Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. В данной главе Гофман касается основных моментов теорий таких ученых как Уильям Томас, Уильям Джемс






В данной главе Гофман касается основных моментов теорий таких ученых как Уильям Томас, Уильям Джемс, Альфред Шутц, Гарольд Гарфинкель, Грегори Бейтсон, и т.д. (об остальных он не говорит подробно, просто упоминает их книги по теме).

 

Речь идет о понятии «реальность»:

Критикует У.Томаса, который говорит, что ««Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям». Это ложное утверждение. По всей вероятности, факт «определения ситуации» можно обнаружить почти во всех случаях жизни, но создают это определение, как правило, не участники ситуации, — хотя в обществе имеется немало поводов для такого предположения. Верно, что мы сами активно участвуем в упорядочении нашей жизни, но, однажды установив порядок, мы часто продолжаем его механически поддерживать, как будто он существовал вечно. Поэтому, как часто бывает, мы ждем, пока события сегодняшнего дня отойдут в прошлое, и только тогда можем осознать происшедшее; бывает, сначала что-то делаем, а рассуждения о мотивах и целях содеянного откладываем на потом.

Старался следовать традиции У.Джемса («Восприятие реальности 1869), который не спрашивал «что такое реальность?», а спрашивал «При каких обстоятельствах мы полагаем вещи реальными?». По сути, задачей становится изучение устройства фотокамеры, а не снимка. Т.е. идет изучение условий, при которых состояние кажется реальным.

Джемс говорил о роли избирательного внимания, т.к. у него речь идет о понятии «различение миров». Есть чувственный мир, мир научных объектов, мир мифов, и т.д. Каждый мир реален, пока он находится в сфере нашего внимания. Важно понимать, что мир это не наш общий мир, это мир восприятия одного конкретного человека.

Далее говорит о статье Шутца «О множественных реальностях». Мысли Шутца схожи с мыслями Джемса, однако Шютц занимался изучением условий порождения реальностей. Ему было интересно изучение «конечных областей значения», и как одна реальность противопоставляется другой.

Особое внимание уделяется понятию «шок». Это резкий переход из одного мира в другой. Шок при погружение в мир снов, например. У Шутца приоритет принадлежит субъекту, а не объективному миру, т.к. ему важны субъективные оценки.

Г.Гарфинкель продолжал работу Шутца, и пытался понять, как можно делать реальности на заказ, как можно порождать миры с определенными характеристиками.

И Джемс и Шутц забывают о том, что повседневность это не то, что индивид считает повседневностью, а это то, что захватывает его в этот определенный момент, т.е. одни и те же события повседневности могут быть реальными и нереальными.

 

После всех этих рассуждений Гофман вплотную подходит к фрейму, а точнее к теории Г.Бейтсона, на которой основан его подход («Теория игр и фантазии»). Бейтсон прямо ставит вопрос о серьезном и несерьезном в нашей жизни, и показывает то, что часть серьезного может быть основой для «сборки» несерьезных вариантов того же самого события. И иногда мы не знаем, розыгрыш это или реальность.

Бейтсон интепретирует по-своему понятие «заключение в скобки»: это намеренное смешение фреймов у тех, с кем ты имеешь дело.

Мой взгляд на проблему имеет ситуационный характер. В данном случае это означает, что ситуация, складывающаяся в каждый конкретный момент человеческой жизни, как правило, включает несколько других индивидов и не ограничивается взаимно контролируемой ареной межличностного общения (gathering). Я исхожу из того, что, оказываясь в какой бы то ни было ситуации, люди всегда задаются вопросом: «Что здесь происходит?». Не имеет значения, ставится ли этот вопрос явно (в случаях замешательства или сомнения) или возникает по умолчанию (в привычных ситуациях), ответ зависит от способа поведения в данной ситуации. Таким образом, поставив вопрос об определении ситуации, я пытаюсь в этой книге создать фрейм возможного ответа.

Т.е. например игра в гольф для игрока это игра, а для мальчика, который подносит мячи – работа. Т.е. у людей разные расстояния и глубина взглядов на одни и те же события. Или игра в футбол для болельщиков разных команд совершенно разная. Или парой, которая целуется, могут быть муж и жена, а могут быть Джон, который боится испортить макияж Мэри.

Моя цель заключается в том, чтобы выделить некоторые базовые системы фреймов (frameworks), которые используются в нашем обществе для понимания происходящего, и проанализировать трудности использования фреймов. Я исхожу из того, что человеку может показаться реальным то, что на самом деле является розыгрышем, сном, случайностью, ошибкой, недоразумением, обманом, театральным представлением и т. п. Основное внимание будет уделено обсуждению особенностей нашего восприятия, которые обусловливают необходимость различных прочтений ситуации.

!!! Разумеется, в книге активно используется термин «фрейм» в его бейтсоновском значении. Определения ситуации создаются, во-первых, в соответствии с принципами социальной организации событий и, во-вторых, в зависимости от субъективной вовлеченности (involvement) в них. Словом «фрейм» я буду обозначать все, что описывается этими двумя элементами. Предлагаемое мной сочетание «анализ фреймов» обозначает тип исследований организации опыта на основе использования указанных понятий. Т.е. фрейм – это некий сценарий описания ситуации, предопределенной принципамисоциальной организации событий, и тем, насколько человек вовлечен в эти события. Т.е. это объективные события и реакция человека на них.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.