Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О роли и месте дизайна

Старое доброе правило средневековых диспутов гласит: вначале разберитесь со смыслом терминов, которые вы собираетесь использовать, ибо многие недоразумения проистекают из разного их толкования. Множество споров утихает только после уточнения терминов. Так что, за словарь, господа. Ясность мысли стоит этого. Тем более что термины - " дизайн", " дизайнер" очень популярны и применяются порою не всегда к месту.

DESIGN (глагол) - конструировать, предназначать, замышлять, составлять план, проектировать, разрабатывать, задумывать.

DESIGN (существительное) - технический план, техническое проектирование, техническая разработка, технический эскиз, чертёж, конструкция, узор, проект, намерение, умысел, помысел.

А кто этим всем занимается? DESIGNER - художник-конструктор, художник-декоратор, модельер, конструктор, чертёжник. На первом месте - ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТОР. Вот вам и прямое указание, данное лингвистами - любым проектированием должен заниматься человек, которому доступны законы красоты - художник сначала, конструктор во вторую очередь.

О названии профессии договорились. А вот сам процесс, да и всё явление в целом, хотелось бы (не в обиду английскому языку) русифицировать. И даже если будем использовать слово " ДИЗАЙН", давайте запомним, что для нас это - " ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ". Тогда мы будем уверенно отсекать ненужные оттенки при рассуждениях о роли и месте художественного конструирования в нашем многомерном, ярком и привлекательном мире, в среде нашего обитания.

В конце 1724 г. Андрей Константинович Нартов представил Петру I проект особой " Академии разных художеств". Под " художествами" в те времена понимали все прикладные знания и искусства - механику, архитектуру, строительное дело, ваяние, живопись, гравирование. К " художествам" относились и ремесла. Таким образом, по замыслу А. К. Нартова, Академия художеств должна была являться Академией технических знаний и готовить специалистов в этих областях. Как раз –художников-конструкторов, или директоров-координаторов производства, знающих искусство и инженерию...

Итак, точка приложения сил дизайнера – весь мир, с его предметными и виртуальными проявлениями. Мир, в котором красота - высшая мера целесообразности Это относится полностью не только к творениям дикой природы, но и к окружающему человека миру вещей. И перебора здесь нет! " Некрасивый самолёт плохо летает, - сказал в середине 80-х годов ХХ в. авиаконструктор Антонов. Прагматичный мир бизнеса высказывается пожёстче: " Некрасивое не продаётся". Эта мысль МНОГИМ очень пригодится…

Глобализация намного шире узко-политического понимания. На первый план в развитии предметного мира выходят проблемы совместимости - размерной, технологической, операционной, эргономической, визуальной, информационной и пр. Ведь в реальной жизни вся эта масса продукции используется группами, комплексами, предвидеть состав возможных комбинаций невозможно, поэтому любая комбинация должна быть гармоничной во всех смыслах. Объект дизайна становится системным. Это означает, что дизайнеру надо заниматься не только элементами, но также связями. Да-да, проектирование связей становится таким же важным, как и проектирование самих предметов. Это ключевой момент - объектом дизайна становятся связи, в том числе и общественные!

Но десятилетиями смешиваются «кони и люди». Миниатюризация порою достигает абсурда. Многофункциональность противополагается элементарным требованиям эргономики в плане считывания человеком информации и эффективности обратных связей в системах «человек-машина». Тот же глобальный рынок давит и на инженеров и на дизайнеров, требуя ежегодных модификаций при том, что базовые функции и энергоёмкость могут оставаться прежними. Тогда всё сводится к стайлингу, рестайлингу, рекламной шумихе. Ну, и понятие престижности процветает, вытягивая вверх цены. А пуд как был, так и остаётся – 16 килограммов… И потребителя вынуждают подбирать приборы или устройства не по функциям, а под цвет глаз или галстука.

И по-прежнему, в проектной среде продолжают царить разновекторные усилия келейно мыслящих проектантов. А совпадения художественного импульса и инженерного расчёта так случайны... Мало того, что инженеры игнорируют дизайнеров, и вспоминают порою о них, когда пора «красить заборы». Так и самостоятельные практикующие дизайнеры с потаённой гордостью " ваяют" свой авангард как бы в пику теоретикам дизайна с одной стороны, и инженерам - с другой стороны. И при случае не забывают упрекнуть теоретиков в отрыве от жизни.

