Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три эпохи – одна жизнь






Исса Кодзоев

 

Над бездной

 

 

«Поистине, лицемеры – в низком слое огня,

И никогда не найдешь ты для них помощника».

Коран, сура «Женщины»,

Аят 144

Истина сделает вас свободными».

Евангелие от Иоанна,

Гл. 8, ст. 32

«Не скоро совершается суд над худыми делами;

От этого и не страшится сердце

Сынов человеческих делать зло».

Еклезиаст

 

Назрань

Издательство ООО «Пилигрим»

УДК 821.351.43

ББК К84.09(=Инг)6-44

К57

 

Редактор А.Ю. Кодзоев.

 

Кодзоев И.А.

Над бездной: Рассказы, очерки. Назрань: Пилигрим, 2006. – 344 с.

ISBN 5-98993-019-4

 

 

В новую книгу ингушского писателя Иссы Кодзоева включены рассказы и очерки, повествующие о тернистом пути ингушского народа на протяжении XX века – начала XXI века к достойной жизни.

УДК 821.351.43

ББК К84.09(=Инг)6-44

 

ISBN 5-98993-019-4 © И.А. Кодзоев, автор; 2006.

 

 


Три эпохи – одна жизнь

(вместо предисловия)

 

Одна страница – одна эпоха.

Открываю страницу, читаю её, закрываю. Читаю новую, закрываю. Читаю другую, а за ней следующую… О, Боже Правый! Пытаюсь закрыть, не дочитав до конца, но она такая тяжёлая, как свинцовая плита… Хочется радостной страницы – Светлой эпохи!

Мы часто произносим слово «борьба». Что такое на самом деле борьба? Разные есть определения, но для моего народа – это отстаивание права на жизнь наравне с другими. Что тут криминального?

Цивилизация придумала какие-то общечеловеческие правила, которые цивильные люди соблюдают до тех пор, пока не проголодаются. Как только они проголодаются – долой галстуки и пиджаки – вступает в силу другой закон, естественный – Закон джунглей, закон, по которому сильные звери, не стесняясь, поедают слабых. В понятие голода, между прочим, входит многое необходимость в продуктах питания, в разных ресурсах, в ископаемых (нефти, газа, руд) и т.д.

Тысячелетия человек разумный пытался подняться в морали на ступень выше, но, увы, тщетно! После каждой попытки скатывается назад.

Мы все дети Адама и Евы – братья и сестры. И Господь постоянно напоминает нам об этом, возлагая на лучших представителей из людей миссию пророков: очеловечивания человечества. Пророков побивают камнями. Но люди всё-таки существа разумные, думающие. Они и думают, не все люди, конечно, а носители добра.

Тысячелетия жестоких гекатомб* – история человечества. Великими из представителей человечества признаются те, кто без сожаления и угрызения совести погубит большее количество себе подобных.

Народы устали. Им хочется мира, и как его достичь все знают. Но это слишком просто – взять и перестать «поедать» себе подобных.

История – глубинная штука, но в обозримые времена великие бедствия моего народа начались с 1222 года, когда два полководца Чингисхана вторглись на наши земли, * и продолжаются по сей день.

Нам так хочется мира, а его нигде нет. А приходящие с обещанием мира, приносят под плащом кинжал. На лице сиятельная улыбка: «Доверься мне!»

Ингушская Республика создавалась сто лет, но объявилась только в 1993 году* – долгие тяжелые роды. Для чего нужна была эта республика? – Чтобы сорганизоваться в движении за мирную жизнь.

Мы имели двух президентов: генерала Аушева Руслана и генерала Зязикова Мурата. Два президента – две эпохи. А ещё раньше мы пережили эпоху коммунистов – эпоху болезненных ломок. Эпоха – слово объёмное. Но за короткое время (в историческом плане) двух наших руководителей народ действительно пережил эпохальные события. Не подумайте, ради Бога, что я хочу сказать, будто бы эпоха Руслана Аушева была доброй в противовес эпохе Мурата Зязикова. Как бы я хотел, чтобы оба эти президента были истинными сынами своего народа.

