Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Китай и Тибет






 

Эта крупнейшая страна Азии занимает обширную территорию Центральной Азии от южных границ бывшего СССР на севере до северных границ Индии и Бирмы на юге и от Памира на западе до берегов морей Тихого океана на востоке. Большая часть территории этой страны занята горами и пустынями – это восточные отроги Тянь-Шаня и Алтая, северные хребты Гималаев, Тибетское нагорье, пустыни Гоби и Синьцзяна. Климат в центральных районах Китая резко континентальный. Зато в южных и юго-западных районах простираются непроходимые джунгли с тропической и субтропической растительностью. В северных районах встречаются растения и животные, характерные как для южной Сибири, так и для влажных субтропиков.

Хотя на территории Китая проживает больше миллиарда человек, огромные территории центральных и восточных провинций мало населены, так как большая часть населения сосредоточена на восточном побережье страны и в долинах рек. Горные районы юго-восточных провинций, покрытые джунглями, также имеют редкое население. В джунглях, представляющих как бы естественный заповедник, сохранились некоторые животные, которые считались давно вымершими, как, например, большая панда, золотая обезьяна, тапир и другие.

Как уже упоминалось, о “диком человеке” жители Китая знали испокон веку. В древних рукописях учёные обнаружили записи и рисунки с изображением этого существа, имеющие давность две-три тысячи лет. Чаще всего изображения волосатого человека (эженя, жень-сю, иерана и т.п.) приводятся в пособиях по медицине. Древнейшие изображения имеют давность три и более тысячи лет. Но в летописях попадаются и простые реалистичные картинки, подобные приведенным ниже.

Не трудно заметить сходство изображённого на них существа с изображениями прообразов реликтовых гоминоидов из европейских источников. Особенно реалистично выглядит изображённый на левом рисунке танцующий - настоящий танцующий пан или сатир.

 

Рисунки эженей из летописей (Ш тыс. лет до н э.)

 

Рисунок из древнего медицинского атласа (Ш тыс. лет до н.э.)

 

Современные китайские ученые начали заниматься проблемой “дикого человека” сравнительно недавно и инициировал их интерес не кто иной, как советский ученый профессор Б.Ф.Поршнев, обратившийся с письмом к Президенту Академии наук КНР Го Мо-жо.

 

 

.

В этом письме он обратил его внимание на то, что европейские и американские учёные активно занимаются поисками “дикого человека“ на прилегающих к Китаю территориях, а китайские остаются в стороне.

После этого письма китайские ученые, антропологи и палеонтологи, обратили внимание на эту проблему и довольно быстро обнаружили, что Китай является весьма перспективным местом для поисков этого существа. Как оказалось, большинство населения Тибета знает о существовании на севере и юге страны животного, известного под названием “эжень” или “жень-сю”. В других местах его называют “иеран”

.

Как сообщили китайские ученые, большинство населения Тибета знает о существовании на севере и юге страны животного, известного под названием “ми-гё”. В Тибетском автономном районе, в провинции Ганьсу, в 1947 году жители одной деревни поймали и держали в неволе живого “ми-гё”. Из соседних деревень люди приходили смотреть на него. Когда через некоторое время “ми-гё” умер, с него сняли шкуру, которая, как полагают, хранится в местном храме Хуфашеньдянь.

 

Согласно другому сообщению, в начале 1954 года в южной части провинции Юньнань, высоко в горах были обнаружены дикие волосатые люди. Одного из них поймали и отправили в столицу провинции Куньмин, где его многие видели.

 

В 1967 году, по данным профессора Бурхана, охотник-уйгур застрелил в районе озера Лобнор “жень-сю” – ”человека-медведя”, которого во многих областях Китая называют по-тибетски “ми-гё”. Охотник снял с убитого животного шкуру и отвез её в город Курли, где она тщательно сохранялась у начальника округа.

 

Председатель правительства провинции Шэньси товарищ Чжао Шоу-шань сообщил в 1959 году, что лет сорок назад он своими глазами видел живого жень-сю в горах Циньлинь-Шань (отроги Сычуаньских Альп).

