Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гофман А. Б.

Г 57 Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с., ил.

ISBN 5-8013-0137-2

В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализи­руются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря кото­рым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огю-ста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные на­правления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).

Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адре­совано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.

ББК 60.5

ISBN 5-8013-0137-2 © Гофман А. Б., 2001


Содержание

 

ОТ АВТОРА.. 5

Лекция первая. 6

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ.. 6

Содержание. 6

1. О границах социологии и ее истории. 6

2. Онтологические критерии социологического знания. 7

3. Эпистемологические критерии. 7

4. Этические критерии. 10

5. Институционально-организационные критерии. 11

6. Парадигмы в истории социологии. 11

7. Значение для социологии ее истории. 13

Литература. 14

Лекция вторая. 15

ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ.. 15

Содержание. 15

1. Формирование идеи общества. 15

2. Формирование идеи социального закона. 25

3. Закон прогресса. 30

4. Идея метода. 34

5. Заключение: когда и где начинается социология?. 38

Литература. 39

Лекция третья. 41

СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА.. 41

Содержание. 41

1. Этапы жизни и творчества. 41

2. Идейные истоки. 44

3. Позитивизм как обоснование науки. 46

4. Социология как наука. 47

5. Объект социологии. 48

6. Метод: «объективная» и «субъективная» социология. 49

7. Социальная статика. 52

8. Социальная динамика. 55

9. От науки - к утопическому проектированию.. 56

10. Заключение. 58

Литература. 59

Лекция четвертая. 59

СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА.. 59

Содержание. 59

1. Штрихи к портрету. 60

2. Марксизм, марксизмы и социология Маркса. 63

3. Идейно-теоретические истоки. 65

4. Философская антропология. Человек и общество. 67

5. Материалистическое понимание истории. 69

6. Методология. 71

7. Теория социальных систем.. 73

8. Теория социального развития. Социальная революция. 76

Что их объединяет?. 76

В чем различия между контовским и марксовым подходами к социальному развитию? 77

9. Теория классов и классовой борьбы.. 78

10. Социология познания. 82

11. Заключение. 82

Литература. 84

Лекция пятая. 85

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА.. 85

Содержание. 85

Ключевые слова, выражения и имена. 85

1. Истоки и принципы.. 85

2. Главные представители. 87

3. Теоретические итоги. 92

Литература. 93

Лекция пятая (окончание) 94

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 94

Содержание. 94

1. Главные принципы.. 94

2. Основатель школы: Артюр де Гобино. 95

3. Другие представители школы.. 99

4. Заключение. 103

Литература. 104

Лекция шестая СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА.. 105

Содержание. 105

1. Жизненный путь ученого. 105

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии. 107

3. «Социологизм» как философское обоснование социологии. 109

4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии 114

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу) 115

5. Итоги и выводы.. 119

Литература. 122

Лекция седьмая СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО.. 122

Содержание. 122

1. Жизнь и научная деятельность. 123

2. Идейные истоки и особенности мировоззрения. 124

3. Социология как логико-экспериментальная наука. 126

4. Логические и нелогические действия. 126

5. «Осадки» и «производные». 128

I класс Инстинкт комбинаций9 128

II класс Настойчивость в сохранении агрегатов. 128

III класс. Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов. 129

IV класс. Осадки, связанные с социальностью.. 129

V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит. 129

VI класс. Сексуальный осадок. 129

6. Общество как система в состоянии равновесия. 131

7. Теория элиты.. 132

8. Значение социологических идей Парето. 134

Литература. 135

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новый человек – постчеловек | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.