Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная обработка дерева.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Омский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)»

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Специальность: 070802

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

 

Крюков Станислав Геннадьевич

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА.

«ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ»

Руководитель:

ФИО: Тарасова Светлана Владимировна

Должность: преподаватель специальных дисциплин

Место работы: Омский филиал ВШНИ

Ученая степень___________ ученое звание____________

«» июня 2012 г.

 


Содержание.

Введение……………………………………..…………………………….3

1 Историческая справка………………....……………………………….…5

1.1 История развитие стола…………………..……………….………5

1.2 Возникновение урало-сибирской росписи………………………7

2 Технологический раздел…………………………………………….......16

2.1 Правила техники безопасности………………………………….16

2.2 Инструменты и материалы……………………………………....17

2.3Этапы выполнения дипломного проекта ……………………….18

2.3.1 Изготовление стола…………………………………………….18

2.3.2 Росписи стола…………………………………………………..19

3. Экономический раздел………………..………………………………….21

4. Заключение …………………………………………………..…………...24

Список литературы………………………………………………..……...25

 

Введение.

Русское народное декоративно-прикладное искусство, подобно литературе и музыке, воплотила в себе духовную мощь и величие русского народа. Наиболее ярко это проявляется в творчестве самобытных художников, создающих прекрасные уникальные вещи, возрождающих ремесла и культуру ушедших поколений и создающих новые произведения искусства в традициях своей территории.

Многие столетия, вплоть до 20-х годов, крестьянское домашнее производство, и кустарные крестьянские промыслы, насыщали деревни и города глиняной, деревянной и металлической утварью, но на рубеже 20-21вв. возникла проблема утраты духовности происходящее под натиском коммерческих приоритетов массовой культуры. Однако деятельность многих мастеров несёт в себе глубокий смысл, который изначально был присущ любому творчеству.

Актуальность темы обоснована возрождающимся интересом к произведениям ручной работы, имеющим индивидуальность и неповторимость.

Декоративная урало-сибирская роспись - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства Омского Прииртышья. Оно включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись берестяной посуды, деревянной утвари, мебели, а также роспись деревенской избы.

Так внутреннее убранство расписной уральской избы - это особый радостный мир, который наполнен красотой и жизненной правдой, где в тени невиданных растений, под развесистыми кустами, и деревьями гуляют влюбленные парочки, крадутся сказочные звери, а над ветвями порхают фантастические птицы.

Урало-сибирская роспись - снова модная, яркая и актуальная тема в оформлении интерьера и росписи посуды, бытовых предметов.

 

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно – прикладного искусства.

Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, в которой сохраняется и развивается определенные композиционные и структурные построения мотивов, сюжетов, форм.

При выполнении теории и практики дипломного проекта, использована специальная учебного - научная литература содержащая иллюстрации урало-сибирской росписи.

Каждый народ на земле уникален и неповторим, и, в то же время, он является неотъемлемой частью единого человеческого сообщества. Если забываются собственные корни, то это невосполнимо обедняет историю всего человечества. Прерывание нити времён ведёт к забвению своих истоков, а значит, к непониманию собственной сущности и своей роли на Земле.

Исходя из выше перечисленного велась разработка проекта, в основе которого лежит гармоничное сочетание росписи и изделия.

Цель: разработать и расписать изделие по мотивам данного промысла, качественно применить технику исполнения урало-сибирской росписи.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по данному виду росписи.

2. На основе изученного материала выполнить серию поисковых эскизов, подобрав цветовой колорит гармонично сочетающийся с изделием.

3. Изготовление изделия в материале.

4. Применить умения и навыки в технике исполнения урало-сибирской росписи.

 

 

1. Историческая справка.

1.1 История развития стола.

Как были придуманы первые столы? Как они изменялись в истории?

Стол – глава интерьера, доказано исторически. Он издавна считался самым значимым элементом обстановки. Его изобретателями были жители Древнего Египта, которым приписывается создание двух видов стола: обеденный стол и рабочий стол. Рабочий стол был мобилен – легко складывался и переносился с места на место. Обеденные столы отдалённо были похожи на современные гефидоны – столы малых размеров с круглой столешницей, на одной толстой ножке. Позднее египтяне придумали стол с прямоугольной столешницей, поддерживаемой тремя ножками.

