Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия.






Немецкая классическая философия получила распространение в конце XVIII – первой половине XX вв. Немецкая классическая философия стала реакцией на изменения, происходившие в европейском обществе, своеобразной переоценкой итогов Великой Французской революции. С приходом века Просвещения произошли духовные изменения в способе мышления человека. В это время усилилась борьба свободомыслия с религией. Произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания. На смену механики пришли химия, физика и биология.

В целом немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем: она повернула внимание философии от традиционных проблем к исследованию человеческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии и взглянула на историю как целостный процесс. Её представителями являются: И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах.

Иммануил Кант (1724-1804гг.) – основоположник классической немецкой философии, родился и умер в Кёнигсберге. Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (1797-1856 гг.) писал о Канте: «Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдалённой улочке Кёнигсберга. Не думаю, чтобы большие часы на таможенном соборе бесстрастнее и равномернее исполняли своё внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние ̶ всё совершалось в определённый час, и соседи знали совершенно точно, что на часах ̶ половина четвёртого, когда Иммануил Кант в своём сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нём до сих пор называется Аллеей Философа». (Гейне Г., 1934. С.102).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (до1770 г.) и критический (с 1770 г.). В докритический период Кант исследовал естественнонаучные проблемы. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) выдвинул гипотезу возникновения Вселенной из пылевого облака, которая позже была названа гипотезой Канта-Лапласа, исследовал приливные трения, точно измерил расстояние от Земли до Луны и др. В критический период Кант разрабатывал новый вид философствования (критический), противоположный как сенсуализму, так и рационализму.

Основные положения критического периода изложены Кантом в следующих произведениях: «Критика чистого разума», Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант совершил, по его словам, «коперниканский переворот» в философии. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а структура познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет познания (не познание направлено на предметы, а предметы ̶ на познание).

В «Критике чистого разума» Кант исследует априорные формы чувственности, рассудка и разума. Дается ответ на вопрос: «Что я могу знать?». В «Критике практического разума» исследуются априорные формы нравственного поведения. Дается ответ на вопрос: «Что я должен делать?». В «Критике способности суждения» исследуются априорные формы эстетической и целеполагающей способности суждения.

В работе «Критика чистого разума» (1781г.) Кант отстаивает идею агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности.

Кант предположил, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность ̶ объект, а субъект познавательной деятельности ̶ человеческий разум.

Следует различать содержание научного знания, зависимое от опыта, и форму знания, зависимую от разума, врождённую, предшествующую всякому опыту. Форма сообщает знанию всеобщность и необходимость, а опыт наполняет его конкретным содержанием. Формы знания различаются в зависимости от познавательной способности человека ̶ чувственности, рассудка и разума.

Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом» смысле, то есть как мир явлений. Если вещи сами по себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.

Этапы познания по Канту, таковы:

«Всякое человеческое познание начинается с созерцания, переходит от него к понятиям и заканчивается идеями». Это и определяет структуру «Критики чистого разума».

В работе «Критика практического разума» (1788г.) Кант поднимает вопросы нравственности (он называет их практическим разумом).

Основа нравственности лежит априори (до опыта) в понятиях чистого разума. Разум здесь понимается как практический. Чистый разум функционирует как практический тогда, когда он определяет волю, и она становится свободной волей. Практический разум ̶ это и есть нравственность, имеющая дело с проблемами свободы и свободной воли.

Воля автономна, не зависит от какого-либо внешнего воздействия. Она определяется лишь моральным законом. Нравственная воля содержит аксиомы и законы. Максима ̶ это субъективный принцип веления. Закон ̶ это объективный принцип веления. Законы как императивы (требования) подразделяются на гипотетические и категорические.

Первые действительны, если предполагается субъективно выбранная цель, тем самым они выражают лишь обусловленное долженствование. Категорический императив выявляет закон формально и абсолютно: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего закона». Категорический императив Канта понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Человек делает самого себя человеком тем, что уважает в себе человека и уважает человека в другом.

В «Критике способности суждения» (1790г.) Кант устанавливает связь между природой и свободой. Способность суждения Кант представляет себе как занимающую место между рассудком и разумом, а соответствующее ей чувство удовольствия и неудовольствия – как среднее между познавательной и волевой способностями. Или: способности суждения есть умение

подводить особенное под всеобщее.

И здесь допускается принцип целесообразности.

Суждения целесообразности делятся на два класса:

1. Суждения эстетической целесообразности (предмет суждения вызывает чувство удовольствия, но без определённой цели). Красота – «форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нём без представления о цели» («незаинтересованное удовольствие»). Так, цветы благодаря гармонии своих частей воспринимается как красота дикой природы, даже без всякого раздумья о цели их существования.

