Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лица улиц

Перефразируя Окуджаву: «всё больше мест в Москве, где есть о чем поспорить, всё меньше мест в Москве, где есть о чем молчать …», мы на Арбате.

Ну что сказать: место куль­товое, соответственно толпы народу – уйма тор­говцев сувенирами и антиквариа­том (в основном для иностранцев – буде­новки, матрешки и командирские часы), прода­ет­ся и сам Арбат – за некоторую плату можно оставить свою надпись на стене или прямо на мостовой. При том, что самой улице это ничуть не нужно. Мно­жество кафешек обусловлено не столько

потребностью гуляющих, сколько выгодой расположения. Пешеходная брусчатка с двух сторон замкнутая на бешеную автостраду, улица давно стала таким же брэндом как Макдоналдс или Воробьевы горы, но все равно ощутима некая недоговоренность, ждешь чего-то большего.

Что так привлекает сюда интеллигенцию (ведь не один Окуджава воспевал Арбат)? Допускаю, я не застал тот Арбат: после 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие 1-2-этажные особняки с бельэтажем и мезонином, окруженные небольшими садами и дворами без служб[1]. Подобная архитектура еще сохранилась в прилегающих переулках (поговорим и о них, в своё время), но зевак там практически не бывает. У нее свое лицо, у этой улицы, своя душа. Этим улицам не миновать общей судьбы, но они еще чудом сохранили свой дух, свое неповторимое обаяние. Надо ее любить, беречь, а не ломать [2]. Конечно, раньше было меньше машин и больше листвы, однако поставленный вопрос не праздный – чем определяется лицо улицы? Самыми разными фактора­ми: близость к парадному въезду Тверс­кой предпола­гает роскошь грандиозных строений.

Правда, Тверская так и осталась прави­тельственной магистралью и в стране Советов, соответственно была тщательно " подчищена". Но и при этом сохранила своё своеобразное величие. В этом смысле Москва отличается от Питера – если Санкт-Петербург, созданный как столица, планомерно расчерчен, то Москва – противостоящая официозу уютная резиденция дворянства, несколько по-домашнему «встрепана».

 

Соответственно немаловажен и кон­тингент заселяющих: лицо купеческого замоскворечья трудно спутать с дворцами Покровки. Особое значение имеет дов­леющий стиль архитектуры - лепнина ба­рокко не утомляет глаза так, как утомляет солда­фонство ампира, даже краски здесь блек­лые - с примесью казенности. Во многом здесь замешана идеология, если ярко голубые фасады с лепниной – век Екатерины Великой, то стремление к дом-«комод»

строгости и аскетизму – опустошенная послепожарная Москва и эпоха императора-солдафона.

Определенную роль играет и функциональное назначение. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ вв. значительная часть зданий перестроена новыми владельца­ми: здесь стали преобладать доходные дома и гостиницы с лавками и магазинами[3]. Могучая рука среднего и всякого бизнеса поглощает всё, старые фасады пестрят новомодными

вывесками. То есть, здесь имеет место история, подобная «Вишневому саду» Чехова: патриархально бездумное благородство уступает место циничному рационализму? Похоже, что так, поэтому и сохраняют своё необъяснимое очарование переулки - никому до них не было особого дела.

Где есть выгода, там не остается места для сантиментов. За коммерциализацией не видно культуры, ни в какое сравнение не идет Арбат со «знаменем страны моей» – ВДНХ. Дело здесь даже не в грандиоз­ности советских построек (хотя спору нет красиво каменное кружево). Просто эта площадь изначально подчинена благой идее – прославление народа и народного труда. Можно оспорить деяния Стаханова,

но нельзя не уважать всеобщий энтузиазм той эпохи. Или, скажем, высотка в Котельниках: не знаю как называется этот стиль архитектуры, какая-нибудь разновидность конструктивизма, я бы назвал его «неоромантизм» - народ, победивший сначала царизм, потом разруху (а там и фашистов), не обязан жить хорошо – он должен жить красиво!

