Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1. Предмет и методы философии






Содержание

Введение. С.4.

Любовь к мудрости.

Глава 1. Предмет и методы философии. С.7.

Мировоззрение как предмет философии. Уровни мировоззрения. Содержание мировоззрения. Формы мировоззрения. Типы философских построений. Классификация философских теорий. Эволюция философского знания. Понятие метода. Методы философии. Метафизический метод мышления. Принципы формальной логики. Диалектический метод мышления. Принципы диалектической логики.

Глава 2. Основные направления современной западной философии. С.31.

Философия жизни. Философия воли. Философия интуиции. Экзистенциализм. Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм. Феноменология. Герменевтика. Постмодернизм.

Глава 3. Философия природы. С.57.

Натурфилософия. Учение о материи. Субстратная модель материи. Субстанциональная модель материи. Атрибутивная модель материи. Реляционная модель материи. Современная научная картина мира. Ограниченность реляционной модели. Учение о бытии. Движение и развитие. Пространство и время. Релятивистская модель реальности. Хроноскопический метод. Диалектика вещи и процесса. Определения.

Глава 4. Философия культуры. С.77.

Понятие социальной системы. Культура как сущность социума. Ноосфера как способ жизнедеятельности социума. Цивилизация как этап в развитии социума. Философия истории. Ценности как элементы культуры. Структура социальной системы. Люди, вещи, институты, знаки. Язык как знаковая система. Измерение ценностей.

Глава 5. Социальная философия. С.103.

Предмет социальной философии. Индивидуальная жизнь людей. Социальная структура общества. Политическая жизнь общества. Экономическая жизнь общества. Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания. Типы, виды, уровни, сферы и формы общественного сознания.

Глава 6. Философия познания. С.128.

Познание как отражение действительности. Истина. Субъект и объект познания. Источник знаний. Эмпиризм и рационализм. Практика. Эмпирические методы исследования. Наблюдение. Сравнение. Измерение. Эксперимент. Теоретические методы исследования. Абстрагирование. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Идеализация. Аналогия. Формализация. Моделирование. Аксиоматический метод. Формы познания. Факт. Гипотеза. Закон. Принципы. Научная теория.

Глава 7. Философия науки. С.155.

Наука как социальный институт. Наука Античной эпохи. Наука средневековья, эпохи Готики. Наука эпохи Возрождения. Наука эпохи Просвещения. Наука эпохи Классицизма. Наука современной эпохи. «Философия науки» как школа историков науки.

Глава 8. Философия техники. С.180.

Предмет философии техники. Современная трактовка понятия техники. Этапы развития техники. Техника и инженерия. Техника и технология. Техносфера. Информационное общество. Техногенная культура. Гуманистические проблемы техники.

Глава 9. Философия человека. С.200.

Определения человека. Социальная сущность человека. Асимптоты человеческого существования. Социализация индивида. Философские аспекты проблемы сознания. Антропогенез. Появление сознания. Структура индивидуального сознания. Свобода воли человека. Смысл жизни и достоинство смерти.

Алфавитный список основных терминов. С.225.

Алфавитный список имен. С.231.

Введение

 

Слово «философия»* - дословно «любовь к мудрости» - впервые произнёс великий мыслитель Древней Греции, математик, астроном и основатель первой научной школы Античной эпохи - Пифагор**. К нему обратился один из его учеников со словами: «О, софикос!», т. е. «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Всё могут знать только Боги, я же лишь стремлюсь к этому». Но в том ли состоит мудрость, чтобы много знать?

Гераклит из города Эфеса ещё в VII веке до нашей эры утверждал: многознание уму не научает. Много ума или мало - не в этом суть, а дело в том, хороший ум или плохой. Но какой же ум можно считать хорошим? Известны две любопытных истории на эту тему.

Был в Древней Греции в III веке до н.э. знаменитый философ Диоген из города Синопы. Он был человеком скандальным и язвительным на язык, но весьма глубокого ума и этим настолько знаменит, что поговорить с ним приехал царь и полководец Александр Македонский, учителем и воспитателем которого был великий философ Аристотель. Так вот Александр после нескольких часов беседы остался настолько восхищён умом Диогена, что предложил: «Я великий Александр и могу исполнить любое твое желание: проси у меня всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Отойди немного в сторону: ты заслоняешь мне солнце». И тогда царь воскликнул: «Ах! Если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном!»

Однажды к Диогену обратился философ-софист: профессиональный «учитель мудрости», а по нашему репетитор - Антисфен с такими словами: «Послушай, Диоген! Если ты, как утверждаешь, самый мудрый из нас, то почему ты больше всех нас задаешь вопросов?» В ответ Диоген взял в руки прутик и нарисовал на земле диаграмму. Изобразив маленький круг, он произнёс: «Вот ваши знания». Затем описал этот круг большим кругом и сказал: «А вот мои знания. А теперь посмотрите, у кого из нас длиннее граница с неизвестным?» В этом и состоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше убеждаемся в собственном невежестве.

Жил в то же время в городе Афины другой великий мыслитель по имени Сократ. Однажды его ученик некто Херефонт поехал в город Дельфы и обратился к знаменитому Оракулу в храме Аполлона с вопросом: «Правда ли, что Сократ - мудрейший из эллинов?» И дельфийский Оракул, который всегда отвечал весьма уклончиво, на этот раз совершенно определённо ответил: «Да. Сократ - мудрейший». Окрылённый ответом Херефонт явился к Сократу и передал ему слова Оракула. Притом поинтересовался: «Сократ, что ты скажешь на это?» Тот пожал плечами и ответил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Помолчал и добавил: «Но остальные не знают и этого».

Все парадоксы - неожиданные, странные выводы - следуют из того обстоятельства, что мы пытаемся измерить то, что не имеет количества, а именно - ум! Для того же, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить такое понятие, как склад ума. Начнем с обычного склада как помещения, в котором хранят разные вещи. В одном случае это может быть тёмный чулан или заброшенный чердак, где как попало свален в кучу всякий хлам, и когда нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своем барахле, выбиваясь из сил и не находя нужной вещи. В другом случае это будет светлая комната, удобное помещение, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своем месте, снабжена бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы найдем её легко и быстро, и пустим в дело. Так и в голове: можно иметь либо темный чулан, либо светлую комнату. Значит мудрость - это светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум, который можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.

Есть ещё один любопытный смысл слова «мудрость». В древнегреческой мифологии и, соответственно, в языке - противопоставлялись одно другому понятия «хаос» и «космос». Образом хаоса была беспорядочная толпа на рыночной площади, а космос олицетворял порядок военного строя - шеренги пехотинцев-гоплитов с блестящими щитами, наконечниками копий, шлемами с конскими гривами, сверкающими мечами - молодец к молодцу, красавцы! Так что слово «космос» переводится ещё и как «красота», и отсюда наше современное слово «косметика» - средства, с помощью которых мы приводим в порядок лицо и тело.

Точно так же мудрость - это упорядоченный, стройный ум, а, следовательно, ум красивый и привлекательный. Если же при этом он оригинальный, острый как у Диогена или уникальный как у Сократа, то такой ум вообще подобен небесному Космосу - образцу и совершенству всякого порядка и красоты. И поэтому так же, как душа каждого человека стремится к небу, мысли каждого из людей привлекает яркий и совершенный интеллект мудрого Учителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.