Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографические другие






Как и социальная идентичность, личностная идентичность служит для индивида критерием, на основании которого он делит мир других. В первую очередь это деление на знающих и незнающих. Знающие - это те, кто владеет информацией о персональной идентификации индивида; им достаточно увидеть его или услышать его имя, и эта информация сразу же вспомнится. Незнающие - это те, для кого данный индивид - совершеннейший посторонний, моменты биографии которого еще никак не зафиксированы в их памяти.

Индивид, известный другим, может знать об этом, а может и не знать; в свою очередь, другие также не обязательно знают, известно ли ему о том, что они его знают. Более того, индивид может полагать, что другим о нем ничего не известно, но он никогда не может быть в этом уверен. Кроме того, если ему известно, что они его знают, он, хотя бы в какой-то степени, должен знать их; однако же если ему неизвестно, что они его знают, то ему может быть известно о них в связи с какими-то другими событиями - но также он может такой информацией и не располагать.

Все это может иметь значение и независимо от того, в какой степени он известен или не известен, - ведь то, как индивид управляет своей социальной и личностной идентичностью существенно варьируется в зависимости от того, известно ли о нем окружающим и, если да, известно ли ему об этом.

Когда индивид находится среди людей, совершенно его не знающих, его поведение имеет значение только с точки зрения его социальной идентичности, проявляемой непосредственно данный момент. И совершенно случайно определяется, начнут ли они фиксировать для себя моменты его личностной идентичности (по крайней мере, запомнят ли они, что видели, как в данном контексте он вел себя именно таким образом), или вообще воздержатся от какой бы то ни было организации своих знаний о его личностной идентичности и их хранения (последнее присуще полностью анонимной ситуации). Заметьте: хотя ситуации на улицах в крупных городах анонимны для тех, чье поведение ничем не выделяет их из общей массы, эта анонимность биографична, - едва ли существует полная анонимность социальной идентичности. Можно добавить, что всякий раз, когда индивид присоединяется к той или иной организации или сообществу, в структуре знания о нем - ее характере и распределении - происходит заметная перемена; соответственно меняются и случайные стечения обстоятельств в области контроля за информацией.(97) Например, каждый бывший душевнобольной столкнется с тем, что ему придется встречать своих знакомых по больнице и здороваться с ними в присутствии кого-то третьего, кто поинтересуется: " А кто это был? ". Может быть, еще более важно то, что он столкнется с ситуацией, когда он не знает, что его знают - т.е. встретит людей, владеющих информацией о его личностной идентичности и знающих его, в то время как ему будет неизвестно, что они знают о нем и о его прошлой болезни.

Перцептивный акт " помещения" индивида в систему координат согласно его социальной идентичности или личностной идентичности я буду называть когнитивным распознаванием [cognitive recognition]. Широко известно, что функция многих служащих, осуществляющих контроль за доступом к каким-либо ресурсам, возможна именно в силу распознавания ими социальной идентичности индивидов. Менее широко известно, что распознавание персональной идентичности является формальной функцией некоторых организаций. Например, от банковских служащих часто ожидается, что они овладеют навыком подобного распознавания своих клиентов. А, например, в британских преступных кругах есть позиция так называемого " зеваки", который устраивается на улице неподалеку от входа в незаконное заведение и, идентифицируя почти всех прохожих на персональном уровне, может предупредить о появлении кого-то подозрительного.(98)

В кругу людей, владеющих биографической информацией о данном индивиде - т.е. в людей, знающих его, - существует более узкий круг лиц, знакомых с ним " социально" - немного или близко, на равных или нет. Как мы уже говорили, они не только знают " его" или что-то " о нем", но они также знают его " лично". У них есть право и они обязаны обмениваться с ним приветственными кивками головы или парой слов, если они оказываются с ним в одной социальной ситуации. Тем самым они осуществляют его социальное распознавание. Конечно, бывают случаи, когда один индивид распознает другого социально (или тот распознает его), не зная его на личностном уровне. В любом случае, понятно, что когнитивное распознавание - это просто акт восприятия [act of perception], в то время как социальное распознавание - это роль индивида в церемонии коммуникации.