 

О тех же самых горах на юге провинции рассказывал профессору Поршневу один из крупнейших китайских историков профессор Хоу Вай-лу. У него сложилась своя, особая концепция о природе этих существ. Профессор полагает, что речь идет о двух весьма различных по происхождению явлениях: “В Синьцзяне, Тибете и Гималаях обитают человекообразные существа, настолько первобытные, что они стоят, по-видимому, еще ниже далёкого предка человека – синантропа. Точные выводы здесь делать еще рано, так как о них известно слишком мало”. Совсем иными представляются профессору Хоу Вай-лу “дикие люди”, обитающие в горах на юге провинции Шэньси. По его мнению, это потомки человеческого племени, около 3000 лет назад оттесненного в горы и одичавшего.

Сильную волосатость их тел он объясняет тем, что им многие века приходилось жить в условиях сурового высокогорья, без одежды. Питаются они сырыми плодами, кореньями и сырым мясом. Прежде местные жители на них охотились, изредка их ловили и приручали. Ловили их в горах, приманивая разложенными на склоне красными тряпками. В начале 50-х годов Хоу Вей-лу сам видел одного такого прирученного “дикого человека”. Он не обладал никакой речью; его за несколько лет удалось научить воспроизводить только несколько простейших китайских слов. Научили его также выполнять некоторые простейшие работы”.

 

В 70-е годы были организованы по инициативе Китайской Академии наук экспедиции по поискам “дикого человека”, в работе которых приняли участие и биологи – преподаватели и студенты китайских ВУЗ-ов. К работе экспедиций привлекались и воинские части и спортсмены.

Участники экспедиций провели опросы местного населения, обнаружили следы, с которых были сделаны слепки, собрали образцы волос, которые, как показал анализ, отличались от волос медведей и других известных животных, обитающих в районе работы экспедиции и соседних странах. Таким образом, уже первые результаты оказались весьма обнадеживающими. В китайской печати появились первые публикации на эту тему. Оказалось, что древние китайские летописи и другие источники одержат многочисленные упоминания о “диких людях”: эжень, жень-сю, иеран, ми-гё и др., что в переводе, как и везде, означает “человек-медведь”, “волосатый человек”, “чудовище гор” и т.п.

Среди нескольких сотен сообщений, собранных во время работы экспедиции, известный антрополог профессор Чжоу Го-син выделил два, как заслуживающие наибольшего доверия, поскольку они исходили от людей с научным образованием (следует отметить, что подавляющее большинство жителей глубинных районов Китая и Тибета совершенно неграмотны – прим. автора).

 

Первое из этих двух сообщений принадлежит биологу Ван Целину, который в 1940 году видел убитую самку эженя в районе Ганьсу, в горах Циеньлинь – это юго-западная часть провинции Шаньси. Убитая особь была покрыта густыми бурыми волосами, на туловище они были короткие и прямые, а на голове длинные и спутанные. У нее были глубоко запавшие глаза, сильно выступающие скулы и сильно выступающая вперед нижняя часть лица. В целом, по его словам, убитая очень напоминала скульптура синантропа, выставленную в “Музее естественной истории” в Пекине. Как установил Ван Це-лин, примерно за месяц до него в этом районе местные жители встречали двух эженей. Очевидно, это были самец и самка. Оба они отличались высоким ростом, большой силой, не владели речью и издавали только нечленораздельные крики. А потом кто-то застрелил самку.

 

Другое сообщение было сделано геологом Фань Цзиньцуанем, который весной 1950 года с помощью местного проводника получил возможность дважды подолгу наблюдать за двумя эженями в горном лесу одного из отрогов хребта Цинь-линь (в районе Баоцзы провинции Шаньси)..

