Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты становления рыночной экономики в РФ.






Конкретные даты и подробный процесс см. тут:

Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР» (1989 г.) привел к появлению частного предприним-ва. Возникли соц группы, владеющие средствами произв-ва. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы соц протеста. С 1989 г. растет забастовочное движение.

Начинается борьба за перераспределение финансовых потоков м/у центром и регионами. Последние обвиняют центр в несправедливом распред-и средств. На полит уровне это сопровождается идеей эк суверенитета союзных республик, кот наиб последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики.

Летом 1990 г. правительство Н.И. Рыжкова разработало эк антикриз программу. Ее готовила рабочая группа во гл с академиком Л.И. Абалкиным. Она исходила из идеи постепенности вхождения в рынок («сначала стабилизация, а потом рынок»). По-прежнему сохранялось сочетание гос сектора и рыночных отнош-й. Вводить рынок предлагалось поэтапно, начиная с 1991 г.

Альтернативную программу перехода к рыночной эк-ке, получившую название «500 дней», (С.С. Шаталин и Г.А. Явлинским). Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию гос собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и соц пособий, допущение регулируемой безработицы. Одноt она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять эк-кой республики. Эта программа была поддержана оппозиционными силами, и прежде всего руководством РСФСР (Б.Н. Ельцин, И.С. Силаев).

М.С. Горбачев предпочел программу эк реформ, разработанную министром финансов СССР В.С. Павловым, ставшим PM Кабинета министров СССР в дек 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого гос контроля при переходе к рынку.

Программа Павлова начала осущ-ся с янв 91 г., когда неожиданно для советс граждан была проведена денежн реформа (24 янв). Согласно реформе в 3 дня производился обмен 50- и 100-рубл купюр образца 1961 г. Из Сбербанка по вкладам не выдавалось > 500 рублей. В одночасье перестали существовать сбережения у большинства трудящихся. Инициаторы реформы предполагали нанести «смертельный удар по теневой эк-ке», но он пришелся по всему населению, при этом «теневики» пострадали меньше всего.

Вследствие острого товарного кризиса и инфляции с весны 1991 г. наблюдается рост забастовочного движения. К бастующим шахтерам присоединялись сотни трудовых коллективов в др отраслях. Общее число бастовавших превысило 1 млн чел.

Более общее и выводы:

В 80-90-х гг. правит-ву Сов Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому общ-ву под названием " Согласие на шанс". Эта программа была разработана амер учеными Гарвардского унив-та совместно с эк-тами из Сов Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.

В соотв с этой программой в эк сфере основным принципом явл создание рыночной эк-ки и ее интеграция в мир хоз-во, т.е.:

ž легализация основных Эк прав, начиная с утверждения прав собственности;

ž приватизация большей части гос предприятий;

ž демонополизация в целях создания new предприятий и свободной конкуренции предприятий;

ž бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения гос расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;

ž либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

ž нормализация внеш торговли, вкл конвертируемость валюты.

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать new Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав чел; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной }мы в эк-ке России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отнош-м.

Целью программы эк реформ было создание в возможно > короткий срок в Сов Союзе эффективной рыночной эк-ки, в кот силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого эк роста и повышения жизненного уровня нас-я.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы д.б. быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы эк-ки.

Цели, провозглашаемые программой, предполагалось достичь к концу 1997г. К этому времени эк-ка должна достигнуть финансовой стабильности, а структура форм собственности будет приближена к структуре, существующей в странах Зап Евр. К этому моменту намечается осуществить интеграцию страны в }му мир торговли; поток товаров, капитала и услуг м/у Сов Союзом, др странами с рыночной эк-кой станет регулироваться сообразно общепринятым м/н правилам. В итоге уровень жизни советс граждан будет приближаться к уровню жизни жителей промышленно развитых стран, укрепив уверенность в правильности выбранного курса.