Социальное знакомство или знание человека лично всегда взаимны, хотя, конечно же, один или оба участника знакомства могут на время забыть, что они знакомы, точно так же, как один или оба могут помнить о факте знакомства, но на время забыть почти все о личностной идентификации.(99)

Рассмотрим индивида, живущего деревенской жизнью, - неважно, живет ли он реально в городе или в деревне. Людей, просто знающих о его существовании, будет немного; более вероятно, что те, кому о нем что-то известно, будут знакомы с ним и на личностном уровне. И напротив, понятие " слава" [fame] означает возможность, что круг людей, которым что-то известно о данном индивиде, особенно в связи с его каким-то редким завидным достижением или имуществом, станет очень широким, причем он будет значительно шире, чем круг людей, знакомых с ним лично.

Прием, оказываемый данному индивиду на основе его социальной идентичности, часто учитывает и особое уважение или терпимость, возможные по отношению к известному человеку на основании его персональной идентичности. Подобно жителю маленького городка, он всегда будет совершать покупки там, где его знают. Как полагает один молодой актер, сам факт его когнитивного узнавания посторонними людьми в общественных местах может быть источником удовлетворения:

" Когда я только стал немного известным, и выдавался какой-то унылый день, я говорил себе: " Что ж, думаю, стоит пойти прогуляться, пусть меня узнают".(100)

Подобные случайные мимолетные приветствия, видимо, являются одной из причин стремления людей к славе; этим же можно объяснить и то, почему от некогда обретенной славы порою прячутся. Дело здесь не только в досаждающем внимании репортеров, охотников за автографами или оборачивающихся прохожих, но и в том, что слава расширяет диапазон поступков, стоящих того, чтобы включить их в " новости". Для знаменитого человека " уйти" куда-то, где он может " быть самим собой", означает, что он находит сообщество, которому не известна его биография; здесь его поведение, отражающее лишь его социальную идентичность, может не вызвать у окружающих никакого интереса. Напротив, одной из сторон пребывания " на сцене" является поведение, предполагающее контроль за возможными последствиями для биографии, однако в данном случае это делается и в сферах, традиционно не предоставляющих фактов для включения их в биографию.

В повседневной жизни среднего человека есть продолжительные периоды времени, когда происходящие с ним события никто не запоминает; эта часть его биографии не активна, она носит технический характер. Лишь серьезные личные происшествия или факт присутствия при убийстве создают моменты, позволяющие этим " мертвым" периодам занять определенное место в памяти данного индивида и его окружающих в качестве части его прошлого. (По сути, " алиби" - это обнародованная часть биографии, которая в обычных условиях вообще не вошла бы ни в чью биографию.) С другой стороны, у известных людей, чье биографическое описание занимает целую книгу, и особенно у таких, как члены королевских семей, - т.е. тех, кому суждена известность с самого рождения, лишь немногие периоды жизни смогут остаться в тени и не войти в активную часть их биографии.

Рассуждая о славе, полезно и уместно рассмотреть также так называемую дурную славу или скандальную репутацию. Они возникают, когда есть круг людей, знающих об индивиде плохое и не знакомых при этом с ним лично. Очевидной функцией дурной славы является социальный контроль, причем можно выделить два его типа.

Прежде всего, это формальный социальный контроль. Существуют чиновники и целые группы чиновников, специально нанятых для того, чтобы следить за публикой с целью обнаружения в ней индивидов с подозрительной биографией и репутацией или даже тех, кто объявлен " в розыск". Например, в ходе исследования в клинике для душевнобольных я познакомился с пациентом, обвиненным в заигрывании с маленькими девочками и приговоренным к условному заключению и невыезду из города. Если он входил в соседний кинотеатр, служащий тут же узнавал его и прогонял. Его дурная репутация была слишком хорошо известна, чтобы он мог ходить в окрестные кинотеатры. Широко известные нарушители порядка сталкивались с той же проблемой, однако в этом случае масштаб был более серьезным, и служащие кинотеатров роли здесь уже не играли.