2.Суждения биологической целесообразности. Вещи рассматриваются как цель и как средство друг для друга. «Органический продукт природы ̶ это такой, в котором всё есть цель и в то же время средство».

Способность суждения объединяет способность разума к познанию природы и управления поведением человека: допущение целесообразности мира явлений необходимо и в познании, и в поведении.

Антропология Канта рассматривает человека как обусловленного не инстинктом, а разумом. Поэтому воспитание должно учить мыслить, учить навыкам, интегрировать в культуру.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) трансформировал «критицизм» Канта в субъективный идеализм, исключив понятие вещи-в-себе и создав монистическую философию, исходя из познающего субъекта. Его философия есть наукоучение, то есть она является наукой о знании вообще. Поэтому её задача ̶ дать основоположения, исходя из которых может быть обосновано всякое знание, но которое уже не нуждается ни в каком обосновании.

Основные сочинения Фихте: «О понятии наукоучения или так называемой философии» (1794), «Основы общего наукоучения» (1794).

В «Основах общего наукоучения» Фихте три важнейших основоположения, соответствующих схеме «тезис-антитезис-синтез».

Фихте отверг идею «вещи-в-себе» и провозгласил высшим понятием трансцендентальной философии понятие «Я». Он объединил бытие и мышление путём «помещения» бытия внутрь мышления.

Фихте говорит о деятельном «Я». Само «Я» - это не просто сознание человека, это движение, творящая сила (тезис).

«Я» взаимодействует с окружающим миром: «Я» (сознание человека) взаимодействует с «не-Я» (окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (высшей субстанции) (антитезис). При этом взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я»-окружающем миром внутри «Абсолютного-Я» может быть как практическое (от «Я» к «не-Я»), так и теоретическое (от «не-Я» к «Я») (синтез).

Поздняя философия (после 1800) Фихте пытается найти принцип единства в Абсолюте, то есть философ переходит на позиции объективного идеализма.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) – представитель объективного идеализма немецкой классической философии.

В своём развитии его философия прошла этапы натурфилософии, философии тождества, иррационализма. Целью философии было объединение абсолютного, бытия и мышления, духа и природы, идеального и реального.

Основное произведение ̶ «Система трансцендентального идеализма» (1800).

Подлинная философия, согласно Шеллингу, это философия абсолютного тождества природы и разума.

В натурфилософии Шеллинг с позиции объективного идеализма даёт объяснение природы. Он считает, что природа есть «абсолютное», то есть первопричина и первоначало всего, охватывающего всё остальное. Она есть единство субъективного и объективного, целостный организм, обладающий одушевлённостью. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Движущей силой природы является её полярность (идея внутренних противоположностей) («О мировой душе»).

Природа как субъект есть абсолютная продуктивность, а природа как объект ̶ абсолютный продукт.

Начиная с 1801 года, он разрабатывает свою философию тождества.

Используя диалектику, Шеллинг подводит сознание и «вещь-в-себе» под третье ̶ Абсолют. Различение противоположностей, например идеального и реального, субъекта и объекта, а затем их слияния в единое Я ̶ основной приём Шеллинга.

Познать Абсолют с помощью разума невозможно, Единство всех противоположностей открывается только в откровении и интуиции.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Основные произведения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830), «Философия религии» (2т.), «Философия права»(1821) и др.

Гегель критиковал Канта за непознаваемость вещи-в-себе, неправомерное противопоставление субъекта и объекта познания; Фихте ̶ за субъективный идеализм, превративший природу в продукт деятельности безличного сознания; Шеллинга ̶ за философию абсолютного тождества, уничтожившую все противоположности природы, общества и мышления.

Гегель отождествляет бытие и мышление: противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. «Всё разумное - действительно, а всё действительное разумно». В результате данного отождествления Гегель выводит понятие Абсолютной идеи. Абсолютной идеей является Мировой дух, которой является субстанцией, и одновременно, который сам творит себя.

Абсолютный дух отождествляет себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения, через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе.

Саморазвитие Абсолюта носит диалектический, круговой характер, когда начало совпадает с концом, так как только в этом случае все потенции Абсолюта реализуются, и он обретает действительность. Абсолют развивается в форме восхождения от одного круга самопознания, к другому, более полному. Завершающий круг синтеза:

1. Абсолют есть Логика, Абсолютная идея (=тезис).

2. Абсолют есть Природа (инобытие Абсолютной идеи = антитезис).

3.Абсолют есть Дух (= синтезис).

