Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория бытия






 

Бытие является окончательным результатом процесса обобщения, т. е. устранения видообразующих признаков. В результате получается категория, у которой объем (т. е. совокупность предметов, входящих в класс данного понятия) стремится к бесконечности, а содержание (совокупность признаков, на основе которых формируется данное понятие) стремится к нулю. Категория бытия является прямой противоположностью по отношению к единичному предмету (под которым можно подразумевать и идею и совокупность предметов, которые берутся как единое целое), понятие которого содержит только один предмет, который может иметь неограниченное количество признаков.

Это соотношение является фундаментальным для онтологического знания. Из него вытекают три следствия.

Во-первых, можно рассматривать само бытие как единичный предмет. В этом случае у такого предмета не будет никаких признаков, в том числе и признака существования (подробнее: в диалоге Платона «Парменид»).

Во-вторых, можно рассматривать индивидуальную вещь как микрокосмос, содержащий в себе все законы мироздания.

В-третьих: а) если бытию приписываются какие-либо свойства, то эти свойства не складываются из свойств, входящих в понятие бытия предметов;

б) в каждом мыслимом предмете с необходимостью мыслится свойство бытия. Ни один предмет, ни все предметы вместе не составят бытие путем механического сложения, в то же время о каждой вещи можно сказать, что она есть, т. е. причастна бытию.

Так же как операция обобщения дает в качестве окончательного результата категорию бытия, так и обратная ей операция ограничения (т. е. добавление к понятию видообразующих признаков) разворачивает понятие бытия во множестве конкретных смыслов, выраженных всевозможными философскими категориями. В качестве примера можно привести первые пять категорий диалектической системы А. Ф. Лосева.

Бытие. У бытия полагается одно свойство, свойство быть, это означает, что бытие должно от чего-то отличаться, т. е. иметь границу, но так как кроме него самого ничего нет, то бытие должно отличаться от самого себя, а это значит, что оно переходит в свою противоположность — в категорию небытия.

Небытие. Если установлен переход от бытия к небытию, то, следовательно, должен иметься и обратный ему переход, от небытия к бытию, и должно быть категориально выраженное единство этих двух переходов. Это единство представлено категорией становления.

Становление есть процесс взаимного перехода бытия и небытия, в котором проявляет себя сущность того, что становится, т. е. ставшее (человек на протяжении всей своей жизни, тем не менее, остается самим собой).

Ставшее (факт) как неизменная сущность становящегося является нам не иначе, как через те или иные проявления, которые ее символизируют в нашем сознании

Символ (выражение), так же как само бытие, не выражает ничего кроме самого себя и, следовательно, так же может рассматриваться в свете категорий бытия, небытия, становления и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.