Именно на этом уровне мы находим примеры случаев, когда возникает целая профессия по созданию личностной идентичности. Например, администраторы универсамов порою располагают обширными данными о внешности профессиональных грабителей магазинов, а также информацией об их обычном образе действия. Производство личностной идентичности может быть самостоятельным мероприятием, как, например, полицейская процедура опознавания подозреваемого. Ч.Диккенс, описывая социальное смешение заключенных и посетителей в лондонской тюрьме, приводит другой пример, так называемое " позирование для портрета": новый заключенный должен сидеть на стуле, а охранники собираются и смотрят на него, запоминая его внешность, с тем, чтобы суметь опознать его в дальнейшем.(101)

Служащие, в чьи обязанности входит проверять возможное присутствие лиц с дурной репутацией, могут действовать не в условиях конкретных социальных образований [social establishments], а на уровне широкой аудитории - например, полицейские сыщики действуют в масштабе всего города, но при этом не являются частью этой аудитории. И здесь мы выходим на второй тип социального контроля, основанного на дурной славе: это неформальный контроль, в котором участвует общественность в целом; в этом случае и добрая слава, и дурная слава ставит людей примерно в схожее положение.

Возможно, что круг людей, знающих данного индивида (но незнакомых ему), будет включать общественность в целом, а не только лиц, в работу которых входит опознание других людей. (По сути, понятия " слава" и " дурная слава" подразумевают, что население в целом должно представлять себе некий образ данного индивида). Без сомнения, средства массовой информации играют здесь ведущую роль, позволяя " частному" лицу становиться " общественной" фигурой.

Похоже, что образ индивида в глаза общества, т.е. его образ в глазах тех, кто не знаком с ним лично, несколько отличается от того образа, который он сообщает в ходе непосредственного взаимодействия своим личным знакомым. Общественный образ индивида - если таковой существует - составлен из небольшого набора фактов (не исключено, что и истинных), которые раздуты до существенных событий, достойных внимания, и подаются как полная характеристика данного человека. В результате может возникнуть особый тип стигматизации. Тот человек, которого видят люди в повседневном взаимодействии, сжимается и искажается под давлением виртуальных требований (как удобных этому человеку, так и не очень), накладываемых его публичным образом. Особенно велика вероятность этого, когда человек уже не участвует в крупных событиях, освещаемых прессой, и повсюду сталкивается с тем, что он уже не тот, кем был когда-то. Это возможно также, если дурная слава прилипла к нему в результате краткого, несвойственного ему, случайного события, выставившего индивида для публичной идентификации и лишившего его возможности притязать на желательные свойства в качестве компенсации за недоразумение (102).

Эти рассуждения подразумевают, что у людей, известных с хорошей стороны, и людей, славящихся своей дурной репутацией, гораздо больше общего между собой, чем у тех или у других - с теми, кого журналисты-" охотники за головами" и ведущие колонок светских новостей называют " никем" - ибо в обоих случаях (неважно, хочет ли толпа выразить свою любовь или ненависть к индивиду) происходит нарушение обычных ходов взаимодействия. (Подобное отсутствие анонимности можно противопоставить типу отсутствия анонимности, основанному на социальной идентичности, когда индивид с физическим недостатком постоянно ощущает на себе взгляды окружающих.) И имеющие дурную репутацию палачи, и любимые публикой актеры находят удобным садиться в поезд на каком-нибудь неизвестном полустанке или использовать в одежде некоторые элементы маскарада; (103) индивиды могут прибегать к различным хитростям, чтобы избежать враждебного внимания публики, - так же, как прежде они использовали подобные хитрости, чтобы укрыться от угодливого внимания. В любом случае в биографиях и автобиографиях знаменитостей (как положительных персонажей, так и отрицательных) легко обнаружить информацию об управлении персональной идентичностью.

Таким образом, индивида можно рассматривать как центральную точку в кривой статистического распределения лиц, лишь знающих о его существовании или знакомых с ним лично, причем все они владеют разным объемом информации о нем. Позвольте мне повторить, что хотя повседневные взаимодействия индивида неизменно включают индивидов, знающих его в различной степени, никто не занимается сопоставлением этих различий; по сути, поддерживается некая единая биографическая структура. Отношение человека к своему начальнику может быть совершенно иным, чем его отношение к ребенку, поэтому он не может с легкостью играть роль наемного работника, исполняя роль отца. Однако если же человек, гуляющий со своим ребенком, повстречает начальника, он сможет поприветствовать его, и присутствие рядом с ним одновременно и ребенка, и начальника не потребует от него коренной реогранизации личностной идентичности, ибо каждый из них догадывается о существовании и роли другого. Установившийся этикет, предлагающий " вежливо представить собеседников друг другу", по сути, подразумевает, что человек, по отношению к которому мы выполняем определенную роль, включен в ряд других отношений с другими людьми. Следовательно, я предполагаю, что бессвязные - на первый взгляд - контакты, имеющие место в повседневной жизни, могут тем не менее образовывать определенный тип социальной структуры, причем это происходит несмотря на существование нескольких " я", возможных в случае разделения ролей и аудитории на относительно независимые сегменты.

