Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура поведения — показатель воспитанности






Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человече­ского общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, — уважай других. Культура отношений — дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения советского человека, его отношение к окружаю­щим, в основе которых лежит коммунистическая нравственность, — важнейший показатель культуры.

«Нравственность служит для того, чтобы человеческому об­ществу подняться выше...»1 — говорил Владимир Ильич Ленин. Поэтому стремление человека к овладению культурой поведения, в основе которого лежит коммунистическая нравственность, есть не что иное, как стремление к самоусовершенствованию.

На необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения детей указывается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Это обязывает педагогов детских садов повседневно заботиться о выработке таких навыков и привычек поведения, которые бы положили начало дальнейшему совершенствованию личности ре­бенка, его общему развитию и воспитанности. Антон Семенович Макаренко писал: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»2.

Конкретные представления о культуре поведения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием нравственных представлений.

Какие задачи встают перед педагогом в формировании у детей культуры поведения?

Учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами.

Воспитывать культуру общения ребенка со взрослыми и свер­стниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предуп­редительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах.

Воспитывать культуру речи, предусматривающую умение ре­бенка вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых на «вы» и по имени и отчеству, не перебивать говорящих и выслушивать других, говорить четко, ясно произнося окончания слов, владеть голосом, не засорять речь лишними словами. Во время разговора вести себя сдержанно (не размахивать руками, не делать гримас и лишних движений, не держать руки в карманах, не сидеть раз­валясь, при разговоре смотреть в глаза собеседнику, проявляя при­ветливость и доброжелательность).

Воспитывать культуру деятельности — умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завер­шения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все, чем пользовался, сложив материалы, книги, игрушки в таком по­рядке, который обеспечивал бы их сохранность и удобство пользо­вания; привести в порядок свой костюм, вымыть руки после заня­тий с глиной или трудовых поручений.

Вырабатывать элементарные навыки самоорганизации свобод­ного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в группе.

Что в этой связи рекомендует «Программа воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы?

С первых дней прихода ребенка в детский сад педагог вос­питывает у него культурно-гигиенические навыки, а также элемен­тарные навыки культурного поведения для установления правиль­ных отношений детей друг с другом, с воспитателем и всеми сотруд­никами.

Детям двух и трех лет прививают навыки личной гигиены. Их приучают замечать неопрятность в одежде, прическе («Видишь, развязался шнурок, расплелась косичка — обратись за помощью к воспитателю, няне, если не можешь сделать сам»), формируют навыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккурат-но ее складывать, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуро­вывать обувь и т. п.). С помощью взрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, создавая потребность в чистоте; пользоваться своим полотенцем, носовым платком, сал-, феткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку| в правой руке. Всеми этими навыками должны овладеть дети в nep-i вой младшей группе.

В этот же период детей знакомят с простейшими правилами культуры поведения в детском коллективе, например играть рядом, ' не мешая'друг другу, не отнимать игрушки; учат приветливо здоН роваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, прач вильно пользоваться игрушками: не разбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место.

Малышей приучают соблюдать чистоту и порядок, старательно вытирать ноги, не сорить, не проливать на пол воду при умывании.

Во второй младшей группе у детейГпродолжают совершенство­вать культурно-гигиенические навыки. Их приучают самостоятель­но, аккуратно есть, пережевывать не торопясь пищу, спокойно

сидеть за столом, не крошить хлеб. Они уже должны уметь пользо­ваться салфеткой, вытирать по мере надобности губы, пальцы. С помощью воспитателя дети усваивают, что во время умывания необходимо засучивать рукава, пользоваться мылом, вытираться досуха. Малышей приучают пользоваться носовым платком, за­мечать неполадки во внешнем виде и самим их устранять, за помо­щью к воспитателю или няне обращаться лишь в случае необ­ходимости.

Постепенно дети осваивают несложные правила организован­ного поведения. Воспитатель разъясняет, как они должны вести себя в вестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, на улице, в общественных местах и дома.

Продолжается работа и по воспитанию вежливости — назы­вать взрослых по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться, прощаться.

