Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы научного познания в философии Нового времени.






XVII в. – время, обозначившее серьезные перемены в жизни Европы. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Благодаря открытиям Николая Коперника (польск), Иоганна Кеплера (нем), Галилео Галилея (итал), возникает экспериментальное естествознание. И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики. Роберт Бойль (англ) применил открытия механики в химии, Уильям Гарвей (англ) открыл кровообращение. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики и физиологии внесли ученые Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Особенностями философии Нового времени являются:

1) обоснование нового буржуазного общественного устройства;

2) тесная связь с развитием науки и материального производства;

3) критика схоластики и догматизма;

4) идея Разума как основы миропорядка и фундамента творчества.

Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления научных фактов, разработки методологии познания. При решения этих проблем в философии образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Эмпиризм (от греч emperia – опыт) как течение гносеологии, окончательно оформляется в Англии в XVII в. Сенсуализм – философское учение, в котором главная роль в процессе познания отводится чувствам человека (сенс – чувство). Чувственный опыт рассматривается как источник познания окружающего мира. Эмпиризм утверждал, что все знание основывается на опыте.

Разработка идей материалистического эмпиризма в эпоху нового времени начинается Ф. Бэконом. Он признавал существование вещей объективным, не зависящим от психических способностей человека. Эти позиции разделяли философы-материалисты Т. Гоббс и Дж. Локк. Идеалистическое направление в эмпиризме представлено Д. Юмом, Джорджем Беркли.

Рационализм (от лат. ratio – разум) в отличие от эмпиризма главным источником знаний считает мысли и понятия. Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению с могуществом разума. Основоположник рационализма философ и математик Рене Декарт считал врожденными основные идеи человеческого ума. В противоположность эмпиризму рационализм предполагал использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка, как способа отражения научного знания – с другой. Представителями рационалистической философии XVII в. являлись Р. Декарт, Бенедикт Спиноза (нидерл), Готфрид Вильгельм Лейбниц (нем).

 

2. Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) Наиболее известный труд «Новый органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида».

Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. «Знание – сила» – девиз выдвинутый Ф. Бэконом. Он призывает сомневаться в истинности всего, что до сих пор считалось истиной. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Логическим основанием реформы должна быть новая теория индукции. Индукция (от лат. inductio – наведение ), вид рациональной оценки фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия.

Условием реформы науки должно быть очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий на пути познания. Это – «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра».

«Идолы рода» – препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. Ошибки, проистекают из несовершенства чувств под влиянием различных желаний, влечений.

«Идолы пещеры» – ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений. симпатий, антипатий ученых.

«Идолы рынка» – препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Слова способны подменить обозначаемую ими вещь и взять ум в свой плен.

«Идолы театра» – препятствия, порождаемые в науке ложными мнениями, заблуждения проистекающие из безусловного подчинения авторитету. «Идолы театра» не врождены нашему уму, они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

Знание всех видов препятствий, подстерегающих ум человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок.

Метод Бэкона состоит в умственной переработке материалов, которые доставляет опыт. Это индуктивный метод, в основе которого были наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент.

Рене Декарт (1596 –1650) фактически основатель философии Нового времени. Основной труд «Рассуждение о методе»

Как и Бэкон, Декарт видит важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и в усовершенствовании самой природы.

 

Декарт, признает исходным пунктом утверждение в науке принципов достоверного знания. С этой целью он считает необходимым начинать в науке поиски достоверных истин, руководствуясь принципом универсального сомнения. Мы можем и должны подвергать сомнению все, что принимается на веру и считается истинным. Сомнение есть акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Cogito ergo sum – я мыслю, следовательно, я существую.

 

Не понимая значения практики Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только разум. Ученый должен подвергать сомнению все знания прошлого.

В процессе познания исключительную роль Декарт отвел дедукции. Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего.

Метод Декарта состоит из 4-х требований:

1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности;

2) расчленять каждую сложную проблему, или задачу, на составляющие ее частные проблемы, или задачи;

3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4) не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.