_________________________________________________

  1. Наиболее заметные работы по данной тематике принадлежат, среди социологов, таким авторам, как Э.Лемерт [E.Lemert], среди психологов - К.Левин [K.Lewin], Ф.Хадер [F.Heider], Т.Дембо [T.Dembo], Р.Баркер [R.Barker], Б.Райт [B.Wright]. Особенно см.: B.Wright, Physical Disability - A Psychological Approach (New York: Harper & Row, 1960), откуда я почерпнул множество ценных высказываний и ссылок.
  2. Например, см.: F.Macgregor et al. Facial Deformities and Plastic Surgery. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1953.
  3. Например, см.: C.Orbach, M.Bard and A.Sutherland, " Fears and Defensive Adaptations to the Loss of Anal Sphincter Control", Psychological Review, XLIV (1957), pp.121-175.
  4. Более раннюю версию см.: M.Greenblatt, D.Levinson and R.William, The Patient and the Mental Hospital (New York: Free Press of Glencoe, 1957), сс. 507-510. Более поздний вариант был представлен 13 апреля 1962 г. в рамках лекций Р.МакАйвера в Южном социологическом обществе в г. Луисвилль, Кентукки. Поддержка данного издания осуществлена Центром исследований права и общества Университета Калифорнии в Беркли в рамках гранта Комитета Президента по проблемам преступности среди несовершеннолетних.
  5. T.Parker and R.Allerton, The Courage of His Convictions. London: Hutchinson, 1962. P. 109.
  6. В этой связи см. обзор M.Meltzer, " Countermanipulation through Malingering", in A.Biderman and H.Zimmer, eds, The Manipulation of Human Behavior. New York: John Wiley, 1961, pp. 277-304.
  7. Не так давно, особенно в Великобритании, статус низшего класса выступал в качестве важной родовой стигмы, и за прегрешения родителей (или за сам факт их принадлежности к определенной среде) наказывали ребенка, если тому доводилось подняться значительно выше своего исходного положения. Управление классовой стигмой является центральным мотивом английского романа.
  8. D.Riesman, " Some Observations Concerning Marginality", Phylon, Second Quarter, 1951, p. 122.
  9. Пример, описывающий больных с психическими расстройствами, рассматривается в готовящейся к печати работе Т.Шеффа [T.J.Sheff]. Видимо, речь идет о работе: Scheff, Thomas J. Being mentally ill: a sociological theory. Chicago: Aldine Pub. Co., 1966. London: Weidenfeld & Nicolson, 1967; 2nd ed. N.Y.: Aldine Pub. Co., 1984; 3rd ed. N.Y.: Aldine de Gruyter, 1999, или: Sheff, Thomas J. (ed.) Mental illness and social processes. N.Y.: Harper & Row, 1967. Прим. перев.
  10. О слепых см. E.Henrich and L.Kriegel (eds) Experiments in Survival. New York: Association for the Crippled Children, 1961, pp. 152, 186; а также H.Chevigny, My Eyes Have a Cold Nose. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1962, p. 201.
  11. Одна слепая женщина рассказывала: " Меня попросили порекомендовать духи, поскольку слепота - предположительно - обостряет обоняние". См. T.Keitlen (with N.Lobsenz). Farewell to Fear. New York: Avon, 1962, p. 10.
  12. A.G.Gowman, The War Blind in American Social Structure. New York: American Foundation for the Blind, 1957, p. 198.
  13. Например, см. F.Macgregor et al. Facial Deformities and Plastic Surgery. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1953.
  14. Меннониты - последователи течения в протестантизме, основанного в 30-х гг. XVI в. в Нидерландах Менно Симонсом (отсюда название). Признают основные протестантские принципы; отличительные черты: требование сознательного крещения, запрет браков с инаковерующими, отказ от воинской службы и др. // Энциклопедический словарь " История Отечества". https://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl? art=io/19000/12216.htm& encpage=io Прим. перев.