Грекам принадлежит изобретение высоких столов-поставок на трех ногах, которые служили для размещения сосудов с напитками. Трапезы же проходили за приземистыми столиками, которые по завершению приема пищи выносились из помещения. Как египтяне так и греки для изготовления столов использовали мрамор, бронзу и дерево.

Во времена Средневековья в обиход вошли модели столов из дерева. Массивные столы из грубо сколоченных досок были насмешкой над утонченными античными силуэтами, они предназначались для пиршества. За ними пировали и богатые вельможи и простолюдины.

Эпоха Возрождения возродила дизайн стола былую красоту. Мебельные мастера украшались столы резьбой, инкрустацией, варьировались формы столешницы от традиционного круга до овала. Интерес к рабочим столам возродился первоначально - это были конторки, за которыми работали стоя, но постепенно их вытеснили более удобные модели, рабочая деятельность за которыми осуществлялась сидя.

В восемнадцатом веке на мебельную сцену вышли элегантные туалетные столики, а также сервировочные столы, необходимые в столь важном для соблюдения этикета процессе – сервировке стола. Примерно в это же время в салонах вошли в моду жардиньерки – высокие изящные столики с небольшой круглой столешницей, на которых размещали вазы с цветами.

На Руси стол появился только в начале X века, и представлял собой глиняное сооружение врытое в земляной пол. Позже жители России стали использовать древесину в изготовлении стола. Значение стола, как свидетеля, Тайной Вечери которая проводилась за деревянным столом. Недаром одним из серьезных нарушений считалось дурное поведение за столом (сквернословие, выяснение отношений и так далее). Садиться на стол или класть на него ноги считалось непростительно для верующего.

В наше время мебельные кампании производят более 20 видов различающихся по функциональности столов. Это и письменные столы, и обеденные столы, и игорные, и сервировочные, и детские столы, и туалетные столики, и журнальные, и барные стойки и т.д.

В современном мире мебели под расчет берется все, проводится статистический анализ каждого вопроса, обсуждение с докторами о полезности каждого наклона, размера, материала, цвета. Например для кухонных и письменных столов были проведены свои исследования.

Кухонные столы должны иметь размеры, эквивалентные среднему рост современного человека, а именно ширина 80см, длина 120см, высота 75см, а у письменных столов должна быть ширина 65см, длина 120см, высота 75см.

Стол по-прежнему остается основополагающим элементом интерьера. Поэтому все прогрессивные дизайнеры почитают делом чести внести свой вклад в эволюцию стола. Их смелые эксперименты с материалами (стеклом, пластиком, природным камнем, зеркалом и так далее), формами столешницы (капля, абстракция и прочее) и не снились мебельщикам былых времен.

 

Выбор дипломной темы обоснован тем, что в учебной литературе по урало-сибирской росписи очень мало упоминаний о росписи столов 19в, в данной работе хотелось возродить приемы и технологию этого ремесла.

1.2 Возникновение урало-сибирской росписи.

Урало-Сибирский промысел зародился на Урале, в Нижнетагильском горнозаводском округе. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекло сложным путем. Прежде всего, это было связано с тем, что с 16-17 вв. начинается колонизация восточной части России русскими.

Большой поток переселенцев положил началу широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём художественной жизни второй половины 17 в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он преобрёл большое торговое значение, являясь к тому же и крупным культурным центром. Крупными промысловыми центрами в 17в. становятся Тюмень и Тобольск.

Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и расписывали деревянные чаши, у Далматова изготавливали прялки и т.д.

Развитие деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала: берёзы, сосны, кедра и д.р. пород деревьев.

Выходцы из северных и поморских городов- Вологды, Тотьмы, Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор, которые в 16-17 вв. положили начало уральского крестьянства, близкого к культуре Русского Севера.

Позже, в 17-19 вв., народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, а также центральных областей внесла свой вклад в становление художественных традиций уральской народной росписи, получившей в дальнейшем развитие в творчестве горнозаводских и сельских художников.

