Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7 Социальная философия






М

 

етодология исследования социальных явлений. Социальная философия – составная часть философии и одновременно наиболее общая социологическая теория. Это наука об общих законах функционирования и развития человеческого общества. Как философская концепция исторического и онтологического процесса, социальная философия представляет собой распространение философских принципов и подходов на общество.

Основной философский принцип о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в социальной философии как признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. При этом общественное бытие выступает как совокупность материальных общественных явлений и процессов, существующих независимо от воли и сознания индивидов или общества в целом, а общественное сознание следует рассматривать как своеобразное отражение общественного бытия. В основе такой позиции лежит простой и естественный факт: общественное сознание органично связано с индивидуальным сознанием, ибо мыслят люди и в результате их мышления формируется не только индивидуальное, но и общественное сознание. А мыслят люди при помощи мозга, который материален, как и сам человек.

Эмпирически наблюдаемые и с научной точностью констатируемые общественные отношения позволили применить в исследовании общественных процессов критерий повторяемости, благодаря которому оказалось возможным выделить общее в социальном развитии разных народов и стран в различные периоды их функционирования. На этой основе стало возможным создание формационных и цивилизационных моделей описания развития общества. Согласно формационному подходу история общества делится на общественные формации, различающиеся главным образом по способу производства материальных благ. Сторонники цивилизационного метода утверждают, что идеал, цель, социальная модель играют огромную инструментальную роль в познании общества. В этом плане ключевыми становятся такие понятия, как индивидуальность, свобода личности, богатство общества, духовность, демократия. Система этих ценностей служит основанием формирующегося идеала как образа цели, инструмента построения модели будущего.

Формационный метод был долгое время в нашей стране господствующим. Его сторонники обвиняют сторонников цивилиза­ционного метода в идеализме, в недооценке материальных факторов в обществе. В свою очередь цивилизационники обвиняют формацион­ников в догматизме. Они утверждают, что формационный метод ошибочен, ибо не все народы в своем развитии прошли указанные в трудах основоположников марксизма пять общественно-исторических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капитали­стическую и коммунистическую. Народы Северной Европы, России не прошли рабовладельческой формации, никто еще не построил коммунистическую формацию.

На наш взгляд, этот спор бесплодный. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы. На современном этапе, на рубеже второго и третьего тысячелетий, развития цивилизованного общества оба метода должны дополнять друг друга и принципы каждого из них могут быть использованы в соответствии с целесообразностью их применения в решении задач, в тех или иных условиях.

Конференция ООН, состоявшаяся в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, не только доказала неприемлемость существующих механизмов развития общества, но и раскрыла основные принципы и признаки общества нового типа, которое должно установиться в мире в начале третьего тысячелетия. Это общество, основанное на началах всестороннего общечеловеческого прогресса, добра, взаимопонимания, взаимопомощи, общего благополучия, последовательной демократии и высокой морали. Конференция в Рио не предложила механизма становления такой цивилизации. Эту задачу должна решить или, по крайней мере, определить пути ее решения, социальная философия.

Естественно, каждый образованный гражданин, если он хочет общественного блага, должен знать социальную философию и уметь пользоваться ее методологией. Социальная философия по своему объему очень широка и многопланова. Она включает в себя, в той или иной степени, весь комплекс проблем, стоящих перед человечеством. Объем данной работы не позволяет охватить значительное количество этих проблем, поэтому для изложения были избраны наиболее характерные для современного уровня социальной философии проблемы: а) роль общества в жизни человека; б) социальная структура и ее динамика; в) общественное сознание.

Роль общества в жизни человека. Прежде чем говорить о роли и месте человека в обществе и роли общества в жизни человека, нужно выяснить, что же такое человек?

В философии древнего мира человек мыслился как часть космоса, некоего единого сверхвременного порядка и строя бытия, как «малый мир», «микрокосм» (Демокрит) – отображение и символ вселенной. Человек содержит в себе все элементы «стихии космоса». Он состоит из тела и души как двух аспектов единой реальности (аристотелизм), или как две разнородные субстанции – душа и тело (платонизм). В индийской философии, в учении о переселении душ, граница между человеком, животным и даже растениями рассматривается подвижной, размытой.

В христианском представлении человек как образ и подобие бога раздвоен на природное и божественное – тело и душу. В эпоху Возрождения проводится мысль об автономности человека, его безграничных творческих возможностях (Пико делла Мирандола). Декарт видит главным в человеке – мышление («мыслю значит, существую»). У Канта вопрос о человеке – основной вопрос философии. Человек принадлежит двум различным мирам природной необходимости и нравственной свободе. Он разделяет антропологию и физиологию человека. Марксистская философия в основу трактовки человека кладет его социальную сущность в ее конкретно-историческом проявлении.

В современном научном понимании человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и творец культуры. Это единство физиологического и духовного. Человек смертен – бессмертны его дела. Из приведенных выше позиций о человеке в том или ином варианте следует, что человек существо мыслящее. Способность к мышлению принципиально отличает человека от всех живых организмов на Земле. И именно эта способность объективно и субъективно позволяет одному из героев пьесы М. Горького «На дне» – Сатину заявить: Человек – это звучит гордо! Вместе с тем человек – это не только существо мыслящее, – это существо общественное.

