Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.50. Аудиторская проверка реализации продукции, товаров, работ и услуг






Цель аудита выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции - контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Готовая продукция представляет собой часть материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Организация может применять согласно учетной политике один из шести основных способов оценки готовой продукции:

1) по фактической производственной себестоимости;

2) по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции. В этом случае себестоимость продукции определяется по фактическим затратам без общехозяйственных расходов;

3) по оптовым ценам реализации. Оптовые цены применяются в качестве учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитываются на отдельном аналитическом счете. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

4) по плановой (нормативной) производственной себестоимости, выступающей в качестве твердой учетной цены. При этом способе обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании учета. Если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяет­ся часто, то оценка остатков готовой продукции усложняется. Вари­антом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости;

5) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Этот способ используется при выполнении единичных заказов и работ;

6) по свободным рыночным ценам. Этот вариант оценки применяется для учета товаров, реализуемых через розничную сеть.

На начальной стадии проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции аудитору следует ознакомиться с учетной политикой организации. Необходимо произвести анализ следующих элементов учетной политики: методы определения даты реализации продукции для целей налогообложения (счет 90); методы списания общепроизводственных расходов (счет 25) и общехозяйственных расходов (счет 26); методы учета затрат на производство и калькулирования фактической себесто­имости продукции (счет 20); способы учета выпуска готовой продукции с использованием и без использования (счет 40); методы оценки гото­вой продукции (счет 43) и товаров отгруженных (счет 45) для целей аналитического учета; метод распределения по видам выпускаемой про­дукции расходов на продажу (счет 44). Элементы учетной политики могут контролироваться и группироваться в рабочем документе аудитора.

Для проверки объема производства продукции и полноты ее оприходования используются данные первичных документов и производственных отчетов, регистров аналитического и синтетического учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по дебету счета 43 «Готовая продукция», сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». При возникновении серьезных сомнений в полном оприходовании выпускаемой продукции, аудиторы могут, исходя из данных о фактическом расходе материалов и нормативов затрат на единицу продукции, составить альтернативный баланс выхода готовой продукции. Если аудитор выявляет случаи про­изводства и вывоза неучтенной готовой продукции с проверяемого пред­приятия, он должен определить материальный ущерб в размере реализованной неучтенной продукции.

Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой продукции.

Проверяя правильность учета отгруженной продукции, аудитор должен убедиться в наличии договоров на поставку продукции и правильности их оформления, наличии документов на отгрузку продукции, правильности установления отпускных цен, полноте регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдении сроков оплаты покупателями за поставлен­ную продукцию. Поскольку операции по реализации продукции носят систематический характер и являются типичными, они могут контролироваться выборочно. В выборку следует включать операции из разных отчетных периодов, по различным покупателям и разнообразной продукции (работам, услугам).

В процессе проверки выясняется также наличие договоров поставки, в которых предусмотрен отличный от общеустановленного порядок перехода права собственности на поставляемую продукцию от продавца к покупателю - не в момент отгрузки, а в момент оплаты. Продукция, отгруженная по таким договорам до момента ее оплаты должна учиты­ваться на счете 45 «Товары отгруженные».

Отгрузка готовой продукции по фактической себестоимости определяется как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента отклонений, который определяется как отношение суммы от­клонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за период по учет­ной цене. Перерасход отражается на счетах 43 «Готовая продукция» (40 «Выпуск продукции») и 90-2 «Себестоимость продаж» обычной записью, а экономия - сторнировочной.

Так как, бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляется по методу начисления или «по отгрузке», то аудиторы должны проконтролировать полноту отражения операций по реализации (отгрузке) про­дукции по кредиту счета 90-1 «Выручка» независимо от ее оплаты.

Аудиторам также следует удостовериться (по данным учетных регис­тров по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета». 62 «Расчеты с поку­пателями и заказчиками», 90 «Продажи») в правильности отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» в соответствии с требованиями нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учетной политикой.

Аналогичному контролю подвергаются и расходы на продажу, кото­рые связаны со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Распределение таких расходов должно производиться пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

В случае если продукция не оформляется приемо-сдаточными документами цеха или склада предприятия и не отражается в бухгалтерском учете, возникает неучтенная продукция. Занижение оценки продукции дает возможность должностным и материально ответственным лицам предпри­ятий и торговых организаций изымать часть выручки, составляющую разницу между продажной и заниженной в учете стоимости продукции. Так как неучтенная продукция не отражается в бухгалтерских докумен­тах, во многих случаях ее наличие определяется на основании документации, отражающей технологические процессы производства этой продукции (документы на выплату заработной платы, данные оперативного учета о закладке сырья и выпуске готовой продукции и др.), а также подтверждающей вывоз продукции с предприятия (пропуска, счета-фак­туры, накладные и пр.).