На Урале складываются два направления росписи- роспись деревянных и металлических изделий. Роспись по дереву стала ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее крупных поселках. Второе направление получило развитие в поселках при металлургических демидовских заводах и стало городским ремеслом.

Сама техника была очень простой. Существовали также цветочные композиции разных видов: ромб, венок, полувенок, гирлянда, букет. В композиции и в колорите росписи художники находили удивительную гармонию. После предварительного определения размера мотива и композиции краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок, которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем кистью прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Благодаря этому создавались мягкие переходы от одного цвета к другому.

Цветовая гамма росписи была ограничена несколькими оттенками красного, потом желтые, синие, зеленые, темно-коричневые краски, состоящие из минеральных и растительных красителей. Обязательно присутствовал белый цвет - для моделировки форм и черный - для приписок графических элементов, но в процессе развития росписи моделировку «белильными оживками» заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край – краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые, не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности.

Расписывали предметы ярко, свободно, сообразуясь с размером декорируемой поверхности. Смешение красок происходило на самой работе. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалевок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приему, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей 17-18 вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету. Заканчивали роспись нанесением прописок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

К середине 19 века широкое распространение получили промыслы по росписи деревянной домашней утвари расписывали: вальки, трекла, сечки для рубки капусты, крашенные коромысла, ведра и прялки. Украшали их различными видами росписи- от графической с тюльпанами, купавками и ягодами, до живописной с тагильскими розами или простой окраской «под малахит».

На Урале также был распространён бурачный промысел: изготовление и роспись бураков-туесов.

Распространённая в первой половине 19 в. центрическая композиция с уравновешенным букетом, вписываемая в квадрат или круг, использовалась всеми промыслами по изготовлению бураков на протяжении всего их производства. В бураков хорошо хранилась пища в поле, на покосе, также их использовали для сбора ягод. Мастера – травники помимо иконной работы занимались росписью посуды, игрушек, столешниц – крышек столов, расписывали кровати, детские колыбели, подносы, хлебницы, солонки, шкатулки, ящики, ларчики, посудный шкаф и комод.

В хоромах бояр присутствовали дубовые столешницы, обеденный стол окрашивался разными цветами, при этом доминировали: красный, синий, зеленый, светло-коричневый. В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг - символ жизни - с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.

Основными мотивами домашней утвари и деревянной мебели были: дерево, букет, цветы в вазе, львы, кони и птицы (петушки, курочки, совы, филины). Птица, изображавшаяся на предметах быта, уподоблялась невесте и приобретала женственный облик. Симметричная композиция, состоящая из дерева с парным изображением птиц, содержит пожелание благополучия. Изображались сцены труда, свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Подносы с сюжетной росписью выполняли тщательно, краски наносили тонким слоем, а затем закрепляли прозрачным и прочным лаком.

Помимо утвари и мебели, на Урале было принято расписывать избу. На формирование вкусов заводского и крестьянского населения большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет. Появление этого обычая в середине 19 в. объясняется тем, что в конце 18 в. избы еще нередко топились по-чёрному. Да и чёрную крестьянскую избу вряд ли украшали росписью. Этот обычай мог распространиться только с появлением «белых изб» у богатых, зажиточных крестьян, имевших деньги, чтобы позволить себе такую роскошь.

Изба делилась на «углы»: прихожая – пространство под палатами; середа – место у печи, где работала женщина-стряпуха; сама изба с «красным углом» - столовая и место приёма гостей.

Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Роспись отражала их кровную связь, единство с окружающей природой, их радостное, оптимистическое мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный эдем при жизни, не дожидаясь обещанного церковью рая после смерти.

Профессиональные крестьяне-художники переезжали из волости в волость, расписывая избы. Свою живопись они подчиняли вкусам местного населения. Во время росписи избы украшались также сундуки. Были случаи, когда крестьяне сами делали сундуки без оковки.

В избах нередко встречался темно-пурпуровый цвет - символ тяжелой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зеленый - надежды, жизни, подвига; белый - чистоты, бессмертия; голубой - девственности; светло-желтый, золотистый - славы и царственности.

