Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гийом Аполлинер: сюрреалист своего времени

 

  • написал: Dinara
  • 1936
  • 0

Французский поэт Гийом Аполлинер провозгласил ХХ в. началом новой эры в истории человечества и культуры, которая требовала и нового сознания — исследования и поиска истины. Он утверждал новаторские принципы: возвращение к природе, однако не копирование ее, поэтику удивления, освобождения духа искусства от всяческих ограничений и канонов, сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики, мифа и современности. Поэзия писателя стала воплощением противоречивой и бурной жизни эпохи, познание которой, по мнению художника, должно идти разными направлениями. Сам Гийом Аполлинер умел находить разные художественные решения, используя эстетику кубистов и провозглашая новый способ воспроизведения действительности — сюрреализм, создавая эпические хроники и задушевные лирические стихи, изучая традиции и ища «новых путей в Неизвестное». Разнообразие подходов позволило поэту максимально «приблизиться к жизни и сознанию человека», показав богатство и сложность их проявлений.

Гийом Аполлинер (Вильгельм-Альберт-Владимир-Александр-Аполлинарий Костровицкий) родился 26 августа 1880 в Риме. Мать, Ангелика Костровицкая, была дочерью польского эмигранта Михаила-Аполлинария Костровицкого, бывшего штабс-капитана российской армии, эмигрировавшего в Италию после поражения польского восстания 1863 г. Отцом будущего поэта был итальянский офицер Франческо д”Аспермон. До девяти лет Г. Аполлинер жил в Италии, следующие десять — преимущественно в Монако, Ницце, Каннах. В 1899 г. Костровицкие поселились в Париже. Правовое положение поэта долго было неопределенным. В регистрационных книгах он записывался то как «итальянец», то как «русский», то как «поляк», французское гражданство получил только в 1916 г.

В Париже Г. Аполлинеру жилось трудно, он перебивался случайными заработками, наконец устроился учителем в зажиточную семью и уехал с ней за границу. Новые впечатления способствовали выявлению художественного таланта Г. Аполлинера — этим псевдонимом с 1902 г. он стал подписывать свои стихи.

Уже ранние произведения («Больная осень», «Рейнская осень», «Колокола», «Цыганка») писателя показали его незаурядные поэтические способности. Соединив достижения фольклора, французской поэзии ХIХ века, немецких романтиков и новейшие формы, Г. Аполлинер заставляет звучать стихотворение по-новому — свежо и непринужденно. Поражает жизненность и человечность воспроизводимых ситуаций и чувств. Эмоционально и взволнованно он пишет «про обычных людей с их будничными радостями и драмами». Молодой поэт изредка печатается в периодике, первый его сборник стихов «Бестиарий» («Зверинец») была издана лишь в 1911 г. мизерным тиражом — 120 экземпляров. Подзаголовок сборника — «Кортеж Орфея», т.е. свита диких зверей, покорно шли за певцом. Как рассказывает древнегреческий миф, Орфей, изобретатель музыки и стихосложения, своим пением укрощал зверей, растрогал богов и покорял стихии. Все творчество Г. Аполлинера — своеобразный клич Орфея, способный как он надеялся, обуздать «зверей современности» — войну, насилие, раздор — и превратить тайны бытия в настоящую жизнь человеческого духа.

В 900-е годы писатель увлекается живописью, особенно кубизмом, который побуждает его искать новые формы в поэзии. Кубисты в стремлении нового «четвертого измерения» и размывания берегов живописи пытались в своих композиционных конструкциях разложить обманчивый видимый мир на геометрические составляющие. Этот творческий процесс сопровождался упрощением колористики и формы. Картина трактовалась как самоценный объект с собственным, независимым от окружающей среды бытием. Поэтому понятие «истина», «реальность», «подлинность» касались не действительности, а произведения искусства.

Г. Аполлинер подружился с выдающимся художником Пабло Пикассо. Их дружба имела большое влияние на каждого из них. Пикассо в своей живописи частично отказывается от изображения окружающей действительности, пытаясь воплотить «чистую лирику», авторское самовыражение, тончайшие оттенки человеческих чувств, а Аполлинера интересует «простота линий», «общий рисунок» произведения, непосредственность выразительных средств, которые экспрессивно действуют на читателя. Кроме того, его привлекала творчество кубистов как своеобразный «орфизм», «лиризм», способный сформировать новый художественный мир «из ничего» — благодаря лишь творческому акту. Вслед за кубистами он ищет новаторских форм в литературе. В футуризме его интересовала возможность неограниченных экспериментов в области языка, жанров, стиля и т.д. Однако основным вкладом Г. Аполлинера в развитие поэзии стали не отдельные эксперименты, а общее умение объединить разрозненные элементы — фантастику и сатиру, героику и интимность, превратить узкую ограниченную прозу на сложную и неоднозначную лирику, а однотемную поэзию — на произведение, одинаково открытое и трагическому, и комическому, и лирическому, многотемное, как сама жизнь. В творчестве Г. Аполлинера родился новый «поэтический реализм». Поэзия обязана Аполлинеру возникновением нового лиризма, которого не знал никто до этого, даже Уитмен.