Руслан пришел править нами после погрома 1992 года, организованного чиновниками федерального уровня, военными и гражданскими, чтобы одним могучим рывком вытащить «ингушскую занозу» из стопы России-Матушки, под девизом: «Нет народа – нет проблемы!» Мы помним имена тех, кто это совершил. Но никто не поругал наших кровопийц, никто их не осудил. Сотни трупов женщин, детей, стариков. Сотни безвестно пропавших. Мировое сообщество разок всплеснуло руками: «Ах, как всё это нехорошо!» Поговорили, пописали с неделю – и всё! Ни один из тех, кто это сделал, не получил даже устного порицания. Почему? Да потому, что мы – мусульмане. Миллиардный мусульманский мир своего политического голоса на мировой арене не имеет, чтоб защитить нас, а для царствующего христианского мира мы всё-таки чужие. Такова реальность. Конечно, об этом не принято открыто говорить…

К побитому и униженному ингушскому народу Москва прислала героя афганской войны – генерала Аушева, (надо отдать ему должное) человека личной отваги. Звезду Героя он заработал, не сидя где-то в штабе, а на полях сражений. «Слава Аллаху! У нас теперь свой генерал, он нас в обиду не даст!» – эта мысль стала национальной идеей ингушского народа. Аушев избирался два раза на пост президента абсолютным большинством. К первому периоду его правления, я выражаю лично своё мнение, к Руслану не может быть никаких претензий. Он строил республику не просто на голом месте, а на развалинах: пришлось и место расчищать, и новое строить. Генерал правил жёстко, по-армейски, вернее, по-княжески. Никто, кроме него, не имел голоса. Гражданские свободы были отменены. Никаких оппозиций. Всё подчинялось ему и при том – добровольно. «Руслан, ты строишь нашу мечту – нашу Республику, – делай, как знаешь! Только построй её, родную!». Он создал мощную полицейскую машину и ею подавил поднявший голову криминал. И правильно сделал. Создал государственные структуры из подручного материала. В министерства и администрации влились бывшие коммунисты-управленцы, ибо других не было.

Самой значительной заслугой Аушева Руслана является то, что он заложил столицу Ингушской Республики и назвал её Магасом(!). Говорят, на подпись к Президенту принесли большой список, предлагаемых названий. Руслан просмотрел его и выбрал Магас, предложенный молодым историком Нурдином Кодзоевым. Ему, видимо, понравилось звучание этого названия: Магас! Или в нём вдруг заговорил зов предков, которые построили древний Магас, и которые потом полегли под его развалинами в 1239 году.

Уже в конце первого периода правления Аушева, Ингушская Республика состоялась.

Вознесенный всенародной любовью, Руслан начал почивать на лаврах, а коррупция, подпевая дифирамбы генералу, делала своё разрушительное дело.

В словарях русского литературного языка нет определения носителям коррупции. Мы назовём их простым понятным и точным словом – национальные глисты. Эта мразь начала изнутри пожирать хрупкое тело молодой Республики. И она, бедная, сильно заболела. Руслан с национальными глистами или не хотел бороться или не мог ничего с ними сделать.

Теперь об отстаивании национальных прав ингушского народа на свою Родину, на исконную территорию. Тут генерал проявил полную слабость и некомпетентность. Осетинское руководство вело в этом вопросе политику дерзкого натиска. Наш президент всегда уступал им. Проиллюстрируем это выдержкой из интервью:

«– Но Вы с Ахсарбеком Галазовым как будто уже определились в вопросе о территориях…

– Да, и не мы двое этот вопрос поднимали. Речь, подчёркиваю опять, шла о конституционных правах граждан Северной Осетии ингушской национальности. И у нас были группы, которые доказывали, что часть Владикавказа принадлежит Ингушетии. Я однозначно сказал, что это не так». (Аушев Р. Между войной и войной. Я – оптимист. (По материалам центральной прессы). М., 1996).