В отдельных случаях неучтенная продукция может быть выявлена аудитором путем сличения (сопоставления) документов, отражающих получение продукции: документальных данных складов и цехов - производителей продукции; данных инвентаризаций готовой продукции в цехах и на складах предприятий - с учетными данными на день проведения таких инвентаризаций и т.п. В ходе аудиторской проверки аудитор должен изучить всю документацию, позволяющую сделать вывод о наличии или об отсутствии случаев выпуска и реализации неучтенной продукции.

При определении наличия материального ущерба аудитор должен иметь в виду, что производство продукции из неучтенных излишков сырья и материалов не дает достаточного основания для утверждения о наличии материального ущерба. Данная продукция может оказаться на складе организации. Материальный ущерб будет иметь место лишь в том случае, если неучтенной продукции в наличии не окажется, т.е. она была вывезена с предприятия без отражения в учете. Для уста­новления факта выпуска неучтенной продукции аудитор может воспользоваться разными способами анализа и проверки документов: сопостав­ление данных инвентаризаций складов готовой продукции предприятия и данных учета в местах хранения (обнаружения при этом излишков продукции собственного производства, образование которых за счет недогруза потребителям исключается, подтверждает, что вся продукция на предприятии учитывается, если при этом отсутствуют ошибки в учете); сличение документов, подтверждающих вывоз с предприятия гото­вой продукции (товарно-транспортные накладные, пропуска, путевые листы, железнодорожные и другие документы), с документами бухгалтерс­кого и оперативного учета продукции на складах. В результате такого сличения могут устанавливаться случаи вывоза не оприходованной по складу продукции, которая в расход не была списана и в недостаче не оказалась.

В случаях, когда документально подтверждается вывоз неучтенной продукции с предприятия, выпускавшего такую продукцию в массовом порядке и располагавшего для этого запасами сырья и материалов, аудитор должен определить материальный ущерб в размере стоимости вывезенной неучтенной продукции.

Расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Производственные организации должны учитывать на счете 44 все расходы, связанные с продажей готовой продукции. К ним относятся: расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы по достав­ке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомо­били и другие транспортные средства; комиссионные сборы и отчисле­ния, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы на рекламу; расходы на представительские расходы и другие аналогичные по назначению расходы.

Торговые организации должны учитывать на данном счете все расходы, связанные с их основной деятельностью.

К таким расходам относятся:

- амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в процессе продажи товаров;

- оплата услуг посреднических организаций;

- транспортные расходы по доставке товаров на склад;

- заработная плата работников, занятых в процессе продажи товаров;

- расходы на рекламу и т.п.

Аудитор должен проверить правильность списания расходов на продажу. Списание расходов на продажу в торговых организациях может осуществляться двумя способами: в полном объеме; пропорционально себестоимости проданных товаров (этим способом списываются только транспортные расходы, учтенные на счете 44) Конкретный порядок спи­сания расходов на продажу должен быть закреплен в учетной политике организации. Пропорционально стоимости товаров, проданных в от­четном периоде, могут списываться только транспортные расходы организации, учтенные на счете 44. Расчет транспортных расходов, подлежа­щих списанию, делается ежемесячно.

Списание расходов на продажу в производственных организациях может производиться двумя способами:

- в полном объеме (аналогично списанию затрат на торговых предприятиях);

- с распределением между различными видами выпущенной продукции.

Расходы на упаковку и транспортировку готовой продукции производственные организации могут списывать частично. Распределение ука­занных расходов между различными видами выпущенной продукции производится ежемесячно на основании данных о количестве, объеме или себестоимости выпущенной продукции. Порядок распределения рас­ходов между различными видами выпущенной продукции должен быть закреплен в учетной политике организации.

Расходы, относящиеся к проданной продукции, списываются в дебет субсчета 90-2 «Себестоимость продаж», расходы, относящиеся к непроданной продукции, продолжают числиться на счете 44.

Коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном году их признания. Таким образом, торговые организации при формировании учетной политики имеют право самостоятельно решать вопрос о том, составлять или нет расчет издержек обращения на остаток товаров.

Таким образом, при проверке расходов на продажу аудитору необходимо проверить:

- правильность включения затрат в состав расходов на продажу;

- соблюдение установленных нормативов расходов на рекламу (при превышении установленных нормативов расходов на рекламу налогооблагаемая прибыль должна быть увеличена на сумму превышения);

- соблюдение основных положений по учету тары на предприятиях, а именно правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других местах ее хранения;

- правильность ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу» и ведомости;

- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой;

- правильность отражения в бухгалтерском учете товарообменных опе­раций или операций, осуществляемых на бартерной основе;

- соответствие записей синтетического и аналитического учета запи­сям в главной книге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.

Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов аудита организации аналитического и синтетического учета выпуска и реализации готовой продукции.