Вот как он описывает то, что увидел: “… Уже смеркалось, когда мы увидели эженей. Это были мать с довольно рослым детенышем, рост которого был примерно 160 сантиметров. По словам проводника, наблюдавшего за этой самкой много лет, возраст молодого эженя был примерно 12 лет. Мать не подпускала нас ближе, чем на двести метров, тогда как “дикий ребенок”, подобно теленку, который не боится тигра, вел себя настолько смело, что приблизился к проводнику совсем близко, желая отведать предложенных ему каштанов. Мать, видно недовольная таким поведением сына, время от времени издавала негромкие звуки, напоминающие ржанье лошади, вероятно, тревожась за свое чадо и призывая его к себе. Вскоре сумерки сгустились настолько, что почти ничего не стало видно, и мы пошли обратно к лагерю

В следующий раз, когда мне снова удалось увидеть эженей и понаблюдать за ними подольше. “Дикая женщина” на этот раз уже не так опасалась людей и подпускала нас на более близкое расстояние. “Дикий ребенок” снова подходил к нам настолько близко, что проводник встал спереди, чтобы на всякий случай прикрыть меня. Я в то время стоял на коленях, делая вид, что собираю каштаны, и не решаясь подняться на ноги. Со страхом и любопытством я искоса поглядывал в сторону “дикой женщины”, стараясь получше рассмотреть ее. Сидя на корточках, я видел ее снизу, совершенно ясно, вплоть до того, что различал капельки красной крови у нее на бедрах…”.

 

В 1922 году Хуан Хинминг и его спутники увидели рыжеволосого “дикого человека” в районе Малан. Его следы имели 40 см. в длину. Он поднимался в гору, при этом шёл сильно ссутулившись. Всё его тело с головы до ног было покрыто тёмно-коричневыми волосами.

 

23 мая 1957 года девочка Ванг Кангмай из деревни Жуанксиян, расположенной неподалеку от гор Джулонг (северные отроги Гималаев, Тибет), прогуливалась по окраине своей деревни и увидела на склоне горы волосатое существо, похожее одновременно на человека и на медведя. Она позвала на помощь, и прибежавшие люди поспешили застрелить загадочное существо. Трупом убитого заинтересовался учитель местной школы Чжоу Шу-сонь. Понимая, что ему не удастся сохранить этот труп целиком, он отрезал у него кисти рук и стопы ног и высушил их. Только в 1981 году эти останки были доставлены в Пекинский музей естественной истории и специалисты под руководством профессора Чжоу Госиня занялись их изучением. После проведения необходимых исследований ученые пришли к выводу, что эти конечности принадлежат примату неизвестного науке вида (фотографию см. в главе 5).

 

Как сообщили китайские ученые, большинство населения Тибета знает о существовании на севере и юге страны животного, известного под названием “ми-гё”. В Тибетском автономном районе, в провинции Ганьсу, в 1947 году жители одной деревни поймали и держали в неволе живого “ми-гё”. Из соседних деревень люди приходили смотреть на него. Когда через некоторое время “ми-гё” умер, с него сняли шкуру, которая, как полагают, хранится в местном храме Хуфашеньдянь.

 

Согласно другому сообщению, в начале 1954 года в южной части провинции Юньнань, высоко в горах были обнаружены дикие волосатые люди. Одного из них поймали и отправили в столицу провинции Куньмин, где его многие видели.

 

Председатель правительства провинции Шэньси товарищ Чжао Шоу-шань сообщил в 1959 году, что лет сорок назад он своими глазами видел живого жень-сю в горах. Циньлинь-Шань (отроги Сычуаньских Альп).

 

О тех же самых горах на юге провинции, рассказывал профессору Поршневу один из крупнейших китайских историков профессор Хоу Вай-лу. У него сложилась своя, особая концепция о природе этих существ. Профессор полагает, что речь идет о двух весьма различных по происхождению явлениях: “В Синьцзяне, Тибете и Гималаях обитают человекообразные существа, настолько первобытные, что они стоят, по-видимому, еще ниже далекого предка человека – синантропа. Точные выводы здесь делать еще рано, так как о них известно слишком мало”.