  15. Понятие " нормального человека" может основываться на медицинском подходе к человеку или тенденции крупных бюрократических организаций (таких, как национальное государство) обращаться со всеми своими членами одинаково. Это понятие, каким бы ни было его происхождение, задает основную схему, следуя которой обычные люди постигают себя. Любопытно, что эта конвенция сложилась в популярных жизнеописаниях, где человек, относительно идентификации которого возникают вопросы, доказывает свою нормальность, ссылаясь на наличие жены и детей и как ни странно, на то, что он провел с ними Рождество и День благодарения.
  16. Точку зрения преступника на подобное неприятие см. в работе: T.Parker and R.Allerton, The Courage of His Convictions. London: Hutchinson, 1962.
  17. K.B.Hathaway, The Little Locksmith. New York, Coward-McCann, 1943, p. 41, in B.Wright (ed.) Physical Disability - A Psychological Approach. New York: Harper & Row, 1960. P. 157.
  18. Там же, сс. 46-47. Общий анализ неприятия по отношению к себе см. K.Lewin, Resolving Social Conflicts, Part III. New York: Harper & Row, 1948; A.Kardiner and L.Ovesey, The Mark of Oppression: A Psychological Study of the American Negro. New York: W.W.Norton, 1951; и E.H.Erikson, Childhood and Society. New York: W.W.Norton, 1950.
  19. F.Warfield, Keep Listening. New York: The Viking Press, 1957, p. 76. См. также H. von Hentig, The Criminal and His Victim. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1948, p. 101.
  20. Keitlin T. (with N.Lobsenz). Farewell to Fear. New York: Avon, 1962. Chap. 12, pp. 117-129 and Chap. 14, pp. 137-149. См. также Chevigny H. My Eyes Have a Cold Nose. New Haven, Conn.: Yale University Press, paperbound, 1962. Pp. 85-86.
  21. Henrich E., and L.Kriegel (eds.) Experiments in Survival. New York: Association for the Aid of Crippled Children. P. 49.
  22. W.Y.Baker and L.N.Smith, " Facial Disfugurement and Personality", Journal of the American Medical Association, CXII (1939), с. 303. О том, как человек использовал свой большой красный нос в качестве такого рода опоры, см. Macgregor F. et al., Facial Deformities and Plastic Surgery. Springfield, Ill.: Chrles C. Thomas, 1953. C. 57 и далее.
  23. Heinrich and Krigel, op. cit., p. 19.
  24. Ibid., p. 35.
  25. Chevigni, op. cit., p. 154.
  26. F.Carling, And Yet We Are Human, London: Chatto & Windus, 1962, pp. 23-24.
  27. Подробнее на эту тему см., например: G.W.Allport, The Nature of Prejudice, New York: Anchor Books, 1958.
  28. Macgregor et al., op. cit., pp. 91-92.
  29. Цит. по: Clinical Studies in Psychiatry, H.S. Perry, M.L. Gawel and M. Gibbon (eds.), New York: W.W.Norton & Company, 1956, p. 145.
  30. В работе Р.Баркера " Социальная психология физического недостатка" высказывается предположение о том, что стигматизированные индивиды " живут на социально-психологической границе", постоянно сталкиваясь с новыми ситуациями [R.Barker, " The Social Psychology of Physical Disability", Journal of Social Issues, IV (1948), 34]. См. также упоминавшуюся выше работу Макгрегора и др., в которой выдвигается гипотеза о том, что индивиды с явно заметными увечьями меньше мучаются относительно того, как их воспримут окружающие, чем индивиды, чьи недостатки не так заметны [Macgregor et al., op.cit., p. 87].
  31. Barker, op.cit., p. 33.
  32. Parker and Allerton, The Courage of His Convictions. London: Hutchinson, 1962. P. III.
  33. Этот особый вид осознания себя анализируется в работе: S.Messinger et al., " Life as Theatre: Some Notes on the Dramaturgic Approach to Social Reality", Sociometry, XXV (1962), 98-110.
  34. Parker and Allerton, op. cit., p. 111.
  35. Chevigni, op. cit., p. 140.
  36. L.A.Dexter, " A Social Theory of Mental Deficiency", American Journal of Mental Deficiency, LXII (1958), p. 923. Другое исследование умственной неполноценности как фактора стигматизации индивида см. S.E.Perry, " Some Theoretical Problems of Mental Deficiency and Their Action Implications", Psychiatry, XVII (1954), pp. 45-73.
