Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Роль человека в организации с позиций теории управления






5.1.Индивидуально-типологические особенности, биосоциальная природа и структура личности

5.2.Познавательные процессы

5.3.Эмоционально-волевая сфера личности

5.4.Темперамент и характер

5.5.Трудовая деятельность и ее основные характеристики

5.1.Наряду с понятием «человек» в управлении персоналом широко распространен термин «личность», который предполагает доста­точно высокий уровень социальной зрелости. Например, малень­кий ребенок или психически больной человек не может считаться личностью.

Рассмотрим важнейшие отличительные особенности личности.

1. Индивидуальность — неповторимое сочетание свойств личнос­ти; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека,
условий его деятельности, обучения и воспитания.

2. Активность — многообразная и многосторонняя деятельность,
направленная на познание, изменение и преобразование окружающего
мира.

3. Самосознани е — способность оценивать самого себя, система
представлений о себе самом (самооценка).

4. Саморегулировани е — способность сознательно управлять сво­ими поступками.

5. Релятивность — постоянные связи и отношения человека с об­ществом (классовые, семейные и др.).

6. Устойчивость свойств личности при всей из­менчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо
проявляется относительное постоянство ее психического склада.

7. Единство личности — где каждая черта личности неразрывно связана с другими.

Биосоциальная природа личности проявляется в том, что чело­век, с одной стороны, является биологическим существом, наделенным сознанием и обладающим способностью трудиться, познавать и изменять окружающий мир. С другой стороны, человек — существо общественное. Общественная жизнь и общественные отношения изме­нили и подчинили себе его биологическое начало.

В кадровом менеджменте существует понятие «структура лично­сти», которая имеет следующие составляющие.

1. Направленность личности, т.е. социально обусловленные осо­бенности — интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрения,
убеждения. Это система побуждений, определяющая избирательное
отношение личности к окружающему миру.

2. Опыт, т.е. совокупность знаний, навыков, умений и привычек.
Опыт определяет подготовленность личности к профессиональной де­ятельности, возможности, уровень развития личности.

3. Устойчивые особенности отдельных психических процессов,
внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воли, эмоций.

4. Биологически обусловленные особенности личности — возрас­тные и половые свойства, природные задатки, особенности высшей не­прерывной деятельности.

5.2. Познавательная деятельность составляет одну из важнейших сто­рон жизнедеятельности личности. Она позволяет ориентироваться в действительности, способ­ствует достижению поставленных целей.

Познавательные процес­сы охватывают внимание, ощущения, восприятие, память, мыш­ление и воображение.

Внимание — это сосредоточенность человека на конкретных пред­метах и явлениях, обеспечивающая их четкое отражение. Оно характе­ризуется такими качествами, как: (объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение).

- Объем внимания измеряется числом объектов, которое человек может отчетливо воспринимать одновременно. В среднем объем вни­мания составляет 4—6 объектов.

- Устойчивость проявляется в длительном удержании внимания на чем-либо, что во многом зависит от объекта внимания.

- Распределение внимания представляет собой способность челове­ка выполнять одновременно несколько действий или вести наблюде­ние сразу за несколькими объектами. Во многих профессиях (водитель, летчик, преподаватель и др.) это свойство особенно важно.

- Переключение внимания означает преднамеренный переход лич­ности от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой. Например, учебная деятельность предполагает усвоение разных учеб­ных дисциплин, переход от одних методов и форм обучения к другим (например, лекции, деловые игры, семинары и т.п.).

Ощущение — это психологический процесс, состоящий в отраже­нии отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздей­ствующих на органы чувств. Они позволяют человеку не только определять движения и расположение своего тела, но и узна­вать цвет, величину, запах и состояние предметов.

Упорядоченное объединение отдельных ощущений приводит к созданию целостных образов в психике человека, т.е. восприятию.

Восприятие — это процесс отражения предметов и явлений дей­ствительности в сознании человека.

Образы предметов и явлений, сформированные в процессе вос­приятия и ощущения, могут быть воспроизведены впоследствии и в от­сутствии самих предметов и явлений, т.е. в памяти.

