Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добавление






Считаю, что конец 10-й страницы придется переписать или перестроить.

Нельзя говорить о совершенстве первобытного человека при начале Мироздания. Мы можем говорить лишь о человеке нашей земной эволюции.

Нельзя говорить о совершенстве первобытного человека в нашем понимании человеческого совершенства, ибо он начинает свою эволюцию по нисходящей дуге как простая духовная сущность (бессознательный седьмой принцип), и, когда он достигает нашей земной сферы, зародыши остальных принципов находятся в нем в латентном состоянии. В первых Кругах, в первых проявлениях своих на нашей планете человек является безответственной сущностью, состоящей из чистой материи и чистого духа, лишенной сознания, распознания или разума, которое одно может сделать из него или Бога, или Дьявола. Эволюция человека крайне сложна!

Конечно, человеческая сущность первых проявлений потенциально обладала всем совершенством, ибо правильно, что от совершенного не могло получиться несовершенство. Божественная Монада всегда остается неизменной и незапятнанной. В связи с этим прочтите § 275 («Агни Йога»).

Страницы 12 и 15. У гностиков Св. Дух почитается как Женское Начало. В Северном Буддизме эквивалентом Матери Мира является Дуккар Многоокая и Многорукая. Также именно в Северном Буддизме особенно развито почитание Тар, или Женских Бодхисаттв.

В Иудействе первичное значение слова Иегова – Jehovah или Jah-Eve есть Мужское и Женское Начала. Также и Бинах, или третья из десяти Зефирот[384], обозначает Женскую Мощь. Первое – Кефер (Венец), Второе – Чокмах (Мужское Начало) и Третье – Бинах (Женское Начало). Элохимы в эзотерическом толковании были духами мужского и женского начала.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

9 июля 1935 г.

Многоуважаемый Александр Иванович, Вы задаете мне вопрос – «беззаконие или благое и правое дело совершается прощением грехов?». Но, дорогой Александр Иванович, мой ответ на это был дан в моем письме к Вам от 22 марта, где я приводила слова Учения: «Платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление» (§ 52 «Агни Йоги»). Там же я указывала на это отпущение грехов как на одно из главных зол современного духовного воспитания, ибо именно сознание легкости прощения при якобы мощной и единой защите церкви внедряло в сознание с самых детских лет разрушительное чувство безответственности. Конечно, ввиду сложившихся местных условий (о которых мне писал и Карл Иванович) я советовала бы Вам, насколько возможно, оставить церковь в покое и просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же как и дать ясное представление о смысле и значении своего существования, отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения. Так лучше меньше задевать церковь, иначе при существующих условиях книга Ваша не увидит свет. Почему образ змия был избран символом Мудрости? Одно из многих объяснений этой эмблемы то, что змий всегда держит голову прямо и двигается по прямому направлению, и лишь тело его принимает извивы в соответствии с встречаемыми препятствиями на пути. Так будем мудры, как змии. Преследуя свою цель, будем избирать лучшие и благие пути.

Чтобы правильно понять слова Христа: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе», нужно внимательно прочесть предыдущие стихи в этой же главе, начиная от 15-го. Ведь стих 18-й есть, так сказать, мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и ясно поясняет действие закона кармы. Ибо, истинно, если здесь на земле мы не разрешим полюбовно наши споры с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире, в котором мы жнем посеянное нами. Вот почему так советуется всегда, поскольку возможно, погашать карму или разрешать наши отношения с людьми, пока на земле. Почему обращение «вы» в стихе 18-м следует понимать как только относящееся к Апостолам, а не вообще ко всем? Конечно, нетрудно понять, почему слова эти были истолкованы как означающие передачу Христом Апостолам особого права нечто связывать и разрешать, или, иначе говоря, карать и прощать. Между прочим, вся эта притча так же далека от того непротивления злу, которое так упорно навязывается Христу.

Конечно, строго говоря, никто, даже Высочайший Дух, не может простить грехи, ибо это противоречило бы закону кармы. Он может лишь до известной степени облегчить карму. Ведь если лишь сам человек является единственным творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто же может без его личного непосредственного участия что-либо изменить в его существе? Высокий Дух может лишь помочь нам в наших усилиях преобразить нашу внутреннюю сущность, но это и все. Именно во всем нужна кооперация, или сотрудничество.

Так, истинный смысл слов «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвященный, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порожденных дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать – прощаются тебе грехи твои.

Так, простить или искупить грехи означает вычеркнуть или изъять последствия их; и в этом процессе изъятия, или искупления дурного поступка, прежде всего производится как бы нейтрализование тех токов силы, которые возникли в ауре человека в силу освобожденной им энергии при совершении им беззаконного поступка. Именно как один химический ингредиент может изменить весь характер субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва, или качества, может нейтрализовать и превозмочь следствия действия низших качеств в природе человека и таким образом изменить весь характер человека, как бы перерождая его.

Из этого ясно, что ни один человек не может простить или искупить грехи другого человека, но он может именно помочь ему в известный период жизни раскрыть его сердце навстречу призыву его Высшего Я и тем самым привести в действие спящие в нем божественные силы, и эти лучшие божественные силы в свою очередь окажут свое благотворное воздействие на ауру помогшего, и, таким образом, он явится соучастником в добрых следствиях, порожденных действием божественных сил, которые были выявлены как результат его помощи. Сотрудничество всегда, везде и во всем. Христос Искупитель, конечно, живет в нас самих. Вы знаете, что у первых христиан, так же как и во всем древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так, искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно в целом ряде земных жизней нашего индивидуального эго. «Распятый Христос каждого человеческого существа при достижении известной точки эволюции должен спуститься в ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с ВысшимЯ, или Божественным законом Любви».

Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращенных к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков.

Так, лишь трансмутация энергий – чувств или качества мыслей – выводит нас из заколдованного круга Кармы. Потому будем повышать наши вибрации высокими эмоциями. Вот почему так важно воспитывать в детях устремление и любовь ко всему прекрасному.

В этом повышении вибраций и заключается великое значение Учителя, который одним своим прикосновением может переродить ученика, настроившего свой восприемник в ритм вибраций Учителя. Именно излучения земного и чистого Учителя повышают вибрации вокруг себя иногда на огромной периферии и тем самым не только очищают пространство, но могут даже содействовать возжжению огней в окружающих его. Вот почему в древности считалось такой привилегией жить вблизи Учителя и прислуживать ему, ибо это давало возможность им соприкасаться с его аурой. Восток знал и глубоко чтил Оккультные Законы. Так и до сих пор в Индии считается благословением, если какой-либо святой человек поселится в округе.

Мощная и чистая аура может даже разряжать напряжение подземных огней в местностях, особенно подверженных землетрясениям. Так, можно наблюдать, как именно в таких местностях прекращаются землетрясения, если поблизости поселяется носитель такой мошной ауры.

Вполне разделяю Ваше возмущение выводами профессора Зеньковского. Истинно, безнадежно такое лицемерное кощунство, и гибельна такая утрата понимания сущности высших принципов, питающих нашу бессмертную сущность!

Что же касается Вашего опасения, что никто не поверит заявлению, не подкрепленному ссылками на общепризнанных авторитетов, то мне хочется сказать, что лично я предпочитаю слышать разумные и ясные доводы самого автора и совершенно новых источников. Ибо общепризнанность авторитетов уже противоречит новому и будущему, иначе говоря, эволюционному мышлению. И кто, кроме теософов и представителей других Оккультных Обществ, как Розенкрейцеры, Масоны, когда-либо протестовал и писал против искаженного понимания искупления или прощения грехов?