  37. Baker, Out on a Limb, New York, McGraw-Hill Book Company, n.d., p. 22.
  38. Ibid., p. 73.
  39. Этот вопрос хорошо анализируется в работе: R.K.White, B.A.Wright and T.Dembo, " Studies in Adjustment to Visible Injuries: Evaluation of Curiosity by the Injured", Journal of Abnormal and Social Psychology, XLIII (1948), pp. 13-28.
  40. См., например: Henrich and Kriegel, op. cit., p. 184.
  41. См. Wright, op.cit., " The Problem of Sympathy", pp. 233-237.
  42. S.Zawadski and P.Lazarsfeld, " The Psychological Consequences of Unemployment", Journal of Social Psychology, VI (1935), 239.
  43. Hathaway, op. cit., pp. 155-157, in S.Richardson, " The Social Psychological Consequences of Handicapping", p. 7-8 // Неопубликованный доклад, представленный на конференции Американской социологической ассоциации в 1962 г. в Вашингтоне.
  44. Более общее описание см. E.Goffman, " Alienation from Interaction", Human Relations, X (1957), pp. 47-60.
  45. F.Davis, " Deviance Disapproval: The Management of Strained Interaction by the Visibly Handicapped", Social Problems, IX (1961), p. 123. См. также White, Wright and Dembo, op. cit., pp. 26-27.
  46. H.Freeman and G.Kasenbaum, " The Illiterate in America", Social Forces, XXXIV (1956), p. 374.
  47. F. Warfield. Keep Listening. New York: The Viking Press, 1957. P. 60.
  48. R.Edgerton and G.Sabagh, " From Mortification to Aggrandizement: Changing Self-Concepts in the Careers of the Mentally Retarded", Psychiatry, XXV (1962), p. 268. Более подробный анализ подобных печальных историй см. E.Goffman, " The Moral Career of the Mental Patient", Psychiatry, XXII (1959), pp. 133-134.
  49. F. Carling. And Yet WE Are Human. London: Chatto & Windus, 1962. Pp. 18-19.
  50. E.Lemert, Social Pathology, New York: McGraw-Hill Book Company, 1951, p. 151.
  51. Исследование этого явления см. в работе: H.Wechler, " The Expatient Organization: A Survey", Journal of Social Issues, XVI (1960), pp. 47-53. Среди таких названий: " Общество " Выздоровление", " Поиск", " Клуб 103", " Фонд Дома у фонтана", " Товарищеский клуб Сан-Франциско", " Центральный клуб". Исследование одного такого клуба см.: D.Landy and S.Singer, " The Social Organization and Culture of a Club for Former Mental Patients", Human Relations, XIV (1961), pp. 31-41. См. также M.B.Palmer, " Social Rehabilitation for Mental Patients", Mental Hygiene, XLII (1958), pp. 24-28.
  52. В работе Д.Р.Уайта " У меня илеостома. Я бы хотел, чтобы ее не было.. Но я смирился с ней в научился жить нормальной, полноценной жизнью" говорится, что клубы илео- и колостомированных пациентов существуют в 16 штатах и в округе Колумбия, а также в Австралии, Канаде, Англии и Южной Африке [D.R.White, " I have an ileostomy. I wish I didn" t. But I have learned to Accept it and Live a Normal, Full Life", American Journal of Nursing, LXI (1961), p 52].
  53. См. Baker (n.n.). Out on a Limb. New York: McGraw-Hill Book Company, n.d., pp. 158-159.
  54. Уорфилд описывает празднование в 1950 г. в Нью-Йорке очередной годовщины движения людей с проблемами слуха: на мероприятии присутствовали все поколения руководства, представители всех региональных отделений; в результате можно было узнать всю историю движения [Warfield, op.cit, pp. 135-136]. Заметки по поводу международной истории данного движения см.: K.W.Hodgson, The Deaf and their Problems, New York: Philosophical Library, 1954, p. 352.
  55. См. F.Poli, Gentlemen Convicts, London: Rupert Hart-Davis, 1960.
  56. О слепых см., например: Chevigny, op.cit., Chap. 5.
  57. Warfield, op. cit., p. 78.
