Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательская способность как особый ресурс






В российском законодательстве предпринимательство тракту­ется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществля­емая на их риск и под их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать пред­принимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициати­вой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они вместе взятые являются признаками предпринимательства.

В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хо­зяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торго­во-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

В производственном предпринимательстве осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства — ос­новная.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с произ­водством продукции. Прибыль предпринимателя образуется пу­тем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не счи­таются спекулятивными.

Финансовое предпринимательство — разновидность коммер­ческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, ва­люта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство проявляется в де­ятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сдел­ке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель по­лучает доход.

Страховое предпринимательство — это особая форма финан­сового предпринимательства, заключающаяся в том, что предпри­ниматель получает страховой взнос, который возвращается толь­ко при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Как видно, все виды предпринимательства направлены на по­лучение дохода. Но для этого необходимо научиться комбиниро­вать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов — необходимое звено деятельности предпринимателя.

Риск — один из основных признаков предпринимательства.

Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

Для тщательности анализа риски принято классифицировать. В осно­ве классификации рисков лежат разные признаки. В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно подразде­лить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся риски:

• природно-естественные;

• экологические;

• политические;

• транспортные;

• коммерческие (не все, а лишь имущественные, производствен­ные, торговые).

Спекулятивные риски делятся на два вида: риски, связанные с поку­пательной способностью денег (инфляционные и дефляционные риски, валютные риски и риски ликвидности), и риски, связанные с вло­жением капитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходно­сти и риск прямых финансовых потерь).

Существуют методы снижения риска. Наиболее значимыми являются:

1.Получение наибольшей информации о выборе проекта. Чем полнее информация, тем больше вероятности сделать хороший проект и снизить риск. Стоимость полной информации рассчи­тывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-ни­будь мероприятия (например, проекта приобретения сырья), ког­да имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

2. Распределение риска между участниками проекта. Практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответ­ственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако ча­стенько именно этот партнер недостаточно стабилен в финансо­вом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рис­ков. Поэтому риски распределяются между всеми участниками контракта. Происходит это распределение на стадии разработки финансового плана.

3. Диверсификация как метод снижения риска.

Диверсификация — это процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объекта­ми вложений с целью снижения риска.

Фирма использует разнообразные формы диверсификации.

А. Диверсификация предпринимательской деятельности. Цель этого рода диверсификации состоит в сочетании разнообразных ви­дов деятельности в рамках одной фирмы. Если в результате непред­виденных событий один вид деятельности будет убыточен, то другая деятельность будет все же приносить прибыль, что спасет фирму и предпринимателя от банкротства. В последние годы в предпринима­тельстве распространены концентрическая и горизонтальная дивер­сификация.

Концентрическая диверсификация — это пополнение ассортимен­та изделиями, похожими на товары, уже выпускаемые фирмой. Например, фирма, специализирующаяся на продаже ванн, может также торговать мини-бассейнами для дачных участков.

Горизонтальная интеграция — это пополнение ассортимента из­делиями, не похожими на товары предприятия, но интересными для потребителей. Например, туристическая фирма, торгующая путевками, в «мерт­вый сезон» охотно переключается на торговлю зимней обувью.

Б. Диверсификация портфеля ценных бумаг. Она позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом доходности инве­стиционного портфеля.

В. Диверсификация кредитного портфеля. Она направлена на снижение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие покупателей ее продукции и услуг.

Г. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Она позволяет в случае сбоя поставок одним предпринимателем переключаться на другого, не тратя средств на поиски альтернативных поставщиков.

Д. Диверсификация валютной корзины фирмы. Она предусматривает выбор фирмой нескольких видов валют для совершения внешне экономических операций.

Таким образом, успешное функционирование всех секторов экономики В значительной степени определяется уровнем овладения предпринимателями теорией рисков.

Риск можно измерить разными методами:

• статистическим, при котором изучают статистику потерь в прошлом и делают прогноз на будущее;

• экспертным, при котором изучается мнение специалистов и опытных бизнесменов;

• расчетно-аналитическим, базирующимся на математических

приемах.

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имею­щихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель сориентирована не только на имеющиеся ре­сурсы, а на возможности привлечь и использовать внешние ре­сурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприни­матель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам раз­вития своего бизнеса.

В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национали­зации границы государственного предпринимательства расширя­ются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство обычно более капита­лоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организацион­ной опекой правительства.

В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

- он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы де­ятельности;

- не регламентирован в объемах бизнеса;

- не ограничен твердой ценой.

По признаку размеров предпринимательства различают: ма­лый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от venture — рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной террито­рии и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудо­вания, в кредитах и т.д. Мелкие фирмы становятся розничны­ми продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимаю­щаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продук­ция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции.

 

Информация как ресурс. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы " как? ", " почему? " и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы " что? ", " кто? ", " когда? ", " где? "

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

- коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

- воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.