Люди объединились и создали общество для обеспечения производства материальных благ и духовных ценностей, для обеспечения своей безопасности и социальной справедливости. Пусть это часто нарушается, но создано общество именно с этими целями, стремясь к ним люди многие столетия пытаются усовершенствовать общество. Общество, естественно, не может существовать без людей, но и люди не могут существовать без общества.

Что же это за феномен – общество? М. Вебер: общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются специфически человеческие нормы и ценности. Маркс: «Общество – исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совместной деятельности».

Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в самом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Прежде всего это целостная система. Это единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою особую форму движения – социальное движение.

Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся. Общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Однако это не означает, что общество это только продукт взаимодействия людей. Оно включает в себя производство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д. Общество – многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно постоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно поэтому так сложна социальная философия, объектом изучения которой являются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.

Социальная структура и ее динамика. Социальная стратификация – это философско-социологическая категория, обозначающая структуру общества и его компонентов в их развитии, систему признаков социального расслоения. Критерии социальной стратификации – различия между группами людей по их социальному положению, национальности, возрасту и т. д., мобильность этих различий, т. е. постоянные перемещения людей и социальных групп внутри социального пространства. Социальная стратифакция – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако ключевыми среди них, на наш взгляд, являются социальные слои, национальная и возрастная формы, ибо они, в известном смысле, определяют другие формы: поселенческую, политическую, семейную, профессиональную и т. д. В данной главе мы остановимся на социальных слоях, нациях и политической организации общества, ибо эти формы более мобильны, чем поселенческая, возрастная, семейная и т. д.

Понятие «социальный слой» в современной социологической, философской и исторической литературе многозначно. Оно применяется для определения самых различных систем и подсистем: социальные группы, различающиеся по демографическим половым и возрастным критериям, социальные группы, выделяемые по роду занятий (инженеры, врачи, учителя и др.), по квалификации и т. д.

В настоящее время в странах Запада широко используется в рассматриваемом аспекте метод деления общества на три социальных слоя в зависимости от объема доходов каждого из них: высший, средний и низший. Высший слой – это люди, имеющие очень высокие доходы: банкиры, рантье, владеющие большим капиталом; государственные чиновники высокого ранга; крупные ученые, изобретатели, преуспевающие юристы и врачи, профессура, это примерно, 10–15 % населения. Средний слой – основная масса населения – 70 % и более. Это люди, имеющие средние и выше среднего доходы за счет оплаты квалифицированного труда, мелкой и средней собственности: основная масса интеллигенции, квалифицированные рабочие, управленцы и т. д. И, наконец, низший слой – безработные эмигранты, рабочие низкой квалификации и др., составляющие 10–15 % населения.

Средний слой – это самая большая часть населения, определяющая при равных условиях судьбу выборов органов государственной власти и государственного управления. Основной тенденцией цивилизованных стран на современном этапе становится увеличение доли среднего слоя среди населения страны.

Возможно, такой чисто экономический метод является целесообразным в странах с высокой производительностью труда, высоким общим жизненным уровнем населения, высоким благосостоянием его массы, ее уверенностью в завтрашнем дне и относительно устойчивым социальным состоянием. В ряде других стран с более низким жизненным уровнем населения, большей социальной мобильностью и социальной взрывоопасностью такой метод вряд ли приемлем.

Так, в Российской Федерации вообще нет такого социально устойчивого среднего слоя, составляющего основную массу населения. В странах, где основная масса населения – бедные и нищие (более 60 % – 32 млн нищих и еще 44 млн еле сводят концы с концами), где все бродит и бурлит и неизвестно когда образуется, и образуется ли желаемый, благополучный и спокойный средний слой, такой метод сегодня не приемлем. Он не дает четкого представления о социальной структуре общества, а без него нельзя научно обоснованно управлять социальными процессами. Без этого неизбежны грубые просчеты и ошибки, которые чреваты непоправимыми последствиями.

Помимо этого, в недавнем прошлом государством проводился курс на усреднение официально получаемых доходов, что часто вело к разрыву доходов и оплаты по качеству и количеству труда. В современных условиях дифференциация по доходам скачкообразно возросла. При этом вследствие возросшей криминогенной обстановки, злоупотребления и массового укрытия доходов и неуплаты налогов фантастический процесс роста крупнейших состояний часто идет вне связи с качеством, количеством и общественной полезностью труда, что имеет весьма негативные последствия для развития общества.

Традиционный метод классового подхода к анализу социальной структуры общества некоторые наши публицисты в процессе массовой критики марксизма-ленинизма отнесли к Марксу и Ленину. С этим нельзя согласиться. Маркс и Энгельс не считали себя творцами теории классов и даже классовой борьбы. Теория разделения общества на классы имеет древнюю историю. Она восходит к Платону (IV в. до н. э.). Определенный вклад в нее внес видный представитель школы французских физиократов Ф. Кенэ (XVIII в.). Он выделял три общественных класса: земледельцев, собственников и бесполезный класс. И, наконец, основатели английской классической политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо существенно дополнили эту теорию.

