Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Окружающая среда и здоровье человека (2 экскурсии,2П/Р).






Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние погоды на самочувствие человека. Биоритмы. Питание и здоровье человека. Ландшафт, как фактор здоровья. Шумовые загрязнения и связанные с ним болезни. Радиационное загрязнение и здоровье человека. Экосистема города. Адаптация человека к условиям окружающей среды.

Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Практическая работа №8: «Изучение экологического состояния пришкольных территорий»

Межпредметные связи: биология, «Человек и его здоровье», география России и Челябинской области.

 

3. Экологический практикум к элективному курсу «Экология современного человека»

№ п/п Вид работы Тема и задание № темы и урока
1. Практическая работа №1 «Особенности скелета человека» Обобщите свои знания о строении скелета человека и заполните таблицу №1. Сделайте выводы в связи с чем появились эти особенности. 1.2
2. Практическая работа №2 «Этапы становления вида Homo sapiens» Поэтапное заполнение таблицы №2. В выводах указать основные направления эволюции человека. 2.1 – 2.5
3. Экскурсия №1 «Наши предки и их труд» Экскурсия в краеведческий музей. Написать отчет. 2.5
4. Экскурсия №2 «Биогеоценоз – смешанный лес». Работа в группах. Написать отчет по экскурсии. 3.5
5. Экскурсия №3 «Агроценоз – городской парк». Работа в группах. Написать отчет по экскурсии. 3.7
6. Практическая работа №3 «Микросоциологическое исследование «Какое значение имеет для вас природа?» Провести социологический опрос ваших сверстников, близких, соседей. Обсудить полученные результаты на семинаре. 3.11
7. Практическая работа №4: «Проблемы природопользования Южного Урала». Подберите материалы об истории природопользования в нашей местности. Для этого используйте: · учебники по истории и географии Челябинской области; · периодическую печать; · краеведческую литературу; · интернет ресурсы; Подготовьте выступление на семинаре. 3.14
8. Практическая работа №5 «Определение классификационной принадлежности загрязнителей в районе Машгородка». Установить: · вид и характер загрязнения; · возможный источник загрязнения; · характер вредного воздействия на человека. 3.15
9. Практическая работа №6 «Исследование микрорайона школы». Для этого определите: · какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное воздействие на здоровье населения в вашем районе; · какие заболевания могут возникнуть в результате влияния этих факторов; · как избежать действия данных факторов. 3.16
10. Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду» Написать отчет по экскурсии.   4.9
11. Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории» Написать отчет по экскурсии.   4.10
12. Практическая работа №7 «Изучение экологического состояния школьных помещений». Работа в группах выполнение мини проектов. 4.8
13. Практическая работа №8 «Изучение экологического состояния пришкольных территорий» Отчет на школьной конференции НОУ. 4.8

4.Приложение к экологическому практикуму элективного курса «Экология современного человека»

Практическая работа №1: Изучите предложенные скелеты позвоночных животных и скелет человека, таблицы и схемы. Заполните таблицу «Особенности скелета человека». Сделайте выводы в связи с чем появились эти особенности.

Название отдела скелета Часть скелета Название костей Тип костей Тип соединения костей Функции и назначение Особенности скелета человека
             

Практическая работа №2: Поэтапное заполнение таблицы №2«Этапы становления вида Homo sapiens». В выводах указать основные направления эволюции человека.

Стадия эволюции человека Особенности строения и образа жизни. Орудия труда и охоты. Использование огня Развитее головного мозга и речи
       

Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Этапы проведения практической работы

Цель работы: выявить проблемы учебного кабинета и написать по ним рекомендации

1 этап: формирование групп для проведения исследований; формулирование тем исследований

учеников; выдвижение гипотез решения проблем;

2 этап: обсуждение плана работы учащихся в группе и индивидуально; обсуждение возможных

источников информации; выбор методик исследования.

3 этап: самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе;

самостоятельная работа групп по выполнению заданий; обработка и оформление результатов исследований.

Примерные задания, предлагаемые школьникам:

1. Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьных помещений и определите уровень их экологической комфортности. Для выполнения работы используйте справочный материал. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет

2. При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). сопоставьте с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все результаты записывайте в дневник исследования. Для выполнения работы используйте справочный материал.

3. Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет, необходимо убрать, переставить. Выясните у учителей, все ли оборудование необходимое, для учебного процесса, есть в кабинете.

4. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены, и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.

5. Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Сравните с гигиеническими нормами.

1.Проведите измерение температуры

2.Результаты измерений температуры запишите в таблицу

 

№ опыта Показания температуры
1. На уровне пола    
2. На уровне головы    
3. Около окна    

 

3. Вычислите по проведенным измерениям разницу показателей температуры воздуха на уровне пола, на уровне головы (около 1, 5 м от пола) и около окна.

3. Распечатайте полученные таблицы и графики.

4. Ответьте на следующие вопросы:

1) Объясните причину разницы показателей температуры воздуха на уровне пола и на уровне головы.

2) Объясните причину разницы показателей температуры воздуха в центре класса и около окна.

3) Объясните, почему температуру в помещении стараются поддерживать на уровне 18–21°С.

6. Измерение освещенности школьных помещений

Цель: проверить соответствие освещенности в помещениях школы санитарно-гигиеническим нормам с помощью датчиков цифровой лаборатории.

Теоретические основы работы. Для того чтобы определить показатель освещенности необходимо, чтобы свет был включен и выключен, для измерения естественного освещения. Если свет включен, то показатель освещенности должен быть 300 люкс и более, а колебания не более 20%. Затем мы измеряем освещенность при выключенном свете и находим среднее значение.

Порядок проведения эксперимента:

1. Проведите по одному измерению освещенности в разных местах кабинета при естественном и искусственном освещении.

2. Запишите в комментариях порядок измерения.

3. Сохраните результаты для дальнейшего анализа.

 

Результаты измерений освещенности запишите в таблицу.

 

№ опыта Показатель освещенность  
     

Литература для учителя

1. Алексеев С. В. Практикум по экологии. М., АО МДС, 1997.

2. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М., Рандеву АМ, 2000.

3. Кузьмина М. М. Исследование состояния городской среды. Методическое пособие. Тамбов, 1995.

4. Новиков Е. В. Природа и человек. М.: Просвещение, 2000.

5. Проблемы качества городской среды. Сб. науч. трудов. М.: Наука, 2003.

3. Турлакова Е.В. Определение экологических показателей. Химия в школе. 2001. № 7.

Литература для детей

1. Энциклопедия для детей. Том 2. М., 1995.

2. Методические материалы к ЦЛ по биологии (ИНТ).

3. Описание лабораторных работ по существующим учебникам. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995.

4. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.