Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Российский арт-менеджмент в системе мировой арт-индустрии – 6 ч. аудиторной работы






Лекция 2.1. Российский арт-менеджмент: история становления и развития - 4 ч. аудиторной работы

План лекции:

1. Арт-менеджмент в России: особенности становления и развития. Особенности и характерные черты отечественной арт-индустрии, национальный компонент, ментальность.

2. Этапы развития арт-индустрии в России.Современное состояние российского арт-рынка: галереи, аукционные дома, коллекционеры, критики, журналисты.

3. Потенциал российского арт-рынка. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России. Престижность инвестиций в произведения искусства. «Теневая» сторона российского арт-бизнеса.

 

Содержание

 

1. Арт-менеджмент в России: особенности становления и развития. Особенности и характерные черты отечественной арт-индустрии, национальный компонент, ментальность.

 

Возникший в постперестроечный период арт-менеджмент в России соединил накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др.
Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ.

Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы «Beatles» и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название «молодежная музыка». Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой «магнитофонной культуры» создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России.

С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. Результат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение «Росконцерта» и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, появление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение «двойников» известных коллективов и отдельных исполнителей.
Демократизация общественной жизни привела к приобретениям, но и к существенным потерям. К первым следует отнести избавление от идеологического пресса, преследований композиторов и исполнителей за их творческие позиции, от ограничений в передвижении по миру и обретение подлинной свободы творчества.

Становление законодательства, регулирующего проблемы шоу-бизнеса: закон о защите авторских прав. Становление профессиональных объединений ведущих компаний-производителей арт-продукции. Анализ деятельности Ассоциации производителей кинопродукции Америки «АПКА». Российская антипиратская организация «РАПО». Национальная ассоциация производителей аудио продукции России НАПА. Национальное объединение культурных сообществ «НОКС». Основные идеи «НОКС»: сохранение и развитие национальных и отечественных культур; пропаганда культурного наследия; объединение людей путем культурного взаимообмена; укрепление дружеских и братских связей между народами; утверждение гордости человека за свою нацию; содействие и укрепление России как многонационального государства.

 

2. Этапы развития арт-индустрии в России. Современное состояние российского арт-рынка: галереи, аукционные дома, коллекционеры, критики, журналисты.

Первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка («Soviet art-boom» или «русский бум», стратегия самопрезентации, ориентация на модель международного художественного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка).

1990–1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в Москве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции.

1993–1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики)

Начало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организация Московской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ЦСИ «Винзавод», «Гараж» и др.

Проблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства: 1) плановая модель (администраторский тип); 2) модель предпринимательского типа, основанная на инновации).Отсутствие института экспертов и

профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галереях; несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы; отсутствие профильных СМИ, института художественной критики; отсутствие массового покупателя произведений искусства. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя; искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития регионального художественного рынка.

 

3. Потенциал российского арт-рынка. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России. Престижность инвестиций в произведения искусства. «Теневая» сторона российского арт-бизнеса.

 

Арт-рынок как полифункциональное социокультурное явление (функции арт-рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, стимулирующая и регулирующая, художественно-эстетическая). Своеобразный посредник взаимоотношения художника и публики. Сложная многоуровневая система инфраструктуры. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России.

Проблема стремительной криминализации арт-рынка. По утверждению экспертов, по темпам роста и доходности теневой арт-бизнес сегодня может сравниться с подпольной торговлей оружием и бриллиантами. Почему преступления против искусства практически ненаказуемы. Отсутствие разработанного законодательства. Остаются нерешенными многие проблемы в развития сферы культуры. В их числе: 1. Отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики. 2. Заметное снижение культурно-образовательного уровня населения. 3. Значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения. 4. Региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма. 5. Снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений. 6. Крайне неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. 7. Значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг. 8. Недостаточный уровень отечественной кинопродукции, ее идейного содержания, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. 9. Дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек. 10. Недопустимо низкий уровень оплаты труда в сфере культуры и недостаточный объѐ м финансирования поддержки творческих коллективов. 11. Несоответствие уровня правового регулирования сферы культуры их значению для устойчивого развития государства и общества. 12. Отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры и туризма.

Лекция 2.2. Нормативно-правовые основы современного российского арт-менеджмента - 2 ч. аудиторной работы

 

План лекции:

1. Виды участия государства государства в управлении арт-рынком в России в современной ситуации. Законодательство. Учредительство. Администрирование. Стимулирование. Государство-«помощник». Государство-«архитектор». Государство-«патрон». Государство-«инженер».

2. Международные законодательные акты в сфере культуры и арт-бизнеса. Российское законодательство, регулирующее отношения в сфере арт-менеджмента. Международные правовые аспекты оборота культурных ценностей.

Содержание:

1. Виды участия государства в управлении арт-рынком в России в современной ситуации. Законодательство. Учредительство. Администрирование. Стимулирование. Государство-«помощник». Государство-«архитектор». Государство-«патрон». Государство-«инженер».