Совсем иными представляются профессору Хоу Вай-лу “дикие люди”, обитающие в горах на юге провинции Шэньси. По его мнению, это потомки человеческого племени, около 3000 лет назад оттесненного в горы и одичавшего. Сильную волосатость их тел он объясняет тем, что им многие века приходилось жить в условиях сурового высокогорья, без одежды. Питаются они сырыми плодами, кореньями и сырым мясом. Прежде местные жители на них охотились, изредка их ловили и приручали. Ловили их в горах, приманивая разложенными на склоне красными тряпками. В начале 50-х годов Хоу Вей-лу сам видел одного такого прирученного “дикого человека”. Он не обладал никакой речью; его за несколько лет удалось научить воспроизводить только несколько простейших китайских слов. Научили его также выполнять некоторые простейшие работы.

 

В 1967 году, по данным профессора Бурхана, охотник-уйгур застрелил в районе озера Лобнор “жень-сю” – “человека-медведя”, которого во многих областях Китая называют по-тибетски “ми-гё”. Охотник снял с убитого животного шкуру и отвез её в город Курли, где она тщательно сохранялась у начальника округа.

 

В 70-е годы были организованы по инициативе Китайской Академии наук экспедиции по поискам “дикого человека”, в работе которых приняли участие и биологи – преподаватели и студенты китайских ВУЗ-ов. К работе экспедиций привлекались воинские части и спортсмены.

Участники экспедиций провели опросы местного населения, обнаружили следы, с которых были сделаны слепки, собрали образцы волос, которые, как показал анализ, отличались от волос медведей и других известных животных, обитающих в районе работы экспедиции и соседних странах. Таким образом, уже первые результаты оказались весьма обнадеживающими. В китайской печати появились первые публикации на эту тему. Оказалось, что древние китайские летописи и другие источники одержат многочисленные упоминания о “диких людях”: эжень, жень-сю, иеран, ми-гё и др., что в переводе, как и везде, означает “человек-медведь”, “волосатый человек”, “чудовище гор” и т.п.

Среди нескольких сотен сообщений, собранных во время работы экспедиции, известный антрополог профессор Чжоу Го-син выделил два, как заслуживающие наибольшего доверия, поскольку они исходили от людей с научным образованием (следует отметить, что подавляющее большинство жителей глубинных районов Китая и Тибета совершенно неграмотны – прим. автора).

Первое из этих двух сообщений принадлежит биологу Ван Целину, который в 1940 году видел убитую самку эженя в районе Ганьсу, в горах Циеньлинь – это юго-западная часть провинции Шаньси. Убитая особь была покрыта густыми бурыми волосами, на туловище они были короткие и прямые, а на голове длинные и спутанные. У нее были глубоко запавшие глаза, сильно выступающие скулы и сильно выступающая вперед нижняя часть лица. В целом, по его словам, убитая очень напоминала скульптура синантропа, выставленную в “Музее естественной истории” в Пекине. Как установил Ван Це-лин, примерно за месяц до него в этом районе местные жители встречали двух эженей. Очевидно, это были самец и самка. Оба они отличались высоким ростом, большой силой, не владели речью и издавали только нечленораздельные крики. А потом кто-то застрелил самку.

Другое сообщение было сделано геологом Фань Цзиньцуанем, который весной 1950 года с помощью местного проводника получил возможность дважды подолгу наблюдать за двумя эженями в горном лесу одного из отрогов хребта Цинь-линь (в районе Баоцзы провинции Шаньси)..

Вот как он описывает то, что увидел: “… Уже смеркалось, когда мы увидели эженей. Это были мать с довольно рослым детенышем, рост которого был примерно 160 сантиметров. По словам проводника, наблюдавшего за этой самкой много лет, возраст молодого эженя был примерно 12 лет. Мать не подпускала нас ближе, чем на двести метров, тогда как “дикий ребенок”, подобно теленку, который не боится тигра, вел себя настолько смело, что приблизился к проводнику совсем близко, желая отведать предложенных ему каштанов. Мать, видно недовольная таким поведением сына, время от времени издавала негромкие звуки, напоминающие ржанье лошади, вероятно, тревожась за свое чадо и призывая его к себе. Вскоре сумерки сгустились настолько, что почти ничего не стало видно, и мы пошли обратно к лагерю