Формируя культуру взаимоотношений между детьми, педагог воспитывает умение дружно жить, сообща пользоваться игруш­ками и книгами, а при необходимости уступать их друг другу; прививает умение оказывать внимание сверстникам, проявлять за­боту о маленьких, нуждающихся в помощи. Воспитатель старается вызвать у детей чувства симпатии, отзывчивости, доброжелатель­ности к сверстникам и окружающим взрослым. Все это должно стать нравственной основой культуры поведения.

В средней группе требования к детям усложняются.

Дети четырех-пяти лет уже знают некоторые правила куль­турного поведения и могут самостоятельно ими руководствоваться. У них уже имеются многие культурно-гигиенические привычки, они умеют сами обслужить себя — одеваться, раздеваться, умы­ваться. У воспитанников средней группы продолжают воспитывать опрятность, аккуратность, их учат не только замечать непорядок во внешнем виде и устранять его, но и беречь одежду, обувь, лич­ные вещи. Ребенок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой и расческой, отворачиваться и закрывать рот носовым платком при кашле или чихании. Воспитатель учит детей культурно вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.

В культуре отношений со сверстниками также происходит даль­нейшее совершенствование. Педагог продолжает воспитывать у детей умение действовать сообща, договариваться, уважать кол­лективный замысел, подчиняться правилам. При этом у них разви­вают общительность, умение сопереживать, проявлять дружелю­бие и взаимопомощь.

Осуществляется дальнейшее воспитание вежливости, привет­ливости, сдержанности. Педагог учит детей не быть назойливыми, не вмешиваться в разговор взрослых, не перебивать их, четко от­вечать на вопросы, уметь оказывать услугу старшим.

К переходу в старшую группу у детей воспитаны прочные навы­ки личной гигиены, умение быть опрятным и аккуратным, самостоя­тельно следить за чистотой тела, приводить в порядок прическу, костюм. Все это помогает ребенку быть подтянутым, помнить о том, что, отправляясь на прогулку или собираясь на занятие, необходимо проверить свой внешний вид.

В старшей группе при целенаправленном воспитании дети приобретают прочные навыки вежливости, не забывают привет­ливо здороваться, попрощаться (теперь уже без напоминания педагога) со всеми взрослыми и сверстниками. Педагог закреп­ляет умение выслушивать взрослых, вежливо обращаться с прось­бой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предлагать свою помощь. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь в раздевании и одевании, стараться успоко­ить плачущего.

Правила, регулирующие общение детей, тоже заметно воз­растают: ребят приучают справедливо разрешать споры и разно­гласия; дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила поведения; самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно педагог подводит их к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых.

Воспитатель учит детей вести себя в общественных местах сдержанно, не привлекая к себе внимания посторонних, раз­говаривать негромко, а если необходимо, то и помолчать, соблю­дать порядок, чистоту, уступать место старшим.

Подготовительная к школе группа. Навыки, которые сформи­рованы в предшествующих возрастных группах, закреплены и ста­ли потребностью детей. Регулярные дежурства помогли детям усвоить, что недопустимо, например, начинать разносить приборы или хлеб, не вымыв руки, или, почистив клетки животных, необхо-) димо прежде всего тщательно вымыть руки с мылом.

Ежедневно мыть ноги, чистить зубы, полоскать рот после еды — все это должно быть в арсенале прочных привычен старших детей. Воспитатель стремится к тому, чтобы кажды! ребенок заботился о чистоте своей одежды, обуви, об аккурат­ном внешнем виде, порядке в окружающей обстановке. Чтобы дети мо£ ли устранить погрешности в костюме, он приучает свои) воспитанников при необходимости пришивать пуговицу ил1 оторвавшуюся тесемку, бретельку, чистить одежду и обувь. Вос­питатель готовит их к тому, чтобы все это они умели делать без напоминания старших, по собственной инициативе.

Выпускники детского сада самостоятельно поддерживают поря­док в групповой комнате и на участке. И если они оставят не hJ месте или в беспорядке вещи, игрушки, этот факт расценивается воспитателем как явление чрезвычайное. Большое значение при! дается выработке бережного отношения не только к личным вещам,!

но и ко всему общественному имуществу — в детском саду и за его пределами.

Особое внимание уделяется формированию у детей культуры деятельности не только на занятиях, но и вне их. Воспитатель учит детей объединяться для совместных дел, согласовывать свои действия и замыслы друг с другом, считаться с мнением большин­ства. Ребенок должен уметь подготовить все необходимое для игры или занятия, не нарушая общего порядка в группе.