Во второй половине 19 – начале 20 столетия на Урале работали мастера из разных частей России. Однако всё чаще на Урал приходили вятские и кармацкие красильщики. Большое развитие получили отхожие промыслы после реформы 1861г., когда уменьшилась занятость рабочего населения на казенных заводах и рабочему люду приходилось искать вольных заработков.

Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны: это и цветочные орнаменты, и изображения птиц и зверей.

Сюжет росписи избы - Цветущий красивый куст, растение, усыпанное цветами и плодами, вырастающее из цветочного горшка или вазы. Композиция обычно симметрична: пять-семь цветков-розеток, повернутых своими круглыми многолепестковыми головками к зрителю, располагаются по обе стороны вертикального стебля-стержня и сопровождаются пластично изогнутыми удлиненными листьями и веточками-побегами. Нередко над верхним цветком изображены друг против друга две птички. Такой росписью украшали ворота, ставни, перегородки внутри избы, входные двери. Это было условное символическое изображение счастья, довольства, благополучия в доме и семье.

Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем печь – символ жизни в доме. Её украшали особенно тщательно, так как по поверьям «в подполье под печкой жил домовой – доброе существо охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной».

Во второй половине 19 в. особенно популярно стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.

Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно - прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов.

Наиболее самобытной разновидностью сельской росписей Урала являлась обвинская. Для неё был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветового фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство. Обвинской росписи был свойственен холодный колорит, как и в целом на Урале. Но иногда использовалась тёплая гамма росписи. Формирование целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью.

Как и многие народные промыслы, к концу 19 – началу 20в. уральские расписные промыслы переживают упадок. Фрагменты образцов росписи жилища можно увидеть только в музейных экспозициях. Однако до сих традиционная роспись, иногда в немного модифицированном виде, все равно вызывает интерес и даже «имеет спрос». В большей степени традиционная роспись сохраняется в изготовлении сувениров: матрешек, пасхальных яиц, посуды.

Появляются много мануфактур, производящих относительно дешёвые ткани. Меняются целостные ориентации в пользу городских предметов быта. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применение росписи в оформлении новых видов изделий.

В первые послевоенные годы большое внимание уделялось восстановлению крупных центров народного художественного ремесла Севера, Урала, Сибири. Однако искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя традиционные основы: своеобразный цветовой строй и монументальность композиций.

Сотрудниками научно – исследовательского института художественной промышленности–НИИХП в деревнях Урала были найдены столешницы с росписью:

Столешница. Конец XIX в.

Д. Первунова, принадлежала Пятыгиной Евдокии Васильевне.

Красильщик: Долгих Феоктист Ефимович. Дерево роспись 72x130

Столешница тёмно красного цвета. Покроям обведена коричневой рамкой. Углы столешницы подчёркнуты линиями синего и зеленого цвета. По всему полю столешницы мелкие белые цветочки, а в углах зеленые.

Выявлена в 1961г. приобретена в 1963г.

Столешница 1914г.

Д. Берстенёвава, принадлежала Авдееву Сергею Георгиевичу.

Красильщики: Уткин Василий Маркелович, Рябков Фёдор Варламович (1892-1972). Дерево роспись 60x97

В центре столешницы на красном фоне изображен зеленый круг – символ жизни обведённый желтым цветом. Углы столешницы жёлтые.

Выявлена в 1961г. приобретена в 1973г.

Обеденный стол. Конец XIX в.

Д. Вертлугина, принадлежала Вертлугину Николаю Фёдоровичу.

Красильщик: Мальцев Евграф Иванович(1874-1931). Дерево столярная и токарная работа роспись 70x118x70

Стол с точёными ножками красного и синего цвета. В низу ножки имеют коричневую обвязку. Верхняя обвязка стола широкая в неё врезан выдвижной ящик для посуды покрашенный голубой краской.

Выявлен в 1960г. приобретён в 1972г.