В следующий раз, когда мне снова удалось увидеть эженей и понаблюдать за ними подольше. “Дикая женщина” на этот раз уже не тк опасалась людей и подпускала нас на более близкое расстояние. “Дикий ребенок” снова подходил к нам настолько близко, что проводник встал спереди, чтобы на всякий случай прикрыть меня. Я в то время стоял на коленях, делая вид, что собираю каштаны, и не решаясь подняться на ноги. Со страхом и любопытством я искоса поглядывал в сторону “дикой женщины”, стараясь получше рассмотреть её. Сидя на корточках, я видел ее снизу, совершенно ясно, вплоть до того, что различал капельки красной крови у нее на бедрах…”.

 

23 мая 1957 года девочка Ванг Кангмай из деревни Жуанксиян, расположенной неподалеку от гор Джулонг (северные отроги Гималаев, Тибет), прогуливалась по окраине своей деревни и увидела на склоне горы волосатое существо, похожее одновременно на человека и на медведя. Она позвала на помощь, и прибежавшие люди поспешили застрелить загадочное существо. Трупом убитого заинтересовался учитель местной школы Чжоу Шу-сонь. Понимая, что ему не удастся сохранить этот труп целиком, он отрезал у него кисти рук и стопы ног и высушил их. Только в 1981 году эти останки были доставлены в Пекинский музей естественной истории и специалисты под руководством профессора Чжоу Госиня занялись их изучением. После проведения необходимых исследований ученые пришли к выводу, что эти конечности принадлежат примату неизвестного науке вида (фотографию см. в главе 5).

 

Лунной ночью в мае 1976 года шестеро руководителей коммуны из лесного района Шенонгийя в провинции Хубэй ехали на джипе. Когда они проезжали неподалеку от деревни Чун-Шуйя их фары осветили “странное бесхвостое существо с красноватыми, волосами”, которое стояло на дороге.

Водитель остановил джип и, удерживая это существо в лучах фар, чтобы вышедшие из джипа пятеро его пассажиров могли подойти к нему. Они медленно двинулись в его сторону и приблизились на несколько футов – странное существо, казалось, было заинтриговано происходящим и некоторое время стояло неподвижно, но потом быстро скрылось в темноте.

Люди не делали попыток преследовать его, но на следующее утро отправили телеграмму в Пекин, в Академию наук. Все были убеждены, что они видели одного из легендарных “волосатых людей” Китая.

 

В октябре 1977 года 33-хлетний руководитель коммуны Панг Есенг рассказал группе исследователей из Китайской Академии наук в Пекине о том, как он встретил “волосатого человека” в лесу на склоне ущелья, куда он направился для заготовки топлива, следующее: “Этот человек подходил ко мне все ближе и ближе. Я пятился назад, пока не уткнулся спиной в скалу. Дальше отступать было некуда. Я поднял топор, готовый сразиться на свою жизнь. Мы стояли друг против друга, не двигаясь с места, около часа. Потом я поднял камень и бросил в него. Камень попал ему в грудь. Он издал несколько воплей и начал тереть место удара рукой. Потом повернулся налево, прислонился к дереву, а затем медленно побрел вниз по ущелью. На ходу он продолжал издавать протяжные стонущие звуки…”.

 

В июле 1977 года эженя наблюдал лесничий коммуны Куйфун округа Чжоучжи в провинции Шаньси. Это было существо мужского пола, ростом более двух метров с очень широкими плечами. Оно было покрыто темно-бурой шерстью. Волосы с головы спускались на плечи, Его лицо, кроме ушей и носа, тоже было покрыто волосами, но очень короткими. Кисти рук и стопы ног у этого существа были очень большими, пальцы у него были длиннее человеческих. Нос у него был “картошкой с вывернутыми ноздрями, На лице сильно выступали надбровья, скрывая глубоко посаженные глаза. Оно издавало нечленораздельное бормотанье и звуки, напоминающие крики разных зверей и птиц, а также плач человеческого ребёнка. В гору это существо поднималось очень легко, делая полутораметровые шаги.