Аудит документооборота по данному участку учета осуществляется по формальным признакам (соответствие типовой унифицированной форме, наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отраженных операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов). Проверенные ауди­тором первичные учетные документы, отражающие движение готовой продукции, заносятся в рабочий документ: по первичным учетным документам, имеющим нарушения, заполняются все графы таблицы; по остальным документам при необходимости делаются записи в соответствующие графы.

Аудит объема реализации один из ключевых вопросов в значительной мере определяющий качество всей проверки. С 01.10.96г. предприятия, кроме субъектов малого предпринимательства, должны вести бухучет реализации на основе метода начисления. При нем определение выручки в бухучете производится с даты отгрузки, т.е. в день передачи товарораспределительного документа (счета-фактуры). Выручка от выполненных работ, оказанных услуг, устанавливается по дате выполненных работ (оказанных услуг) которой считается день, когда выполнение работ фактически завешено и подтверждено соответствующим документом.

Для учета операций по отгрузке и реализации продукции используется ведомость №16 и журнал -ордере №11. Ведомость №16 ведется отдельно по реализации готовой продукции и по реализации прочих активов. В журнале-ордере 11 отражаются обороты по К-ту сч. 90 и 91 в разрезе корреспондирующих счетов. Правильность формирования выручки контролируется на основе записи в журнал -ордере 11 по К-ту 90 и 91 в корреспонденции со счетом 62.

В.51. Аудиторская проверка калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг)

Целью аудита является проверка обоснованности формирования и правильности учета издержек производства, входящих в себестоимость продукции, от которых в конечном счете зависит размер финансового результата от реализации продукции.

Источниками информации для проведения аудита являются: плановые, нормативные и фактические калькуляции; учетные регистры по распределению заработной платы, начислению амортизации, распределе­нию общехозяйственных и общепроизводственных расходов; журналы-ордера 10, 10/1 и др., Главная книга.

Аудитору необходимо проверить;

- правильность классификации затрат: на производство продукции (основные и накладные); по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); по составу (одноэлементные и комп­лексные; по отношению к объему производства (условно-переменные и условно-постоянные); по периодичности возникновения (теку­щие и единовременные);

- правильность определения потерь от брака и потерь от простоев;

- правильность определения незавершенного производства;

- правильность распределения косвенных расходов;

- правильность применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

- правильность выделения объектов калькулирования;

- правильность учета затрат на производство продукции по статьям

калькуляции;

- правильность ведения синтетического и аналитического сводного учета затрат на производство;

- правильность разграничения затрат по отчетным периодам; правильность применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;

- правильность составления бухгалтерских проводок по учету затрат на производство;

- соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 /«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расхо­ды», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» записям в Главной книге и балансе.

При калькулировании важное значение имеет классификация затрат по элементам. Затраты, включаемые в себестоимость, могут группиро­ваться в зависимости от их экономического содержания по пяти эле­ментам:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты.

Данная классификация затрат позволяет определить структуру себестоимости и отражается в ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу. Аудитор должен осуществить проверку правильности классификации затрат по элементам.

Материальные затраты (сырье, топливо, энергия, материалы, произ­водственные работы). Аудитору важно знать, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по этому элементу, формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость); наценок (надбавок). В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, получен­ных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на тару установлены особо сверх цены на эти ресурсы.

Аудитор проверяет правильность оценки материальных ресурсов, спи­санных на себестоимость в соответствии с методами оценки закреплен­ными в приказе по учетной политике организации для целей финансо­вого учета.

Затраты на оплату труда. Наиболее распространенной ошибкой при проверках данного элемента себестоимости является несоблюдение прин­ципа производственной направленности затрат. При проверке первичных документов по начислению заработной платы (табелей, расчетно - пла­тежных ведомостей) аудитор может выявить факты включения в себес­тоимость основной деятельности расходов на оплату труда работников, занятых в других видах деятельности (строительство, социально - культурное обслуживание и т.п.). Выявить это можно путем сличения данных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в части, списанной на производственные счета, и показателей по итогу сводной ведомости по оплате труда в части ее начисления. Данные по итогу сводной ведомости, как правило, должны быть больше, чем данные по дебету счетов учета производственных затрат.

Отчисления на социальные нужды. К этому элементу относят выплаты по установленным законодательством нормам в обязательные внебюджетные фонды. При проверке правильности отнесения на себестоимость отчислений на социальные нужды необходимо обратить внимание на соблюдение прямой зависимости источника начисления взносов во внебюджетные фонды от источника начисления самого фонда оплаты труда. Аудитор должен знать, что источник выплаты должен совпадать с источником уплаты взносов, а это может быть либо себестоимость, либо собственные средства.