Адам Смит – один из выдающихся умов XVIII века – фактически создал теорию классов. Анализируя общественно-экономические явления своего времени, он определяет основные категории процесса развития общества: классы, разделение труда, обмен, меновая и трудовая стоимость, доходы основных классов. «К одному и тому же классу, – писал он, – должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомысленных профессий – священники, юристы, врачи, писатели, актеры, танцовщики и пр…». К числу основных классов своего времени Смит относит капиталистов, рабочих и земельных собственников. Учение Смита продолжает и развивает лидер английской буржуазии конца XVIII – начала XIX века Давид Рикардо. Он считал капиталистический строй незыблемым и вечным и утверждал, что личный интерес – единственный двигатель прогресса. Вместе с тем, исходя из теории трудовой стоимости, Д. Рикардо указывал на противоположность классовых интересов капиталистов и рабочих, ибо понижение заработной платы повышает прибыль. Во избежание социальных потрясений Рикардо призывал капиталистов к умеренности в погоне за повышением прибыли.

К. Маркс и Ф. Энгельс приняли в целом учение А. Смита и Д. Рикардо о классах и использовали его в своей теории социалистической революции и диктатуры пролетариата. Они не создавали, вопреки утверждениям некоторых отечественных и зарубежных социологов и философов, своего нового учения о классах. Правда, на позиции Маркса и Энгельса, а позднее на позиции В. И. Ленина по вопросу о сущности классов оказало влияние открытое К. Марксом материалистическое понимание истории. В частности, оно сказалось на ленинском определении классов: классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Это определение, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ перед несколько односторонним подходом к анализу стратификации общества только по размерам доходов. Оно более правильно методологически: учитывает генезис развития общества и позволяет более детально подойти к анализу социальных групп.

Вместе с тем в данном определении излишне фетишизированы производство, собственность, недооценивается культура, что не позволяет четко определить место интеллигенции в социальной системе, численность которой за последние десятилетия значительно увеличилась и возросла ее роль в обществе. Оно слишком категорично разделяет общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Наконец, оно не учитывает возросшего многообразия современной стратификации, формирования новых социальных групп и распада старых традиционных групп, выделение в результате этого новых подсистем, усложнение форм собственности и т. д.

Нам представляется, что такой подход, так же как и подход трехслойного состава общества для современной России и ряда стран, находящихся в аналогичном экономическом, социальном и политическом положении, не подходит. Во-первых, потому что социальные системы вообще очень динамичны. Их стабильность покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими процессами. Неустойчивое равновесие между ними сохраняется до тех пор, пока сложившееся соотношение не подвергается серьезным коррективам. Каждый элемент социальной системы подвержен внутренней эволюции, в одних случаях более, в других – менее значительной. Во-вторых, социальное положение Российской Федерации (для анализа которого и предпринято освещение наших позиций в этом вопросе) и ряда других стран в силу разрушения старого равновесия и установления нового, связанных с ним кризисных положений экономики, политической системы, морали является крайне неустойчивым, динамичным, маргинальным, диффузионным и взрывным. Происходит процесс разложения на подсистемы старых социальных структур и формирование новых. Процесс этот не ровен и не однозначен.

Так, прежний рабочий класс ранее был более или менее однороден. Сейчас рабочие государственных предприятий, рабочие акционированных предприятий и рабочие коммерческих предприятий существенно различаются по своему отношению к средствам производства, по своей роли в организации производства и по доле общественного богатства, которую они присваивают. То же самое можно сказать и о прежних колхозниках. Колхозники, а их в настоящее время значительное число, работники акционированных сельскохозяйственных предприятий и фермеры явно представляют различные социальные группы.

С интеллигенцией и ранее все было запутано вплоть до анекдотических ситуаций: командир авиалайнера – рабочий, ибо он держит в руках штурвал или другим путем лично управляет самолетом, а штурман этого же лайнера – интеллигент, ибо он только прокладывает маршрут или следит за его выполнением в процессе полета. Да и вообще непонятно, почему интеллигенцию считали «прослойкой» или «слоем», а не классом.

Класс предпринимателей в странах переходного периода пока еще не сложился. Нельзя же считать современными предпринимателями «челноков» (их до революции 1917 года называли «коробейниками») или спекулянтов, утаивающих в массовом порядке налоги.

Исходя из изложенного выше, на наш взгляд, целесообразно для анализа социальной стратификации данных стран в современный чрезвычайно сложный период их развития использовать вместо категории «класс» более гибкую категорию – «социальный слой».

Представляется возможным дать следующее определение современных социальных слоев в указанном выше значении: это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественной жизни, их роли в организации общественной жизни, характеру их труда, уровню культуры, способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Таким образом, категория «производство» заменяется категорией «общественная жизнь», в которую входит и общественное производство, и духовная культура, и социальная структура, и политическая организация. Замена категории «производство» категорией «общественная жизнь», не отрицая роли и значения производства, позволит избегнуть его фетишизации. Введение признаков характера труда и уровня культуры помогает определить роль и место интеллигенции, государственных служащих и духовенства в социальной стратификации. Снятие жесткого деления на эксплуататоров и эксплуатируемых осовременивает определение, освобождает его от крайностей и позволяет более объективно подойти к социальным группам, не являющимися ни эксплуататорами, ни эксплуатируемыми.