Память — это отражение прошлого опыта человека, запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержа­нием прошлого опыта. Психологи считают, что боль­шинство людей недостаточно используют свою память — лишь на 4%. Образы памяти называют представлениями. Представления являются переходом от чувственного отражения действительности к мышлению.

Мышление — это высший познавательный процесс. С его помо­щью человек познает те общие закономерности в предметах и явлени­ях, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и составляют сущность объективной действительности. Например, не­возможно непосредственно наблюдать физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, видеть строение атома, наблю­дать общество первого тысячелетия до нашей эры. Однако при помо­щи мышления человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества.

Мышление опирается не только на представления, но и на речь. При этом речь выступает и как носитель информации, и как средство общения. Связь мышления с речью сохраняется в любом случае — вы­ражает ли человек свои мысли вслух или думает «про себя».

Мышление принимает три основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах.

Суждени е отражает утверждение или отрицание связей между предметами и явлениями.

Умозаключение — это сопоставление и анализ различных сужде­ний и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

По своей природе мышление — процесс творческий, а творчество невозможно без воображения.

Воображение это представление результата деятельности до того как он будет достигнут реально.

5.3. Эмоционально-волевая сфера личности охватывает эмоции и чувства, формы эмоциональных переживаний, волю.

В узком смысле слова эмоции — это элементарные переживания выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п.

Чувства присущи только человеку, поскольку в узком смысле этого слова основой чувств является потребность человека в определенным связях с другими людьми, например в общении и т.п. Однако в широком смысле понятия «эмоции» и «чувства» часто рассматриваются как тождественные.

В повседневной действительности часто наблюдаются разнообразные проявления эмоциональных переживаний. В связи с этим возникает проблема их классификации. Так, в экстремальных условиях при неспособности человека справиться со сложившейся ситуацией развиваются аффекты.

Аффекты — это эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они отличаются большой силой и способностью тормозить другие психические процессы. Аффекты обычно навязывают человеку стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации, например бегство или агрессию.

Настроение — это общее устойчивое, относительно слабо выра­женное эмоциональное состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека.

Страсть — это сильное и глубокое чувство, целенаправляющее все основные мысли и действия человека. Все, что связано со страстью, интересует, волнует человека, привлекает его внимание, надолго оста­ется в памяти.

Любовь — это эмоционально-положительное отношение личнос­ти к предметам, явлениям, идеям, другим личностям. Она сопровожда­ется потребностью «отдать себя» любимому предмету и одновременно сделать его своим.

Существуют различные типы любви. Для обозначения их еще в древнегреческом языке были разработаны специальные термины: «эрос» означал плотскую или духовную восторженную- и страстную любовь; «филия» — любовь-дружбу; «сторге» — любовь-привязанность (особенно семейную); «агапе» — жертвенную любовь к ближнему

Чувства считаются высшими проявлениями развития эмоций, так как составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека — общественного существа. К высшим чувствам относят нрав­ственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные чувства — это сострадание, любовь, преданность, доброжелательность, справедливость, достоинство и т.п.

Интеллектуальными чувствами называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания им окружающей действи­тельности (любознательность, удивление и т.п.).

Эстетические чувства появляются у человека при восприятии пре­красного, возвышенного, комического и трагического и выражают от­ношение личности к их отображению в искусстве.

В процессе всей своей жизни человек ставит перед собой опреде­ленные цели, к которым стремится. Однако на пути к этим целям ему приходится преодолевать различные препятствия, проявлять волю

Воля — это способность личности к внутренним усилиям, необ­ходимым для осуществления выбранной цели деятельности; это созна­тельное регулирование личностью своих действий, проявляющееся и умении преодолевать трудности при достижении целей.

Однако воля проявляет себя в двух функциях: побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью че­ловека, а тормозная выражается в сдерживании нежелательных про­явлений активности. В своем единстве эти функции воли способству­ют преодолению трудностей на пути к достижению целей. Великий педагог А.С. Макаренко говорил, что воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но желание и остановка, желание и отказ.

5.4.С точки зрения кадровых технологий и социализации личности, особенно в период профессиональной ориентации и адаптации, важную роль играют темперамент и характер.

Темперамент — это сочетание устойчивых врожденных психиче­ских свойств, определяющих динамику деятельности человека.