Вы можете найти много мест, трактующих об искуплении, в трудах Е.П.Блаватской. Но вряд ли она и остальные писатели-оккультисты будут считаться общепризнанными авторитетами! Так, в «Разоблаченной Изиде» она говорит: «Петр (апостол) ничего не знал об искуплении... Также, по-видимому, и теологические школы Александрии не ведали этой доктрины... также она не обсуждалась ни одним из ранних Отцов Христианства. Филон-иудей представляет историю Падения вполне символичной, и Ориген так же, как и Апостол Павел, рассматривал это " именно как аллегорию"». При этом в примечании она указывает прочесть труд Дрэпера «Конфликт между Религией и Наукой». Истинно большим сдвигом был бы перевод «Разоблаченной Изиды» на русский язык! «Тайная Доктрина» переведена мною, и так или иначе она увидит свет, но кто возьмется за перевод «Разоблаченной Изиды»? Можно было бы собрать группу людей, владеющих языками, и поделить между ними отделы или главы. В недалеком будущем придется это сделать.

Между прочим, знакомы ли Вы с сочинениями Эдварда Карпентера? У него есть много прекрасных страниц о Космической Любви, и, если не ошибаюсь, также и о воспитании. Он был очень чистым писателем! Между прочим, признаюсь, что я почти не читала книг общепризнанных авторитетов по воспитанию, и, может быть, потому у меня такие удачные сыновья.

Так, всеми жизненными доводами и историческими примерами подкрепите необходимость осознания ответственности и исполнения долга в воспитании нового поколения. В «Бхагавад Гите» тоже можно найти прекрасные места для главы о воспитании.

Сейчас у нас жара и духота, что сильно отражается на моем сердце. Уехать еще выше в горы Малого Тибета я не могу, ибо во время отсутствия Н.К. я должна стоять на дозоре дел, потому прошу Вас, не сетуйте, если я задержу разбор Вашей последней главы.

Как продвигается Ваша книга? Читала отзыв о ней в «Оккультизме и Йоге» и слегка возразила на него в моем письме к д-ру Асееву. Привожу его Вам: «Остановил мое внимание отзыв о книге А.Клизовского. Подивилась возражению против определения понятия " ТО" как Непознаваемое, Беспредельное и Предвечное! Опять где-то показался призрак антропоморфизма. Конечно, ТО, Неизреченное, Непознаваемое, Беспричинная Причина, Бескорний Корень или Абсолют и т.д. не может рассматриваться как Индивидуальность, ибо каждая индивидуальность есть известное ограничение, но Абсолют не может быть ограничен. Также на возражение, что " Бог есть любовь, но любить может только индивидуальный некто, субъект, а не безличный принцип или закон" – я спрошу: задумался ли возражатель над тем, что есть эта Космическая Божественная Любовь, и как выявляется она в миллиардах миллиардов нескончаемых проявлений, и как выражается она на разных ступенях сознания, непрестанно разворачивающего беспредельный потенциал Того, что Восток в своем великом понимании сокровенности Божественного Принципа не решился обозначить никаким определением, как только " ТО", именно " Неизреченное", и запретил всякие обсуждения Его, сосредоточив все силы познавания на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Тайной держится Вселенная – вдумайтесь в это глубже».

Написала я это для сведения д-ра Асеева и его кружка. Среди многих, называющих себя оккультистами, живет еще страшное умаление Великой Тайны Вселенной. Они научились употреблять слово «Беспредельность», но никто не вдумался в это величайшее и страшное Понятие, и продолжают ограничивать своего Бога или Божество всеми конечными и предельными атрибутами своего мозга.

Ничего нет выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь.

Шлю Вам лучшие мысли, и смелость, и дерзание в творческом полете, и, несмотря на мое же житейски мудрое предостережение об осторожности, дух мой шепчет: творите смело, пусть мысль неискаженная и неумаленная запечатлевается в пространстве и рекордах Вашего существа, свободная от призрака скальпеля цензора. Ведь урезать, изуродовать и снизить до уровня толп всегда возможно.

Духом с Вами,

Е.Р.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

30 июля 1935 г.

Многоуважаемый и дорогой Александр Иванович, спешу ответить на Ваше последнее письмо от 20.VI. Вы уже получили мое беглое возражение на необдуманную критику Вашего ясного и правильного изложения понятия Неизреченного «ТО». Теперь скажу, что и определение Монады правильно. Так, в «Тайной Доктрине» сказано, что «Монада или Джива даже не может быть названа Духом, ибо она есть Луч, Дыхание Абсолюта или скорее сама Абсолютность. А Абсолютность, не имея отношения к условной относительной законченности, бессознательна на нашем плане бытия. Потому, кроме материала, который ей потребуется для ее будущей человеческой формы, Монада нуждается в а) духовном прообразе для оформления этого материала и в б) разумном сознании, чтобы направить ее эволюцию и продвижение; но ни тем, ни другим не обладает ни однородная Монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Так, Адам из праха нуждается, чтобы Душа Жизни была вдунута в него; или, иначе говоря, в двух срединных принципах, которые суть Чувствующая Жизнь неразумного животного и Человеческая Душа, ибо первая неразумна без последней... Так Монада становится личным Эго, когда она воплощается, и нечто от этой воплощенной личности остается в ней через Манас, если последний достаточно совершенен, чтобы ассимилировать Буддхи...» Так постепенно слагается индивидуальность, которая лишь частично может проявляться на Земле.

Еще из «Тайной Доктрины»: «Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о " развитии" Монады или сказать, что она становится " человеком". Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с неразрушимой звездой божественного света и огня, низвергнутого на нашу Землю как доска спасения для личностей, в которых она обитает. Именно эти последние должны уцепиться за нее и, таким образом, путем соучастия или приобщения к ее божественной природе достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно доске, будет унесена к другому воплощению неустанным течением эволюции...» Хорошо перечесть § 275 в «Агни Йоге».

Теперь, что есть Божественная любовь, как не великий принцип или начало притяжения или сродства, или тот же Фохат в его качестве Божественной любви (Эроса), электрической мощи сродства и симпатии, аллегорически явленный как пытающийся сочетать чистый Дух – Луч, неделимый от Единого, или Абсолюта, с Душою. Эти два составляют в человеке Монаду, а в Природе – первую связь между вечно безусловным и проявленным.

Радуюсь передать Вам, что слышу самые прекрасные отзывы о Вашей книге. Так, Зинаида Григорьевна поместила еще одну превосходную рецензию о Вашей книге в русско-американских газетах. Вероятно, она переслала Вам ее. Также отрадно слышать, что молодые души, прочтя Ваш труд, тянутся к Вам за водительством. Это нужно поощрять. Большое спасибо за выраженное Вами желание помочь мне. Конечно, сейчас это очень трудно, но кто знает, может быть, со временем и явится возможность воспользоваться этой Вашей готовностью.

