Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология внимания






 

1. Общая характеристика внимания.

Внимание, объективные критерии внимания: внешние реакции, увеличение продуктивности когнитивной деятельности, селективность информации, ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.

2. Классификации видов внимания (см.Рис. 2).

Классификация по происхождению (природное и социальное);

Классификация по способу реализации (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное);

Классификация по контакту с объектом (непосредственное, опосредованное).

Виды зрительного внимания (фокальное и переферическое).

 

Рис.2. Виды внимания (М.В.Козубовский, 2004)

 

3. Свойства внимания.

Объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость внимания.

4. Классические теории внимания.

Внимание в теории В.Вундта: фокус, апперцепция.

Классификация внимания по Э.Титченеру: первичное внимание, вторичное внимание, первичное производное внимание.

Классификация внимания по В.Джеймсу: чувственное и интеллектуальное, непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредованное внимание.

Моторные теории внимания.

Теория Т.Рибо: умственный монодеизм, двигательные компоненты внимания – сосудистые, дыхательные, мимические и пантомимические.

Теория Н.Н.Ланге: концепция волевого внимания, классификация видов внимания - рефлексивное, инстинктивное, волевое.

Внимание в гештальтпсихологии: внимание как сила «эго» (К.Коффка). Принцип близости в структурировании поля восприятия, внимание и порог расчленения фигур.

5. Модели внимания в когнитивной психологии. Фильтр, релевантная информация, методика дихотонического слушания.

Теории ранней селекции: модель фильтра Д.Бродбента, модель аттенюатора А.Трейсман.

Теории поздней селекции: модель Д. и Э.Дойчей, «блок уместности» (Д.Норман).

Теории гибкой и множественной селекции: модель А.Трейсман, модель Р.Шиффрина.

Ресурсная модель внимания Д.Канемана (ресурс внимания, дополнительная мощность системы).

Концепция У.Найссера (познавательная схема, методика дихотонического смотрения).

6. Деятельностный подход к интерпретации внимания.

Внимание в концепции Л.С.Выготского (внимание, как высшая психическая функция, интериоризация, внешне опосредованное внимание, внутренне опосредованное внимание).

Внимание в концепции П.Я.Гальперина (внимание как функция умственного контроля, ориентировочная основа действия, исполнительная часть действия).

Литература:

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. С.-Пб., 2002.

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004. С.213-239.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 586-604.

Величковский В.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 151-183.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.1974.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 119-144.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. Ч. 2.

Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М., 1998.

Психология ХХ1 века. Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003. С. 189-204.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.