Если подойти с этих позиций к анализу стран, совершающих в современных условиях переход к рыночной экономике, то очевидно, что их социальная система чрезвычайно сложна, многообразна, неустойчива и диффузна, а социальная структура запутана и неустойчива.

Межнациональные отношения и социально-этническая система современного общества также чрезвычайно сложны и многообразны. Они связаны в определенной мере экономическими, социальными, политическими отношениями, культурой и т.д.

Для большего понимания современного состояния межнациональных отношений целесообразно рассмотреть историю развития социально-этнических общностей. Первыми социально-этническими общностями были роды и племена. Эти социально-этнические общности основаны на кровно-родственных связях. С образованием классового общества и государств сложились народности. Эти социально-этнические общности предшествовали нации и имели все признаки нации: общность территории, общность языка, общность экономических связей, национальное сознание и национальную культуру. Однако все эти признаки нации, особенно экономические связи, национальная культура были в недостаточно развитом состоянии.

Переходу общества от феодализма к капитализму сопутствовало образование на базе народностей – наций. По вопросу об определении наций давно идет дискуссия. В ряде работ используется (правда без ссылки на оригинал) определение И. Сталина. Академик Ю. Бромлей вообще предлагал отказаться от термина нация и заменить его термином этнос. Определение Сталина (нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, сложившаяся на базе общности территории, общности языка, общности экономических связей и общности психического склада, проявляющегося в общности культуры) скорее показывает, на основании чего сложилась нация, нежели определяет ее. Предложение Бромлея не учитывает того, что нация не только этническая, но и социально-экономическая общность. Видимо, нации можно определить как большие группы людей, объединенных национальным самосознанием, тесными экономическими связями и различающиеся по исторически сложившейся территории обитания, языку, культуре и психическому складу.

Межнациональные отношения – это отношения между нациями. Отношения эти в современном мире очень сложны и напряженны, хотя и в разной степени. Это отмечается в ряде многонациональных стран: Канаде, Испании, Югославии и России. Причин осложнения межнациональных отношений в мире немало. Но если брать общее, обостряющееся осложнение межнациональных отношений в мире, то следует вычленить противоречие между всеобщей интернационализацией общественной жизни и стремлением народов к сохранению национальной самобытности, развитию языка, национальной культуры. Здесь сказывается закон двух тенденций в развитии наций, специфически проявляющийся на всем протяжении развития цивилизованного человечества. Первая тенденция ведет к обособлению, к образованию своих национальных государств. Вторая – к интернационализации экономики, культуры, быта и т. д.

На различных этапах развития у разных народов превуалировали то одна, то другая тенденция. Но всегда противоречие между ними вызывали то скрытые, то вырывающиеся на поверхность осложнения, порой принимающие крайне острые формы. К сожалению, именно таким в настоящее время можно рассматривать положение в нашей стране, где в ряде регионов нетерпимость достигла крайних пределов. Идет вооруженная борьба, берутся заложники, в стране сотни тысяч беженцев, практически распадается многонациональное государство.

В чем причины? В глубинной основе лежит указанный выше закон, действие которого обострено целым рядом факторов. Тут и тяжелое наследие прошлого, и действия мафии и коррумпированных элементов. Но дело не только и даже не столько в этом. Межнациональные отношения отличаются большой чувствительностью. На них отражаются все сферы общественной жизни, все противоречия. Тут и разные условия жизни, и разный уровень развития, и разный уровень материального обеспечения. Тут и имевшие место нарушения социальной справедливости, и их различное понимание народами, и имевшие место в прошлом нарушения законности, и давние нерешенные споры и обиды.

Большую роль играет общее ухудшение экономического положения, неудовлетворенные ожидания ряда людей и перенос их на национальную почву. Нельзя забывать и об обострившемся противоречии между быстрым развитием демократии и отставанием культуры вообще, политической культуры в особенности. Ко всему этому добавляется плохая постановка воспитательной работы, несвоевременное принятие и реализация необходимых решений властными структурами всех уровней. Где выход? Нужно обеспечить оптимальную гармонию интернационализации общественной жизни и национальных интересов, новаций и традиций, дальнейшее последовательное развитие демократии и гласности. Найти оптимально эффективные пути выхода из экономического кризиса, подъема материального благосостояния всего населения. Необходимо в ближайшее время решить проблемы в области национально-государственных отношений и обеспечить действенность функционирования властных структур.

Политическая организация общества. Политика есть концентрированное выражение экономики, иными словами – это сфера деятельности, связанная с отношениями между государствами, классами, нациями и другими социальными группами. Ядром такой деятельности, как показывает исторический опыт, всегда была проблема завоевания и использования государственной власти. Политическая организация общества – это система институтов, учреждений и организаций, регулирующих тем или иным путем всю совокупность социально-политических отношений данного общества. Элементами политической системы (организации) общества следует считать: государства, политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Политическая система возникла вследствие социального движения общества и появления классов, государств, народностей. В известной мере она зависит от классовой и национальной структуры общества.

Главным институтом политической системы общества является государство. Это организация экономически господствующего социального слоя или в идеале всего народа, имеющая целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление социальных противников этого порядка. Основные признаки государства:

а) публичная власть – власть, не совпадающая с массой населения и осуществляющаяся особым отрядом лиц;

б) налоги с населения для содержания аппарата и социальных нужд;

в) территориальное деление, взамен деления по кровно-родственным признакам.