Он всегда шёл на компромиссы, а эти компромиссы, в конечном счёте, оказывались в пользу осетинской стороны, во вред нашим законным национальным интересам. Руслан был плохой политик.

Вот тут уместно сказать об отношении ингушского народа к России.

С тех пор, как Ингушетия реально была включена в состав России в XIX в. и до конца правления Руслана Аушева (2002 год), ингушский народ, в целом, был ориентирован на Россию.

Три главных аргумента:

1) Россия – сопредельная страна;

2) Россия – большое государство, а в большом государстве удобно жить;

3) русские – самые добрые из всех христианских народов.

Нам это внушали с детства и чиновники-коллабора-ционисты, и священники, и народные авторитеты.

Несмотря на постоянные репрессии и гнёт со стороны Российского государства (полицейские экзекуции, согнания с родных мест, истребление носителей национального духа, депортации), ингуши до 2002 года стояли на том, что Российское правление для нас лучше других и были душой и сердцем верны этой идее.

А потом вот что произошло…

В. Казанцевым, полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе, был составлен и отправлен в Кремль документ от 7 ноября 2001 года под названием «Об основных мероприятиях по стабилизации ситуации в Республике Ингушетия», адресованный Президенту Российской Федерации В. Путину. В преамбуле этого послания даны характеристики политической и экономической ситуации в республике на тот период. Я в дебри экономики влезать не хочу, пусть об этом говорят более осведомленные. Но с политической стороны это страшный документ – приговор моему народу.

Начинается так: «В Южном федеральном округе одной из самых острых проблем является распространение сепаратистских настроений, угрожающих безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. Наиболее тяжёлое положение сложилось в Республике Ингушетия, где по оценкам специалистов количество незаконных вооруженных формирований (в том числе из Чеченской Республики) составляет более 20 тысяч».

20 тысяч боевиков в Ингушетии – гипербола!!! Можно с уверенностью сказать, что с начала первой Чеченской войны и до сих пор количество боевиков (т.е. воинов-инсургентов) всех национальностей Северного Кавказа взятых вместе не составляло такое количество.

20 тысяч вооруженных кавказцев, готовых на смерть?! Переврал генерал, ой как переврал! Но это свойство российских генералов ещё с XIX века.

Насчёт сепаратистских настроений в Ингушетии – тоже ложь! Даже сейчас, после того, как Мурат Зязиков со опричниками провели колоссальную работу по возбуждению у ингушского народа антироссийских настроений, по вытравлению любви к «простому» русскому народу, сепаратизма поныне нет, потому что ингуши не видят в нём реальной перспективы. Пока.

Казанцев подыгрывает партии «ястребов». «Ястребам» нужна война, но такая, которая против безоружного мирного населения, чтоб победа была вероятной.

«С целью стабилизации ситуации необходимо приступить к проведению активных контртеррористических операций в большинстве населенных пунктов Республики Ингушетия, в которых преобладает антирусски настроенное мусульманское население…

Однако, осуществление указанных мероприятий невозможно при нынешнем руководстве Республики Ингушетия, антироссийская направленность которого Вам (Путину – И.К.) известна».

Вы поняли? Имеется в виду, что тогдашнее руководство Ингушетии, возглавляемое Русланом Аушевым, имело антирусскую настроенность. Абсурд! Во-первых, чиновникам, которые так удобно уселись возле полных мешков с деньгами, незачем лезть в колючие кустарники. Да они и плевать не хотели на сепаратизм, патриотизм, национализм и прочие измы. Во-вторых, как не стыдно обвинять генерала Аушева, героя СССР, в антироссийских настроениях! Какая чёрная неблагодарность! Может, Аушев возражал против того, чтобы в его республике без суда и следствия людей отстреливали, как хищных зверей. Он знал, к чему это приведёт впоследствии. У него был афганский опыт. В таких делах силой оружия можно получить сиюминутное, видимое умиротворение, но проиграть перспективу полностью.

