Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рейнский союз






Под ударами войск Наполеона была ликвидирована Священная Римская империя германской нации. Французский император, перекроивший карту Германии, склонил монархов ряда германских государств, прежде всего южной части страны, к созданию в июле 1806 г. Рейнского союза. Акт об образовании этого союза подписали пра­вители 16 государств, затем к документу присоединились еще 20 государств. С точки зрения международного права Рейнский союз являлся объединением суверенных держав, функции совместного органа которого выполняло Федеральное Собрание во Франкфурте-на-Майне - бундестаг. Это была новая веха в становлении германского федерализма.

Согласно Акту (Конституции) Рейнского союза 16 германских государств объявляли о своем суверенитете и попадали под протекторат Франции. Центральным положением акта о Рейнском союзе было создание наступательно-оборонительного альянса, в соответствии с которым Наполеон мог использовать в своих боевых действиях войска союза. В августе 1806 г. государства Рейнского союза заявили о выходе из состава Священной Римской империи германской нации. Это привело к отречению императора Священной Римской империи Франца II, сохранившего титул императора Австрии. По мере продвижения наполеоновских войск к Рейнскому союзу присоединились Саксония и Вестфальское королевство.

Главным, однако, была не смена внешнеполитических ориентиров, а модернизация германских государств, вошедших в Рейнский союз, получившая название " революции сверху". Создание Рейнского союза ликвидировало более 112 мелких государственных единиц, что привело к значительному уменьшению политической раздробленности Германии и явилось крупным шагом вперед на пути радикальных преобразований в южной и западной частях страны. Хотя Рейнский союз осложнял решение проблемы создания единого государства, тем не менее он прокладывал путь от старой империи к новым политическим формам отношений между государствами на федеративных началах. Его деятельность обогатила историю конституционного права Германии, явилась важным этапом на пути формирования следующего государственного образования - Германского союза, создатели которого использовали опыт прежней конструкции, в частности, организационный принцип Акта (Конституции) Рейнского союза. Были проведены реформы в области конституционного права, управления, экономики, финансов. Монархи южногерманских и некоторых центральногерманских государств допустили принятие конституций, которые были призваны стимулировать

30 Ibid., S. 32-33. 36


граждан поддерживать свои государства. В конституциях некоторых государств, например, Баварии, были зафиксированы даже основные права человека.

Конституционные традиции в имеющей богатую 1000-летнюю историю Баварии начали складываться в начале XIV в. Так еще в 1300 г. создавались " земельные сословия" из помещиков, духовенства, а также граждан городов. Ставшая в 1806 г. королевством, Бавария в конституции от 25 мая 1808 г. определила принципы взаимодействия между администрацией и юстицией. На основе " эдикта о сословном собрании" от 26 мая 1816 г. " конституционная грамота королевства Бавария" 8 июля 1818 г. вводит принцип представительства в " сословном собрании", в результате чего монарх участвует в законодательстве. Сословное собрание состояло из двух палат: " Аристократической палаты", куда входили назначенные королем имперские совет­ники, и " демократической" - депутаты, избираемые народом. Благодаря этому конституционно было закреплено участие народа в законодательстве и делах прави­тельства. Можно сказать, что принятая в 1818 г. конституция, где впервые закреп­лялись равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и имущества, свобода совести и независимость судей, положила начало парламентской демократии в Баварии.

Проведенные в Пруссии в 1807-1808 гг. по инициативе главы правительства Г. Штейна реформы конституционного права и городского управления способство­вали расширению полномочий демократически избранных органов самоуправления.

Роспуск Рейнского союза произошел в конце наполеоновской эпохи. Большинство участников Союза во главе с Баварией в октябре 1813 г. присоединились к коалиции Пруссии, России и Австрии и вступили в борьбу против французского императора.

ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ

После разгрома Наполеона победители приступили к созданию нового междуна­родного порядка, включавшего проблемы урегулирования отношений между гер­манскими государствами. Эти темы стояли на повестке дня Венского конгресса (ноябрь 1814 - июнь 1815 гг.). В соответствии с решениями первого Парижского мира (30 мая 1814 г.), германские государства должны были быть независимы и объединены на федеративных началах. Правительства германских государств в июне 1815 г. приняли конституционный документ - " Союзный акт", в котором Союз государств характеризовался как " нерасторжимый". Он состоял из 39 государств -35 княжеств и 4 вольных города31. Наибольшим влиянием в Союзе обладали Австрия и Пруссия, соперничество которых за гегемонию в германских государствах заняло впоследствии более полувека.

Германский " Союзный акт" был дополнен Венским заключительным актом от 15 мая 1820 г., на основе которого был принят Основной закон Германского союза. Согласно Венскому заключительному акту, с точки зрения международного права Германский союз был " объединением германских суверенных княжеств и вольных городов". Основными задачами Союза являлись: сохранение внутренней и внешней безопасности Германии, а также обеспечение независимости и нерушимости границ германских государств.

Конституционным органом Союза являлось Федеральное собрание-бундестаг. Мес­том этого единственного общегерманского органа стал один из четырех вольных городов - Франкфурт-на-Майне. Участники Союза имели право заключать союзы с иностранными государствами, если они не были направлены против безопасности Германского союза или его членов. В состав бундестага, заседания которого прохо­дили под председательством Австрии, входили полномочные представители всех государств Союза. Таким образом, бундестаг представлял Германский союз в его полном объеме, являлся постоянным конституционным органом его воли и действия.

31 Гилкин НС. Создание Германской империи. 1815-1871. М., 1986.


По Венскому заключительному акту пленарные заседания бундестага проводились только для голосования, причем каждый из участников Союза обладал как минимум одним голосом, а крупные государства имели до 4 голосов. Предварительное решение готовилось на заседаниях так называемого " узкого совета", в котором только 11 самых крупных государств имели право полного голосования, а малые страны обладали лишь 6 голосами.

Полномочия бундестага были ограничены: он как конституционный орган Союза не мог принимать законы прямого действия для участников Германского союза и граждан входящих в это объединение государств. Принятые на пленарных заседаниях законы бундестаг мог только рекомендовать союзным государствам для их рассмот­рения и возможной реализации. Важным решением Венского конгресса было включение в " Союзный акт" статьи, которая предусматривала введение в государст­вах Союза " сословно-представительных конституций".

Закрепление конституционных элементов проходило параллельно с развитием капиталистических отношений в Германии, что способствовало становлению единого внутреннего рынка, создавало предпосылки для более тесного политического взаимо­действия германских государств в поисках пути создания единого национального госу­дарства на принципах федерализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.