Не следует посылать Евлогию Вашей книги, он станет Вашим врагом. Не верю я всем этим отцам церкви. В бытность Н.К. в Харбине они выказали себя с такой лицемерной и, я сказала бы, предательской стороны. При встрече они лобызали его, и называли своим другом, и расписывались в письмах в дружественных чувствах, а за спиною всячески натравливали на него своих клевретов и грозили анафемой учрежденным им Содружествам во имя Преподобного Сергия Радонежского! Так даже на книжечку «Знамя Преподобного Сергия», которую Вы знаете, пытаются наложить запрет из-за изображения в ней Преподобного Сергия в трактовке Н.К. Они считают, что на этом изображении умален Христос! Ибо он помещен ниже Преподобного! Спрашивается: возможно ли поместить Знамя с Ликом Спаса, несомое войском, идущим под горою, выше Преподобного, стоящего на этой горе и держащего храм в руках? Вот до чего доходят изуверы в своем толковании! Нет, дорогой Александр Иванович, все эти устарелые сознания нам не попутчики, нужны новые, освободившиеся от векового Миража непогрешимости церкви, потому лучше не трогать их. Но, конечно, очень желательно было бы перебросить Вашу книгу за рубеж, в страну Безбожия. Именно там подобные книги неоценимы по полезности своей. Но не знаю, насколько Вы будете успешны, прибегнув открыто к помощи их представителя. Думается, что и здесь нужно искать особые пути, если Вы хотите, чтобы книга Ваша действительно достигла своего назначения, а не осталась бы лежать в складах представительства.

Конечно, наш незабвенный Феликс Денисович еще отдыхает. Он ведь был утомлен и измучен, и его тонкое тело нуждается в отдыхе, в укреплении. Он вполне заслужил свой отдых, и не будем призывать его в нашу тяжкую и разлагающуюся земную атмосферу. Пусть после отдыха приступит он к своим любимым занятиям в Мире, где нет наших трудностей. Пусть радостно творит и набирается сил для нового Служения.

Я очень устала за последние месяцы, а работа все прибавляется. Кроме того, жара и тяжесть монсуна сказываются на моем сердце. Но все же надеюсь в конце будущей недели приступить к чтению глав Вашего нового труда. Между прочим, очень прошу Вас послать один экземпляр Вашей книги по адресу нашего друга, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, в Париж. Также сама хотела бы иметь еще два экземпляра ее. Прилагаю точный адрес и перевод стоимостиза три экземпляра.

Так, дорогой Александр Иванович, радостно трудитесь и несите свет ищущим душам.

Духом с Вами.

 

За три экземпляра перевожу 15 шиллингов, что включает, вероятно, и стоимость пересылки. Перевод посылается на этой неделе в пятницу, через почту, но, вероятно, придет много позже сего письма, так как воздушной почтой денежные переводы не принимаются.

Дорогой Александр Иванович, сейчас получила Ваше письмо от 3.VII с протестом души Вашей. Мне больно, что Вы так огорчились, спешу, насколько могу, успокоить Вас. Нужно и следует указывать о космическом законе родственных душ, по которому каждый человек должен стремиться к гармоническому сочетанию. Ибо лишь такое правильное сочетание дает полное развитие нашего духовного и творческого потенциала и здоровое потомство. Также неминуема встреча с родственной душой в Тонком Мире при условии их сгармонизированных вибраций. Более того, если даже вибрации эти и не вполне соответствуют друг другу, все же возможны встречи и свидания, которые могут участиться, ибо от сил духа зависит и подъем вибраций. В состоянии же Девачана мы всегда окружены любимыми нами образами, и ничто не омрачает нашей духовной радости. Так, Александр Иванович, не огорчайтесь напрасно. Истинно, можете сказать: когда две родственные души достигли завершения своего земного пути, когда все тонкие тела их настолько трансмутировались чистым огнем, что всякое притяжение к земным сферам утратилось, они могут пребывать в духовном единении на долгие века.

О Космическом Венце вообще лучше не говорить, ибо понятие это настолько отдалено сейчас от нашего земного плана, что совершенно недоступно среднему человеческому мышлению. Кроме того, оно уже касается Космического Построения.

Я протестовала против Вашей фразы «Каждый Архат имеет свою Тару», ибо кроме того, что она будет истолкована в самом пошлом понимании земного брака, на Вас обрушатся все буддисты, все теософы, все индусы и обвинят Вас в ужасном кощунстве и профанации Великого Братства и в самом ужасном Тантрическом культе (сексуальном) и т.д. Хотя Сестер в Братстве называют Тарами, но в понятии экзотерической буддистской религии Махаяны Тара означает Божество Женского Начала, тогда как Архат есть Посвященный. Упомяните лишь о Богах Индии, имеющих своих Супруг, которые являются символами их энергии (Шакти), но, переводя на земной план, символы их указывают, что в основу Бытия положен великий Закон Единения Начал.

Великое же Братство, истинно, живет законом Самоотвержения. Появляясь на Земле в человеческих обликах, некоторые из них, конечно, встречались с родственными душами. Все зависит от принятой на себя миссии. Бывают миссии, при которых одна душа работает на Земле, другая же в Тонком Мире, но оставаясь при этом объединенными в духе, тем образуя как бы духовный мост общения между двумя мирами. Истинно, если любовь соединяет родственные души, то духовное единение это неразрывно, несмотря на то что души эти могут быть временно телесно разобщены из-за разницы в оболочках. Конечно, тяжелая земная оболочка часто препятствует ощущать это единение, и тогда создается ощущение часто нестерпимо острого одиночества. В Учении упомянут закон – «Чем ближе, тем дальше». Истинно, чем ближе по Космическому Праву нам Высокий Дух, тем опаснее Его приближение при нашей земной оболочке. Часто сердце не может выдержать трепета радости такого Приближения.

Так не вижу причины Вашему огорчению. Могу засвидетельствовать, что в земной сфере при особо благоприятных космических условиях, при особом состоянии духа, иногда даются проблески такого духовного единения и приближения, и могу уверить Вас, что нет слов для описания этого восторга и восхищения духа. Итак, не огорчайтесь, ничего не отнято от Вас, но лишь есть желание прикрыть Сокровенное от профанации и уберечь Вашу книгу от жестоких нападок. Работайте радостно над этой главой. Возможно, что у Вас явятся новые мысли. И я поищу какие-либо добавления в моей памяти. Одно могу сказать, дорогой Александр Иванович, что воображение всего человечества никогда не сможет сравниться с Красотою действительности Мира Духовного. Истинно, душа наша получает исполнение наших самых заветных желаний, но нужно уметь желать, и притом желать красиво.

Помните притчу о Дгулноре в «Агни Йоге»? Итак, преисполнитесь радости и облеките Ваше писание в слова Высшей Красоты.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

9 августа 1935 г.

«Urusvati», NAGGAR,

Kulu, Punjab, British India

Дорогой Александр Иванович,

Спешу отправить Вам главу о Красоте. Посылаю ее отдельно медленной почтой. Прочла ее с большим удовольствием, ибо она написана прекрасно. Не нашла ничего, на что возразить. Вашу третью главу надеюсь еще раз прочесть, чтобы уладить все Ваши огорчения. Ведь эта глава – самая особая, самая ответственная и самая трудная и должна быть написана всем огнем сердца и со всею красотою, чтобы ни тени пошлости не коснулось того Сокровенного, что, может, впервые так открыто дается. Так продолжайте Ваш труд в красоте и сдержанности и не смущайтесь прочими обстоятельствами. Будем помнить – «человек предполагает, а Бог располагает». А в наше время эта пословица имеет особую силу. Истинно, «невозможное сегодня вполне возможно завтра». Так и переживем тяжкий год с семью затмениями.

Шлю Вам лучшие мысли и радость Вашему труду.