Мастеров – красителей на диалектах называли «красильщики», «травники», «прохожие красильщики». Избу народный мастер расписывал, начиная с сеней. Как цветочный сад, раскрывался перед человеком интерьер: на потолке, стенах, дверях, шкафах цвели диковинные цветы, порхали птицы; с наружи декорировались ставни, наличники. Растительными узорами украшали двери, полати, перегородку – заборку, красный угол, простенки между окнами, потолок. Композиции составлялись самые разнообразные: на перегородках, потолках, печках, на дверях и в простенках окон – кусты и деревья в вазонах, символизирующие «древо жизни» - обиталище духов, покровителей дома. Интересно то, что большое внимание уделяли даже росписи двери в кладовку, что должно было символизирует пожелание богатого урожая и достатка в доме. Росписью могла быть украшена мебель и утварь: столы, кровати, лавки, посудные шкафчики, корыта.

Число красильщиков-живописцев стало увеличиваться. Здесь было большое поле для деятельности, возможности хорошего заработка. Авторы росписей в большинстве случаев сейчас не известны, но все же экспедиционные поиски и беседы со старожилами позволили выявить имена некоторых из них.

Известные мастера работали, как правило, в крупных сёлах, проходивших по тракту, а кто слабее владел кистью, чаще менял «путик» и ездил, главным образом, по отдалённым деревням, где крестьяне были попроще, менее требовательны. Приезжали на Урал и вятские красильщики, были и свои – местные мастера.

Как правило, тюменские живописцы называли себя красильщиками, малярами, но некоторые выше держали свою марку, указывая в автографах – мастер. Исконные хлебопашцы считали труд красильщиков несерьёзным занятием. Тем не менее роспись на Урале получило сравнительно большое распространение. Значительный процент пятистенных домов был с росписью. Например в деревне Москалка Алапаевского района, что на реке Тагил из 35 домов было расписано 11, а в небольшой деревне Чебаки Сухоложского района роспись найдена во всех 30 домах.

Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины. Иногда это были целые династии, передававшие своё ремесло и искусство из поколения в поколения. В доме Федора Петровича Черемисина на кухонном шкафу в 1960 г. Был обнаружен автограф:

«Красили не для прибыли, а для хозяйской выгоды Василий Ильич и его брат Алексей Халевины 1899. Вят.»

Среди кармакских красильщиков были мастера, жившие материально плохо. Перед поездкой на промысел они брали в долг краску, кисти, олифу, машинку-краскотёрку у купца Пушникова Амоса Александровича в селе Успенском. При приезде с заработка рассчитывались с ним уже с процентами.

Красильщиков в деревнях хорошо знали и тепло встречали. Как только они появлялись, по всей деревне разносился слух «приехали красильщики!» Если приглашала женщина, - рассказывал красильщик Брюханов Варлам Кондратьевич (род. в 1897 г.) – эта была хорошая примета. Можно с хозяином срядиться по сходной цене. Женщинам роспись больше нравилась. Когда начинали рядиться о цене и хозяин скупился, а маляр не соглашался, тогда хозяйка шепотом говорила мастеру: «Соглашайся, я тебе еще дам хорошую скатерть и тубу холста».

Красильщики старались свою марку не терять, делать всё на совесть. Правда были случаи, когда решив проучить скупого хозяина, они «шахранили». Слово «шахран» на их лексиконе означало: испортить работу, обмануть хозяина.

В 20-х годах ХХ столетия крестьяне стали отказываться от росписи внутри дома, просили лишь окрасить или загрунтовать стены. Многие художники до глубокой старости сохранили любовь к своему ремеслу. И хотя дома уже не расписывали, но ящик с красками и художественными принадлежностями оберегали как зеницу ока.

2. Технологический раздел.

2.1 Правила техники безопасности.

Любая роспись очень трудоемка. Она требует особой аккуратности и тщательности.

Рабочее место должно быть хорошо освещено и удобно для росписи изделий. Наряду с организацией рабочего места, необходимо следить за положением руки при выполнении росписи, а также за правильным держанием кисти. Поставленное на стол изделие придерживают левой рукой, а правой держат кисть. Необходимые инструменты нужно подготовить и разложить на рабочем месте. В ближайшем правом углу стола размещают разведенные краски, масло и разбавитель. Перед собой кладут палитру, с левой стороны- ветошь. Рабочую зону на столе необходимо организовать таким образом, чтобы, не вставая со стула и в пределах вытянутой руки, доставать любой нужный предмет.