«В целях создания благоприятных условий для ликвидации сепаратизма в Республике Ингушетия, нами подобран кандидат для участия в выборах на пост главы администрации Республики Ингушетия, которые состоятся весной 2002 года, Зязиков М.М., в настоящее время проходящий службу в качестве заместителя начальника Управления ФСБ России по Астраханской области. Зязиков М.М. боевой офицер, активно участвовал в ликвидации чеченских бандитов, имеет государственные награды. В то же время он вырос в отрыве от ингушей, не заражён духом национализма, настроен патриотично, осознаёт необходимость отказа от претензий на Пригородный район Республики Северная Осетия – Алания и восстановления Чечено-Ингушской Республики».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Характеристика, данная В. Казанцевым кандидату, означает, что предлагаемый глава РИ свободен от национальных интересов ингушского народа, ему до лампочки его боль, он готов пожертвовать родиной ради «спокойствия» Империи.

А мы-то, избиратели, понятия не имели об этих закулисных играх.

Выборы прошли не гладко. Противники избрания Мурата Зязикова выставляли тяжеловесный аргумент – от кэгэбиста ничего хорошего ожидать нельзя. Змея на то и змея, чтоб жалить ядом. На этот счёт у жителей бывшего СССР богатый и трагический опыт.

Но сторонники Зязикова выдвигали несколько своих аргументов:

1) он, как работник ФСБ высокого ранга, знает всю подноготную чиновничества, он идёт, чтоб жёсткой рукой ликвидировать коррупцию;

2) ингушской диаспоре в Москве он, дескать, поклялся строго соблюдать законы РФ и относиться ко всем гражданам Республики одинаково;

3) в своих выступлениях перед избирателями Зязиков уверял, что не допустит бесчинств «эскадронов смерти» на территории Ингушетии, если он станет президентом;

4) становление Ингушской Республики имеет почти столетнюю историю. До народа доходили слухи, что в кулуарах высоких кабинетов идёт возня о восстановлении Чечено-Ингушской Республики, ради того, чтоб вытащить «ингушскую занозу». Зязикову Мурату на каждой встрече задавали этот вопрос, и он отвечал, что, став главой Республики, будет отстаивать её, Ингушскую Республику, вместе со своим народом;

5) на многолюдном митинге в с. Кантышево, где собрались представители большинства населенных пунктов Ингушетии, из уст нового кандидата в президенты РИ мы услыхали заверения, что он приложит все усилия, чтоб Закон Российской Федерации о территориальной реабилитации ингушского народа был приведен в действие. Он обещал постоянно тревожить руководство РФ этим вопросом, а при первой же встрече с В. Путиным постараться убедить его в необходимости вернуть ингушскому народу незаконно отторгнутую территорию.

Обещания народу давались твёрдым поставленным голосом и на чистом родном языке. Это нас, избирателей, подкупало. Мы, ингуши, вообще легковерны.

Я пошёл и проголосовал за него, в душе веря, что избираю избавителя и защитника, а выбрал беду для своего народа. Такое простительно всем остальным, проголосовавшим за него, но не мне, диссиденту, бывшему узнику политлагерей. Если когда-нибудь у меня отсохнет рука, опустившая в урну этот бюллетень, то буду знать, за что меня наказал Бог. Господи Милосердный, прости меня! Я каюсь!

Избрали. Были торжества по этому поводу, даже мовлаты читали. Проходят первые дни новой эпохи – ждём с замиранием сердца добрых перемен.

Все свои обещания новый президент сдержал ровно наоборот.