Значительное место отводится воспитанию у детей культуры речи: умения отвечать, вступать в разговор со взрослыми, под­держивать беседу, употребляя вежливые формы обращения, уме­ния владеть голосом, разговаривать приветливо, в доброжелатель­ном тоне.

К концу пребывания детей в детском учреждении они проч­но овладевают навыками общественного поведения: первыми здо­роваются со всеми знакомыми, вежливо благодарят за оказанную услугу, помощь или заботу, умеют проявить внимание и предупре­дительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять об­роненную вещь, придержать дверь и пропустить вперед себя, пред­ложить помощь и т. д.). Им прививают умение вести себя в об­щественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания.

Вот программа воспитания у детей культурных навыков и при­вычек, которая решается на каждой возрастной ступени. Если она осуществляется непрерывно на протяжении всего пребывания ре­бенка в детском саду и в единстве со всеми другими задачами воспитания, то культура поведения ребенка становится выражени­ем его воспитанности.

Как решает педагог поставленные задачи?

С чего начинается воспитание культурных привычек у малень­ких детей? С самого доступного, конкретного и видимого. Ведь нельзя не учитывать, что накапливание нравственных представле­ний происходит у малыша медленнее, чем усвоение внешних форм поведения. Потому-то и начинать приходится с воспитания у ма­ленького ребенка этих внешних форм культуры, одновременно соз­давая предпосылки для нравственного их осмысливания. Необхо­димо иметь в виду взаимодействие и взаимозависимость внешних и внутренних форм поведения. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним способам ее выраже­ния, которые, даже тогда, когда еще не осмыслены малышом, все же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности. Ведь если отрицательные способы поведения укореняются, то по­степенно огрубляют, обедняют и его внутренний мир.

Отсюда вывод: пренебрегая или запаздывая с формированием внешних форм поведения, можно упустить воспитание его внут­ренней культуры. Стремясь сформировать у детей настоящую ш

воспитанность, педагог непременно подмечает, что, например, кто-то, обращаясь к няне или маме своего товарища, назвал их «тетя Маша», «тетя Рита», а не по имени и отчеству; что вошел в кабинет заведующей или врача без разрешения; что, встретив­шись в дверях со взрослым, поторопился проскользнуть первым; что вышел из-за стола не прожевав пищу и т. д. Он учит детей, как поступать в подобных случаях, так как они часто просто не знают, как вести себя.,

...Воспитатель нечаянно рассыпал счетные палочки. Няня и двое стоявших рядом детей стали помогать собирать их. А новичок с любопытством наблюдал за происходящим.

— Вон еще две под столом, — подсказывает он няне, сам оставаясь на месте.

— А ты почему не помогаешь нам? — обращается к нему вос­питатель.

— А я ведь их не рассыпал, — удивляется мальчик.

По тому, как ребенок ведет себя со взрослыми и сверст­никами, можно судить и о наличии у него культурных привычек, и об их устойчивости. Часто дети ведут себя как надо на занятиях, на экскурсии или других фронтальных мероприятиях, но когда они самостоятельно играют, занимаются, общаются между собой, то становится очевидным, что навыки культуры поведения у них не отличаются устойчивостью.

Нередко дети, обращаясь к воспитателю, проявляют вежли­вость, а в отношениях со сверстниками забывают об этом.

...Лена непременно здоровается, но только с детьми и взрослы­ми из своей группы. Даже заведующую стесняется попривет-; ствовать.

...Когда к Вите обращаются с просьбой товарищи, то он напо­минает: «Попроси как следует — скажи: «Дай, пожалуйста»... А сам об этом «волшебном» слове забывает.

В течение дня дети постоянно общаются между собой и coj взрослыми — на занятиях, в играх, труде, быту. Такое общение жизненно необходимо. Играя и занимаясь, развлекаясь и трудясь, обмениваясь мнениями и обсуждая дела, споря и уступая, радуясь и сочувствуя, они под руководством воспитателя приобретают опыт положительных отношений.

Опираясь на требования «Программы», а также на имею­щиеся у детей навыки жизни в кругу сверстников, педагог форми­рует культуру общения. Руководя поведением детей, он одновре­менно приучает их без крика и ссор договариваться, вежливо. обращаться с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать, спокойно разговаривать, не нарушать игру неуместным вторже-1 нием и т. п. Все эти требования легче усваиваются детьми, если педагог придает поведению детей общественную направленность: считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, засту> паться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.