· Расстояние от расписываемой поверхности до глаз должно быть не менее 30-35 см.

· Освещение должно быть общее и местное (лампа, светильник). Свет должен падать с левой стороны.

· Помещение должно хорошо проветриваться.

· Руки надо держать на весу, изредка опираясь локтем или предплечьем на край стола.

· Рабочая зона 30-50 см. должна быть свободна. На ней располагают изделие, палитру и кисти.

· После окончания работы нужно промыть хорошо все кисти, а затем убрать все инструменты и материалы на свое место.

· Покрытие изделие лаком производиться в защитной маске на лице, при хорошо проветриваемом помещении.

 

2.2 Инструменты и материалы.

Инструменты при изготовлении стола:

Струбцины, ваймы, электролобзик, дрель, ручной фрезер, перьевые сверла, ручная шлифовальная машинка, распылитель.

Станки:

Фуговальный станок, долбёжный станок, фрезерный станок, ленточно-шлифовальный станок, рейсмусовый станок, циркулярный станок, компрессор.

Материалы:

Пиломатериал – сосна, клей ПВА - для столярных работ, наждачная бумага различной зернистости, лак масляный полуматовый «Marshall», защитное текстурное покрытие древесины «Акватекс» - «Палисандр», шпатлёвка тонированная «Сосна», разбавитель «Tiner» для лакокрасочных составов. Краска эмалевая «OLIMP» 1л. Цвет бежевый металлические уголки, саморезы - 75 мм., гвоздики 20мм., ДВП 3мм, плёнка самоклеющаяся текстурная.

Фурнитура:

Ручки мебельные -2шт.

Инструменты для росписи стола:

Кистинатуральные (белка). №2- круглая для разживки; №6-№8 –плоские для росписи и подмалевка.

Палитра -для разведения красок.

Материалы:

Художественные масляные краски в тюбиках: неаполитанская желто-палевая, оливковая, индийская красная, умбра жженая, охра красная, умбра натуральная ленинградская.

Масло льняное – разбавитель для масленых красок.

2.3. Этапы выполнения дипломного проекта.

2.3.1 Изготовление стола

1. Поисковые иллюстрации. (Приложение 1)

2. Чертёж изделия. (Приложение 2, 3, 4, 5)

Подбор материала

1.Разметка пиломатериала.

2.Распил, отбор качественной древесины.

Изготовление отдельных деталей

1.Изготовление царг и деталей ящика стола.

Выполняется распиловкой по заданным размерам на круглопильном станке, строганием на фуговальном станке и калиброванием на рейсмусовом станке. Затем обработкой торцов на торцовочно-циркулярном станке. Декоративный багет изготавливался по той же схеме. Дополнительно был использован ручной фрезер.

2.Изготовление столешницы и ножек.

Крупногабаритные детали изготавливались методом наращивания, клеевым соединением, имеющим название - гладкая фуга. Выполняется при помощи фуганка и рейсмуса. Склейка деталей из брусков производится при помощи вайм, струбцин, киянки. Декоративная отделка кромки производилась ручным фрезером.

3.Разметка деталей под шиповые и пазовые соединения.

Разметка производиться при помощи линейки, рулетки и штангенциркуля карандашом средней твёрдости. Нарезка шипов производится на фрезерном станке сдвоенными дисковыми пилами, установленными на валу с необходимым интервалом. Долбление пазов производится на долбёжном станке фрезой, диаметром, соответствующим размеру шипа.

Подготовка и сборка несущей конструкции.

1.Сборка каркаса на клей, используя ранее подготовленные шиповые соединения, производится в ваймах, обеспечивающих плотное соединение деталей, крепление уголков для столешницы производится шуруповёртом. (Приложение 6)

2.Погрешности склеенного шва шпаклюются и, по высыханию шпатлёвки, вышлифовываются вручную.

3.Каркас ящиков стола собирается при помощи клея и гвоздиков. Донца ящиков обклеиваются с внутренней стороны текстурной плёнкой и прибиваются на каркас ящиков гвоздями длинной 20мм (Приложение 6).

