Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земское самоуправление






Отмена крепостного права в 1861 году поставило перед царским правительством ряд проблем, с которыми оно ранее не встречалось. Более 80 процентов населения России были крепостные крестьяне, для которых помещик был «и бог, и царь, и воинский начальник». Помещик решал основные социальные проблемы своих крепостных. После отмены крепостного права правительству нужно было создать систему, позволяющую решать повседневные вопросы, удовлетворять нужды и запросы этих людей. Такой системой стало земство.

Становлению земского самоуправления в Российской империи положил начало подписанный 1 января 1864 г. Александром II Указ Правительствующему Сенату о введении губернских и уездных земских учреждений в России. Низшего звена – волостных учреждений, а также высшего – всероссийских органов земство не имело.

Главной целью земской реформы было передать часть задач, решаемых государственными органами, в ведение земств. Земская система не основывалась на принципе соподчиненности, чем отличалась от государственной бюрократической.

В основе земской системы лежала континентальная модель местного самоуправления. Параллельно с земствами на местах действовали государственные чиновники, обладавшие значительными властными полномочиями в решении местных вопросов и контрольными функциями по отношению к земствам.

Деятельность земств разрешалась сверху, а компетенция формировалась не историческими традициями, а правительством, решившим децентрализовать некоторые свои функции. Над земствами осуществлялся строгий государственный контроль. Часть постановлений земского собрания подлежала обязательному утверждению губернатором, часть – министром внутренних дел. До утверждения этих постановлений представителями центральной власти они не могли приводиться в исполнение.

Система земских учреждений включила в себя:

· земские избирательные съезды, один раз в три года избирающие земских гласных в земские собрания;

· земские собрания;

· земские управы.

Выборы в земские учреждения проводились на трех избирательных земских съездах от трех избирательных курий: курии уездных землевладельцев, городской курии и сельской курии. В сельской курии имущественный ценз отсутствовал, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на уездное собрание, которое, в свою очередь, проводило выборы земских гласных.

Избирательные съезды один раз в три года формировали состав земских собраний.

Уездное земское собрание состояло из депутатов (гласных), избираемых земскими избирательными съездами. Собрания уездов избирали гласных губернского земского собрания. В состав губернских земских собраний входили также представители уездных предводителей дворянства, председатели уездных земских управ, начальники управлений земледелия и государственного имущества, депутаты от духовенства и другие лица.

Очередные земские собрания собирались один раз в год по распоряжению земских управ с согласия губернаторов. Внеочередные собрания созывались исключительно губернаторами, которые и определяли их повестку дня.

Земские собрания утверждали земский бюджет, устанавливали ставки земских сборов, распределяли земские повинности, налагали взыскания на должностных лиц земств и т.п.

Земские управы были постоянно действующими органами. Они избирались из числа депутатов земских собраний на закрытых заседаниях. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел, а председателя уездной земской управы – губернатор.

В 1864–1917 гг. были проведены три земские реформы. Все они были направлены на усиление государственного управления и уменьшение самодеятельности местных учреждений.

Тем не менее, земства через 10–15 лет после своего рождения стали крепнуть и брать в свои руки значительную часть общественных дел. К февралю 1917 г. насчитывалось около 25 направлений земской деятельности: народное образование, здравоохранение, культурно-просветительная работа, сельское хозяйство, ветеринария, пути и средства сообщения, пожарно-страховое дело, статистика и т.п.

Формирование органов самоуправления в Российской империи шло очень медленно. Кстати, в Польше, Литве, Средней Азии, Финляндии, Сибири, Казахстане, на Кавказе земских самоуправлений вообще не было. 14 марта 1911 г. указом царя на территории трех белорусских губерний – Минской, Витебской и Могилевской – были созданы земские учреждения, «освободившие» органы государственной власти от решения многих местных проблем.

Весной 1917 года после революционного разгона старых государственных органов вся полнота власти на местах перешла к земствам. Однако наделение их несвойственными функциями (полицейскими, мобилизационными и т.п.) подрывало авторитет этих органов у населения. История земского самоуправления в России (в том числе и в Беларуси) кончается 1918 годом, когда в соответствии с постановлением Наркомата внутренних дел земства были ликвидированы как органы, чья деятельность противоречила задачам Советской власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.