 

В 1981 году русский ученый А.Тишков принимал участие в работе советско-китайской экспедиции, работавшей на северных склонах горы Шишипангма на юге Тибета. Экспедиция изучала растительный покров в приледниковой зоне, на высоте примерно 5000 метров над уровнем моря.

Однажды, возвращаясь с места работ в лагерь экспедиции, Тишков обратил внимание на странное волосатое существо, притаившееся возле большого камня, расположенного в нескольких десятках метров от него, выше по склону. Другие члены группы в это время шли по дну долины, а Тишков двигался по склону, и в этот момент он оказался один. Непонятное существо или похожая на него тень были плохо видны, и Тишков попытался приблизиться к этому странному существу, чтобы его сфотографировать. Но, пройдя несколько шагов, он вдруг почувствовал, что его охватывает какой-то непонятный страх, и бросился бежать в сторону своих товарищей. Но постепенно успокоился и стал анализировать свои ощущения, ведь ему никто не угрожал. Придя к такому выводу, он снова направился в сторону загадочного существа. На этот раз он смог приблизиться к нему ближе, чем был в первый раз, и увидел, что положение существа немного изменилось. Оно, очевидно, заметило Тишкова и, спрятавшись за камень, повернулось в его сторону таким образом, чтобы лучше его видеть. По мере приближения человека, оно несколько раз выглядывало из-за камня и смотрело на него. Потом оно вышло из своего укрытия на открытый склон и начало удаляться. Когда Тишков попытался подобраться ещё ближе, оно бросилось бежать. Бежало оно на четвереньках, делая какие-то странные прыжки то в одну, то в другую сторону. Тишкову удалось сделать несколько снимков, но из-за большого расстояния на фотографиях ничего различить нельзя. Рост этого существа был примерно160 сантиметров, оно было покрыто не особенно густой шерстью. На голове волосы были значительно длиннее, чем на теле.

По возвращении экспедиции в Пекин Тишков какое-то время работал в архиве. Просматривая отчёты предыдущих экспедиций, работавших в том же районе, Тишков с удивлением обнаружил в списке животных, встречавшихся участникам работавшей недавно в том же районе немецко-китайской экспедиции, не первом месте был указан йети, и уже после него перечислялись сурки, песчанки, землеройки и другие жители высокогорья.

 

В 1986 году известный австрийский альпинист Ральф Месснер возвращался после восхождения на одну из вершин Лхоцзе со стороны Тибета. Не веривший до этого в существование “снежного человека” альпинист на вопрос об этом существе на пресс-конференции в Катманду рассказал, что, продираясь сквозь заросли горного леса на склоне горы, он надеялся встретить пастухов яков, чтобы узнать у них, как быстрее добраться до берега Меконга. Приближался сезон дождей, и подъём воды в реке мог задержать его возвращение в цивилизацию. Тропу он потерял и двигался очень медленно. Несколько раз ему показалось, что впереди мелькнул тёмный силуэт какого-то крупного животного. Сначала он решил, что это як и, следуя за ним, он выйдет к пастухам. Но в какой-то миг Месснер увидел это существо целиком – оно стояло на двух ногах и имело рост примерно два метра. Тело его, за исключением лица, было покрыто черной шерстью. Оно имело короткие ноги и длинные руки. “…Оно стояло в метрах в десяти от меня, но мое изумление помешало мне его сфотографировать. Местные жители потом говорили мне, что в этих местах обитают сотни таких существ…”

Придя в себя, Месснер сфотографировал следы этого существа, и измерил их размеры – 30 х 13 сантиметров.

 

Второй раз он увидел йети ночью, когда тот подошел близко к его лагерю. “…В этот раз я испугался, - пишет Месснер, - потому, что йети засвистел, а, по словам местных жителей, свист - это знак того, что он собирается напасть… Я не могу сказать, человек ли это существо или медведь неизвестного науке вида. Он сначала шел на двух ногах, а, когда побежал, то опустился на четвереньки”.

