Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.П. Князева






ПРОРОЧЕСТВА

Самара

Издательский дом «Агни»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 4

В.П. Князева. Предвоенная серия Н.К. Рериха. 7

Е.П. Маточкин. Ожидание Пришествия. Серия " Мессия". 28

Е.П. Маточкин. Мечта преображения. Серия " Его страна" Н.К. Рериха и " Мистерия" А.Н. Скрябина 40

И.Н. Кузнецова. Провозвестие. Серия " Майтрейя (Красный Всадник)". 60

Е.П. Маточкин. " Знамёна Востока" Н.К. Рериха. 73

И.Н. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия. 124

Библиография. 147

Список репродукций. 150

List of plates. 155

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Кто же он был? Пророк или апостол?» Всю жизнь этот вопрос Фёкла Семёновна Атаманова из далекого алтайского села Верхний Уймон задавала себе и всем, кто заговаривал с ней о Рерихе. «Это было в 1926 году. Ехали они вместе, он остановился, повел рукой и сказал: «Попомните мои слова, Вахрамей Семёнович, и детям своим расскажите, здесь село стоять будет». Там покосы были, хлеб засеянный... Так ведь стоит там теперь село-то, Тихонькое... И как ему дано было знать, что там село будет? Кто же он был? Пророк или апостол?»

И в самом деле, предвидения Николая Константиновича Рериха оказались столь значительны, что Максим Горький, увидев предвоенные полотна художника, назвал его «великим интуитивистом»[1].

Так что же предсказывал Рерих? Если ответить одним словом – многое или, вернее, нужнейшее. И неотвратимость мировых войн, и неизбежность победы Родины, и наступление кризиса бездуховности, и путь к нравственному возрождению человечества. Обо всём этом и повествует наш альбом – языком символических образов искусства, сложных, подчас неоднозначных и многосмысленных. Но именно в силу необычайной всеохватности, неконкретности его образы-символы столь верны и точны и так волнуют своей человеческой интонацией. Они не предвещают счастливого исхода и не пугают фатальным концом, но предупреждают о серьезных испытаниях, заставляют задуматься и сопереживать замыслам автора.

Рериховским пророчествам присуще одно примечательное свойство: они не стареют и не умаляются со временем. И хотя подчас предсказанное событие уже свершилось, однако осталась его эмоциональная атмосфера, запечатленная в эстетически прекрасной форме. Она присутствует на полотне как концентрированное выражение исторического и художественного опыта и необходимое духовное достояние человечества.

Большим мыслителям свойственно раздумывать над прошедшим, без знания которого невозможно осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Рерих несомненно обладал талантом исторического живописца. Его проникновения в глубины прошлого признаны провидческими, убедительными. Как раз эта способность художника погружаться во времена давно минувшие, воскрешать их достоверный зрительный образ и помогала ему предвидеть грядущее. И если как исторический живописец Рерих уже хорошо известен, то о его пророческом даре этот альбом заявляет так полно и глубоко впервые.

Предсказания Рериха важны и существенны также потому, что они касаются сферы духа, всегда его волновавшей. И чем глобальнее и острее проблемы, тем яснее был его взгляд на сегодняшний день и отчетливее прозрение грядущего. Здесь он действительно выступает как истинный пророк, в роли которого мнили себя многие русские символисты первой половины XX века – поэты, художники, композиторы.

То было трагическое время – войны, революции, натиск бездушной машинной цивилизации. Казалось, всё это предвещали древние пророчества, обретшие тогда широкую популярность. Рерих в своих произведениях сумел представить ветхозаветные и восточные предсказания так, что они стали понятны людям разного вероисповедания. И это не было изменой православию, приверженцем которого Рерих оставался до конца своих дней, так проявилось его уважительное отношение к другим верованиям.

Путешествия Рериха по Азии в 1923-1928 годах, проникновение в сокровенную мудрость Востока необычайно обогатили символику его искусства. Пройдя по землям древних культур, общаясь с жителями городов и далеких окраин, со священнослужителями различных конфессий, Рерих воочию убеждался в пробуждении народов Азии. Действительно, в буддийском мире стали активно оживать давние пророчества, сроки исполнения которых относили к ближайшему будущему. Наступавший век тибетского летосчисления знаменовал приближение времени Шамбалы, когда на всей земле будет достигнуто всеобщее счастье; спасение это ожидалось с Севера, с приходом красных воинов. На улицах Улан-Батора солдаты распевали песню, которую сложил народный герой Монголии, вождь революции Су-хэ-Батор:

Чанг Шамбалин Дайн...

Северной Шамбалы война.

Умрем в этой войне,

Чтобы родиться вновь

Витязями Владыки Шамбалы[2].

Тибетские ламы в коренных преобразованиях Советской России усмотрели близость заповедям Мировой Общины и начали проповедовать тождество идей коммунизма с учением Будды[3]. В одном из главных монастырей – Ташилунпо было поставлено гигантское изображение Будды Грядущего – Майтрейи, олицетворение эпохи Мировой Общины. Казалось, давно лелеемая мечта об эпохе Мессии уже воплощается в жизнь в стране победившего ленинизма, и вскоре подобное произойдет на всем Востоке.

Эта поразительная атмосфера предчувствий настолько увлекла художника, что он создал пророческие серии картин «Его страна» (1924) и «Майтрейя» (1925). Изображение Майтрейи у Рериха символизировало приближение Новой Эры для Востока. И знаки заповеданной Общины, и красные вихри, и лед вершин – всё запечатлела его кисть, крепкая и артистичная, наполненная живым ощущением духа времени. Изображением русского всадника, столь напоминающего иконописного архистратига Михаила, и священных буддийских образов – этой небывалой перекличкой эпох, культур и религий – Рерих протянул так явно обозначившиеся связующие нити между Востоком и Западом.

Рерих не только пророчествовал, но и воплощал свои прозрения в жизнь. Действенны были его картины, его многочисленные культурные учреждения и научные проекты, а также обширная международная работа. Борьба за сохранение памятников культуры увенчалась подписанием Пакта Рериха, а потом и Международной Гаагской конвенции.

Более того, Рерих явился предвестником космической эры, нового космического видения мира. Это блестяще подтвердил Юрий Гагарин, сравнив свои первые впечатления о космосе с полотнами Рериха.

О Рерихе-провидце писали в Америке, Англии, Франции, Индии... Многочисленные общества в разных странах мира продвигали его идеи. Кажется, подошла пора и в России оценить всю глубину художественных прозрений мастера и развеять извечный миф, что нет пророка в своем отечестве.

Так прислушаемся же к голосу большого художника-мыслителя и вникнем в то, о чем гласят его произведения. Наверное, каждый вдумчивый зритель найдет в них немало интересного, важного и поучительного.

Особенность изданию придает значительное количество впервые публикуемых набросков и эскизов Рериха, представляющих редкую возможность прикоснуться к самому процессу рождения замысла, к тому огненному озарению, которым был охвачен художник. В этих рисунках он не стремился блеснуть мастерством линии, а хотел лишь яснее выразить осенившую его идею, что так непосредственно воздействует на человеческую душу.

Возможность включения в альбом графических произведений Рериха, а также ряда его не публиковавшихся в России живописных полотен появилась благодаря помощи сотрудников Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, хранителей его большого художественного наследия. Издатели и авторы альбома выражают им сердечную благодарность, в том числе и за предоставленные подлинные авторские названия картин, ранее известные по двойным переводам.

Е.П. Маточкин

 

В.П. Князева






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.