Какова же должна быть нравственная основа для выработки у детей подлинной культуры общения? Какие проявления воспи­танности она включает?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекатель­ным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Недаром принято считать ее одним из признаков воспитанности. И не зря стало кры­латым изречение: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Без нее невозможно себе представить взаимоотношения людей.

Вежливость выражается в умении общаться с окружающими людьми. Это воспитывается у детей всей атмосферой детского сада и семьи, всеми окружающими взрослыми. И педагогу следует помнить золотое правило: только вежливость рождает вежливость.

Воспитатель добивается, чтобы вежливость детей основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он подает стул вошедшему взрослому, а обращаясь к воспитателю, произно­сит обязательное «пожалуйста». Этого мало. Надо, чтобы любое проявление вежливости стало для растущего человека осознанной необходимостью.

Предупредительность. Добиваясь от детей предупредитель­ности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побужде­ний оказать внимание, помощь окружающим людям.

...Воспитательница младшей группы, нагруженная игрушками, проходит по участку мимо детей подготовительной группы. Как поступят дети — догадаются ли предложить ей свою помощь?

...Малыш ушибся и, всхлипывая, трет колено. Мимо проходит воспитанник старшей группы. Проявит ли он стремление утешить малыша?

Если в этих и подобных случаях дети не догадываются, что от них требуется, значит, их надо учить проявлять предупредитель­ность.

— Вася предупредительный мальчик, — отмечает воспита­тель, — заметил, что у Зинаиды Петровны тяжелая ноша, и помог ей. Так поступают воспитанные люди.

И далее она уточняет, что значит быть предупредительным (старшие дошкольники уже способны это понять):

— Проявлять предупредительность — это значит самому дога­даться, в какой помощи нуждается человек, и вовремя предложить ему услугу, не дожидаясь, когда он обратится с просьбой.

Деликатность. Человек, обладающий этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не станет задавать неумест­ные вопросы или проявлять излишнее любопытство. Основы дели­катности формируются в детстве. Помня об этом, воспитатель на­меренно использует ситуации, в которых требуется сдержанность. Например, он говорит своим воспитанникам: «Собираясь на про­гулку, постарайтесь не шуметь, так как рядом в кабинете заведую-

«Проходи, пожалуйста! *

щей взрослые заняты серьезны-, ми делами». В другом случае педагог разъясняет, что со взрослыми, пришедшими в группу, надо не только быть гостеприимными и приветливы­ми, но и сдержанными: не спра­шивать у гостя, кто он, зачем пришел, когда уйдет и т. п.; не навязывать разговоров, если гость не расположен их поддер­живать; не требовать к себе особого внимания.

Воспитатель формирует пра­вильные отношения между мальчиками и девочками. До­бивается, чтобы мальчики иг­рали, занимались, разговари­вали с девочками как с равны­ми, вместе с тем вырабатывает у мальчиков по отношению к девочкам предупредительность, сдержанность, умение уступать и заступаться. И если это усвое­но в детстве, то в дальнейшем

не будет рассматриваться ими как ущемление собственных удобств, а явится выражением мужского достоинства и чести. В этой связи полезно, чтобы требования педагога были перспек­тивны, помогали мужать маленькому человеку.

Требования к мальчикам воспитатель формулирует так, что они, эти требования, чуть-чуть выше, чем к девочкам. Сразу же уточним: это чуть-чуть надо понимать не как выход за пределы программы, а как опережение во времени. Например, педагог предоставляет мальчикам возможность подать пример сдержан­ности, мужества, проявить внимание к окружающим. Так, им дает­ся право первыми пойти в кабинет врача на уколы, первыми съехать с горы или перепрыгнуть через ручеек, оказать помощь, поднять] оброненную вещь и т. д.

Как, с каких именно позиций следует воспитателю рассматри­вать требования программы применительно к маленьким мужчи­нам? Вспомним для примера некоторые рекомендации програм-' • мы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошколь­ного возраста и попытаемся приложить их по отношению к маль-1 чикам.

Например, программа рекомендует учит±> детей умению оказы­вать помощь старшим. Продолжим эту мысль применительно к] мальчикам — учить их умению замечать, когда их сверстницы нуждаются в помощи, защите.