Структура философии соответствует этапам развития Абсолюта: логика, философия природы, философия духа (общества).

Для объяснения развития Абсолюта Гегель создает новую, диалектическую логику, отличную от формальной логики. Диалектика показывает противоречия как моменты перехода, или становления в рамках целого, каждое последующее состояние которого превосходит оба предшествующих, не отрекаясь от присущего им смысла.

У Гегеля принято различать систему и метод. Система – это движение Абсолютной идеи к самопознанию, метод ̶ диалектика.

Творчество Гегеля было очень влиятельным, прежде всего в XIX веке. Его многосторонность послужила причиной широкого спектра интерпретации ̶ от теистически-идеалистической до атеистически-материалистической. Соответственно сформировались два лагеря: право- и левогегельянство. Правогегельянцы сохраняют гегелевскую систему с её синтезом религии и философии. Левогегельянцы ищут новые пути к переистолковыванию всей системы.

В марксизме диалектика становится методом познания и объяснения социальных, экономических и исторических процессов.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872гг.) прошёл путь от гегельянца до критики гегелевской философии Абсолюта и создания новой «философии будущего».

Основные произведения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1842), «Основы философии будущего» (1843).

В отличие от других немецких философов этого периода, которые были идеалистами, Фейербах ̶ материалист. Критику религии он считал делом всей своей жизни.

Фундаментальной ошибкой всей философии, начиная с Канта и закачивая Гегелем, он считал неверное решение вопроса об отношении мышления к бытию: первично не мышление, а бытие.

Фейербах предпринял попытку материалистического переистолкования философии Гегеля, оказавшую большое влияние на Маркса.

Фейербах полагает, что единственно существующими реальностями являются природа и человек, который является частью природы. Человек должен стать главным интересом философии. «Новая философия есть полное, абсолютное, безоговорочное растворение теологии в антропологии».

Человек есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека. Идея Бога также является порождением сознания человека. Корни религии кроются в чувстве бессилия человека перед внешним миром, в невежестве людей, в несбыточности их желаний и надежд во время земной жизни, в способности к фантазии. Не люди ̶ по образу и подобию богов, а боги ̶ по образу и подобию людскому.

Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «Человек человеку Бог».

Основу познания (мир познаваем), по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность.

Фейербах считал, что человек представляет собой уникальное биологическое существо, наделённое волей, разумом, чувствами, желаниями. При этом полноценная реализация человеком себя возможна только во взаимодействии с другими людьми, то есть человек может жить только в обществе. Фейербах был убеждён, что необходимо отбросить традиционную религию и заменить её религией любви друг к другу, а смыслом жизни человека должно быть стремление к счастью.

5.Философия марксизма.

Философия марксизма создавалась двумя немецкими мыслителями: Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) во второй половине XIX века.

Главными произведениями Маркса являются «К критике гегелевской философии права», «К критике политической экономии», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» и др. Работы «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство», «Немецкая идеология» написал в соавторстве с Ф.Энгельсом.

К числу важнейших трудов Ф.Энгельса относятся такие работы, как «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии».

Теоретическими источниками марксизма были: немецкая классическая философия (в особенности работы Г.Гегеля и Л.Фейербаха); английская политическая экономия (Адама Смита и Давида Рикардо); французский утопический социализм (идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна).

Учение Маркса включало три взаимосвязанных раздела: философская концепция человека, теория истории, экономическая и политическая теории.

Философская часть марксизма основана на соединении материализма с диалектикой на так называемом диалектическом материализме. Диалектические закономерности были сформированы Гегелем, но он считал, что они являются законами развития идей, понятий. В противоположность Гегелю, Маркс и Энгельс сформировали диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира.

Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. Причём, приоритет делается социальным аспектам.

Развитие общества рассматривалось в системе идей исторического материализма. Реальным двигателем истории Маркс считал развитие средств производства. Это ̶ ядро исторического материализма. Экономика рассматривается как базис. Надстройка ̶ это социальные формы общественной жизни, которые детерминируются базисом. Чтобы поддерживать своё существование, человек должен взаимодействовать с природой с помощью средств производства. Характер этого взаимодействия обуславливает тип общественно-экономической формации.

Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Она трактуется как материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется естественный и общественный мир, в том числе и человек.

Ещё одной характеристикой марксистской философии является её атеизм. В этом учении религия поддаётся критике с использованием достижений науки и предшествующей философии, особенно французских просветителей VIII века и учения Л.Фейербаха.

Критически усвоив гегелевскую философию, классическую политическую экономию и утопический социализм, Маркс развивает диалектико-историческую концепцию общества и исторического процесса, зависящего от экономических процессов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.