Пока же с печалью придём к выводу: конца войне " остроконечных " с " тупоконечными" нет. А всё ведь элементарно просто решается - стоит лишь китам производства ещё раз вспомнить и принять к действию исходное правило: дизайнер - это профессиональный посредник междучеловеком и окружающей его средой. Тогда теория с практикой уравновесятся в самом начале проектирования, на уровне первичных системных решений, а не перед отправкой изделия на производство, когда уже поздно что-то исправлять. А ещё, наконец-то (!) найдётся достойное место художественно-конструкторскому анализу. Эта категория обязана присутствовать в работе и над любой бытовой мелочью, и над сложнейшим комплексом электронного оборудования. Только тогда промышленность может получить достоверные сведения о том, что же действительно надо потребителю. И только тогда типологические ряды той или иной вещи получат закономерное заполнение. Сегодня же высокомерное взятие на себя роли верховного знатока того, " что нужно народу", рождает удручающую картину. Вокруг одних потребностей роятся тучи однотипных вещей, разнящихся только стайлингом или упаковкой, а другие потребности не просто забыты - о них порою нет ни малейшего представления. Потому что нет грамотного анализа предпроектной ситуации. Отдельные работы, посвящённые искусству проектирования (читай - искусству дизайна) либо не переведены, либо изданы мизерными тиражами.

 

Возможно, у многих дизайнеров есть подспудная обида за безымянность. Действительно - если мир знает имена Армани, Версаче и ещё нескольких модельеров одежды, то многим ли известны имена дизайнеров, работающих в IBM, " Olivetti", " Philips" " Sony" и сотнях иных фирм?..

Мало того, безымянность творца, с одной стороны, облегчает задачу " передирания" стиля друг у друга (а кто автор?). С другой - освобождает некоторых " творцов" от чувства социальной ответственности. Что уж говорить о трудных путях судебных разбирательств по поводу защиты авторских прав…

И ещё одна проблема, корни которой в изначальной дезорганизации художественно-конструкторского процесса в целом. Любая вещь (единичная ли, или как представитель системного отряда), перешедшая в наш мир из сферы развоплощённой идеи, когда-нибудь вернётся к состоянию предмета бывшего, отслужившего, и оставившего о себе некую память, просуществовав некоторый отрезок временной спирали. Являясь воплощением одухотворённой человеком частицы материи, вещь проходит ряд явных и неявных трансформаций. Рождённая определённой необходимостью, вещь возникает как проектируемый образ в рамках некоей предпроектной ситуации. Её первые черты " стекают" на бумагу проектировщика или воплощаются в материале макета. Затем, следуя волевым импульсам проектировщиков и заказчиков, вещь начинает воплощаться на производстве из имеющихся или созданных заново материалов, проходит ряд технологических операций по сборке, наладке, упаковке, складированию, транспортировке.

Затем, начинается основной отрезок жизни вещи, определённый заложенной в неё функцией (или функциями). В ходе службы вещь подвергается обслуживанию или ремонту. С ней работают постоянно или эпизодически. И вот, наступает неизбежный этап смены вещи на более новую, а старая вещь подлежит утилизации. Иными словами, в природу возвращается нечто, бывшее вещью, вновь становящееся неким набором материальных фрагментов. На любом из этих этапов вещь взаимодействует с человеком. Неважно, кто этот человек по профессии. В каждом случае это - оператор. То есть, ещё на предпроектном этапе начинает работать классическая связка: вещь - оператор.

И если с самого начала дизайнер, эргономист и работающие вкупе с ними специалисты проектного звена не проводят грамотного анализа предпроектной ситуации, тогда нарождающаяся вещь оказывается " хронически больной" недостатками предыдущей вещи, или обретает новые недостатки, к сожалению часто обнаруживаемые только в процессе дальнейшего существования. Именно, в самом начале, надо думать о проблемах сборки и ремонта, транспортировки и упаковки, утилизации, не говоря уже об основных функциях вещи!

Надеюсь, стало ясным следующее: дизайнер в работе обязан помнить о СРЕДОВОЙ СПИРАЛИ как об ещё одном законе художественного конструирования. Без этого закона легко упустить не только внутренние особенности создаваемой вещи, но и упустить многое во взаимоотношениях вещи с операторами и с окружающей средой. В любом сегменте любого типоряда важно следование этому закону. Иначе не избежать досадных " мелочей" в виде бликующего индикатора, режущей пальцы кромки верньера, слишком утопленного гнезда коммутации, запутанного алгоритма включения, стёртой надписи, неустойчивой подставки, разнокалиберных приборов с невнятными принципами зонирования, отсутствия нормальных сидений возле операторских пультов - не из подобных ли упущений складываются условия будущих аварий, катастроф, поломок?..

Одним словом, где ни копни, поле дизайна больше походит на средневековые парцеллы, где каждый выращивает свой " овощ" полагаясь больше на удачу, чем на достижения науки. Что поделаешь, инертность материи не поспевает за порывами Духа…

Дизайнерам досталась очень нелёгкая, но и очень почётная роль – одухотворять своей работой хаос неповоротливой материальности. Обнадёживает то, что теоретики художественного конструирования славно потрудились своими изысканиями над этим процессом. И с полным правом можно подарить дизайнерам мира прекрасный девиз: «PER ASPERA – AD ASTRA» - «через тернии – к звёздам»!

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критичность созидателя | О снежном барсенке




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.