Или: программа обязывает учить детей предлагать стул во­шедшему в группу гостю. И когда данное правило усвоено всеми, то пусть это делают чаще мальчики, чем девочки. Хорошо, если воспитатель скажет: «Вы все вежливы. Но нашим мальчикам при­надлежит особое право проявлять предупредительность, ведь они — будущие мужчины».

Еще одна рекомендация программы: воспитывать у детей навы­ки культуры общения, приучая их самостоятельно и справедливо разрешать споры и разногласия; формировать в них ответствен­ность за.свои поступки, не перекладывая вину на других... Конкре­тизируя это положение, педагог учит своих воспитанников прояв­лять мужество в разрешении конфликтов: «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват». Напоминает при случае: «Отнять, толкнуть, обидеть девочку или младшего — недостойно мужчины».

Пока мужчины совсем малы, их мужское достоинство может выразиться лишь во внешних формах поведения, например, усту­пить девочке место, пропустить ее вперед, помочь там, где тре­буется физическая сила, и т. п. Пусть эти еще совсем маленькие проявления вежливости и внимания лягут в основу взаимоотноше­ний детей. Когда внешние формы поведения воспитываются свое­временно, они в дальнейшем выглядят естественными, а главное, по мере роста ребенка и осмысливания им норм нравственности становятся выражением внутреннего стремления поступать именно так, а не иначе, превращаются в потребность.

Правильное отношение к девочке прививается быстрее, если педагог сумел установить в группе традиции, при которых мальчи­ки считают, что обидеть девочку некрасиво, стыдно; что заступить­ся за девочку — долг каждого; что привлекательную для обоих книгу, игрушку нужно уступить девочке, подождав своей очереди. При этом очень важно, чтобы мальчик понимал: «Ты уступаешь не потому, что слаб, а потому, что силен!»

Вряд ли нужно говорить и о какой-то особой методике в воспи­тании культуры поведения у мальчиков и девочек: она одинакова для тех и других. Разница лишь в оттенках, учитывающих особен­ности их психофизического развития.

Однако необходимо подчеркнуть, что нельзя злоупотреблять по отношению к мальчикам такими требованиями, которые посто­янно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам. Совсем другое дело, если воспитатель, напоминая мальчику «помоги», «принеси», «прояви внимание» и т. п., старается при этом поднять его собственное достоинство. Тогда мальчик не будет чувствовать себя ущемленным в правах, а, напротив, станет ощущать себя покровителем. Покровитель­ственное отношение к девочкам формируется легче, если под влия­нием взрослых мальчик твердо усвоит, что он сильный, призван помогать тем, кто слабее.

Педагог настойчиво внушает, что, поступая наоборот, мальчик

выглядит смешным, что это унижает его достоинство; что посло­вица «Молодец против овец, а против молодца — сам овца» как раз о тех, кто, чувствуя свое физическое превосходство, обижает слабых, а перед теми, кто посильнее, сам трепещет от страха.

Задача воспитателя — помочь ребенку уважать в себе будуще­го мужчину. Достигается это в самых обычных будничных делах.

...Дети возвращаются с прогулки, нагруженные лесными наход­ками, сачками, банками. Ноша потяжелее — в руках у двух маль­чиков.,

— Вова и Сережа у нас богатыри, — говорит воспитатель, — они сильные.

И то, что «тянуло руки», теперь не кажется тяжелым. А те, кто идут налегке, предлагают свою помощь девочкам: кому не хочется выглядеть богатырем!

Так, за требованиями программы по формированию у детей культуры поведения следует различать некоторую специфику вос­питания мальчиков и девочек.

Одновременно педагог заботится о том, чтобы отношения меж­ду мальчиками и девочками строились на принципе равенства. Воспитание девочки не должно расслаблять ее волевые качества, ибо взгляд на женщину как на слабое существо противоречит строю нашего общества. Педагог учит девочек при необходимости проявлять смелость, настойчивость, умение уступить, оказать по­мощь. Ведь уже сейчас следует иметь в виду, что девочка — буду­щая женщина и как равноправный член советского общества ста­нет активным строителем новой жизни.

Культура речи. Еще не переходя порога групповой комнаты, нетрудно догадаться, что здесь достаточное внимание уделяется воспитанию у детей речевой культуры. Вот некоторые из примет.

