Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ли Чжэн






Ли Чжэн был весьма необычным человеком, каждую минуту жизни он был готов посвятить тренировке синъицюань. Одно время он служил охранником и сопровождал в дальних переездах торговые караваны. В то время как все остальные телохранители ехали на лошадях. Ли Чжэн шел пешком, причем неизменно передвигался особым " шагом петуха" - с небольшими задержками на каждой ноге, полу согнув ноги в коленях. Это был особый тип передвижений в синъицюань, прекрасно тренирующие ноги и умение использовать внутреннее ци во время прыжков. Ли Чжэн славился так называемой " светлой" или " явной силой" - мог без труда расколоть кулаком каменную плиту. Он блестяще владел техникой парных серпов.

ДАЙ ВЭНЬСЮН
(1778 - 1893)

Дай Лунбан был весьма традиционным человеком и считал, что такой эффективный стиль, как синъицюань, нельзя преподавать случайным людям, он решительно отказывал всем, кто осмеливался просить его об обучении, и тренировал лишь своего племянника Дай Вэньсюна (1778 - 1873), чьи имя дословно означало " Просвещенный герой". Ученик превзошел учителя в мудрости и в мастерстве. К тому же долгое время Дай Вэньсюн изучал шаолиньскую школу ушу и оттуда привнес в синъицюань многие методы тренировки, например, отработку ударов на мешках с песком, удары ладонями в раскаленную золу, жесткие методы цигун, делающие тело нечувствительным к ударам. За громадную физическую силу его прозвали не очень благозвучно, но почтительно - " Два осла". (В Китае осел - уважаемое и почитаемое животное.)

Дай Лунбан, развивая торговую деятельность, перебрался в Хэнань вместе с семьей и открыл большой магазин. Так вместе с распространением торговли распространялось и ушу. В то время Дай Вэньсюну было двадцать лет. Ему повезло - в Хэнани он повстречался со старым другом дяди Ма Сюэли, который в то время уже вел активное преподавание синъицюань, и с полного обобрения дяди начал тренироваться у Ма Сюэли и его ученика Ли Чжэна. Таким образом, в лице Дай Вэньсюна два направления синъицюань - хэбэйское и шаньсийское - вновь объединяются, а он сам получает полную традицию стиля. Обратим внимание еще на одну характерную особенность синъицюань той эпохи - стиль считался " непередаваемым вовне", то есть преподавался исключительно по семейной линии, и лишь единицы из " пришлых" могли стать его последователями. Этого правила жестко придерживался и Дай Лунбан, а Дай Веньсюн, его единственный ученик, коренным образом нарушил традицию семейной передачи стиля - он взял себе в ученики щуплого и субтильного паренька по прозвищу Ли Фэйюй - будущего знаменитого мастера Ли Лонэна.

ЛИ ЛОНЭН
(1808 - 1890)

Он остался известен в истории под многими именами и прозвищами - Ли Фэйюй, Ли Лонэн, Ли Нэнжэнь. О нем рассказывали такие же истории, как о бессмертных даосах, считалось, что он обладает тайной долголетия и бессмертия, может передвигаться, не оставляя следов по воздуху, беседует с духами и водными драконами, не случайно одно из имен его было таким же как у древних магов: Ли Нэнжэнь - " Ли Умелый" или " Ли Способный на многое". Ли заметно отличался от всех своих предшественников по школе. Он был одарен тем необычным талантом, который позволяет за обыденностью мира увидеть его чудесность, а затем донести эту бытийную чудесность до людей. Ли годами ходил по провинциям Хэнань, Шаньси, Хэбэй, собирая различные формы синъицюань. Он умел за различными названиями распознавать один и тот же стиль синъицюань, ему удалось даже найти древние комплексы и трактаты, принадлежавшие еще Цзи Цикэ. Проведя годы в поисках и странствиях, обучаясь не только у бойцов, но у философов, овладев помимо кулачного искусства стихосложением и утонченными методами каллиграфии, Ли Фэюй постепенно начинает приходить к мысли, что синъицюань может явить собой несомненно нечто большее, нежели просто метод эффективного кулачного боя и даже систему психотренинга. Он может стать, прежде всего, уникальным методом единения мира и человека, его растворения в бесконечной череде мировых трансформаций. Синъицюань может стать методом обретения индивидуумом чувства неразрывности с природным миром, со всеми вещами и явлениями. Сам Ли Фэйюй, следуя древним даосам, называл это состояние " вселенским созвучием" (юнь), растворением всего во всем.