Исторические типы государства соответствуют тем или иным периодам в жизни общества и типам социальных отношений. По форме правления государства делятся на монархии (деспотии) и республики. При этом суть власти не меняется. Меняется ее форма. По национально-государственному устройству государства делятся на унитарные (единые) и федеративные (союзные). В большинстве случаев формы государственного устройства зависят от политического режима и от соотношения социальных сил.

Государство выполняет свои функции с помощью права. Право – это воля господствующего слоя или всего народа, возведенная в закон, или иными словами, совокупность норм поведения граждан и социальных групп, институтов, закрепленная в законах, которые санкционируются соответствующими органами государства. Государство руководствуется правовыми нормами и обеспечивает их выполнение. Соответственно государственные органы делятся на органы власти и органы управления. Органы власти определяют правовые нормы, а органы управления обеспечивают их выполнение.

Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Политическая партия – это передовые отряды классов и слоев. По мере развития общества роль политических партий в его жизни возрастала. Количество политических партий и их направленность отражают социальную структуру общества. Одни партии представляют интересы господствующих социальных слоев, другие – интересы оппозиционных.

История знает многопартийные и однопартийные социальные системы. Опыт показывает, что однопартийные системы в современном обществе бывают в условиях тоталитарных режимов, ибо в наше время социально однородного общества в цивилизованном мире пока нет и, следовательно, с условиями однопартийной системы возможности отражения интересов ряда социальных слоев исключаются.

В политическую систему современного общества входят профсоюзные, молодежные, кооперативные и другие общественные организации, а также личности.

Развитие общества, если ретроспективно бросить взгляд в историю, сопровождается усложнением его политической организации и разрастанием аппарата, прежде всего государственного. Современное государство берет на себя ряд экономических функций, что несвойственно было ему ранее. Среди этих функций экономическое планирование, контроль, элементы перераспределения части больших доходов. Оно также играет все большую роль в создании и решении экономических программ. В бытовом сознании можно нередко встретить утверждение о том, что государство не является политической организацией. На это можно возразить, что государство во всей совокупности его институтов занимается внутренней и внешней политикой во всем их многообразии. Как же оно может при этом быть не политическим органом? Видимо, даже с позиций формальной логики это исключено.

Коль скоро речь идет о политической организации общества, нельзя обойти молчанием и вопрос о социальной и политической революции. Социальная революция – это переход того или иного народа или народов к новому качеству на пути социально-экономического прогресса. Соответственно контрреволюция – это обратное движение общества. Политическая революция – это часть социальной революции. Главная задача ее – это переход государственной власти из рук одного класса или социального слоя в руки другого, более прогрессивного.

Социальная революция продолжается определенный, более или менее длительный период. Так, переход от феодализма к капитализму в ряде стран Западной Европы охватил период до 200 и более лет. Начало развития капитализма в России история относит к середине XVII века, и завершение, в основном – к началу XX века. В основном потому, что капитализм в России и до 1917 года был военно-феодальным. Социалистическая революция, как показал опыт, тоже не может пройти очень быстро, а попытки ее искусственного ускорения, согласно нашему опыту, ставят революцию на грань поражения. С политической революции социальная революция может начинаться, а может ею завершаться. Так, социалистическая революция в нашей стране началась политической революцией 1917 года. А французская буржуазная революция завершилась захватом власти буржуазией.

Победа революции обеспечивается совокупностью объективных экономических, социальных и субъективных факторов (сознание масс, готовность служить делу революции и наличие руководящего ядра, способного привести революцию к победе). Революцию, в том числе и политическую, не следует смешивать с государственными переворотами, путчами и т. п., которые совершаются сравнительно небольшими группами лиц (последние обычно имеют корыстные личные цели и завершаются простыми перестановками в правящих группах). Они, как правило, не носят прогрессивного характера. Главными в социальной революции считаются общественные факторы. В политической революции более, чем в социальной, сильна роль субъективного фактора. Иногда он может даже сыграть решающую роль в политической революции.

Характер революции определяется тем, какие задачи она решает. Движущими силами всегда являются широкие народные массы. А вот определяет задачи и руководит класс, по имени которого названа революция.

Политическая революция может проходить разными путями: вооруженным и мирным. В обоих случаях это насилие. Но формы такого насилия могут быть различными: правовое насилие, оказываемое мирным путем, и насилие вооруженное. Тот или иной путь насилия зависит от ряда конкретных условий и прежде всего – зрелости революционных преобразований, от силы сопротивления противников революции и т. д. Так, английская буржуазная революция 1642–1649 гг., Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года проходили вооруженным путем. Буржуазные революции в Германии и России – мирным. Социальная революция в целом должна проходить путем проведения экономических, социальных и культурных преобразований. Преимущественные методы ее проведения: научно-технические, организационные и воспитательные. Насилие, как показывает исторический опыт, должно быть сведено к минимуму. Чрезмерное использование насильственных мер, как показал наш опыт, приводит к весьма пагубным для революции результатам.