Духом с Вами.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

1 октября 1935 г.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

Дорогой Александр Иванович, получила Ваше письмо от 27 августа и всем сердцем порадовалась, что мои последние письма вернули Вам душевный покой и работоспособность. Обычной почтою отсылаю Вам приложение к главе третьей и главу пятую «О Молитве и Подвиге». Не могла прочесть их раньше, ибо на три недели я совершенно вышла, как говорится, из строя. Непрекращающиеся землетрясения в Индии и разные другие напряжения сказались на моем самочувствии, и я должна была пролежать больше недели в постели. По многим причинам восстановление сил на этот раз не последовало с обычной быстротой. Но сейчас начинаю приходить в себя, и особенно ободряет меня радость скорому свиданию с Н.К. и моим сыном. Ждем их к ноябрю.

Ваше приложение к третьей главе очень и очень одобряю. Также прочла с неослабным интересом и пятую главу. Мысли о подвиге – самые насущные сейчас. Именно, люди должны понять подвиг в жизни каждого дня. Жизнь бессмысленна без подвига. И как выразительно русское слово «подвиг». Ведь оно не имеет себе эквивалента на европейских языках. В этом слове передан весь смысл, все качество устремленного действия вперед, к подвигу, в будущее, в эволюцию!

Теперь, может быть, примите совет не отяжелять прекрасную главу о Подвиге бросанием камешков по чужим огородам. Так, на странице третьей я бы изъяла строки о положении в России, так же как на 12-й убрала бы камешек по еврейству. Вам нужно расширять, а не сужать число Ваших читателей. Искренно радовалась, что книга Ваша будет переведена на польский язык. Моя кузина Ксения Николаевна Муромцева, живущая в Америке, в восторге от Вашей книги и хотела бы перевести ее на английский язык. Сама она писательница, и талантливая, но не совсем удачная, ибо не может отойти от тем, относящихся к дореволюционному русскому быту, который совершенно чужд новому американскому сознанию, и потому ей трудно найти издателя своих трудов. Она прекрасно перевела бы, и если Вы согласны, я напишу, хотя, конечно, не знаю, насколько это намерение осуществится. Но думаю, что разрешение дать можно.

Очень радуют меня все добрые сведения о Вашей книге. Со своей стороны знаю, что всем, кто ее читал, она дала радость. Беда лишь в том, что наши русские читатели так бедны! Но ничем не смущайтесь и продолжайте Вашу полезную деятельность. Пишите и рассылайте по всем направлениям. Просил ли Вас д-р Асеев писать для его журнала? Хотела было послать Вашу книгу в Харбинское осиное гнездо, но сначала запрошу, – там цензура полна произвола и дикости, все в руках князей церкви.

Теперь о Кооперативе. Не могу представить себе, чтобы правительственное распоряжение об объединении всех существующих кооперативов должно было бы повлечь прекращение деятельности Кооператива Общества. Не делается ли это для учета и нормирования цен? Конечно, расширение деятельности, если являются возможности к тому – прекрасно, и я радовалась, когда Карл Иванович сообщил мне о намерении открыть и писчебумажный отдел при Кооперативе. Но возьмем даже крайний и нелепый случай, что Вашему вегетарианскому Кооперативу предложат торговать копченой колбасой, то и это примем спокойно. Конечно, в принципе не следует поощрять убийства животных, но жизнь так сложна, что все ломать сразу невозможно. Также мы знаем, что мясо часто является рассадником разных заболеваний, но когда оно проходит через очищающий огонь при копчении, то оно теряет свои худшие свойства. Так и в книгах Учения можно найти строки о разрешении употреблять в пищу копченое мясо. Ведь имеются огромные области, где, кроме мясной пищи и ячменной муки, ничего не достать. Так, монголы и тибетцы, будучи буддистами, живут почти исключительно на мясной пище. И среди них можно встретить значительных и духовных личностей. Истинно, не сеном становимся мы подвижниками духа! Так не будем тревожиться заранее, но выясним сначала точно, насколько новые правила могут препятствовать развитию Кооператива, ибо именно Кооператив должен стать источником дохода. Конечно, все зависит от способности людей, заведующих этим делом. И я так радовалась, когда г-н Вайчулянис пришел щедро на помощь большому делу.

Давно уже ничего не слышу от Карла Ивановича, здоров ли он? Так и дочь его прихварывала, и он, видимо, очень тревожился за нее. Жду с величайшим нетерпением выхода второй части «Мира Огненного».

Разве Вы не знали, что 35-й год изобиловал лунными и солнечными затмениями? Так, на вторую половину июня и начало июля пали три затмения, и последнее, солнечное, будет в декабре, кажется, на Рождество. Затмения всегда приносят космические пертурбации и всякие безумия в мире. Потому и я чувствовала себя весь этот год прескверно, хотя к этому были и другие весьма веские причины. Происходит выявление истинных ликов на всем пространстве. Некоторые выявляют себя после 14 лет самого тесного сотрудничества. Конечно, зная оккультные законы, по которым при касании к Учению и Ауре Владыки вся наша внутренняя сущность выявляется наружу, также понимая всю опасность заразы одержания, особенно в случае прирожденного медиумизма, мы не так уж поражаемся, но все же скорбь велика видеть, как под темной рукой одержателя цветок духа вянет и страшное предательство вползает в самое сердце светлого построения. Но и это переживем. Ибо с нами – Великое Ручательство всей Твердыни Света и Непобедимый Щит Владыки М. Так и дойдем до Сужденного. Год 36-й во всех пророчествах отмечался, как год личной борьбы Владыки с врагом, или битвы Архангела Михаила с драконом. Так, несмотря на предательства, бодрость и радость новой борьбе за Свет живут в сердцах наших. Разве возможен подвиг без трудностей? Я так люблю слова замечательного подвижника Тибета по имени Миларепа, который предавался великим подвигам, и, когда люди уговаривали его пожалеть себя, свое здоровье и прекратить тяжкую жизнь, он отвечал: «Так как все мы должны умереть, то я предпочитаю умереть в преследовании прекрасной цели». Истинно, если бы сотня людей осознала эту формулу и применила ее к жизни, мир бы преобразился в кратчайший срок. Так мы будем сражаться за Свет до последней капли крови, до последнего дыхания. Так и Вы, дорогой Александр Иванович, ничем не смущайтесь и горите радостью возможности внести свою лепту на очищение и оздоровление человеческого мышления.

Шлю Вам пожелания всего самого светлого и, главное, – устремленной радости в работе.

Владимир Анатольевич уже сообщил Вам, что с денежным переводом за книги произошла маленькая забывчивость, так же как и с вписанием адреса княгини Святополк-Четвертинской. Но мы так все перегружены работой, а маленькие недосмотры случаются и в лучших хозяйствах. Книгу Екатерине Константиновне Четвертинской я уже послала.

Поставила на письме «конфиденциально», ибо не следует, чтобы неблагополучие в рядах ближайших сотрудников до времени стало широко известно. Сообщаю об этом, конечно, Карлу Ивановичу и Рихарду Яковлевичу. Будем ждать развития событий.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

26 ноября 1935 г.

Многоуважаемый и дорогой Александр Иванович, Ваше добавление к главе о воспитании превосходно. Не согласна я лишь с тем, что «если бы Христос сказал расслабленному, что он закончил свою карму и может идти, то, наверно, морального подъема больного не получилось бы...». Почему думаете Вы так? Я не совсем улавливаю здесь Вашу мысль. Утверждение об окончании кармы из уст Учителя не только равносильно прощению грехов, но даже еще сильнее, ибо окончание кармы есть освобождение от земного притяжения и завершение земного цикла воплощений.