Направляющие ящиков стола монтируются в каркас стола при помощи клея и самарезов,

Монтаж столешницы.

Столешница устанавливается на каркас стола в соответствии с разметкой и закрепляется на каркасе при помощи восьми металлических уголков и саморезов.

После монтажа производиться:

шпатлевание: устранения дефектов на изделии.

шлифование: выравнивание неровной и шероховатой поверхности изделия, подбор цвета стола (Приложение 8)

покраска: производится эмалью и акватексом с помощью распылителя.(Приложение 9), после этого ведется подбор ручки на ящики (Приложение 10)

2.3.2 Роспись стола.

Разработка эскизов.

Рассмотрена специальная литература с иллюстрациями урало-сибирской росписи, также был посещён культурно исторический комплекс «Старина Сибирская» с. Большеречье.

На первом этапе разработаны композиционные схемы росписи (Приложение 11, 12) производилась разработка поисковых эскизов композиции в цвете (Приложение 13).

Для столешницы выбрана композиция венок-символ солнца, охранительный знак, с цветами-символом взрослого поколения и солнца, и листьями-символом изобилия и хорошего урожая, композиция хорошо сочетается с формой стола. Исходя из традиционной цветовой гаммы были подобраны оттенки коричневого, зелёного и красного цвета, разработаны эскизы в натуральную величину(Приложение 14).

Перенос схемы на поверхность производился с помощью кальки и копировальной бумаги красного цвета(Приложение 15).

Процесс росписи.

1. Перед началом работы выдавливаем и разводим масляные краски с помощью льняного масла до консистенции сметаны (Приложение 15).

2. Кистью наносятся основные цветовые пятна – подмалёвок.

3.На кисть набирается краска двух цветов и раскатывается дорожка, затем прописывается разбел тёмным цветом при светлом фоне (Приложение 16).

4. Для придания соединение композиции, кисточкой наносится разживка в виде линий, травки (Приложение 16).

Завершающий этап.

После росписи отводится время до полного высыхания краски, затем изделие покрывается лаком на два раза промежутком в 24ч. (Приложение 17, 18).

 

3. Экономический раздел.

  №   Материалы Ед. измерения   Цена   Расход   Стоимость
  Пиломатериал сосна 0, 2   1Куб.   7000р.   0, 2, 5куба   1400р.
    Клей ПВА «Бирит»   1Кг.   150р.   2кг.   300р.
    Шпатлёвка   1Кг.   250р.   300г   250р.
    ДВП 0, 5   1Кв. м.   100р.   1кв. м.   100р.
    Саморезы   1Шт.   3р.   100ш   300р.
  Ручка мебельная бронзовая   1Шт.   70р.   2 шт.   140р.
    Плёнка текстурная   1Шт.   170р.   1, 5м.   17р.
    Плёнка «ORAKAL»   1М.   85р.   4, 5м.   382, 5р.
  Ватман «Гознак» Ф. А1   1Шт.   10р.   5шт.   50р.
    Клей ПВА   1Шт.   22, 18р.   2шт.   40р.
    Валик меховой   1Шт.   40р   1шт   40р.
    Краска гуашевая «мастер класс» белила титановые     1Шт.     50р.     4шт.     200р.
    Краска гуашевая «мастер класс» охра светлая     Шт.            
    Краска гуашевая «мастер класс» умбра жженая     Шт.            
    Скотч «Малярный»   1Шт.   40р.   1шт.   40р.
        Краска эмалевая «OLIMP» 1л. Цвет пшеницы     1Л.     155р.     0, 5л.     77, 5р.
    Лак масленый полуматовый «Marshall»     1Л.     265р.     1л.     265р.
    Разбавитель«Tiner»   1Л.   105р.   1л.   105р.
  Растворитель для красок   Л.   100р.   1л.   100р.
    Защитное текстур-е покрытие древесины “Акватекс” цвет «палисандр».     Л.     200р.     1л.     200р.
    Масло льняное   Шт.   80р.   1шт.   80р.
  Сиккатив для масленых работ   Шт. 75мл.   390р.   20мм.   104р.
    Кисть беличья круглая № 2профи «Альбатрос»     Шт.     45р.     2ш.     90р.
    Кисть беличья плоская №8 профи «Альбатрос»     Шт.     60р.     1шт.     60р.
    Кисть беличья плоская №8 профи «Альбатрос»     Шт.     70р.     1шт.     70р.
    Краска масленая «мастер класс» Индийская красная     1Т. 46мл.     90р.     1, 3мл.     2, 54р.
    Краска масленая «мастер класс» Оливковая     1Т. 46мл.     96р.     1, 3мл.     2, 71р.
  Краска масленая «мастер класс» Умбра жжоная     1Т. 46мл.     . 107р.   1, 7мл.   3, 95р.
  Краска масленая «мастер класс» Охра красная     1Т. 46мл.   107р.   1, 3мл.   3, 02
  Краска масленая «мастер класс» Неаполитанская желто-палевая   1Т. 46мл   96р.   1, 3мл.   2, 71р.
    Краска масленая «мастер класс» Умбра натуральная ленинградская       Т. 46мл.     96р.     1, 9мл.     3, 96р.
Итого: 4501, 89 руб.

