Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие исторического времени и идеал прогресса.






Переходя от формального определения прогресса к историческому, следует определить когда и почему прогресс сформировался как идеал, то есть когда исторический прогресс стал осознанным историческим процессом. Существует понятие «модели восприятия исторического времени», куда входит модель «циклического восприятия времени», модель «линейного восприятия времени», развитие по спирали и т.д.

Если брать наиболее раннюю модель «циклического времени» то по отношению к «идеалу прогресса» она является прямым антиподом. В рамках этой модели, в обществе доминируют повторяющиеся, регулярные процессы, связанные, по преимуществу, с земледельческим циклом. В этих условиях, качественные изменения воспринимаются как «катастрофы» (как, например, в китайской поговорке, которая гоасит: «Не дай бог жить в эпоху перемен»). Важно, что невозможность относится здесь не к феномену, а к «идеалу прогресса» в обществе.

Переход к линейному восприятию времени в науке связывается с появлением монотеистических религий. Хотя элементы линейного исторического времени присутствуют везде, где цивилизация создаёт значимые для общества исторические события. В монотеистическом мире появилась абсолютная стрела времени, от сотворения мира (абсолютного начала) к завершению мира (его абсолютному концу). При этом на шкале оказываются события абсолютной значимости, такие как потоп, завет, пришествие Христа. Абсолютную значимость приобретают и события жизни отдельного человека (через догмат о «страшном суде»). В рамках религиозной модели сформировалось необходимое условие для социального идеала прогресса, но не он сам. Очевидно, что приближение к апокалипсису нельзя называть прогрессом, и не потому что мы не видим в нём ценности (есть те, кто видит), дело в том, что здесь нет решающей роли человеческих усилий.

Исходя из этого, рождение социального идеала прогресса следует отнести к эпохе Ренессанса. В этот период происходят две вещи: а) восстанавливается античное представление о божественности души человека (в отличие от средневекового догмата о тварности души); б) эта божественность, в отличие от античности, прилагается не к некоему безличному началу в человеке, а к его персоне, личности, это ̶ «личностно выраженная божественность».

В этом пункте Ренессанс отличен и от средних веков и от античности, потому что и в средние века и в античный период земное пребывание человека рассматривалось с разной степенью негативности, однако, везде путь к божественному воспринимался как возвращение. В период Ренессанса земное пребывание человека стало полностью законным, его богоподобие стало рассматриваться деятельно, человек стал «сотоворцом богу». В искусстве появился автор как значимая фигура, именно его персональный вклад создаёт произведение (а не соблюдение общего канона, как в средние века). Главной идеей Ренессанса стало воплощение идеала на земле: эстетического идеала, идеала социального (утопизм), идеала отношений и т. д.

Следующий важный момент в истории развития «идеала прогресса» ̶ это рубеж XIX и XX веков. До этого момента понятие прогресса было обще-гуманистическим, в него входило: развитие общественных институтов, развитие искусств, развитие наук, и едва ли не на последнем месте — развитие техники. В XX в. понятие прогресса сузилось до рамок научно-технического прогресса. Это было связано и с уходом со сцены носителей старого идеала прогресса (немецкой и российской аристократии), и с бурным развитием технической сферы, которая в начале двадцатого века стала фетишем культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.