

Варианты подъездов к месту начала маршрута.

В настоящее время существуют 3 основных варианта заброски.

Вариант 1. До недавнего времени самый популярный. От станции Мурино пешком (на автотранспорте можно доехать только до автодорожного моста через Хара-Мурин) вверх по реке Хара-Мурин, потом по его правому притоку Лангутай (Лангатуй) до перевала Лангутайские ворота (1750 м). Оттуда спуск к р. Ара-Буректай – подъем по долине последней на пер. Нухен-Дабан (1710 м) – спуск по руч. Нукен и р. Барун-Юнкуцук – подъем на пер. Байри (1574 м) и Лже-Байри (1680 м) – спуск по долине руч. Зун-Байри к кордону Байри. Протяженность пешего пути около 90 км, водной части маршрута – 95 км. Практически с самого начала сплава начинается шиверисто-порожистый участок, что можно рассматривать и как плюс, и как минус данного варианта.

Вариант 2. С южной стороны Хамар-Дабана. В связи с появлением возможности подъезда практически до реки, многие группы в последние годы предпочитают его. От Улан-Удэ любым автотранспортом до поселка Баянгол или до бывшего угольного разреза к северо-востоку от поселка. Далее на тракторе или вездеходе по долинам рек Сангина, Дурей, Дурехен и Мазайха до перевала Бархе-Даба (1816 м). При тракторном варианте возможно придется часть пути пройти пешком. С перевала 4, 5-километровый пеший спуск к реке. Основным минусом этого варианта является более высокая стоимость заброски, плюсом – значительная протяженность сплава и возможность исключить длительный пеший подход.

Вариант 3. Самый дорогой, но при этом самый быстрый. От Иркутска вертолетом до летника Байри. Вертолет надо заказывать заранее в иркутском авиаотряде.

Нами однозначно был выбран второй вариант, первый и третий даже не рассматривались. Забрасывались от Улан-Удэ до Баянгола на микроавтобусе, далее до перевала на гусеничном вездеходе.

Контакты предоставленные Сауниным Вадимом:

1. Шультайс Андрей Викторович (Закаменск). Может организовать заброску от Улан-Уде до Баянгола. Телефоны: +7 902160 5641; +7 92465 48747; домашний 8 (30137) 43430 Во всяком случае я пользовался его услугами. Через него узнал тел. Чингиза (п. 2).

2. Чингиз (Закаменск) – организует заброску из Улан-Удэ на микроавтобусах до Баянгола (угольного карьера) и далее гусеничным вездеходом до перевала Бархе-Даба.Телефоны: +7 96440 68985; +7 91483 21959; +7 91498 60573 Он забрасывал нас на перевал. Правда не очень обязательный товарищ - может по времени ненамного двинуть, или во время заброски немного поохотиться.

3. Очиров Валерий (Баянгол) – организует заброску от Баянгола трактором до перевала Бархе-Даба и вроде перевозку груза от перевала до Снежной на лошадях. Телефоны: +7 92475 03289, домашний 8 (30137) 90217;

Данилова Ольга (сестра) +7 90256 45899; Геннадий (родственник) +7 90256 50923.Эта данные на 2010 г. В этом году узнал еще один контакт:

4. Альберт Зудаев, г. Улан-Удэ. Телефон +7 90256 55489 Полностью заброска: Улан-Удэ - Баянгол на микроавтобусе, Баянгол - р. Снежная на вездеходе.

Мы воспользовались четвертым вариантом.

Маршрут заканчивается в пос. Выдрино у железнодорожного или автомобильного моста. От ж/д станции ходят электропоезда на Слюдянку, можно также нанять машину. На самой станции Выдрино останавливаются отдельные пассажирские поезда на 1 минуту.

Удобнее как нам показалось впасть в Байкал (при отсутствии ветра с берега!!!) и направо через 100 метров начинается большой залив «Подкова», где месные жители хранят моторные лодки. К обоим берегам залива ведут не плохие дороги. Там можно высушить суда и заказать микроавтобус до г.Слюдянка, а если есть время то и пожить на берегу Байкала(в г. Слюдянка это сделать гораздо неудобнее).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.