Также на той же странице 50 я не стала бы утверждать, что разбойник был высоким духом, которому предстоял высокий путь, но он свихнулся и должен был снова явиться на землю... Вас могут спросить, откуда Вы это знаете? Согласна, что разбойник, наверно, был не хуже, а может быть, и лучше многих почтенных фарисеев и саддукеев, но от разбойника до высокого духа много ступеней. Утверждение Свами Вивекананды остается в силе, ибо под этим освобождением, зная закон кармы, нужно понять именно пробуждение духа и освобождение его от власти тьмы. Ведь мы знаем, что искреннее предсмертное раскаяние, последняя светлая мысль и мощное устремление к Высшему несут дух в сферы Тонкого Мира, соответствующие этой мощной вибрации. Слова Христа еще больше укрепили устремление разбойника, и дух его мог воспрянуть и подняться на большую высоту. Ведь в Девачане пребывают не только безгрешные и святые. Каждое доброе действие, совершенное нами, получает свое вознаграждение. Перечтите в связи с этим письмо 22 в «Чаше Востока».

Просмотрю «Письма Махатм», может быть, найду какие-либо дополнения к состоянию Девачана и переведу их для Вашего сведения. Очень нравится мне в настоящей версии Ваша третья глава. Слова Христа: «Когда не будет ни мужского, ни женского» (стр. 61) могут означать также и следующее: при завершении земного пути каждое из Начал приобретает качества и противоположного Начала. То есть мужское Начало утончается и смягчается, а женское становится более мужественным. Но истинный и глубокий смысл этого, конечно, в том, что, когда священное назначение Начал будет вполне осознано и понято во всей красоте, то и вопрос пола получит правильное разрешение. Первоначальное космическое единение будет восстановлено. Половинчатые души, отвечающие на одну и ту же вибрацию, явят снова свое космическое единство (я опять сказала лишнее). Но полярность исчезнуть не может, ибо на полярности зиждется все Бытие, и Огонь, животворящее начало, двуроден в своем Божественном Естестве.

Также единение не означает слияния в единую форму. Потому ни безобразному гермафродиту, ни сиамским близнецам, ни людям с двумя позвоночниками нет места в эволюции Красоты Космической. Ведь смысл Бытия в бесконечном разнообразии форм при основном огненном единстве.

Вы правы, что в этой книге говорить больше о Матери Мира не следует.

Теперь относительно крови и заражаемости приведу Вам ответ Самого Владыки из третьей части «Мира Огненного»:

«Спрашивают о причинах заражаемости, о свойстве крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заразы, она находится в качестве секреций. Не стоит принимать во внимание механическую сводку сведений, если не принять во внимание участие психической энергии. Люди называют известный иммунитет притоком веры, но состояние экстаза недаром называется сиянием Огненного Мира. Вот такое сияние защищает человека от заразы. Оно очищает секреции, оно как щит. Потому состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием. Пусть писатель подумает об этих основах. (Сказано для Вас.) Не следует порабощаться статистикой, можно впасть в ошибки. Еще недавно считали ум по размерам черепа. Так всюду забывали психическую энергию»[385].

В моей записной тетради я нашла номер параграфа из третьей части «Мира Огненного» и против него отметку: послать А.И.Клизовскому. Сейчас не могу припомнить, по какому поводу хотела я Вам это переслать. Но думаю, что параграф этот может Вам пригодиться, потому привожу его.

«Когда Мы говорим о Духе и Материи, мы должны иметь в виду высшее значение Материи. Но, говоря об освобождении Духа, мы говорим о тех явлениях, которые могут быть названы материальными жизненными проявлениями. Нужно знать, что, говоря об этих объединениях под разными формами, подразумевается падение духа. Ибо дух, проявляясь в материи, должен устремляться к высшим функциям вместе с материей. Материя устремляется к творчеству и дает формы и жизнь. И дух должен особенно знать, как священно это пребывание в материи. Космическое понятие Женского Начала как Материи настолько высоко и далеко от житейского понимания Истины. Лишь чистое и высокое сознание оценит это сравнение. Трудно разъединить дух от материи. Без материи дух – ничто»[386].

Очень люблю я Ваши книги. Для меня большая радость, что Учение будет входить в сознание широких кругов в убедительном и ясном толковании.

Также и Евгений Александрович все дополняет свою книгу. Тема «О воспитании духа» бесконечна. Получится очень полезный и ценный труд. Истинно, радуюсь таким приношениям.

Из Вашего последнего письма к Владимиру Анатольевичу вижу, что Вы бодры и окрылены, значит, и следующие главы книги будут на высоте.

Вы возмущены брошюрой Василия Иванова. Действительно, она очень невежественна и, как я писала Карлу Ивановичу, написана она с определенной целью. Ведь все подобные писания оплачиваются из нескольких источников, которым нужна сейчас дискредитация всех наших выдающихся соотечественников. Сам Василий Иванов открыто читает лекции о желательности гегемонии нынешних харбинских хозяев в Сибири. Книги его выпускаются немецким издательством, и в то же время он причастен и к безбожным кругам. Вот какие комбинации встречаются в дальневосточном болоте. В общем, кучка этих хулиганов немногочисленна, их прошлое и позорное настоящее прекрасно всем известны, но хозяевам их хулиганские выходки на руку, и они широко пользуются их услугами. Тем более что современные Иуды берут даже дешевле. Много интересного и поучительного вынесено из пребывания на Дальнем Востоке. Соотечественники встретили Н.К. торжественно и очень радушно. Травля началась, когда кем-то было усмотрено начавшееся объединение разрозненных групп. Все Васьки Голицыны, и Ивановы, и присные были выпущены с якобы страшными разоблачениями – масонство, перевоплощение Преподобного Сергия (?!) и в заключение – Антихрист!! Как всегда, враги щедры на суперлативы, произносят самые громкие формулы. Когда же был заявлен протест против этих нелепостей, хозяева расписались и выдали документы из Министерства Иностранных Дел и консульств, что вся эта клевета – дело невежественной шайки, но сами они приветствуют высокопросвещенную деятельность Н.К. Старая история – левая рука якобы не знает, что делает правая. Конечно, все эти нападки тьмы в итоге приносят лишь огромную рекламу и новое утверждение имени. В день появления клеветы рабочие типографии, где эта мерзость набиралась, набросились на корректора. Да и на улицах были побоища среди приверженцев Света и тьмы. Н.К., как примадонна, получал цветы от сочувствующих. Даже Монгольское Правительство выпустило целую книгу о Н.К. на монгольском языке как выражение своего глубокого уважения и почитания. Вообще пресса в других крупных центрах хорошо возразила и писала. Так произошло много значительного и знаменательного, и, как всегда, темные постарались для выявления Света. Так и теперь предательствующие в Америке помогают друзьям поднять свой голос. Прекрасные формулы наполняют пространство. Между прочим, недавно произошел забавный случай. На большом собрании при открытии нового помещения Общества имени Рериха в Филадельфии предательница г-жа Хорш, приглашенная прочесть речь на этом открытии, встретив на собрании бывшего председателя Нью-йоркского Общества имени Рериха, известного поэта г-на Уортон-Сторк, начала было порочить Н.К. На что г-н Сторк (свыше шести футов ростом), взбешенный, наклонился к ней и прогремел на всю аудиторию: «Еще одно слово, опорочивающее имя Рериха, и я Вам нанесу телесное повреждение». Очевидцы пишут, что впечатление было потрясающее. Г-жа Хорш присела и точно бы окаменела, отказалась от произнесения своей речи и скоро покинула собрание. Конечно, в Америке пригрозить так женщине, да еще публично – дело неслыханное. Но она заслужила такую пощечину. Собрание послало нам выражение своей преданности и отставило г-жу Хорш, которая была их руководительницей. Так предатели роют себе яму.