У каждой нации есть свои историч и культ особенности, определяющие специфику организации эк-ки. Процесс предполагаемых реформ в Сов Союзе был разделен на 2 этапа:

1 этап 91-93 гг. - период создания юрид и эк институтов рыночной эк-ки, а также превращения значительной части гос собственности в частную;

2 этап 94-97 гг. - период структурной перестройки эк-ки, дальнейшего перехода от гос собственности к частной, от военной пром-ти к гражданской, от тяжелой индустрии к произв-ву товаров нар потребления и услуг, от закрытой эк-ки к открытой, свободно торгующей с др странами.

Предполагалось, что переход к рыночным отн-ям должен опираться на 6 фундаментальных принципов. Эти принципы носят хар-р мирового опыта и ступают как азбука " перехода к рыночн отношения". Итак:

Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.

Частная собственность, в т.ч. в с/х, (гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечив-м надежность выполнения хоз договоров).

Приватизация гос предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание new предприятий, продажу большей части гос собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.

Становление эк-ки открытого типа, включая свободные торговые отнош-я, надлежащую защиту иностр инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.

Ограничение прямого гос вмешательства в эк-ку.

Успешное завершение эк реформы потребует полного пересмотра традиционной роли гос-ва. Это означало отказ от большей части функций, кот гос учреждения пытались выполнять в условиях командной эк-ки: гос заказы на большинство видов продукции, одобрение гос-вом большей части инвестиционных проектов, гос установление большинства цен и т.д.

Вместо этого в рыночной эк-ке главной задачей гос-ва является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хоз договоров, содействие конкуренции на рынках ч/з проведение антимонопольной пол-ки, разумная налоговая и денежная пол-ка, развитие }мы соц защиты, help в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средств связи и др.

Наиб вероятными участниками такой программы были индустриально развитые демократич страны и нек страны МВФ, Мировой Банк и Евр Банк реконструкции и развития. Решения по оказанию help принимались на основе согласований м/у советским правит-вом, правительствами стран Запада, оказывающих help, и м/н финанс орг-ми.

Эта help д.б. быть масштабной, учитывающей резкое падение произв-ва на начальной стадии перехода к new эк }ме, и достаточной, чтобы обеспечить эк и полит жизнеспособность реформ.

Эти виды программ многоплановой поддержки уже отработаны для стран ВостЕвр, проводящих радикальные реформы, а также для многих стран в др регионах мира, кот сотрудничают с мировым сообществом при проведении пол-ки фундаментальных изменений.

В рез сложившиеся в переходной эк-ке России формы собственности заметно отличаются от преобладаю­щих в зрелой рыночной эк-ке. На многих приватизирован­ных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значите влияние на эк процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структу­ры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным клима­том в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку эк-ки. Причем начавшийся пере­ход к открытой эк-ке высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей пром-ти и вызвал new перекос в отраслевой структуре — в сто­рону топливно-энергетического комплекса и первичной перера­ботки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкуренто­способности рос эк-ки потребует длит t, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночн отнош-м в различных отраслях и сферах рос эк-ки осущ крайне неравно­мерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рын эк-кой, тогда как в с/х в основном сохранились формы организации произв-ва, унаследованные от админи­стр-командной }ы.

Неравномерным явл также переход к рыночн эк-­ке в регионах Рос. Быстрее всего этот процесс протекает в Мск, а также в СПб и др крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринима­тельство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отн-й идет крайне медленно.

Присущие рос модели рын эк-ки высокая криминализация эк жизни и уход предприним-­ва «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной эк-кой (конфликты в ходе перераспределения соб­ственности, рост коррупции), так и рос особенностями.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирую­щей роли гос-ва рос модель рыночн эк-ки опирается на ряд долгоtх факторов: преобладание добы­вающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обра­бат отраслей, неэффективность с/х, соц иждивенчество. Эти факторы в соврем условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная эк-ка, представляющая собой шаг впе­ред по сравн с администр-командной }й, соt должна будет уступить место зрелой рыночн }ме.

Сложившаяся в 1й пол 90-х гг. рос модель переходной рын эк-ки имеет ряд характерных черт: мощный гос сектор, малая доля мелкого и среднего частного предприним-ва, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финанс капитала над пром-м, край­не неравномерный переход к рыночн отнош-м в различн отраслях и регио­нах, высокая криминализация эк жизни, склонность нас-я к гос патернализму.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.