 

Через год пришло сообщение, что на Гималаях встретил йети ещё один австрийский альпинист Нейер и даже сфотографировал его на цветную пленку. Нейер писал: “Это было существо ростом примерно два метра двадцать сантиметров. Когда я стал его снимать, своей фотокамерой, он, испугавшись ее звука, убежал, оставив на снегу следы, размеры которых были 37х17 сантиметров”. Фотографии Нейера были опубликованы в некоторых зарубежных изданиях, но, ввиду их низкого качества, никакой ценности они не представляют (но это и не мудрено – ведь съёмка происходила не в павильоне – прим. автора).

 

А вот что рассказал в своем интервью доктор тибетской медицины Александр Пьяник. Он много путешествовал по Тибету. На вопрос о «снежном человеке» он ответил: “Я был случайным свидетелем одной охоты на йети. Но я убежден, что охотиться на это существо, а тем более убить его, невозможно. Это существо способно мгновенно исчезать. Я сам видел, как “снежный человек” буквально растворился в воздухе, едва раздались первые выстрелы. Охотник обнаружив, что он промазал, стал вдруг целиться в мою сторону. Я обернулся и увидел волосатого великана, спокойно сидящего у меня за спиной. Как он умудрился преодолеть расстояние не меньше 300 метров за какие-то доли секунды? Когда несколько пуль просвистели у меня над головой, я бросился на землю, а “снежный человек” в тот же момент снова исчез из виду и, как бы дразня охотника, появился с другой стороны”.

На вопрос, как он объясняет такое явление, Пьяник ответил: “Это, несомненно, телепортация - перемещение тела в пространстве или, как говорят в народе, “отвод глаз”. Есть йоги и некоторые экстрасенсы, которые могут проделывать подобные чудеса”.

По мнению автора, доверять доктору Пьянику в части упоминания телепортации не стоит, так как имеются сообщения о том, что люди неоднократно стреляли в “дикого человека” и убивали его. В описанном им случае, скорее всего, у человека возникали кратковременные отключения сознания и зрительные галлюцинации, то есть то, что он назвал “отвод глаз“. Причиной этого могли быть условия высококгорья, самовнушение или гипноз.

Член Среднеазиатской экмпедиции Л.Асадов не раз был свидетелем того, как легко поддаются внушению люди, с нетерпением ожидающие “чуда“. Особенно были этому подвержены участницы киевской экспедиции.

Находясь в палатке, на склоне хребта Суркх, он как-то ночью решил подшутить над своими спутницами и шопотом сказал, что слышит чьи-то шаги – кто-то якобы ходит возле палатки. И все его спутницы, в числе которых была Нина Гринёва, “услышали” эти шаги. Он неоднократно повторял такие розыгрыши, и каждый раз утром слышал восторженные рассказы о ночных приключениях. Успех гарантировался тем, что никто в такой ситуации не рисковал выглянуть из палатки.

Во время своих экспедиций автору приходилось неоднократно расследовать случаи, когда кто-то из членов группы, а то и все члены группы слышали какие-то загадочные звуки (шаги по песку или гравию) или видели в темноте светящиеся точки или силует человекоподобного существа. В большинстве случаев при обследовании места, из которого слышался звук, мы обнаруживали, что силует был на самом деле обычным кустом, а следы пребывания там какого-то животного: следы, фекалии, примятая трава и т.п. отсутствовали. В этих случаях сомнения само собой отпадали. То же самое относится и к зрительным галлюцинациям. О зрительных галлюцинациях в высокогорье хорошо знают альпинисты-высотники. Они случались даже у таких волевых и закалённых альпинистов, как Р.Месснер, Э.Хиллари, В.Абалаков и др.

В тех случаях, когда материальных подтверждений существования источника звука обнаружить не удалось, приходилось согласиться с мнением психологов, что имело место явление самовнушения или даже с “группового наведенного гипноза” со стороны кого-то из членов группы. В последнем случае “гипонотизёр” подчас даже не подозревает об этом (конечно, если он не делает это осознанно). Здесь важен общий психологический настрой группы. В киевской экспедиции общий настрой способствовал подобным явлениям, так как её руководитель обладал сильными экстрасенсорными способностями.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.