  58. Warfield, op. cit., pp. 73-74; см. также главу 9, сс. 129-158, где приводится подобный рассказ о профессиональной жизни. Описание жизни человека, лишившегося конечности и ставшего профессионалом, см. H.Russel, Victory in My Hands, New York: Creative Age Press, 1949.
  59. С самого начала такие лидеры могут вырастать из людей данной категории, стремящихся отойти от их жизни и относительно свободных это сделать, - в результате возникает явление, названное Левином " лидером с периферии" [leadership from the periphery] [K.Lewin. Resolving Social Conflicts. Part III. New York: Harper & Row, 1948, pp. 195-196].
  60. J.Stearn, Sisters of the Night, New York: Popular Library, 1961, p. 181.
  61. В работе Н.Мейлера " Злодей-гомосексуалист" приводится классический в этом отношении пример, описывающий основной цикл: фанатизм, затем - опыт, открывающий глаза, и, наконец, - публичное раскаяние в собственной предвзятости [N.Mailer, " The Homosexual Villain", in Advertisements for Myself, New York: Sighet Books, 1960, pp. 200-205]. См. также записи признаний о новом восприятии калек во введении Ангуса Уинсона к работе Карлинга [Carling, op. cit. ].
  62. Ray Birdwhistell in B.Schaffner (ed.) Group Processes, Transactions of the Second (1955) Conference, New York: Josiah Macy, Jr. Foundation, 1956, p. 171.
  63. C.H.Rolph (ed.) Women of the Streets, London: Secker and Warburg, 1955, pp. 78-79.
  64. Parker and Allerton, op. cit., p. 150.
  65. J.Atholl, The Reluctant Hangman, London: John Long, Ltd., 1956, p. 61.
  66. Berkeley Daily Gazette, 12 April 1961.
  67. Эта идея была сформулирована в работе: C.G.Schwartz, " Perspectives on Deviance - Wives" Definitions of Their Husbands" Mental Illness", Psychiatry, XX (1957), pp. 275-291.
  68. Пример с отношении слепых см. A.Gowman, " Blindness and the Role of the Companion", Social Problems, IV (1956), pp. 68-75.
  69. Stearn, op. cit., pp. 99.
  70. Анализ этой модели можно найти в работе: A.R.Lindesmith and A.L.Strauss, Social Psychology, rev. ed., New York: Holt, Rinehart & Winston, 1956, pp. 180-183.
  71. Пример из жизни слепого можно найти в работе: R.Criddle, Love Is Not Blind, New York: W.W.Norton, 1953, p. 21; об аналогичном опыте карлика см. в работе: H.Viscardi, Jr., A Man" s Stature, New York: The John Day Company, 1952, pp. 13-14.
  72. Henrich and Krigel, op. cit., p. 186.
  73. Ibid., p. 156.
  74. C.Orbach, M.Bard and A.Sutherland. Fears and Defensive Adaptations to the Loss of Anal Sphincter Control // Psychological Review, XLIV (1957). P. 165.
  75. M.Linuska, My Polio Past, Chicago: Pellegrini and Cudahy, 1979, p. 177.
  76. Chevigny, op. cit., p. 136.
  77. Macgregor et al., op. cit., pp. 19-20.
  78. Chevigny, op. cit., p. 35.
  79. Keitlen, op. cit., pp. 37-38. Описание начальных трудностей больного полиомиелитом при идентификации себя с такими же калеками в больнице см. Linduska, op. cit, pp. 159-165. Художественный рассказ о расовой ре-идентификации см. J.W.Johnson, The Autobiography of an Ex-Coloured Man, rev. ed., New York: Hill and Wang, American Century Series, 1960, pp. 22-23.
  80. Общее описание этого явления можно найти в двух работах Э.Хьюза: E.C.Hughes, " Social Change and Status Protest", Phylon, First Quarter, 1949, pp. 58-65, и " Cycles and Turning Points", in Men and Their Work, New York: Free Press of Glencoe, 1958.
  81. M.Yarrow, " Personality Development and Minority Group Membership", in M.Sklare, The Jews, New York: Free Press of Glencoe, 1960, pp. 468-470.
  82. Madeline, An Autobiography, New York: Pyramid Books, 1961, pp. 36-37.
  83. P.Wildeblood, Against the Law, New York: Julian Messner, 1959, pp. 23-24.
  84. Carling, op. cit. p. 21.
  85. C.Clausen, I Love You Honey But the Season" s Over, New York: Holt, Rinehart & Winston, 1961, p. 217.