Вероятно, Карл Иванович сообщил Вам, что предательство развилось на почве корыстолюбия и желания захватить все в свои руки. Одним словом, мы имеем дело с обычной политикой, свойственной одной национальности. Для этого они не брезгуют никакими методами. Шейлоки не перевелись еще и в наши дни. Не подумайте, что из-за проявления трех предателей я стала юдофобкой, это было бы несправедливым. В каждой национальности есть свои черные овцы. Ведь родной брат предательницы, возмущенный, отрекся от нее. Так, жена его, Зинаида Григорьевна Лихтман, и сам он остаются среди самых верных сотрудников и сражаются сейчас с предателями. Предатели, как Вы догадываетесь, – чета Хорш и мисс Эстер Лихтман. Позднее расскажу Вам многое из этого неслыханного кощунства. Так будем следить за раскрытием предательства, которое обнаружит и странные финансовые манипуляции г-на Хорша. Так, стоя в преддверии срока, мы спокойно наблюдаем за развитием безумия тех, кому столько было дано. Зная грядущее, мы знаем и о поражении врагов, потому вместе с верными сотрудниками и друзьями бодро и радостно продолжаем свое строительство. Пусть все Общества имени Рериха соберутся вокруг Гималайского Ашрама. Как Сказано: «Подведите список всех европейских групп – их немало. Пусть они относятся к Центру Ашрама. Пусть медленно засохнет корыстолюбие. Нельзя показать себя врагом Владыки без поражения».

Со многих сторон доходят светлые вести и знамения грядущей Эпохи. Каждая великая эпоха сопровождается особым Знамением, неизменно появляющимся на протяжении многих веков. Появление этого Знамения состоялось в январе 34-го года. Так и Светила собрались в особых сочетаниях. Будем бодры, торжественны и радостны. Творите Ваше полезное дело.

Духом с Вами.

Е. Р.

 

Думаю, что полезно знать имена кучки дальневосточных хулиганов:

Василий Иванов, Василий Голицын (не князь, известен по злоупотреблениям по чекам и также по похищению детей миллионера Кулаева), Родзаевский (комсомолец, глава так называемой фашистской организации в Харбине), Юрий Лукин, Шилов, Лавочников и Пастухин; говорят, что брат последнего живет не то в Латвии, не то в Эстонии. Голицын пишет под псевдонимом Борисов, впрочем, все они широко пользуются многими псевдонимами. Вы, вероятно, знаете от Карла Ивановича (я ему писала), что Н.К. никогда ни в какие масонские ложи не вступал. Вы знаете и мое отношение к этим ложам, из которых многие превратились в бутафорию. Истинно, огненное очищение требуется всюду. Можете это твердо утверждать. Но все же со стыдом читаю о невежественном отношении наших соотечественников к этому когда-то прекрасному и высоконравственному начинанию. Когда-то был нужен Петр Великий с дубинкой для того, чтобы сдвинуть остановившуюся эволюцию страны, потом на смену явился более суровый обновитель, какое же огненное крещение ожидает еще нашу грузную родину? Но пройти огненное крещение она должна, ибо ей суждено построить «Чертог Небывалый». Конечно, люди видят спасение в одном решении, которое им ближе, но пути Господни неисповедимы и космическое строение, имея во главе Великих Зодчих, знает много подходов. Потому сужденное исполнится. Так, человек предполагает, но Бог располагает. А лягушка на востоке пока раздувается.

Сейчас получила газетную вырезку «Тринадцать русских масонов». Разбирается недавно вышедшая книга Т.А.Бакуниной «Знаменитые русские масоны», издательство «Свеча» в Париже. Думаю выписать ее. Неплохо, что такие книги появляются. Необходимо просвещение некоторых мозгов. Так и Суворов, и Голенищев-Кутузов, князь Смоленский (мой прадед с материнской стороны), были масонами. Кутузов носил имя «Зеленеющий Лавр», и ему было предуказано, что он спасет Родину. В числе масонов перечисляются и Новиков, Лопухин, Репнин, Куракин, Карамзин, Сперанский, Грибоедов и Пушкин, кто же дерзнет назвать их предателями? Неужели эти лучшие и талантливейшие люди были крамольниками? Так знают ли наши церковники, что столь любимый ими гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» есть гимн масонский, и составлен он был масоном Херасковым для масонских лож? Так пусть невежды устыдятся! Из-за того, что масонство сейчас выродилось, не будем же мы бросать камнем в основателей его и первых последователей? Истинно, невежество есть корень всякого зла!

Жду не дождусь выхода второй части «Мира Огненного». Владыка велит торопиться и с опубликованием третьей, которая собирается сейчас. Начну скоро высылать ее частично.

Жду также следующих глав Вашей второй книги. Когда будете читать третью часть «Мира Огненного», задумайтесь, что подразумевается под Космическим Правом.

Шлю Вам всего самого радостного и светлого.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

17 декабря 1935 г.

Многоуважаемый и дорогой Александр Иванович, спешу ответить на ваши вопросы в письме от 14.XI. На днях начну читать и присланную Вами шестую главу.

Очень порадовались мы, что Вы вынесли прекрасное впечатление от Общества в Литве. Г-жа Серафинина – горящая душа, искренно преданная Учению. Видели ли Вы ее? Я состою с нею в переписке и мне часто хочется приласкать ее. Жизнь ее не легкая. Если будете писать членам этого Общества, то передайте им наш самый сердечный привет и радость каждому успеху их.

Крайне интересно то, что Вы пишете об Анне Кима. Ее страдания от сознания ужасной катастрофы, ожидающей нашу планету, если человечество не опомнится, мне очень близки. Сама я от раннего детства находилась под гнетом предчувствия надвигающейся катастрофы. И никогда не забуду тех дней, когда мне был указан предельный срок испытания для нашей планеты и явлена была разрушительная Тьма. Несколько дней я находилась в самом ужасном нервном состоянии. Так Сказано: «Немногие могли видеть этого врага планеты (Абсолютная Тьма) без заболевания». Теперь, конечно, ужас и гнет преоборены, но все же остается грусть о возможности такого конечного разрушения.

Также интересны сообщения о деятельности Розендорфа. Конечно, всякое ознакомление полезно. Можно обменяться с ними литературой. Но я не предлагала бы уже объединения. Следует раньше поближе присмотреться. Кроме того, мы никого не зазываем. Если их устремления отвечают духу Живой Этики, то пусть инициатива присоединения исходит от них.

Теперь относительно возражения на брошюру Василия Иванова, то мне кажется, что помещать в журнале д-ра Асеева не будет иметь большого значения, ибо многие считают этот журнал нашим органом. Но такая Ваша статья могла бы пригодиться для какого-либо иного журнала, может быть, даже в Америке. Потому если бы Вы написали ее и прислали сюда с разрешением изменить, если что-либо в ней не будет отвечать специфическому образу мышления страны или направлению журнала, в котором она могла бы появиться, мы могли бы попытаться поместить ее. Конечно, в этой статье я не стала бы выдавать, что Белое Братство сейчас не имеет ничего общего со всеми масонскими обществами. Многих это страшно оскорбит и вызовет острую полемику. Но сказать, что масонство разделилось на множество лож и что среди них как есть ложи более или менее светлые, так и определенно вредные и темные, конечно, следует. Относительно же утверждения, что сыском и слежкой удалось установить, что Н.К. – «Легат Белого Братства», то можно сказать, что это более нежели забавно, ибо именно всякий сыск будет, прежде всего, это отрицать. Ведь Твердыня Белого Братства еще не значится на их картах. Ведь во все времена именно сыск и слежка награждали всех великих провидцев и всех истинно знающих людей титулами шарлатанов. Только в последнем издании Британской Энциклопедии в графе о деятельности Сен-Жермена изъят титул шарлатана.

