Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешние эффекты и общественные блага






Внешние эффекты или экстерналии (от англ. externalities) представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате деятельности как в сфере производства, так и в сфере потребления товаров или услуг.

Внешние эффекты разделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.

Отрицательные внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Отрицательный внешний эффект (от англ. negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других (рис. 11.7). Например, целлюлозно-бумаж­ный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Если комбинат увеличит производство бумаги, следовательно, возрастет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Количество выпускаемой продукции Q1 превышает эффективный объем выпуска Q2. Для того чтобы достичь эффективного объема выпуска, необходимо превратить внешние издержки во внутренние, при этом цена возрастет до уровня P2. Новое рыночное равновесие установится в точке E2, в которой предложение, равное предельным общественным издержкам (MSC), пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB (MSC = MSB).

 

 

Рис. 11.7. Отрицательный внешний эффект [5]

 

В данном случае предельные общественные издержки равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек:

MSC = MPC + MEC,

где MSC – предельные общественные издержки (marginal social costs); MPC – предельные частные издержки (marginal private costs); MEC – предельные внешние издержки (marginal external costs).

Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных (социальных) издержек.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в бó льшем объеме по сравнению с эффективным объемом, то есть имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (от англ. positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим (рис. 11.8). Например, развитие образовательных услуг приводит к положительному внешнему эффекту. Каждый член общества выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Принимая решение о получении образования рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Рыночное равновесие E1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: MPB = MSC. Между тем общество в целом также получает выгоду от развития образования, поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек – в точке E2. Эффективность увеличивается на площади треугольника AE1E2.

 

 

Рис. 11.8. Положительный внешний эффект [5]

 

При этом выгоды получает общество в целом:

MSB = MPB + MEB,

где MSB – предельные общественные выгоды (marginal social benefit); MPB – предельные частные выгоды (marginal private benefit); MEB – предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Такая трансформация может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (или выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Для решения данной проблемы предлагается использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек. В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог T, равный предельным внешним издержкам MEC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному уровню. Следовательно, если T = MEC, то MSB = MSC.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам. В нашем примере с образовательными услугами корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S = MEB), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.

В экономической теории все экономические блага разделяются на чисто частные блага и чисто общественные блага.

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят за него люди или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении (пример – национальная оборона).

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняется особенностью определения совокупного спроса на чисто общественное благо. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ, который получается путем суммирования кривых индивидуального спроса, совокупный спрос чисто общественных благ определяется суммированием предельных выгод, получаемых от имеющего объема этих благ.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна и невозможно определить точный размер предельных выгод каждого человека. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, то появятся мощные стимулы для преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, если потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, то есть получить эти блага даром.
Такая ситуация получила название «проблема безбилетника» («зайца»).

«Проблема безбилетника» чаще возникает в больших группах потребителей, так как в малых труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования «проблемы безбилетника» производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного уровня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.