Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип понимания структуры дефекта






Важной задачей является показать родителям серьезность нарушений именно в психическом развитии ребенка. Наиболее эффективным способом в достижении такого понимания часто оказывается наглядная демонстрация ошибок, возникавших у ребенка в процессе выполнения заданий, требующих сохранного интеллекта. За основу можно взять дидактически игры и упражнения, разработанные С. Д. Катаевой, Е. А. Стребелевой, и диагностические критерии оценок умственной отсталости.

Так, родителям Кости Б. (3 года, задержка психомоторного развития) предлагалось провести с ребенком такую игру, как «Достань мишке мячик». От ребенка требовалось воспользоваться вспомогательным средством для достижения цели, но без помощи взрослого он не справлялся. Было видно явное беспокойство родителей по этому поводу («такого простого он не делает»). Хотя они не захотели говорить на данную тему, но через 2 месяца мама вернулась к данному разговору, демонстрируя результаты обучения. Ребенок по побуждению («Как достать?...Ищи!») искал стульчик, чтобы достать на шкафу нра­вящийся ему предмет. Оказалось, что родители специально занимались с малышом, чтобы научить его пользоваться вспомогательным средством. Одновременно произошло снижение (ранее высоких) требований к собиранию пирамидки: «Мы немного теперь даем колец».

Как известно, дефект не существует изолированно и проявляется не только в нарушении мышления. Так, родители не подозревают, что у ребенка с гидроцефалией может болеть голова, и его не следует в это время перегружать какой-то информацией, так как ему трудно сосредоточиться и он быстро истощается. «Видит, слышит и чувствует» ребенок также по-другому и не стоит ругать его за то, что он не замечает разницы между квадратом и кругом, между карандашом и палкой. Надо обучать ребенка, а не кричать на него.

Для того чтобы взрослые поняли своеобразие всех сторон развития ребенка, можно предложить родителям на несколько минут перевоплотиться в их «необычного» ребенка. В беседе с родителями при этом необходимо учитывать уровень их педагогической грамотности. Педагоги должны упростить свою речь и исключить из нее профессиональные термины и по мере возможности давать четкие указания и разъяснения. Поэтому на начальном этапе можно говорить с родителями «на их языке».

1. «Как я вижу?»

На листе бумаге или на доске нарисовано изображение какого-то предмета. «Сначала вы обводите глазами контур предка (указкой проводим по контуру изображения). А как ваш ребенок? Попробуйте посмотреть на предмет, не отрывая взора от указки (хаотичные движения указкой по рисунку). Что подучится? Итак, прежде чем вы захотите научить малыша различать круг от квадрата, покажите ему, как «смотреть» на предмет. Обведите рукой или пальчиком (своим и ребенка) предмет по контуру, при этом не молчите, а сопровождайте действия речью («круглый», «гладкий» и т. д.)».

2. «Как я помню?»

«Если ребенок с вашей помощью собрал разрезную картинку, это не значит, что он соберет ее через минуту. Попробуйте проверить это. Пусть ребенок теперь соберет ее самостоятельно. Если не получилось, повторите обучение 3-4 раза, пока ма­лыш без вашей помощи полностью не выполнит задание.

В действительности родители не замечают, что ребенок зачастую может выполнить задание, только подражая, а не самостоятельно. Так, родители Кости считали, что их малыш научился собирать разрезную картинку из двух частей. Однако при предъявлении задания педагогом мальчик не смог сложить ее. Сказалось, что результата родители достигали лишь, когда действовали руками малыша. Но и это было для них прогрессом, раньше Костя вовсе отказывался от подобного взаимодействия, то теперь они приходили к общему результату.

Вот еще пример. Мама Саши (7 лет, олигофрения в степени Дебильности) пришла в детский сад за сыном. Встретив педагога с воодушевлением начала рассказывать, что научила сына решать примеры в пределах 10. Подозвав мальчика, попросила посчитать, сколько будет [2 + 4]. Неверные ответы оправдывает тем, что он не успел подумать.

3. «Как я слышу?»

Дано предложение: «Мама пошла в магазин и купила килограмм апельсинов». Вы полностью слышали каждое слово ребенок может «услышать» (с нашей точки зрения запомнить понять) только первую часть: «Мама пошла в магазин». Поэтому необходимо не только повторять, объяснять ребенку содержание ваших слов, но и постоянно проверять, понял ли их нок. Для этого (в зависимости от уровня развития ребенка)! давайте ему инструкции, которые бы состояли из двух, затем трех частей. Например, «возьми лейку и поставь на окно». Содержание их не должно быть обычным. Если ребенок привык выполнять вашу просьбу «взять ленку и полить цветок», то теперь вы просите «поставить ее на окно».

Круг вопросов расширяется в зависимости от того, насколь­ко верно родители понимают структуру дефекта.

Принципы доступности, повторяемости

После того как мы подведем родителей к пониманию особенностей развития их ребенка, следует перейти к следующим принципам воспитания и обучения, которые вытекают из первого принципа. На этом этапе предполагается собственная активность взрослых при анализе того, как организовать общение с ребенком, чтобы оно было продуктивным.

Данные принципы следует применить не только по отно­шению к ребенку, но и к самим взрослым (является ли излага­емый нами материал доступным для понимания его родителями, насколько они смогут сделать его доступным для малыша, сколько раз нам надо обратить внимание взрослых на особенности воспитания и сколько раз им придется возвращаться к одной и той же теме).

Например, наиболее тяжелым моментом при проведений игры «Достань мишке мяч» являлось речевое оформление соб­ственных действий, анализ условий («Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой» подведение итогов («Если рукой достать нельзя, надо искать, поможет»). Это связано с тем, что описание проведения игры предлагалось родителям в рукописном варианте — они посчитали необязательным выполнить все написанное. Лишь при привлечении внимания родителей к данной проблеме у них формировалось осмысленное отношение к проведению занятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.