Амортизация основных средств. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организация вправе выбрать один из следующих спосо­бов начисления амортизации:

- линейный способ;

- способ уменьшаемое остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

· при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

· при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

· при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Прочие затраты. К данному элементу относят:

· налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования);

· отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

· платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

· вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

· затраты на оплату процентов по полученным кредитам;

· оплата работ по сертификации продукции;

· затраты на командировки;

· плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану;

· плата за подготовку и переподготовку кадров;

· затраты на организованный набор работников;

· затраты на гарантийный ремонт и обслуживание;

· оплата услуг связи, вычислительных центров, банков;

· плата за аренду в случае аренды отдельных объектов ОC (или их отдельных частей);

· амортизация по нематериальным активам;

· другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Проверив правильность группировки затрат по элементам аудитор должен оценить правильность калькулирования себестоимости продук­ции (работ, услуг).

Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость еди­ницы продукции. Основная задача калькулирования состоит в определе­нии издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление каль­куляций. Калькуляция — это определение себестоимости единицы от­дельных видов продукции или всей товарной продукции. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы про­дукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимо­сти продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного про­цесса. Проверка правильности калькулирования является важной состав­ляющей аудита затрат.

Аудитору следует знать, что по статьям расходов затраты группиру­ются в зависимости от места и цели их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав расходов в каждой отрасли экономики различен и определяется соответствующи­ми отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методическими рекомендациями.

Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продук­ции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Состав­ляют их исходя из планируемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат), которые соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию а в конце года - наоборот, ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета фактических затрат на производство продукции (работ) и отражают фактическую себестоимость произведенной продук­ции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включаются и неплановые непроизводительные расходы по следующим статьям:

§ основное сырье и материалы;

§ возвратные отходы (вычитаются);

§ покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

§ топливо и энергия на технологические цели;

§ зарплата производственных рабочих;

§ отчисления в социальные фонды;

§ расходы на подготовку и освоение производства;

§ общепроизводственные расходы;

§ общехозяйственные расходы;

§ потери от брака;

§ прочие производственные расходы;

§ коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей — полную себестоимость продукции

Калькулирование себестоимости продукции осуществляется различ­ными методами. Выбор метода калькулирования себестоимости опреде­ляется спецификой производства, наличием незавершенного производ­ства, номенклатурой выпускаемой продукции, длительностью производ­ственного цикла.

На предприятиях промышленности применяют нормативный, позаказный, попеределъный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулировании фактической себестоимости продукции. Сравнительный анализ методов учета и калькулирования себестоимости приведен в приложении 28.

Одна из задач аудиторской проверки - подтверждение обоснован­ности выбранного метода калькулирования.

По способу включения в себестоимость тех или иных видов про­дукции (работ, услуг) затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты - те, которые на основе первичных документов можно отнести к затратам определенного вида продукции, работ, услуг (например материалы и т.д.).

Косвенные - затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции, работ, услуг (например, затраты на освещение, отопление и т.п.) Они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении общей суммы по окончании месяца путем распределе­ния. Таким образом, косвенные затраты являются многоэлементными и распределяются между отдельными видами продукции пропорциональ­но какому-либо показателю, устанавливаемому в приказе об учетной политике.

Процесс распределения косвенных затрат состоит из следующих этапов.

1. Выбирается объект, на который относятся затраты.

2. Выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты.

3. Выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом.

В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует косвенным затратам. База для распре­деления затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики органи­зации. На практике для распределения косвенных затрат исходя отраслевой специфики могут применяться следующие базы:

1) время работы производственных рабочих (человеко-часы);

2) заработная плата производственных рабочих;

3) количество машино-часов оборудования;

4) масса произведенной продукции;

5) прямые затраты;

6) стоимость основных материалов;

7) объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;

8) распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования

Задача аудитора — подтвердить правильность применяемого метода распределения косвенных расходов, закрепленного в приказе об учет­ной политике.

Проверка правильности и учета и оценки незавершенного производства.

К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки.

Остатки незавершенного производства могут оцениваться по одному из следующих методов, закрепленных в учетной политике организации: в по фактической производственной себестоимости (за минусом рас­ходов на подготовку и освоение производства, потерь от брака, прочих производственных расходов);

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости используемых в производстве сырья, материалов и полуфабрикатов.

В процессе аудиторской проверки незавершенного производства следует изучить следующие вопросы:

- состояние учета;

- своевременность и правильность инвентаризации;

- достоверность отражения результатов инвентаризации;

- соблюдение установленных норм незавершенного производства (если они утверждены в организации) и правильность его оценки.

Типичными ошибками при калькулировании фактической себестоимости продукции (работ, услуг) являются отнесение на себестоимость по нормативной или плановой производственной себестоимости;

расходов, имеющих иные источники покрытия (прибыль, капвложения) и расходов, не имеющих документального подтверждения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.