Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И психологии






Основы специальной педагогики

 

Курс лекций по учебной дисциплине

 

Москва 2012

 

Автор:

Глухов В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор 80 научных и научно-методических трудов (включая учебники и учебные пособия) по психолингвистике, коррекционной педагогике и логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной монологической речи детей с системным речевым недоразвитием.

 

 

Рецензенты: Баскакова И.Л., профессор, МПСИ;

Шаховская С.Н., профессор, МПГУ;

 

 

Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций)/ Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. вузов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 301 с.

 

 

В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии». Данная дисциплина изучается студентами всех факультетов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. Основная цель изучения данной дисциплины ‒ сформировать у студентов систему теоретических знаний об особенностях развития, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии и подготовить к работе с детьми данной категории в общеобразовательных (массовых и специальных) учреждениях. Основной задачей лекционного курса является обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии, касающимся целей и задач коррекционного обучения и психологической коррекции, закономерностей аномального развития, психолого-педагогического изучения и диагностики основных видов нарушений развития у детей и подростков, своеобразия психического и познавательного развития детей с ограниченными возможностями, организации и содержания их обучения и воспитания. Таким образом, данный учебный курс направлен на практическое осуществление одного из важнейших аспектов профессионального образования педагогов системы общего образования ‒ проведение психолого-педагогической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями развития.

 

© В.П. Глухов 2012

© В.Ю. Секачев, издание 2012

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….6

Тема 1. Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии………….8

Тема 2. Клинико-биологические и нейропсихологические основы теории и практики специальной педагогики и психологии……………………………………………………….. 25

Тема 3. Основные закономерности аномального (нарушенного) развития……………35

Тема 4. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии………………………………………………………………………..50

Часть I. Содержание и методика психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии………………………………………………………..52

Часть II. Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии………………………………………………………………………………………………68

Тема 5. Служба практической (специальной) психологии в системе образовательных учреждений…………………………………………………………………………………………78

Тема 6. Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями развития………………………………………………………………………………….97

Часть I. Задачи и организация коррекционного обучения и воспитания……………….97

Часть II. Интегрированное обучение как перспективная форма организации

коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития…………….113

Часть II. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями………136

Тема 7. Дети с нарушениями слуха……………………………………………………….146

Тема 8. Дети с нарушениями зрения………………………………………………………158

Тема 9. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Проблемы обучения и воспитания………………………………………………………………………………………..172

Тема 10. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития…………………………………………………182

Часть I. Дети с задержкой психического развития………………………………………182

Часть II. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР………………………………………………………....................................189

Тема 11. Дети с нарушениями речи.Основы коррекционного обучения и воспита-

ния…………………………………………………………………………………………………198

Часть I. Нарушения речи у детей. Организация логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста……………………………………………………….198

Часть II. Заикание у детей. Комплексный подход к преодолению заикания…………. 219

Тема 12. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями двигательной сферы……….238

Тема 13. Организация психолого-педагогической помощи детям и

подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы……………………………………254

Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и

подростков……………………………………………………………………………………….254

Часть II. Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами……………………………………………….266

Тема 14: Дети с комплексными (сочетанными) нарушениями развития……………… 284

Краткий словарь специальных терминов ………………………………………………298

Введение

 

Учебная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» входит в число дисциплин базовой профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. В соответствии с действующим в настоящее время государственным Стандартом высшего профессионального образования (2012), изучение данной дисциплины является необходимым и важным компонентом профессиональной подготовки педагогов системы дошкольного и начального школьного образования, а также педагогов предметного обучения. Изучение данной дисциплины предусматривает овладение студентами основами теоретических и практических знаний по одному из социально-значимых и, одновременно, проблемных разделов педагогической деятельности ‒ оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, имеющим нарушения развития («лица с ограниченными возможностями здоровья / развития»). Достаточно большой контингент этих детей, в основном дети, имеющие нерезко выраженные отклонения в развитии, воспитывается и обучается в образовательных учреждениях общего назначения (дошкольные образовательные учреждения /ДОУ/ и общеобразовательные школы). Для данного контингента обучающихся в учреждениях общего образования организованы коррекционные подразделения – специализированные классы и группы (в ДОУ). При этом в коррекционных группах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения находятся, прежде всего, дети, имеющие значительное отставание в познавательном и общем психофизическом развитии. Некоторая часть детей с отклонениями в развитии воспитывается и обучается в учебных группах и классах общего типа.

Неуклонное расширение системы инклюзивного образования, переход к интегрированному обучению детей, имеющих проблемы в развитии, предусматривают более глубокую и основательную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся в массовых общеобразовательных учреждениях.

Следует отметить, что, в соответствии со сложившейся в специальной (коррекционной) педагогике традиции, в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля. Так, общеобразовательная подготовка в рамках «предметного обучения» на среднем и старшем этапах школьного обучения в большинстве специальных школ осуществляется педагогами общего профиля. Решение задач познавательного развития, обеспечения полноценного личностного развития, подготовки к предстоящему школьному обучению детей дошкольного возраста, решение задач начальной общеобразовательной подготовки детей, имеющих проблемы в развитии, невозможно без активного участия педагогов и психологов общего профиля. Все это определяет необходимость соответствующей теоретической и практической подготовки будущих учителей и воспитателей к педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии, к участию в той коррекционной работе, которую проводят педагоги-дефектологи и психологи специальных образовательных учреждений, коррекционных классов и групп (в ДОУ и школе общего типа).

Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, условием успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами ‒ будущими педагогами и психологами системы общего образования ‒ основ дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы – той ступени образования, на которой закладываются основы системного образования и которое является определяющим этапом познавательного, интеллектуального, социального и личностного развития подрастающего поколения.

Овладение студентами знаниями и практическими навыками выявления нарушений развития, по проблеме адаптации детей с нарушениями развития к условиям пребывания в образовательных учреждениях общего типа; знакомство студентов с содержанием и основными методами психолого-педагогического обследования детей, овладение некоторыми приемами психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии – составляют главные цели изучения курса «Специальная педагогика и специальная психология».

Лекционный материал учебного курса включает два основных тематических раздела.

В первом из них дается определение предмета и задач и специальной педагогики и специальной психологии, их места в системе других научных дисциплин и областей общественной практики. Рассматриваются следующие вопросы: понятие о нарушениях (отклонениях) в развитии, закономерности процесса аномального («отклоняющегося») развития, классификация нарушений развития, основные виды нарушений психического и физического развития, психолого-педагогическая диагностика и ее основные задачи, структура и содержание психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии и др. Специальное внимание уделяется вопросам организации работы Службы практической психологии в системе образовательных и коррекционных учреждений.

В другом тематическом разделе лекционного курса рассматриваются вопросы организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития (предмет, задачи, философские и нравственно-этические концепции специальной (коррекционной) педагогики; основные методы, формы и средства коррекционной педагогики и психологии, обучения и воспитания детей с нарушениями развития, система социальных институтов для оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям, организация коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях образовательных учреждений общего назначения, основные задачи и функции психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ПМПк (консилиума) при образовательных учреждениях и др.

Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы в развитии.

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического (гуманитарного) образования: анатомия и возрастная физиология, основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности, социальная и педагогическая психология, психологическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция и другие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.