Зашуршали над нашими головами лопасти военных вертолётов. Лязг гусениц танков. БТРы. Началась оккупация РИ, федеральной территории, федеральной армией. А потом – «эскадроны смерти». Кровь. Трупы. Осуществилось в полной мере всё, что наметил В. Казанцев – «ястребы» добились своего: ингушским парням – гибель, ингушскому народу – страдания, а «ястребам» – чины и деньги, очень много денег, сколько им хочется, потому что под грохот взрывов деньги не считают – на, бери сколько надо.

Закона в Республике не стало вообще. Полный произвол. Те из юристов, которые настаивали на соблюдение Закона, исчезали при загадочных обстоятельствах. А Мурат Зязиков, президент Республики, выступал по телевидению, умиленно рассказывал о достижениях, ему подпевали, созданные им же «общественные» организации одобрямовых, когда вокруг творилась кровавая вакханалия.

Тут у меня возникает вопрос: поверил ли В. Путин, что в Ингушетии сепаратизм и 20 тысяч боевиков? Навряд ли.

В кабинете врача на стене портрет человека с тёплым и мудрым взглядом, а внизу девиз: «Я люблю эту землю!» (таких портретов положено иметь во всех присутственных местах – мы, ингуши, хоть и мусульманский народ, но к иконам уже привыкли). Смотришь, и хочется верить, что он действительно любит эту землю. (А Казанцев не так говорил). Да, фотографы нынче такие, что из нильского крокодила могут изобразить Мать Терезу. Но что в этом толку?

Нет, Мурат Зязиков не президент Ингушетии, а её баскак.* При нём счастливо живётся только фискалам и национальным глистам.

Все старания баскака изначально тщетны, но они несут моему народу много страданий. О себе баскак оставляет недобрую память в грядущих поколениях, его же потомки будут стыдиться его имени. Народ получил великий урок: не верить ни одному из сатрапов, даже если он красиво говорит на родном языке.

Но не всегда будет так, как сегодня. Даже у хищника к старости стачиваются зубы, и он не может загрызть жертву.

Как бы сатрапы ни свирепствовали, как бы ни притесняли и ни терроризировали, всё равно в каждой ингушской семье найдётся хоть один носитель древнего галгайского духа и эздела – и мы возродимся вновь.

Старая байка, что придут богатые и щедрые англосаксы на наше поколение не действует, потому что оно видит, что творят эти «демократы» в чужих землях.

У нового поколения ингушей отныне не будет ориентаций на «старших братьев», будь то русские, англосаксы, турки или арабы; наша ориентация – Владыка Небесный и никто другой! Не отдавать своего сердца, даже маленькой частицы его, никому, кроме Аллаха Милосердного! Он поможет нам встать на ноги.

В 92-м году нам кричали: «С вами – Аллах, а с нами – Россия!» Мы отвечали: Амин! Да будет так!

А нынешний баскак не вечен, отбудет своё и уйдет. Так дай же Бог, чтобы новый хотя бы имел не всех тех характеристик, которых дал В. Казанцев нынешнему.

В эту зиму я перенёс две тяжёлые операции. А между операциями писал и собирал эту книгу и страшно боялся, что не успею.

Три эпохи – одна жизнь.

Я, наверное, очень стар, если прожил три эпохи:

первая эпоха – эпоха коммунистов, эпоха массовых репрессий и геноцида;

вторая – эпоха горбачёвской перестройки и Руслана Аушева – эпоха несбывшихся надежд;

третья – эпоха Мурата Зязикова, эпоха организованного государственного террора.

Если читатель внимательно вчитается в мою книгу, то найдет в ней отражение всех трёх эпох, а стало быть, выходит, я писал свою биографию.

…Открываю страницу, читаю её, и закрываю, читаю новую, а за ней следующую… Боже Праведный! Пытаюсь закрыть недочитанную до конца, но она тяжёлая, как свинцовая плита, а по ней стекает кровь…

Хочу светлой, чистой, свежей страницы. Хочу мира и справедливости.

 

Август 2006 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.