4. Заключение

Народное искусство – это явление духовной культуры, которое участвует в важных моментах жизни. Красота скромных и простых предметов будничного обихода связана с пониманием народом самой жизни как проявление прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с верой в то, что хорошая вещь приносит в дом благополучие.

Необходимо было изучить не только технические приемы, виды композиционных комбинаций, но и мотивы урало-сибирской росписи. Народные умельцы вкладывали смысл в каждое творение своих рук. И смысл этот тянется из глубины веков, из Древних Ведических знаний, когда существовали культы поклонения Солнцу и Огню.

Совокупность практики и исследовательского опыта расширила границы народного творчества и открыла новые необъяснимые горизонты народного искусства, таинственно-прекрасного, завораживающе – интересного мира материально-духовной культуры наших предков и «коллег» прошлого века.

Человек является творцом своего искусства. Он создает то, что нравится ему и присуще. Высказывает и показывает, прежде всего, свою грамотность, идею, мысли.

В настоящее время существует большое разнообразие изделий из самых различных материалов. Но классическим материалом останется дерево.

Данная работа является «мостом» от современности к прошлому, для того чтобы искусство прошлого в своём истинном обличие перекочевало в нашу современность, дабы удивить своей непосредственностью, простотой и в то же время неуловимой изящностью, и богатством красок.

При выполнении дипломного проекта цель и поставленные задачи были достигнуты. Письменный стол получился ярким и функциональным.

 

 

Список литературы.

1. Алферов Л. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000г.-336с.

2. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. Москва. «Владос», 2005г.

3. Барадулина В.А. Художественная обработка дерева.

Москва. «Легпромбытиздат»

4. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте, и металлу Среднеурал 1982

5. Барадулин В. А. Стенописи крестьянского дома на среднем Урале.

Москва, 1974г.

6. Барадулин В.А. Пособие художественного промысла России. Москва: 1998 г.

7. Беляева Г.Г. Декоративные росписи по дереву. Омск, 2007г.-123с.

8. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала.

Москва «Стройиздат», 1988г.

9. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Москва, 1972г.-350с.

10. Василенко В.М., Жегалов С.К. Роспись по дереву. М. 1965 г.

11. Величко И. Роспись по дереву. М. 2000 г.

12. Коллекция Самойлова И. Д. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании

Нижнесинячихинского музея-заповедника. Свердловск, 1988г.

Свердловск, 1978г.-188с.

13. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство.

Москва, «Форум», 2007г.

14. Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища.

Москва, 1962г.-338с.

15. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры.

Москва, 1983г.-344с.

16. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство.

Москва «Просвещение», 1984г.

17. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Москва. «Владос», 2002г.

18. Ташкинов И. В. Арийская вежа – русский простор. Томск 2000г.

19. Ташкинов И. В. Древний Египет и Русь: некоторые истории,

мифологии и языкознания. «Узорочье». Рязань, 1998г.-86с.

20. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы.

Москва. «Высшая Школа», 1992г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последователи | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.