Общественное сознание можно определить как процесс активного деятельного духовного отражения обществом общественного бытия. Оно включает в себя весь колоссальный объем духовной культуры человечества.

Таким образом, во-первых, общественное сознание – это процесс. Оно непрерывно развивается, совершенствуется, обогащается новыми знаниями, новой ментальностью. В развитии его существует преемственность, обеспечивающая определенную самостоятельность общественного сознания, взаимовлияние и взаимодействие его уровней и форм.

Во-вторых, общественное сознание активно. Активность его проявляется не только в непрерывном, возрастающем стремлении к развитию и обогащению новыми знаниями. Общественное сознание оказывает огромное обратное воздействие на бытие общества, на всю общественную жизнь. Оно служит важнейшим и необходимым фактором решения встающих перед обществом проблем. Без общественного сознания не было бы общества как такового.

В-третьих, общественное сознание деятельно. Сила его воздействия на общество зависит от полноты и точности отражения в общественном сознании реальных закономерностей и потребностей общества, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с практической деятельностью. При этом следует заметить, что по мере прогрессивного развития общества роль общественного сознания все более возрастает.

Далее, общественное сознание ментально. Оно определяет общественное мнение, которое также является частью общественного сознания. В свою очередь общественное сознание в целом реагирует на общественное мнение, испытывает его влияние.

И последнее, общественное сознание исторично. Общественное сознание различных исторических эпох существенно отличается от других эпох не только по своему уровню развития, но и по качественным показателям. Достаточно сопоставить сознание людей рабовладельческого и рыночного общества. Или более близкий пример: сознание людей дореформенной эпохи в России и современное сознание.

Структура общественного сознания достаточно сложна. Она имеет сферы, типы, виды, уровни и формы. Все эти элементы общественного сознания взаимосвязаны и взаимообусловлены.

У общественного сознания две сферы: индивидуальное и социальное сознание. Общественное сознание неотделимо от индивидуального, хотя индивидуальное сознание очень специфично. Сознание каждого человека в определенной мере обусловлено его особенностями, воспитанием, условиями жизни, ментальностью. Вместе с тем всякое индивидуальное сознание формируется и развивается под определенным влиянием тех материальных и духовных условий, в которых живет человек. Именно этим определяется исторический характер и деятельностное влияние общественного сознания. Вступая в жизнь, каждый индивид застает сложившуюся материальную и духовную культуру общества. Он в меру своих способностей усваивает ее. Под ее влиянием формируется его менталитет. И все же определяющее влияние общественного сознания не снижает индивидуальности личности, специфичности ее сознания.

С другой стороны, общественное сознание не может развиваться без своего носителя – без людей, без индивидов. А мозг индивидов не мог бы функционировать вне всего исторического и культурного наследия общества. Излагая все это, следует подчеркнуть, что общественное сознание не арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а качественно новое явление – своеобразная объективная действительность. Каждый человек, придя в этот мир, наследует созданную поколениями систему общественного сознания. Он вносит в нее свой посильный вклад. Но каждый человек смертен. И, прожив какой-то отрезок времени, он уходит в небытие. А общественное сознание остается и воспринимается, и развивается все новыми и новыми поколениями.

К типам общественного сознания относятся уровни развития и особенности общественного сознания различных эпох в развитии человечества: общественное сознание первобытно-общинного строя, рабовладельческого, феодального, рыночного обществ. Сейчас формируется сознание общества новой информационной цивилизации, которая грядет в XXI веке.

К видам общественного сознания относятся: общественные взгляды, общественное мнение, общественное настроение. Считаем целесообразным особо остановиться на общественном мнении. В цивилизованных демократических государствах современности общественное мнение оказывает огромное влияние на политическую и правовую системы, и через них на всю жизнь общества. Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) человечества, населения, различных социальных групп к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. Иными словами, оно занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение и выражается соответственно в оценочных, аналитических и конструктивных суждениях.

Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая и насаждая определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение практически действует во всех сферах жизни общества. В России это ярко проявлялось в процессе выборов органов государственной власти и государственного управления в 1996 году.

По уровню отражения действительности в общественном сознании выделяются два уровня: обыденное сознание и теоретическое сознание (идеология). Обыденное сознание – это непосредственное отражение бытия людей, возникающее в процессе непосредственного общения человека с окружающим миром. Его происхождение – эмпирия. В процессе формирования обыденного сознания люди познают главным образом явления. В сущность предметов и процессов это сознание проникает редко.

Теоретическое сознание – это научное, систематизированное, понятийное знание, система концепций и теорий. На этом уровне бытие отражается не ощущениями и представлениями, а понятиями. Теоретическое сознание проникает в сущность явлений, познает закономерности. Идеология выражает коренные интересы социальных групп, их партий, наций, государств. Теоретическое сознание в отличие от обыденного требует специальной подготовки.

Идеология имеет огромное влияние на жизнь людей. Планирование, прогнозирование, реформирование общества всегда опирается на ту или иную идеологию. Конкретным практическим выражением идеологии является наука. Последние годы за рубежом и в России широко пропагандировалась теория деидеологизации З. Бжезинского. Эта теория антинаучна и регрессивна. Что значит деидеологизировать современное общество? Это значит вернуть его в первобытное состояние. Что, кстати говоря, происходит сейчас в нашей многострадальной стране. Но практическое завершение этого процесса так же невозможно, как и возрождение звероящеров и человекообразных гоменоидов. Не случайно поэтому теория деидеологизации не получила широкого общественного признания.