Французский поэт называл свое искусство «новым реализмом», «надреализм», «сюрреализмом». Термин «сюрреализм» впервые прозвучал в 1917 г. из уст Г. Аполлинера и определил появление нового, модернистского течения. Для поэта сюрреализм был прежде всего средством познания «не снов, не грез, а реальности» (в отличие от символизма), однако познания, более глубокого чем простое воспроизводение жизни (в отличие от реалистов). В сюрреализме он призвал поэтов быть Икаром, проводниками общества, идти впереди него. По его мнению, поэт должен бороться со старыми поэтическими штампами, творить неожиданное, экспериментировать. Поэзия — своеобразное «удивление» от восприятия жизни и человека, поиски новых, необычных форм отражения бытия. «Когда человек захотел воссоздать ходьбу, он изобрел колесо, которое совсем не похоже на ногу, то есть он поступил по-сюрреалистически, сам того не понимая», — писал Г. Аполлинер.

Используя его открытия, сюрреалисты призвали отвергнуть реальное, возвыситься над ним; достичь в сверхреального — мира инстинктов, бессознательного, опираясь на теорию Фрейда. Они стремились освободить человека от его цепей — семейных, общественных, нравственных — и создать новые «ошеломляющие» образы, которые поражали бы читателя своей экспрессивностью и необычностью.

Однако, хотя Г. Аполлинер и стоял у истоков сюрреализма, его творчество гораздо шире и многограннее эстетической программы сюрреалистов (как и кубистов). В своем отношении к реальности он не выходил из простого, прямого отрицания действительности. Творчество Г. Аполлинера, которое синтезировало разные начала, открыла для французской и мировой литературы множество путей для ее развития в тех или иных направлениях.

Кроме того, Г. Аполлинер, в отличие от других сюрреалистов, пытался создать образы, которые бы не просто удивляли читателей своей необычностью. Все удивительные авторские ассоциации сочетаются у него именно в целостный, вместительный художественный образ, что способствует более глубокому, эмоциональному познанию мира. Считаясь одним из смелых экспериментаторов в поэзии, он пытался избежать излишней декоративности, искусственности эстетических попыток. Каждое слово, каждая линия букв, каждый рисунок его стихов имеют определенный смысл, который вкладывает в них художник, приглашая читателей к эмоциональному развитию темы в их сознании и подсознании. «Потрясающий» образ имел целью вызвать соответствующую реакцию «удивление» (surprise), а отсюда — своеобразный «диалог между поэтом и человечеством». В отличие от некоторых сюрреалистов, образы которых оставались «непрочитанными», Г. Аполлинер всегда искал отзвук в сердцах тех, для кого писал. Однако определенность авторской мысли не означала художественной упрощенности.

Многозначность смелых аполлинеровских образов свидетельствует о многогранности его духовной жизни и необходимости поиска различных путей к его осмыслению.

Г. Аполлинер был поэтом со смелым нравом, сильной волей и стремлением почувствовать жизнь во всех ее проявлениях. Он писал: «Нет, не надо искать грусть в моей поэзии, а лишь саму жизнь, постоянную, осознанную волю к жизни, к познанию, к видению, к знанию и выражению этого знания».

Сборник «Алкоголи» (1913) дал представление читателям о многообразии творчества поэта. Он вобрала в себя все лучшее из созданного писателем за 15 лет. Первая книга «Зона» раскрывает смысл названия сборника: «И жизнь словно спирт пламенный ты пьешь». Главная тема поэмы — поэт и современность, интимное и общественное в жизни человека. Автор убежден, что источником подлинной поэзии есть жизнь в ее непрерывном движении, а поэзия должна удивлять, восхищать и познавать жизнь с помощью только ей присущих средств. Сборник отличается богатством тематики, разноплановостью мотивов и интонаций. Задушевная нежность льется из строф «Рейнских стихов».
Патетика революции звучит в «Вандемьер». «Мост Мирабо», исполненный ритмами французской ткацкой песни ХIII века, нарушает философскую проблему быстротечного времени. «Ответ запорожцев турецкому султану» несет яркий отпечаток украинского юмора. Сборник вобрал в себя сложность и противоречивость самого бытия, ибо, несмотря на разноплановость произведений (элегические, сатирические, исторические, современные и т.д.), он воспринимается как выражение того «синтеза жизни», в который был влюблен Г. Аполлинер. Кроме того, в «Алкоголь» прослеживается и другой синтез: поэт пытался прикрепить французской литературе ветви близких и далеких культур. Поэтому в сборнике находим отголоски библейских сюжетов и немецких легенд, французской и украинской истории, античной мифологии и современной европейской философии. Синтез различных культур помогал автору раскрывать проблемы жизни в широком мировом контексте.