В группе относительная тишина. Дети разговаривают между собой спокойно. Если ребенок обращается к воспитателю, то непре­менно подойдет к нему и, не торопясь, не форсируя звука, сообщает свою просьбу. Голос воспитателя звучит ровно, спокойно. И все слышат его. Когда он хочет привлечь внимание всех детей, то чуть громче говорит: «Послушайте меня все...», а затем, убедившись, что дети готовы слушать, спокойно отдает распоряжение.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины.

Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети, в свою оче­редь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером культуре речевого общения.

Здоровая тишина — благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитания куль­туры речи. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, владеть интонациями и силой голоса.

Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от разви­тия речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. Таким образом, педагог и на занятиях, и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры.

Влияние взрослых на речь детей огромно: грамматические и фонетические особенности, интонации, жесты и мимика, сопровож­дающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Да это и понятно, — ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Взрослым необходимо следить за собственной речью. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отри­цательную манеру разговора.

Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, спо­собного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осущест­вляется педагогом непрерывно на протяжении всего дня — на за­нятиях (с самым различным содержанием), в играх, труде, повсед­невной жизни.

Речевая сдержанность — один из признаков культуры обще­ния. Воспитатель учит детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, молчать, когда это необходимо (в разговоре со старшими, на занятиях и т. п.). Приучая не пере­бивать говорящего, он мягко и требовательно напоминает: «Снача­ла послушай, что говорят другие, а потом ты будешь говорить». Можно прибегнуть к известной русской пословице: «Слово — се­ребро, а молчанье — золото». Усвоив смысл этой пословицы, ребе­нок станет реагировать на нее как на условный сигнал и замечания педагога не будут казаться обидными.

Каковы пути и средства воспитания у детей культуры поведе­ния?

Прежде всего это ознакомление детей с общепри­нятыми правилами. Каждый ребенок должен уяснить, ос­мыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.

Правила являются для детей ориентиром, при помощи которо­го они избирают нужные формы поведения.

Для того чтобы дети понимали смысл правил, воспитатель конкретизирует каждое из них, например: «Правило — вежливо здороваться при встрече — это значит здороваться и со взрослыми, и с детьми, и при входе в детский сад, и в группу, и на лестнице, и на улице». (Подобные пояснения особенно целесообразны в соот­ветствующих ситуациях.)

Детям младшего дошкольного возраста воспитатель постоян­но напоминает о соблюдении правил. Такое напоминание является своеобразной профилактикой против возникновения от­рицательных привычек. И это очень важно, так как «если не

воспитаны разумные привычки и навыки — значит, воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это всегда значительно труднее, а иногда и невозможно»1.

Подсказывая детям, как надо поступать, воспитатель как бы программирует их действия, предвосхищая отрицательные про­явления. Например: «Перед тем как войдем в помещение, все тщательно вытрем ноги».

Детям среднего и старшего дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослыл («Вытер ноги, убрал сор за собой — значит уважаешь труд няни»), уважение к покою, удобству окружающих («Нельзя громко разговаривать или играть в мяч там, где читают, занимают­ся или отдыхают, — это значит проявлять неуважение к людям») и т. д.

V Воспитатель использует игровые приемы, к месту вспо­минает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведе­ний. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». И дей­ствительно, кому хочется слышать намек на неопрятность, невеж­ливость.

Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор: Зарычал: «Какой позор!»

А вот другая частушка:

Петя ловко ловит рыбу, Может плотик смастерить. Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить...

Педагог привлекает старших дошкольников к оценке поступ­ков литературных героев, персонажей сюжетных картин, решению нравственно-этических задач. Все это содействует более глубокому осознанию детьми правил поведения, формированию у них куль­турных навыков. Так, проводя беседу, воспитатель ставит перед детьми ряд вопросов, заключающих в себе нравственно-этические задачи, например: как бы вы поступили, если увидели плачущего, потерявшего маму малыша? Что бы вы сделали, если увидели, что взрослый что-то уронил? Вы сидите в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? К тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Ты нечаянно сло­мал игрушку, но никто этого не видел — как быть? (Незаметно по-

А. С. Макаренко советует родителям (из архива выдающегося педагога). М., 1970, с. 23.