Оба уровня общественного сознания органически взаимосвязаны. Идеология опирается на обыденное сознание. Последнее является одним из источников и средств развития идеологии. В свою очередь идеология, проникая в массы, оказывает определяющее влияние на обыденное сознание.

Наконец, общественное сознание, как уже отмечалось выше, многообразно и многопланово. Оно включает в себя ряд форм, представляющих собой различные способы духовного освоения действительности. Каждая форма имеет свой особый способ отражения действительности, по-своему воздействуя на общественное бытие. По мере общественного прогресса и развития общественного сознания количество его форм, естественно, возрастает. В первобытном обществе существовало только обыденное сознание. Оно проявлялось в трех формах: мораль, эстетическое и религиозное сознания. В настоящее время функционирует шесть форм общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское и религиозное. Ряд форм общественного сознания формируется. В том числе экологическое, экономическое и др. Все современные формы общественного сознания проявляются и в обыденном, и в теоретическом сознании, разумеется, на разных уровнях и в различном качестве.

По своему характеру и направленности формы общественного сознания делятся на субъектно-субъектные и субъектно-объектные. Каждая форма сознания имеет свой субъект и объект. Субъектно-субъектные формы общественного сознания имеют своим объектом другой субъект. А объект субъектно-объектных форм сознания, как правило, неодушевлен и не может быть субъектом. К субъектно-субъектным формам относятся: политическое, правовое и нравственное сознания.

Политическое сознание – это систематизированное, теоретическое выражение взглядов общественных групп и личностей на политическую организацию общества, на содержание и формы государства, его деятельность, на отношения между социальными слоями, нациями, государствами, политическими партиями и другими политическими группами. Система политического сознания: элементы – общественное мнение, общественные чувства, взгляды, идеалы, интересы, теории, программы; структура – политические отношения. Большую роль в политическом сознании имеет политическая культура – специфическое отношение людей к политической жизни, уровень понимания политических целей и своего отношения к ним. К сожалению, уровень культуры вообще и политической культуры в частности в нашей стране очень низок. И этим объясняются многие негативные явления в современном российском обществе.

Правовое сознание – систематизированное отношение социальных групп или народа при наличии его единства в этом отношении к праву. Право – воля господствующего в обществе слоя (народа), возведенная в закон. Правовое сознание взаимосвязано, более того определяется политикой и политическим сознанием. Оно отражает социальное положение общественных групп. Уровень правового сознания в нашей стране еще ниже, чем уровень политического сознания. Имеет место массовая правовая безграмотность, а отсюда и правовой беспредел, нарушение правовых норм. Жизнь, развитие демократии требуют усиления правового образования и воспитания в стране.

К субъектно-субъектным формам сознания относится также нравственное сознание. В основе его лежат мораль и нравственность. Мораль – один из основных способов регулирования поведения человека в обществе, закрепленный и поддерживаемый силой устоявшегося общественного порядка, властью традиции, обычая, общественного мнения. Нравственность – моральный облик человека, понимание общественного долга, добра и зла, чести, достоинства, совести, счастья. Этика – это нравственная идеология, наука о морали.

Мораль тесно связана с правом. Собственно, право – это минимум морали, закрепленный в законах. В настоящее время наряду с социальной и национальной моралью быстро идет процесс развития и совершенствования общечеловеческой морали. В ней все большее место занимают проблемы экологии, свободы человека, демократии, детерминизма. Быстро идет также процесс интернационализации морали.

К субъектно-объектным формам относятся эстетическое сознание, религия, философия, экологическое и экономическое сознания.

Эстетическое сознание – это отношение человека к прекрасному и безобразному. Тесно связано с эстетикой – наукой о закономерностях чувственного освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, обладания высшей эстетической ценностью. Безобразное – противоположность прекрасному, выражение негативной эстетической ценности. Эстетическое сознание более субъективно и индивидуально, чем другие формы общественного сознания. Оно носит ярко выраженный социальный и национальный характер. Понимание прекрасного у жителей города и села не адекватно. Существенные особенности, связанные с характером территории обитания наций, их историческими традициями, имеет национальное сознание. Восприятие прекрасного узбеком отличается от восприятия латыша.

Эстетическое сознание имеет большое значение в жизни людей. Оно оказывает позитивное влияние на мораль и другие формы общественного сознания. Огромную роль в формировании и развитии эстетического сознания играет искусство. Искусство – это форма художественного творчества, выражающаяся в художественных образах, отражающих действительность и воплощающих отношение к ней человека.

Искусство носит познавательный и воспитательный характер. В отличие от философии искусство оперирует не категориями, а образа­ми. Художественный образ – специфическая, эстетическая форма отражения действительности. Если с помощью философии человек, оперируя философскими категориями, познает единичное через общее, то с помощью художественных образов познается общее через единичное. Примером этого являются образы ревизора в комедии Н. В. Гоголя, Анны Карениной в романе Л. Н. Толстого, Василия Теркина в поэме А. Т. Твардовского. Так, в образе Василия Теркина ярко обобщен герой-освободитель, рядовой солдат многомиллионной Советской армии периода Великой Отечественной войны.