Со времен Древнего Рима сложилось представление о четырех основных видах темперамента (сангвиниках, холериках, флегматиках и меланхоликах), каждому из которых соответствует опре­деленный тип нервной деятельности.

Сангвинический темперамент характеризуется уравновешенностью, быстрым протеканием психических процессов, жизнерадостным настро­ением. Для сангвиников характерны живая и активная деятельность, бы­страя приспособляемость к изменениям внешней среды. Они инициатив­ны, охотно берутся за новые дела, легко переключают свое внимание.

Х олерический темперамент, отличается по­вышенной эмоциональной возбудимостью. Мимика их выразительна. Движения и жесты быстры и резки. Настроение у холериков, как пра­вило, бодрое, с резкими перепадами. Холерики способны включаться в работу со всей страстью. Однако они часто увлекаются, расточитель­но расходуют свои силы, не умея их рассчитывать, быстро устают пси­хически и физически. Они излишне торопливы в поступках, принятии решений.

Флегматический темперамент определяет пониженную эмоцио­нальную возбудимость. Движения и жесты таких людей медленны и маловыразительны. У них обычно ровное, устойчивое настроение. Для флегматиков характерно серьезное отношение к любой работе. Преж­де чем что-либо сделать, они обстоятельно обдумывают программу дей­ствий. Если им предлагается новое задание, то они тратят много време­ни на его обдумывание. Принятые решения они выполняют методично и неотступно. Начатое дело всегда доводят до конца. В коллективе флег­матики отличаются, как правило, ровным отношением с коллегами, в меру общительны. Они обычно невозмутимы. К изменениям внеш­ней среды приспосабливаются плохо из-за инертности. У флегматиков прекрасное самообладание.

Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, отличают­ся слабой эмоциональной возбудимостью. Их движения и жесты обычно медленны. Мимика у меланхоликов слабая. Настроение — грустное, лирическое. Меланхолики стеснительны и замкнуты. Они с трудом вступают в контакт с людьми, не верят в свои силы, постоянно чув­ствуют себя обиженными. Меланхолики легко уязвимы и плаксивы. В сложных ситуациях они часто теряются, проявляют недостаточное самообладание, суетливы. В спокойной обстановке меланхолики обыч­но хорошо справляются со своими обязанностями.

Таким образом, темперамент имеет отношение ко всей характеристике личности человека. Однако следует помнить, что час­то встречаются люди со смешанным типом темперамента.

Существует и другая классификация психического склада людей. В частности, в за­висимости от их метода мышления, отношения к информации и кон­тактов с внешней средой.

Экстраверт отличается легкой приспосабливаемостью к окру­жающему миру, постоянно множит контакты с окружающими, активно включается в работу, легко запоминает лица, числа, легок на подъем и т.п. Такому человеку по душе работа менеджера, так как он любит постоянно находиться в окружении людей, водовороте дел и событий.

Интроверт — «обращенный внутрь» — ограничивает контакты с окружающими, уходит в себя. Он избегает новостей и событий. Та­кой человек с трудом приспосабливается к новой обстановке. Он обыч­но мнителен: его постоянно беспокоят какие-то неприятные ощуще­ния.

Между этими двумя психологическими типами людей могут быть и переходные, у которых признаков «экстра» и «интро» примерно по­ровну. Таких людей относят к амбавертам.

Свойства темперамента следует рассматривать в связи с другими свойствами личности, в первую очередь с особенностями характера и способностями.

Характер — это совокупность основных психических свойств че­ловека, проявляющихся в его поведении. Характер человека проявля­ется в его отношении к труду, обязанностям, окружающим людям и к са­мому себе.

Содержательную сторону характера составляет его направлен­ность, т.е. потребности, интересы, идеалы и убеждения личности, кото­рые определяют жизненные цели личности.

Направленность обусловливает формирование таких стержневых черт характера, как воля, целеустремленность, оптимизм и т.п.

Менеджеру необходимо не только знать темперамент своих под­чиненных, но и представлять себе специфику характера каждого ра­ботника. Психологи выделяют девять наиболее ярких типов характе­ров. Под эти определения подпадают 55—60% людей.