  86. Johnson, op.cit., p. 42. Роман Джонсона, как и другие романы такого рода, является хорошим примером сочинения мифов: это литературная обработка большого количества переживаний морального характера и описание переломных моментов, которые задним числом постигают стигматизированные индивиды.
  87. " A Reluctant Pensioner", " Unemployed Diabetic", in P.Toynbee (ed.) Underdogs. London: Weidenfeld and Nicolson, 1961. Chap. 9, pp. 132-146.
  88. Т.е. в ситуации взаимодействия лицом к лицу. Прим. перев.
  89. Я очень благодарен Г.Гарфинкелю, указавшему мне то значение термина " биография", которое используется в данной книге.
  90. Мюзикл по мотивам новеллы Р.Стивенсона Стивенсона " Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (1886) [Пер. И.Гуровой. Собр. соч. в 5 тт. Т. 2. М.: Правда, 1967]. Талантливый врач, Генри Джекилл, опечаленный душевной болезнью своего отца, пытается разделить злое и доброе начала, которые постоянно соперничают в каждом человеке. Однако в результате эксперимента он вызывает к жизни Эдварда Хайда - свое злобное альтер эго, убийцу, наводящего страх на весь Лондон и насмехающегося над исследованиями Джекилла. https://www.imagi-nation.com/moonstruck/albm49.html. Прим. перев.
  91. Warner, W.L. " The Society, the Individual, and His Mental Disorder", American Journal of Psychiatry, XCIV (1937), 278-9.
  92. В ярком контрасте с этим моральные нормы Старого Запада: прошлое человека и его настоящее имя считались полноценной частной собственностью. См., например: Adams R., The Old-Time Cowboy. N.Y.: The Macmillan Company, 1961. Р. 60.
  93. Социологическую схему анализа памяти в целом см.: Bartlett F.C., Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1961.
  94. Не только бандиты или куклуксклановцы надевают маски, дабы не быть узнанными. Недавно на слушании дела по уголовному преступлению в штате Вашингтон бывшим наркоманам разрешили давать показания, прикрывшись маской, причем не только для того, чтобы не быть публично узнанными, но и чтобы отсечь возможность мести.
  95. Кон И.С. Любовь небесного цвета // https://sexology.narod.ru/chapt1108.html. Прим. перев.
  96. Stearn J. The Sixth Man. N.Y.: McFadden Books, 1962. Р. 154-155.
  97. Пример исследования контроля за информацией о себе [self] см. J.Henry, " The Formal Structure of a Psychiatric Hospital", Psychiatry, XVII (1954), с. 139-52, особенно с. 149-50.
  98. Описание функций такого " зеваки" можно найти в работе Phelan J. The Underworld. London: George G. Harrap, 1953. Chap. 16, pp. 175-186.
  99. Более подробное исследование явления знакомства и типов распознавания см. Goffman E. Behavior in Public Places. New York: Free Press of Glencoe, 1963. Chap. 7, pp. 112-123.
  100. Anthony Perkins, in Ross L. " The Player-III", The New Yorker, 4 November 1961, 88.
  101. Dickens Ch., Pickwick Papers, Vol. III, Chap. 2.; Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Собр. соч. в 10 тт. Т. 1. C. 516 / Пер. А.В. Кривцовой и Е. Ланна. М.: Художественная литература, 1982.
  102. В сфере права усилия индивида сохранить свою гражданскую приватность или вновь обрести статус, где это возможно, стали частью вопроса о границах личной жизни [privacy]. Полезный образ можно найти в работе: Ernst M. and Schartz A. Privacy: The Right to Be Let Alone. New York: The Macmillan Company, 1962.
  103. См.: Atholl J., op.cit. [J.Atholl. The Reluctant Hangman. London: John Long, Ltd, 1956. Chap. 5, " The Public and the Press". О том, как знаменитости избегают контактов, см.: Bainbridge J. Garbo. New York, Dell, 1961, особенно сс. 205-206. Описание современных способов - например, изменение внешности при помощи париков звездами кино, обычно носящими свои естественные волосы, см. Lieber L. " Hollywood" s Going Wig Wacky", This Week, 18 February 1962.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.