К сожалению, эстетическое воспитание в нашей стране также поставлено плохо. Даже значительная часть интеллигенции страдает эстетической малограмотностью.

Экологическое сознание – отношение социальных групп и личностей к окружающей природной среде и вытекающая отсюда деятельность. Эта форма сознания, как указывалось выше, формируется. В прошлом и в начале нашего столетия острой необходимости в такой форме сознания не было. Хотя еще Ф. Энгельс писал, что человечество одерживает одну победу над природой за другой, но наступит время, когда человечеству придется дорого расплачиваться за эти победы. На наш взгляд это время уже пришло. Природа уже не может сама залечивать раны, которые наносит ей человек. Над нами нависла угроза экологического кризиса и, видимо, эта угроза не менее опасна для человечества, чем атомная война. Предотвратить этот кризис гораздо труднее и дороже. Пока еще достаточно эффективных действий в этом направлении не предпринимается. А раны природе наносятся с возрастающей прогрессией.

Экономическое сознание – отношение человека к экономике, понимание ее проблем и действия по ее разрешению. Экономическое сознание начало формироваться давно. Уже в XVII–XVIII веках Адам Смит и Давид Рикардо внесли крупный вклад в экономическую теорию. Но до сих пор ряд острейших экономических проблем не находит своего позитивного решения, а большая часть населения нашей планеты попросту неграмотна в области экономики.

Очень интересна и широко распространена религиозная форма сознания. Религия – это форма сознания, мироощущение и поведение, определяемые верой в существование бога или божества, чувство долженствования к его силе, дающей опору и достойной поклонения. Согласно Канту, религия – это познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, а как проявление свободной воли. Главный элемент всякой религии – вера. Без веры нет религии. Элементами религии являются религиозные представления, религиозные чувства, культ и обрядность. Религия, как и философия, является наиболее отдаленной от бытия формой общественного сознания.

Религия возникла в глубокой древности. Она прошла большой и сложный путь развития. В современном мире функционируют четыре мировых религии: буддизм, иудаизм, мусульманство, христианство и ряд сравнительно небольших религиозных культов и сект. Долгие десятилетия у нас в стране поддерживалось весьма негативное отношение к религии. Это неправильно. Правда, религия имела ряд темных и мрачных сторон в истории: религиозные войны, инквизиция, борьба против науки и т. д. И сейчас в разных точках планеты Земля имеют место религиозная нетерпимость, а в ряде случаев и войны (Пакистан, Кипр, Северная Ирландия, Афганистан и т. д.). Но вместе с тем религия – это важная форма культуры. Она содействовала возникновению и развитию письменности, в ряде случаев поддерживала и финансировала художественную культуру.

На протяжении своего существования религия впитала в себя многие позиции общечеловеческой морали (не убей, не укради, не пожелай жены ближнего и т. д.). На современном этапе развития общества, когда большую часть человечества и особенно постсоциалистических стран, беспокоит падение моральных устоев, пропаганда проповедниками религии этих устоев имеет немаловажное значение.

Мировоззренческой и методологической формой познания является философия. Раскрытию ее посвящен курс философии в каждом вузе, да и данное пособие в целом.

Специфическим фактором, аккумулирующим теоретическую часть всех форм общественного сознания, является наука: сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизция знаний о действительности.

В завершение отметим, что все формы общественного сознания взаимосвязаны, они взаимно дополняют одна другую, обеспечивают развитие и действенность каждой формы.

Общественное сознание включает в себя и ценностные компоненты. В основе ценностного отношения к окружающей действительности стоит принцип социального эгоцентризма: социальный субъект – будь то отдельный человек или общественная группа – любит или ненавидит прежде всего самого себя, и только в силу этого обстоятельства испытывает положительное или отрицательное пристрастие к вещам, поскольку в них как в зеркале он видит свое продолжение и воплощение. С этой точки зрения ценность может быть определена как мера затраты физических или духовных сил человека на созидание или освоение им элементов природной или социальной среды.

Ценность – это человеческое измерение вещей. Выступая по отношению к вещам и как созидатель в практической деятельности, и как идеализатор, мыслитель и художник в духовной деятельности, человек вкладывает в вещи свой труд и свою душу, свою энергию и свой талант и тем самым наделяет вещи смыслом, делает их значимыми и значительными для себя.

Ценности вообще как предметы потребностей и интересов, взятые в субъективно-психологическом, аффективно-волютивном выражении, в виде устремлений, предпочтений, почитания или порицания, одобрения или осуждения, влечения или избегания – суть феномены, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого, модельного и знакового формообразования. Иначе говоря, выражены словом, представлены знаком, составляют совместное знание людей, их общественное со-знание.

 

~

K Контрольные вопросы

1. Что есть «культура» в отличие от «натуры»?

2. Каков состав социальной системы? Что включается в социум кроме людей?

3. В чем причина социальной стратификации народонаселения?

4. Зачем нужны гражданскому обществу власть и государство?

5. Что представляют собой типы и виды общественного сознания?

6. Чем являются уровни, сферы и формы общественного сознания?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.