Писатель выступает за многогранное познания действительности и духовного бытия человечества и на этом основании — превращение его. Таким образом формируется высокий синтез мечты и жизни, характерный для всего творчества Аполлинера. Однако читатели не восприняли сборник «Алкоголь», который противоречил устоявшимся представлениям о литературных жанрах и поэтическом образе.

С начала Первой мировой войны писатель — на фронте. Он пошел на войну добровольцем, служил сначала в артиллерии, затем в пехоте, пока не был ранен в голову осколком снаряда. Поэт много пишет, и с каждым новым произведением крепнут его антивоенные убеждения. Но главное — он хотел понять логику духовной жизни Европы, потери и надежды человечества, общую картину современного ему мира.

Сборник «Калиграмы. Стихи Мира и Войны „(1918), в которую вошли произведения 1913 — 1916 гг., посвящен памяти друга поэта, литератора Рене Дализа, погибшего на фронте. Он состоит из шести разделов, соответствующих определенным тенденциям развития эпохи. Таким образом, Г. Аполлинер объединил поэзию и время, создав своеобразную лирическую эпопею стремительного периода.

Название сборника связано с экспериментами в области поэтической формы.

Часть стихов имеет вид “лирических идеограмм», или калиграм, то есть они написаны таким образом, что их текст создает своеобразный рисунок (дом, звезда, линии дождя и т.п.). Наиболее известная Аполлинерова калиграма — «Зарезанная голубка и фонтан» (1914), расположением букв неодинакового размера и различными направлениями строк она образует очертания голубки над струями фонтана, символизирующего вечный плач по погибшим на войне. Знаменитая голубка Пикассо была навеяна именно этим образом горлицы Г. Аполлинера.

В «Калиграмах» поэт осуждает войну, но антивоенной тематикой значение их не исчерпывается. Сборник поднимает важные проблемы духовного и исторического бытия человечества, это — «картины самой жизни, ужасные и будничные, трагические и полны высоких надежд». Г. Аполлинер пытается осознать дальнейшую судьбу мира с позиции вечности.

Желая точнее передать ход событий — их одновременность, внезапность, динамизм и т.д., — он нередко отказывается от пунктуации, использует отрывочные строки, именительный предложения. Современные реалии сочетаются с историческими, мифологическими понятиями, поэзия часто приближается к прозе. Все это было не просто экспериментаторство, а прежде всего стремлением Г. Аполлинера воссоздать сложный «поток жизни», в котором все связи разрываются и одновременно все фрагменты — «осколки реальности» — соединены невидимой цепью, познать которую призвана поэзия. «Двадцатый век — в туманах!» — Отмечает писатель («Призрак в тумане»), однако люди должны подняться над миром и над самими собой, чтобы лучше увидеть настоящее и будущее («Возвышение»). Для Г. Аполлинера человек, несмотря на все его ошибки и ложные иллюзии, всегда оставалась властелином мира, который ведет постоянную борьбу за жизнь на грани света и тьмы, мира и войны, высокого и обыденного.

Через несколько месяцев после выхода «Калиграм» Г. Аполлинер, истощенный после тяжелого ранения, заболел испанкой. 9 ноября 1918 он умер. Незадолго до смерти он написал стихотворение «Рыжеволосая красавица», которое завершается строками:

Смейтесь, люди!
Чужие и близкие мне, надо мной вы смейтесь
Потому что есть много такого, о чем
я сказать вам не смею.
Так много, что вы мне сами
сказать не дадите.
Снисхождения прошу я у вас.

Время было снисходительным к Г. Аполлинеру. Должным образом не оцененный современниками, он заинтересовал следующие поколения. Его поэзия дала толчок новым течениям в мировой лирике. Творчество Г. Аполлинера было созвучна искусству таких поэтов, как П. Неруда, П. Элюар, Ю. Тувим, П. Тычина, В. Маяковский и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Германский союз | Перспективы менеджмента: возможное и вероятное




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.