И вот, на руинах старого мира возникают т.н. «сталинки» - здания не только вели­кие, но и величественные. Народу не дали отдохнуть и пожрать в полной мере – ему дали сказку. Наше поколение – почти Печорины, мы строим под ключ. Быстро, комфортно, удобно, хоть и дорого. Никто уже не будет строить для потомков, и уж тем более светлое будущее. Их поколение жило беднее, но было гораздо богаче – идеология высочайшего качества! У них

там не было ни чурок-гастарбайтеров, ни киллеров, но зато была настоящая (а не политически продажная) Родина, и была идея, за которую хотелось бы жить, но и умереть было не зазорно. Советский труд умели достойно восхвалять и прославлять (несмотря на уравниловку он был почётен), сейчас уже не то!

высотка в Котельниках. Элемент декора Да и какой труд можно славить сейчас – банкиров или гастарбайтеров? И надо ли славить такой труд? Может быть стоит заимствовать из страны Советов что-то такое, что могло бы пригодиться сейчас, когда не хватает рабочих профессий? Или хотя бы, создать свою, новую идеологию по образцу той, ушедшей. Предложенная с запада идеология капитализма («кто был никем, тот станет всем, если будет умело зашибать деньгу») нам не подходит в силу

своего остро индивидуалистского характера. Россия – страна с глубоко укоренившимся сознанием общины – нам не надо «счастье в отдельно взятой квартире», нам можно только счастье для всех и даром! Потому-то и строились заводы и фабрики на Ура, что не для олигархов, а во благо светлого будущего страны.

Каждая эпоха последует предшествующей – сталинки уже могут считаться памятниками архитектуры, но все-таки: почему современные многоэтажки не производят такого впечатления, ведь во многом они схожи (та же форма без изысков, та же функция - расселение)? Вряд ли дело здесь в штукатурке – современные краски фасадов против мрачной серости той эпохи. Может быть какой-то налет времени, патина?

Не знаю, возможно мне надо было учиться на архитектурном дизайне. Башня в которой мы с вами сидим, может быть и полезна в борьбе с жилищным кризисом, но как произведению искусства ей ноль цена. Типовой проект рас­селил людей, но убил искусст­во. Стер лицо[4].

Интересно, что архитектура советская является вполне законной правопреемницей царизма: дома XVIII-XIX веков могут достраиваться, надстраиваться и просто соседствовать с явно новой архитектурой, отличаясь как высотой, так и фасадом. При этом контрастность не чувствуется, по крайней мере, не режет глаза.

здание надстроено в 1927 г. о чем извещает дата на фасаде Значит новшества допустимы (только если очень аккуратно)? Безусловно, но для этого необходимо прочувствовать эсте­тичность места – не нарушит ли это ком­позицион­ную ценность: На историчес­ких территориях подлежат со­хране­нию все градостроительные объекты и их характеристики, в том числе: планировка, компо­зиция, форма и облик зданий и сооружений, объединенных

мас­штабом, структурой, материал­ами[5]. Помимо образования здесь необходимо иметь не только вкус (как можно заметить - это понятие относительное), но и умение чувствовать невыразимое, что для нашего времени особенно актуально, потому что недоступно. А бесцеремонность в архитектуре также непростительна как и безвкусица… Мне говорят – новая Москва! И я за новую, но я за Москву. Лужники построили на месте сараев и бараков, а эти башни, как некая саранча, заполнили сейчас всю Москву, посягнули на сердце ее – на московскую улицу[6]. (В.П. Некрасов)

 

Однако вернемся к началу – почему такая патетика посвящена Арбату а не Тверской или Волхонке? Моя версия такая: «у каждого из нас на свете есть места…», у Талькова это Чистые пруды, у Окуджавы – Арбат, у Венедикта Ерофеева – Красная площадь и т.д. Не обязательно место длительного проживания или город детства, но место, куда ты непременно вернешься просто чтобы отдохнуть душой. В этом смысле мой Арбат (т.е. тихое место для отдыха, поэтико-философского настроения и неспешно-длительных прогулок) – горбатые переулки Хитровки, но о том в другой раз.

 


[1] Москва: энциклопедия, М., 1996

[2] В.П. Некрасов «Записки зеваки» любое издание

[3] Москва: энциклопедия, М., 1996

[4] В.П. Некрасов «Записки зеваки»

[5] ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ от 25.06.02

[6] В.П. Некрасов «Записки зеваки»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алфавитный указатель очерков. Quaerens quern devoret | Лорд Байрон




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.