Теперь о том, что Н.К. ничего не говорит о теперешней России, то для каждого чуткого духа это более, нежели понятно. Н.К. глубоко любит и предан своей родине, и чувство это настолько сокровенно, что говорить о нем среди враждебных, злобствующих и непонимающих было бы просто кощунством. На Востоке о самом сокровенном не принято говорить, в этом отношении Н.К. прилежит Востоку. Сердце Н.К. видит и знает многое такое, что другими еще не вмещается. Эволюция творит свой непреложный космический ход, и великий исторический отбор совершается на всем пространстве планеты. Все, искренне любящие свою родину, понимают, как бережно нужно относиться к ней после тяжелого взрыва и во время тяжкого и болезненного перехода. Но она уже вступает на путь выздоровления, и не нужно ли сейчас проявить к ней сугубую бережность?

Между прочим, ко мне обращались с вопросами и о судьбе всего Славянства, чтобы опубликовать это мнение. Но я всегда уклонялась. Скажу Вам доверительно почему – именно, чтобы раньше времени не бросить в пространство сужденное и тем хотя бы мало-малейше не нарушить уже слагающееся. Так, все сокровенное должно быть сохраняемо в первую очередь. Обратите внимание, как Е.П.Блаватская почти нигде не упоминает о нашей родине, как будто она не существует в будущей схеме развития народов. Причина все та же.

Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя еще недавно все думали обратно, именно, что гибель России есть спасение мира. Велик был страх перед ростом России, и если этот страх по существу имел основание, то все же никто не относил его к правильной причине. Так боялись всяких захватов со стороны России, но никто не сумел предвидеть и учесть последствий того взрыва (многие усиленно помогали ему), который по детонации должен был взорвать целую цепь других очагов. Велики последствия взрыва в нашей России. Так тучи с Севера несутся к Югу. Россия проходит великое испытание и урок, и выучит его она раньше многих других. Так, с большим удовольствием прочтем Вашу статью.

Последнее письмо, полученное мною от д-ра Асеева, помечено 30 октября. Не заболел ли он? Разве я Вам не давала, конечно не для печати, некоторые намеки о Христе? Очень осторожно нужно подходить к великой Личности Христа. Не забудем, сколько веков слагалось утверждение о его исключительном Сыновстве Божьем. Впрочем, не прочтя главы, не буду ничего говорить.

Н.К. и мой сын уже вернулись. Н.К. шлет Вам самый сердечный привет и также просит передать Вам, что он очень ценит Вашу книгу «Основы миропонимания Новой Эпохи».

С тяжелой почтой послала Рихарду Яковлевичу 50 страниц из третьей части «Мира Огненного». Страницы эти могут уже рассматриваться как годные для печатания. Если найдете в них ошибки, не откажите поправить. Послала копию и Карлу Ивановичу, но неисправленную. Если хотите, пошлю и Вам, но не взыщите, если в ней будут пропуски и ошибки, ибо у меня не хватает времени просматривать все копии.

Прилагаю Вам также две статьи Н.К. из еще не опубликованной книги. Из них увидите, что Н.К. пишет о России. Также любимую статью «Женщины», которую хорошо прочесть членам Общества.

Шлю Вам самого светлого и радостного. В предчувствии великих событий встретим грядущий год.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

28 декабря 1935 г.

Дорогой Александр Иванович, отсылаю Вам главу «О Долге и Жертве». Глава эта крайне полезна, и, как всегда, Вы превосходно подошли к ней. Именно, люди совершенно забыли о долге и ответственности – этих двух основах человечности в нас.

Теперь несколько примечаний. На странице 12, где Вы говорите о Шри Кришне, я вычеркнула бы слова – «Создателя нашей Солнечной системы», многих это соблазнит. Конечно, Личность Шри Кришны вполне исторична, и так как Он был Божественным Аватаром, то почитатели объединили Его в сознании своем с Высшим Аспектом Великого Принципа, или Вишну. Не то ли самое произошло и с Личностью Иисуса Христа? Потому не лучше ли сказать – многие ли познали великого Божественного Аватара, проявляющегося на протяжении эонов во всех расах и народах, когда Он был в Образе Шри Кришны на Востоке?

На странице 14 Вы правильно указываете на ошибочное представление или понимание большинством христиан Жертвы Христа, но на пятнадцатой из слов «тогда как без Жертвы Христа мы этой возможности были лишены» можно заключить, что Вы сами точно бы принимаете их точку зрения. Несомненно, Жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия. Но подобную жертву или подвиг принимали на Себя и другие Великие Учителя человечества. И трудно сказать, чья жертва была больше – жертва ли Шри Кришны, духовного Учителя и царственного строителя жизни, жертва ли Готамы Будды, в течение свыше шестидесяти лет несшего тяжкий подвиг Учительства для утверждения Великого Закона, или же прохождение через крестные страдания, но зато краткий путь Иисуса Христа? Помните, как на вопрос «Кто больше – Будда или Христос?» отвечено: «Невозможно измерить дальние миры, можно лишь восхищаться сиянием их».

Конечно, в «Криптограммах» правильно сказано, что восстание Люцифера дало миру Христа. Но это восстание дало и других Великих Учителей, приходивших до Христа и после Него. Длинен список самоотверженных жизней этих Высочайших Духов, боровшихся с темною силою. Не забудем, что восстание Люцифера началось уже в конце Третьей Расы. Великая битва в Четвертой Расе между Сынами Света и сынами тьмы, упоминаемая во всех древних традициях, ярко отметила эту великую драму нашей планеты. Драму в том, что Люцифер по Космическому Праву является истинным Хозяином нашей Земли. Зерно духа его в потенциале своем заключает все энергии, заложенные в ядре нашей планеты, потому можно легко представить себе, как знает Хозяин Земли недра ее и как подчинены ему все энергии ее. Тогда как другие Великие Сыны Света, прибывшие на нашу планету, принадлежат к более высоким Мирам. Наивысший среди Них принял ответственность за планету. Он стоит на несменном Дозоре. Согласно всем Писаниям, Ему надлежит стереть главу змия.

Так, Владыка Майтрейя, Владыка Готама Будда и Владыка Иисус Христос прибыли с Венеры – так гласит древнейшее предание. Эти Высочайшие Духи, принявшие на Себя всю заботу за эволюцию человечества, непрестанно воплощались на Земле в тех или иных великих Обликах. Помните, как сказано, что все Силы Небесные не могут собрать столько силы, сколько один подвиг земной в соединении с Силами Высшими. Для Земли все должно быть совершено земным путем, в земных условиях. Да, Владыки Будда и Христос также заняты спасением планеты и находятся в надземных сферах. И сейчас, ввиду происходящего свирепого Армагеддона, Они очень приблизились к Земле. Конечно, Вы понимаете, что для Архатов границ между надземными Мирами почти не существует. Так, даже в земной Твердыне Белого Братства можно встретить Братьев и Сестер, не носящих физической оболочки, но уплотнивших свое тонкое (астральное) тело почти до физического. Все это, конечно, не для печати.

