Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение личности в истории психотерапии






 

Карл Ясперс – немецкий психиатр и философ, наблюдая за тем, как развивается психотерапия, заметил еще в 30-х гг. развивается школами с обожествляемым лидером во главе. Так было всегда. Есть некая личность на пике, как и в большинстве мировых религий, тоталитарных сект и т. п. Есть некий пророк, у него апостолы и дальше клир, и потом паства.

 

Заметили также высокий уровень агрессии. Там, где сочетание идеи с высоким эмоциональным уровнем, всегда происходит разделение на «своих» и «чужих», и с этого разделения агрессия начинается. Дифференциация на своего и врага. Феномен острой полемики между школами идентичен полемике между разными религиозными конфессиями.

 

С чего это начиналось. Некие идеи приходят в голову некому автору, когда он занимается с клиентами. Он верит, что эти идеи следуют из его клинического опыта (чаще это не так…). Этот опыт распространяется на ряд других случаев, делается вывод, что метод – самый лучший. Автор говорит: «Я перепробовал все предыдущие методы, не сработало, а мой метод сразу заработал». Автор формирует большую теорию и обнаруживает у себя потребность поделиться этим с коллегами, создать круг единомышленников. В этот круг рекрутируются новые члены. Это практически идентично тому, что происходит с религиями.

 

Это человек с сильной волей. Чаще всего – с хорошими ораторскими способностями. Может изложить свою мысль ярко и экспрессивно. Все это соответствует тому, что описывается как харизматическая личность. Роль харизматической личности в психотерапии огромна, психотерапия создана именно такими личностями.

 

Харизма сейчас трактуется очень широко, этот термин расширился и стал неопределенным. Есть религиозное употребление этого термина. Словом «харисма» обозначали благодать, то, что Христос пролил на апостолов. И церковное служение заключается не только в передаче учения, но и в передаче благодати через материальные посредники (через мир, например). Дальше этим термином стали обозначать некий особый дар священного воздействия на людей. В начале прошлого века немецкий социолог Макс Вебер в работе «Протестанская этика и дух капитализма» доказал, что у всякой религии есть своя этика, и протестанская этика в деле благосостояния более эффективна, чем католическая. Она проповедует, что собственные усилия угодны Богу, это лучше, чем просто божественная благодать. Проповедует аскезу, чтобы деньги вкладывались в дело, а не в удовольствие. Все это, по М. Веберу, способствовало экономическому подъему в странах Северной Европы.

 

Разная религия порождает разную этику и разное отношение к трудовому и экономическому усилию. И процветание США связывали с тем, что страна была основана протестантами, изгнанными из Европы.

 

Второе исследование о трех типах влияния в обществе. Первый тип – это традиционный, где власть передается от сына к отцу, как в традиционных монархиях. Второй тип – легитимный. Существует определенная легитимная, признанная всем обществом процедура формирования властных структур, чаще всего – через состязательные выборы. И третий – харизматический, основанный на обожествлении отдельного персонажа. Третий тип власти свойственен преимущественно тоталитарным режимам. Все упирается в волю лидера. Смерть такого лидера ведет к проблемам в обществе.

 

Макс Вебер это свойство – харизму – определяет как некую способность человека производить впечатление, будто он обладает сверхъестественными, порой сверхчеловеческими или недоступными для других, особыми свойствами. Причем не важно, обладаешь ли ты этими свойствами на самом деле. Для харизматического влияния очень важен такой момент, как абсолютное моральное безразличие к роду деятельности такого человека.

 

Харизматическая личность – этот тот, кто создает состояние особой мобилизации общества. В периоды кризиса демократия становится не лучшей формой управления. И тут отождествление власти с одной личности часто очень важно, так все сосредотачивается в одних руках, принимаются быстрые решения. Харизматическое влияние нужно всегда в эмоционально сложной ситуации. Если общество находится в состоянии комфорта, благополучия, то вскоре такая личность становится ненужной. На этом строится описанный Вебером механизм самоуничтожения харизмы. В кризисной ситуации некий лидер берет на себя инициативу, справляется с некими вызовами, а потом оказывается, что все хорошо, и лидер уже не нужен. Пример: биография польского лидера Леха Валенсы. Когда произошли все перемены, которые он инициировал, его перестали избирать.

 

Какое отношение это имеет в психотерапии? Наша клиентура существует в состоянии постоянного кризиса. Они интуитивно тянутся к человеку, который обладает специфически особыми качествами. Это поле для деятельности многих наших коллег с мистическими установками. От 30 до 40% клиентов ориентированы на получение особого опыта на терапии. Аффективность заложена в восприятие нашей профессии.Присутствует некая избыточная прибавочная эмоциональная составляющая в ожиданиях клиентов по поводу терапии.

 

Очень мало авторов занималось темой харизматического влияния в контексте психотерапии. Описывались отдельные авторы. Часто писали о Джекобе Марено (создатель психодраммы), как о ярком и экспансивном. То же говорили о Фрице Перлзе (создатель гештальт-терпии). Карл Роджерс – говорили об особом блеске в глазах, о наклоне головы и т. д.

 

Есть и другого свойства люди с харизматическим влиянием – идеологи, создатели новых идеологических систем. Харизматическое влияние без определенной идеологической подпитки невозможно. Некая личность провозглашает идеологию как инструмент борьбы за собственное лидерство. Идеи этой идеологии должны отличаться новизной. Это происходит, потому что востребован некий тип личности с новой идеологией. Этим объясняется феномен множественности школ в психотерапии. Есть потребность, есть традиция, заложенная Фрейдом. Школа без новой идеологии невозможна. Идет некое постоянное подражание Фрейду (прочитать статью лектора на эту тему). В профессиональном психотерапевтическом сообществе это является важным моментом. Фрейд создал большой стереотип в нашей профессии (сайт «Флогистон», статья из «Московского психотерапевтического журнала»).

 

Есть запрос, есть главный пример, на который мы ориентируемся, и есть то, что мы видим с точки зрения подпитки личности некой идеологией и техникой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.