1. Гиперактивный, или гипертимный, тип. Этим людям присущи
восторженность, повышенная доброжелательность. Они безболезнен­но реагируют на замечания, легко переживают неприятности и трудно­сти. Этому типу людей свойственны поверхностность суждений и не­
способность довести начатое дело до конца, поэтому им нельзя доверять
работу, требующую усидчивости и концентрации внимания, отказа от
проявления инициативы и широких контактов с окружающими.

2. Аутистический тип. Для таких людей характерны малообщи-тельность, холодная официальность в отношениях с сослуживцами. Они
хорошо выполняют работу контролеров, экспертов, исследователей.

3. Лабильный тип. Этому типу свойственна быстрая смена настро­ения, грубость повергает их в уныние, похвала окрыляет. Идеальная работа — библиотекарь, архивариус, расчетчик, программист

4. Демонстративный тип. Обладатели такого характера стремят­ся к успеху, всегда хотят хорошо выглядеть, не могут критически отно­ситься к себе и своим действиям. Сфера их деятельности — рекламные агенты, адвокаты, представители и т.п.

5. Психастенический тип. Этих людей отличают добросовестность,
пунктуальность, склонность к глубокому анализу. Однако им присущи
вечные сомнения, интуиция и эмоции у них развиты слабо. Это — на­дежные помощники. Они хорошо выполняют работу бухгалтера или
аудитора.

6. Застревающий тип. Ему свойственно властолюбие с элемента­ми деспотизма, эгоизм, стремление показать себя, черствость, злопа­мятность. Таким людям опасно доверять власть, им лучше поручать
разнообразную работу.

7. Конформный тип. Люди этого типа легко адаптируются в новых
условиях. Однако они отличаются несамостоятельностью и несобраннос­тью, поэтому могут эффективно действовать только при поддержке кол­лег или руководителей, но они дисциплинированны и исполнительны, что
позволяет использовать их в качестве заместителей.

8. Неустойчивый тип. Проявляется в отсутствии твердых внут­ренних принципов и убеждений, чувства долга, стремлении к сиюми­нутным удовольствиям. Такие люди нуждаются в постоянном контро­ле, но они мобильны и контактны. Неплохой тип характера, например,
для официанта.

9. Циклоидный тип. Он характеризуется перепадами настроения
и деловой активности. Людям такого типа лучше не предлагать работу,
требующую высокого темпа и слаженного ритма, а давать индивиду­альные задания.

Остальные 40—45% персонала представляют собой комбинации перечисленных типов характеров.

 

5.5. Человек реализует себя в определенной деятельности, т.е. в труде.

Труд — это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Трудовая деятельность человека характеризуется следующими физиологическими критериями:

1) тяжесть работы — количество затрачиваемой работником энер­гии для выполнения этой работы;

2) напряженность работы — напряжение нервной системы: памя­ти, внимания, слуха, зрения и т.д.;

3) интенсивность труда — затраты энергии работника в единицу
времени;

4) темп работы — число движений человека в единицу времени;

5) ритм работы — равномерное чередование выпуска продукции
в единицу времени.

Все эти понятия учитываются при организации трудовой деятель­ности на предприятии.

Во время трудовой деятельности функциональная спо­собность человеческого организма может значительно изменяться во времени. Эти изменения называются динамикой работоспособности.

Различают следующие стадии работоспособности.

1. Нарастающая работоспособность. В этот период работоспособ­ность повышается и в конце его достигает максимального уровня.

2. Стадия устойчивой работоспособности. Она характеризуется
высокими технико-экономическими показателями и является выраже­нием нормального функционального состояния организма человека, занятого трудом.

3. Стадия развивающегося утомления. На этой стадии уровень тех­нико-экономических показателей начинает снижаться, ухудшается ка­чество продукции, нарастает напряженность физиологических функ­ций.

В процессе труда изменяется и природа самого человека: развива­ются его способности и умения, появляется производственный опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и счастья человека.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы индивидуально-типологичекие особенности личности?

2. Какова структура личности?

3. Что представляют собой познавательные процессы?

4. Что такое темперамент и какие виды темперамента вы знаете?

5. Что такое характер и как он влияет на трудовую деятельность?

6. Каковы основные характеристики трудовой деятельности?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.