Чтобы не смущать читателей и не оскорбить их церковно-христианских чувств, но все же придержаться истины, я позволила себе вставить в скобки слова в Вашем манускрипте, которые противоречат ей.

Конечно, Жертвой Христа никто не спасен от козней и сетей темной силы. Ибо никто не может спасти другого. Так, Учение Христа лишь еще раз напомнило человечеству о грозной опасности и указало путь к духовному возрождению и, следовательно, к спасению. Но козни темных сил и опасность их не только не исчезли, но возросли перед решительной Битвой. Потому сейчас, как никогда, важно единение всех светлых сил для отпора полчищам тьмы, пытающимся в злобе и безумии своем взорвать самую твердь. Но и единение это, при современном состоянии сознания большинства, требует крайне бережного к себе отношения, ибо часто при приближении рознь становится еще острее. Так, люди часто повторяют поговорку – «один в поле не воин», но весь грозный смысл ее не доходит до их окаменевших сердец.

Непоправимую ошибку Люцифера, допустившего крестную смерть Христа, я понимаю так – если бы не это трагическое запечатление Подвига, то благодарное человечество не только не возвело бы Христа на должную высоту, но, возможно даже, что скоро совсем забыло бы Его. Всегда вспоминаются мудрые слова Свами Вивекананды: «Будда и Христос потому так запечатлелись в умах человеческих, что при жизни Они были счастливы иметь сильных врагов». Конечно, есть и другие следствия крестной смерти, но этих соображений не выскажу сейчас, ибо хочу их еще проверить. Конечно, все это только для Вас.

Очень советую Вам подчеркнуть в труде Вашем, насколько не понят и обойден молчанием Эзотеризм в Учении Христа, встречаемый даже в имеющихся у нас Евангелиях. Также можно сказать, что первый Луч Новой Эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа. «Так примем появление Христа как Священный Знак, и пусть люди почитают все Знаки Высокого Пути». Надеюсь, что светлый Праздник принес Вам свою радость и свой уют. Нам Праздник принес дар чудесно изданной книги «Мир Огненный». Сердце полно благодарности ко всем сотрудникам, приложившим свои заботы к выходу ее. Это великая радость.

Получили поздравления и трогательные письма. Передайте наш сердечный привет всем членам Общества. Так, имею и письмо от Надежды Павловны Серафининой. Пишет, как она радовалась Вашему приезду в Каунас и насколько Ваши беседы укрепили членов ее Общества. Сама она пламенная душа и много содействует распространению Учения Света. Согрейте ее, жизнь ее трудная.

Когда письмо это дойдет до Вас, мы уже вступим в знаменательный год, полный сдвигов и событий.

Шлем Вам все лучшие пожелания, все лучшие мысли и радость труду Вашему.

С сердечным приветом.

 

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

4 февраля 1936 г.

Дорогой Александр Иванович, спешу отослать Вам главу «О страдании». Глава крайне полезная – мысль четко выражена, и читается с неослабным вниманием. Очень хорошо, что Вы отметили опасность одержания. Укажите также, что большинство сумасшедших часто являются просто одержимыми. Также, может быть, уделите место и намекам о вреде низшего психизма, который тоже может вести к одержанию. В «Мире Огненном» достаточно сказано о психизме. Но делайте это осторожно и одновременно указывайте пути высшие, пути сердца и накопления духовного синтеза. Также можно было бы указать, что в ближайшем будущем, когда человечество продвинется в понимании оккультных законов, тогда и вопрос медиумизма найдет себе правильное решение. Будут найдены условия и методы для охранения медиумов от привходящих влияний и воздействий, и можно будет пользоваться ими для научных исследований. Но как дело обстоит сейчас, близость медиума являет даже опасность для окружающих его и подходящих к нему в случае неустойчивости их ауры. Последнюю фразу оставьте для себя.

Также на странице 15, где Вы говорите о пранаяме, нужно оговорить, что пранаяма, состоящая из задерживания дыхания и концентрирования внимания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т.д., конечно, может привести к самым печальным результатам, но если под пранаямой понимать просто ритмичное и глубокое дыхание не более пяти-шести минут один или два раза в день, то оно может принести лишь пользу, ибо люди даже дышать правильно разучились. Привожу Вам строки из моего письма к одному корреспонденту. «Усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм – эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности насильственных упражнений, приведу выдержки из третьего тома «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела[387], которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер, другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорою смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме...»

Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям Раджа Йоги. Для Вашего сведения скажу, что это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. При этом я ощущала, как нечто ритмично подымалось и опускалось в темени, именно темя мое как бы дышало».

Очень полезно освещать вопросы медиумизма и психизма, ибо человечество в поисках необычного и необычных переживаний устремилось в невежестве своем в самую черную магию и колдовство. Недавно я писала д-ру Ассеву по поводу одного медиума и приводила ему слова Мэнли П.Холла, самого талантливого лектора и писателя по вопросам оккультизма в Америке, перепишу их и для Вас: «Мудро указать на различие между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой разницы не существует, но для оккультиста эти две фазы духовного развития разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто сумел пробудить и поднять змия (cпинной мозг) до головного мозга и своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза, или шишковидной железы... Ясновидец не рождается таким, но становится им. Медиум же не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целых жизней строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум при небольшой практике может преуспеть в несколько дней. Но, конечно, к этому следует добавить, что медиум ограничен низшими слоями Тонкого Мира. Именно, высшие планы не доступны медиуму, ибо его высшая триада не принимает участия в его проявлениях. Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение».

Также писала я, как губительны концентрации на каком-либо центре, предписываемые в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация стимулирует один центр за счет остальных, ввергая в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. Помните, как в Учении сказано о работе Владыки над всеми центрами ученика, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания. Великие Учителя зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счет другого. Правильное развитие или эволюция лишь в гармонии или равновесии. Приоткрытие одного или двух центров приводит лишь к низшему психизму или медиумизму. Механическое письмо тоже следует рассматривать как известную стадию одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно и при частом прибегании к нему может окончиться параличом. Ни один медиум не может стать агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к принятию огненной чаши. «Медиумизм как капля мутной воды в огненной чаше агни-йога».

О психизме достаточно сказано и в третьей части «Мира Огненного». Эту часть я уже выслала Рихарду Яковлевичу и Карлу Ивановичу, но не знаю, как скоро Вы сможете прочесть ее, потому не поленюсь переписать для Вас два очень важных параграфа, 364 и 368, кроме того, еще несколько строк, не вошедших целиком в книги Живой Этики, но эти строки оставьте для себя и ближайших. «Медиумизм, истинно, не имеет открытых центров и психоглаз ему также недоступен в соприкосновении с Высшими Мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям. Как магнит притягивает физическая материализация. Мы также прибегаем к физическим явлениям, но случаи разновидны. Мы предпочитаем провод духа и для сокровенных поручений пользуемся только проводом духа. Архат ждет иногда столетия, чтобы дать сокровенное поручение. Явление иных поручений требует особых комбинаций. Мы, Архаты, следуем принципу целесообразности. Опыт Матери Агни Йоги отличается не яркостью, но измерением космическим. Мир знает о белом Огне, мир знает о невидимом Свете. Там, где Мы хотим проявить тончайшие энергии, там Мы действуем т






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.