Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1-е. Отмена крепостного права в России






Вопросы:

1. Причины отмены крепостного права.

2. Проведение реформы.

3. Значение отмены крепостного права:

а) для различных социальных групп

б) для экономического развития страны

в) для развития внутриполитической ситуации в стране

г) в целом для российской истории.

Источники:

Крестьянская реформа в России в 1861 г. Сборник законодательных документов. – М., 1954.

Отмена крепостного права: Доклады министерства внутренних дел о проведении крестьянской реформы 1861-1862 гг. – М.-Л., 1950.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М., 1990. – С. 6-74.

Литература:

Великие реформы в России. 1856-1874. – М., 1992.

Зайончковский, П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. / П.А. Зайончковский. – М., 1958.

Он же. Отмена крепостного права в России. / П.А. Зайончковский. – М., 1968.

Захарова, Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. / Л.Г. Захарова. – М., 1984.

Крепостное право и его отмена: история и современность: Материалы семинара, проведенного в Санкт-Петербурге 17 декабря 2004 г./ Ред.-изд. коллегия: Д.Л. Спивак (пред.). – СПб., 2005.

Литвак, Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б.Г. Литвак. – М., 1991.

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу занятия следует, прежде всего, выделить как объективные, так и субъективные причины отмены крепостного права. Студенты должны охарактеризовать экономические, социальные, внешне- и внутриполитические обстоятельства- способствовавшие проведению реформы, а также продумать, как в целом связаны между собой отмена крепостного права и процессы модернизации в стране.

Во втором вопросе надо определить, во-первых, насколько инициатива правительства была принята различными социальными группами и, во-вторых, какие факторы способствовали в целом мирному проведению реформы.

Характеризуя значение отмены крепостного права важно обратить внимание на ее последствия для различных социальных групп: крестьянства, дворянства, буржуазии, рабочих. Какие из них оказываются в наибольшей степени затронутыми процессом аномии? Как связана реформа 1861 года с формированием особой социальной группы – интеллигенции? Экономический аспект рассматриваемого вопроса предполагает анализ новых реалий в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Что способствовало и что тормозило развитие отечественной экономики? Для характеристики внутриполитической ситуации после 1861 года следует выяснить следующие вопросы: а) насколько реформа соответствовала социальным ожиданиям, как отразилась на жизни людей и на их отношении к власти; б) как реформа отразилась на дальнейшей политике правительства. Рассматривая последствия реформы для российской истории в целом, следует еще раз указать на место отмены крепостного права в процессе модернизации страны, обратить внимание на ее всеобъемлющий и необратимый характер, показать ее взаимосвязь с революционными событиями последующих лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.