Но как же прийти к этому состоянию через методы кулачного искусства? Прежде всего мастер обращается к почти забытым к тому времени советам первооснователя стиля Цзи Цикэ -использовать руку как копье или меч. Он вводит пять базовых элементов ударов руками, внешне похожих на приемы с копьем и мечом и казавшихся чрезвычайно простыми: рубящий удар ребром ладони вперед - в сторону, " ввинчивающийся" удар снизу вверх, прямой удар вперед, прямой удар кулаком с одновременным блоком предплечьем другой руки над головой и отводящий блок предплечьем в строну. Методы боя двенадцати животных были таким образом отодвинуты на задний план и считались вторичными по отношению к пяти базовым элементам. Несмотря на свою кажущуюся простоту на овладение этими пятью приемами требовалось несколько лет Ли Лонэн сумел удачно совместить два раздела - " кулак пяти первостихий" и " 12 форм животных", которые вплоть до сегодняшнего дня являются важнейшими составными частями синъицюань.

Ли Лонэн считается создателем современной теории синъицюань, благодаря ему синъицюань стремительно, практически за два десятилетия, проделал переход от чисто прикладных методик до " внутренней" системы.

Ли Лонэн обобщил различные " тайные речения", " советы, не передаваемые вовне", " секретные речитативы" - одним словом, все тайные методики, являющиеся сердцевиной любой школы ушу. Двери многих школ ему были открыты. Ли Лонэн считался " посвященным", он, как и ряд других великих мастеров синъицюань, получил мистическое посвящение высшего уровня, пришедшее в ушу из даосской практики. Многие считали его магом и бессмертным, говорили, что он способен остановить ход солнца и за несколько мгновений раствориться средь бела дня. Кстати, имя Ли Нэнжэнь, по рассказам, было ему дано после посвящения. Сам Ли Лонэн никогда не вступал в поединки, останавливал соперника насмешливым взглядом. Рассказывали, что одни лишь насупленные брови мастера заставляли даже могучих противников обращаться в бегство.

Трудно не восхититься огромным талантом Ли Лонэна, который наставлял учеников днем и ночью, приучая их видеть в ушу не только систему боя, но и путь к духовному саморазвитию и очищению. Вскоре слава о его последователях сравнилась со славой самого мастера. Именно его ученики завершили формирование двух провинциальных школ - шаньсийской и хэбэйской. Шаньсийская школа по своему техническому арсеналу стояла ближе всего к тому направлению, которое преподавал Дай Лунбан со своим сыном Дай Вэньсюном.

По этой же ветви самыми знаменитыми учениками Ли Лонэна стали Сун Шижун, Чэ Ичжай, Бай Сиюань (последний преподавал в провинции Цзянсу). Хэбэйское направление продолжили легендарные бойцы и ученики Ли Лонэна - Го Юньшэнь и Лю Цилань.

СУН ШИЖУН
(1849 - 1927)

Сун Шижун, или Сун Юэчжай (1849-1927), считался блестящим каллиграфом, мог наизусть декламировать без устали стихи древних поэтов, сам писал небольшие философские и эстетические эссе. Боевые искусства стали для него продолжением этих способов самосовершенствования. Сначала он долгое время занимался стилем хуацюань - " кулак цветов", базирующемся на использовании широких, амплитудных движений, низких стойках, красивых, мощных прыжках. Когда Суну исполнилось семнадцать лет, его отец вместе с семьей переехал из Пекина в провинцию Шаньси, где открыл производство новомодного в ту эпоху товара - часов. Здесь же Сун познакомился с Ли Лонэном и начал изучать синъицюань, признав, что его прежний стиль - " лишь изящество ради изящества, да и только". За десять с лишним лет занятий он полностью овладел системой пяти первостихий и двенадцати животных. Говорят, когда он исполнял " форму змеи", он скручивался так, что правой рукой хватался за пятку левой ноги, а сам весь свертывался в клубок, словно змея. Исполняя " форму ласточки", он прыгал по-птичьи на целую сажень, а выполняя прием " ласточка взлетает с воды", мог в резком подскоке достичь соперника, стоящего в полутора метрах от него, причем тот даже не замечал его передвижения. Выполняя фигуру " кошка лезет на дерево", он мог пройтись ногами по отвесной стене. Вот до какой степени умел он вживаться в повадки других существа и претворять принцип, который древние называли " переносом сознания". На его занятия ушу приходили посмотреть множество людей, и он никого не прогонял. Еще он был знаменит тем, что мог одним ударом свалить с ног любого силача. На склоне лет великий мастер овладел стилями багуачжан и тайцзицюань. На основе базовых принципов трех стилей Сун Шижун создал особую форму тренировки - " следование перекатыванию шара, как в тайцзицюань, круговым движениям корпуса, как в багуачжан, и стойке саньтиши, как в синъицюань". В основной боевой стойке его стиля рука, выставленная вперед, описывала круги на уровне груди, вторая, неподвижная, прикрывала живот. Сун называл эти упражнения " паньгэн" - " укоренение" и объяснял: " Следуя Небу, укрепляем внутреннее начало, следуя Земле, увеличиваем силу. Вместе это называется " укоренением". Дерево имеет корень, река имеет исток, так же и кулачное искусство должно иметь свою основу".

До конца дней учитель Сун Шижун жил в своем старом доме в Шаньси. Ему уже перевалило за восемьдесят, но он был по-прежнему и бодр и свеж на вид. Умер он, ничем не болея.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.