Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон единства и борьбы противоположностей






Развитие и всеобщая связь явлений находит обобщенное отражение в основных законах диалектики. Эти законы, впервые сформулированные Г. Гегелем и получившие затем углубленную материалистическую трактовку в марксистской философии, отвечают на вопросы об источниках, механизме и направленности развития, а также о характере взаимосвязи противоположных сторон, свойств, тенденций в составе развивающегося целого.

Суть данного закона проявляется через категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Тождество – это равенство, совпадение предмета с самим собой или равенство, совпадение предметов между собой в главном, в основном. Различие – неравенство, несовпадение предмета с самим собой или неравенство, несовпадение двух или более предметов друг с другом в не главном, неосновном. Противоположность – различие, доведенное до предела. Противоположности предполагают друг друга. Они всегда находятся в единстве. Нет верха без низа, нет правой стороны без левой и т.п.

Противоположности могут «мирно сосуществовать» в рамках целого, не нарушая его, а могут вступать в противоборство. Борьба противоположностей и есть противоречие. Диалектика исходит из того, что все предметы и процессы в мире внутренне противоречивы. Диалектическое противоречие характеризуется единством внутренних противоположностей и их взаимоисключением. Так, в отношении любого объекта можно выявить указанные выше противоположности: причина — следствие, необходимость — случайность и т.п. Диалектика рассматривает противоречие как внутренний источник самодвижения, саморазвития процессов и явлений действительности.

Наряду с традиционными категориями современное диалектическое мышление оперирует понятиями симметрии и асимметрии, порядка и хаоса, элементов и структуры, дискретности и непрерывности, линейности и нелинейности и др. Диалектическое миропонимание предполагает в любой вещи усматривать присущие ей противоречия, везде и во всем видеть альтернативные подходы, аспекты, свойства.

Разным формам движения материи присущи свои специфические противоположности. Для физических процессов — это противоположные электрические заряды, притяжение и отталкивание, частицы и античастицы, электронная и дырочная проводимость и др. Типичные противоположности в химии — кислоты и основания, окислитель и восстановитель, прямая и обратная реакции и т. п. Для биологии существенны противоположности наследственности и изменчивости, ассимиляции и диссимиляции, рождения и смерти и др. Взаимодействие указанных выше противоположностей лежит в основе рассматриваемых процессов, позволяет объяснить их сущность, их внутреннюю причину. Из приведенных примеров понятно методологическое значение выявления в процессе познания единства и «борьбы» противоположных сторон и свойств различных объектов.

Особенно актуальна проблема диалектического противоречия применительно к социальной форме движения. Именно в контексте общественных противоречий получает объяснение то, что главный закон диалектики традиционно называется законом единства и борьбы противоположностей. Термин «борьба» специфичен для антагонистических противоречий, а они не редкость в обществе, в том числе и в наше время. Это противоречия между непримиримо враждебными силами, когда возникают такие острые формы конфликтов, как война, восстание, революция и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.