 

Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда рычагов: законодательство - создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов. Собственность (учредительство) - создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы. Контроль и администрирование - деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанции, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.). Культурная политика - выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Финансирование - выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» - программ и проектов. Организационная поддержка организаций, проектов, программ. Воспроизводство профессиональной среды - подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

Стимулирование - налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация - информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов.

Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социально-культурной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный и зарубежный опыт.

Возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

«Помощник» - когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования в данном случае оказываются разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообразия всеми силами. Классический пример «помощника» - государственная поддержка культуры в США.

«Патрон» - когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник». Типичный пример такой ситуации - Великобритания.

«Архитектор» - когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример «архитектора» - Франция.

«Инженер» - когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР.

2. Международные законодательные акты в сфере культуры и арт-бизнеса. Российское законодательство, регулирующее отношения в сфере арт-менеджмента. Международные правовые аспекты оборота культурных ценностей.

 

Международные законодательные акты в сфере культуры и арт-бизнеса.

Гаагская конвенция 1954 год - о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта стала первым международным соглашением, в котором объединены нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. В ней отмечается, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для всего человечества.

Парижская конвенция 1970 год - о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Она призвана предотвращать хищения и незаконную торговлю культурными ценностями. В ней говорится о необходимости международного сотрудничества как средства обеспечения охраны национальных культурных ценностей этих государств.

Генеральная конференция ЮНЕСКО 1972 год - о защите всемирного культурного и природного наследия. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1989 году. Определение понятия охраны всемирного культурного и природного наследия; государства-участники Конвенции стремятся проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определённых функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования. 1978 год - рекомендации об охране движимых культурных ценностей (констатируется рост рисков, связанных с перевозками, увеличение в некоторых странах количества случаев нелегальных раскопок, краж, незаконной торговли и актов вандализма в отношении культурных ценностей).

Римская конвенция 1995 год - о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях. Сокращения незаконной торговли культурными ценностями путём создания более современного механизма их возврата.

Европейский Союз. Европейская Конвенция об охране археологического наследия от 1969 года (Лондонская Конвенция); рекомендации Комиссии Европейских Сообществ 1974 года о защите архитектурного и природного наследия.

Решение министров о сохранении произведений искусства и народных промыслов. 2002 год - учреждён Фонд солидарности Европейского Союза. В случае стихийных бедствий и катастроф Фонд призван представлять заинтересованным государствам помощь на восстановление различных объектов, в том числе объектов культурного наследия.

США. Офицер по охране памятников истории. Национальный трест охраны памятников истории (1949 год) (пропаганда национального наследия, консультативная и научно-исследовательская деятельность).

1966 год - образован Консультативный совет по сохранению памятников истории 1910 год - Комиссия по вопросам изящных искусств, она консультирует Президента США, членов Конгресса и различные правительственные агентства по вопросам, связанным с произведениями искусства и памятниками истории и культуры. 1955 год - образовано Консультативное управление национальных святынь г. Нью-Йорка. 1978 год - при Министерстве внутренних дел образована Служба охраны и восстановления национального наследия. 1985 год - Комиссия по сохранению культурного наследия США за рубежом (охрана и восстановление кладбищ, монументов и исторических сооружений).

Англия. 1882 год - Первый специальный Закон о памятниках старины; Государственный секретарь обязанность составлять и публиковать реестры охраняемых памятников; Комиссия по историческим строениям и памятникам Англии «Английское наследие» (независимая организация)

Франция. 1913 год - базовый закон, регулирующий охрану памятников в стране - Закон «Об исторических памятниках». Охраной памятников истории и культуры ведают министр по делам культуры, префекты регионов, департаментов и мэры коммун. В рамках Министерства культуры - Комиссия по охране памятников культуры и искусства. Список памятников истории и культуры, поставленных под охрану государства, пересматривается каждые десять лет и публикуется в печати. Под председательством Министра культуры функционирует Национальная комиссия по всеобщей инвентаризации памятников и художественных богатств, в которую входят представители министерств и ведомств, научных и творческих организаций.

РФ. Российская Федерация является участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО и Европейского содружества. К настоящему времени действует система международно-правовых норм в области охраны памятников истории и культуры. Российская Федерация является участником всех основных конвенций по вопросам охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО и Европейского содружества.

Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (последняя редакция от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009). В статье 1 приводится предмет его регулирования: 1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; 3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 объекты культурного наследия - «объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

Понятие «памятник истории и культуры» наличие особых исторических,

культурных, научных и иных его качеств, позволяющих рассматривать его как особую часть национального наследия - определяющим фактором для правовой охраны категории «памятник» является внесение его по решению компетентных органов в специальный реестр, каталог.

Объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Охрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление деятельности арт-менеджера. Развитие законодательства России в сфере культуры и искусства.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Физические и юридические лица. Контрафактные товары. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Продажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Правила продажи отдельных видов товаров.

Постановление Правительства Москвы «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Порядок присвоения защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии.

Правовые основы реализации и контроль над распространением продукции арт-индустрии. Деятельность органов надзора, межведомственной комиссии по координации производства и распространения продукции арт-индустрии, виды и содержание договорной документации на ее использование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.