ложить на место, починить, если не удастся починить — рассказать воспитателю, попросив о помощи.) Мама и папа оставили на твое попечение заболевшую бабушку, как ты проявишь о ней заботу? Ты нашел в вестибюле детского сада кем-то забытый сверток — что бы ты предпринял? И т. п.

Выбирая способы влияния на детей, педагог, конечно, учитыва­ет возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию. В одном случае можно мягко, но тоном, не допускающим возра­жения, сказать: «Так не обращаются к старшим. Полагается назы­вать взрослых на «вы». В другом — сделать замечание, например: «Разве так можно? А если бы с тобой так обошлись, тебе было бы приятно?» В третьем — воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя некрасиво. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвертом — спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел? Почему ты так думаешь?» Главное, чтобы любое замечание было тактичным, будило совесть ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста способны понимать, поче­му, общаясь с окружающими людьми и сверстниками, они должны соблюдать общепринятые нормы культуры поведения. Педагог разъясняет им, что привлекать внимание окружающих неприлично; что, идя по улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встреч­ному потоку пешеходов недозволительно. Такое поведение — приз­нак невоспитанности и неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчи­тывать на уважение к себе.

Знакомить детей с нормами поведения — это не значит по­стоянно морализировать и читать им нотации. Показ и разъясне­ния не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершать­ся в обычных, естественных условиях, вытекающих из жизненных ситуаций.

В одних случаях нужно обратить внимание детей на то, как поступают окружающие:

— У Марины Ивановны заняты руки, а Володя догадался открыть и придержать дверь, пропустив ее вперед.

В других следует потребовать: это делать надо так. Степень осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их обосновывают.

Можно так: «В спальне ведите себя тихо». Но можно иначе: «За стенкой вашей спальни находятся малыши. Постарайтесь не шуметь — маленькие уже спят». В первом случае требования категоричны, они не вызывают у ребенка раздумий. Во втором случае — рассчитаны на их осознание. Естественно, ответствен­ность детей за свои поступки повышается: они поставлены перед необходимостью считаться с удобствами других.

Чтобы помочь детям осознать требования взрослых, полезно оценивать их поступки. Похвала и порицание, как полюс­ные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного.

Оценочные воздействия выглядят для ребенка конкретными: они показывают его поступки с нравственных позиций, застав­ляя испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо — неловкость, стыд за некрасивое поведение.

Ребенку недостаточно знать правила культурного поведения, чтобы он мог руководствоваться ими. Дети, например, знают, что за услугу следует благодарить, что за нечаянно доставленное неудобство надо извиниться, но... очутившись в одной из подоб­ных ситуаций, забывают об этом. Почему?

Прежде всего приходится учитывать, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На это ука­зывал А. С. Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступить, и привычным способом поведения «есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом»1.

«Заполнить опытом» — это значит постоянно упраж­нять ребенка в выполнении правил поведения. Если от детей, например, требуют без отступлений всегда благодарить за услугу, вежливо обращаться с просьбой, убирать за собой свои вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обя­зательных, совершаемых под влиянием педагога, превратятся по­степенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.

Воспитатель при случае поручает не отличающемуся веж­ливостью ребенку сходить в кабинет заведующей или в сосед­нюю группу, чтобы попросить что-нибудь. При этом он напоминает, как следует обратиться с просьбой, выразить признательность за услугу. Ребенка 5 лет он учит примерно так:

— Прежде чем войти в кабинет заведующей, не забудь спро­сить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, кто там есть. А уже потом вежливо скажешь Марии Павловне: «Дайте, пожалуйста...» Не забудь о слове «пожалуйста». А затем ска­жешь «спасибо». Говори четко и ясно, чтобы тебя поняли.

Эти же требования для старшего ребенка уже не звучат столь прямолинейно, а выражаются, например, в форме вопро­сов: «Прежде чем войти в кабинет заведующей, что нужно I сделать? Как ты обратишься с просьбой? А если Мария Пав­ловна с кем-нибудь разговаривает, как ты поступишь?» И т. д.

Когда ребенок выполнил поручение, целесообразно иногда спросить его: «Расскажи, как ты выполнил мою просьбу? Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» И т. д.

К концу пребывания в детском саду старший дошкольник должен усвоить весь комплекс правил вежливости, потому что не­редко у ребенка при выполнении разных правил проявляются раз­ные уровни воспитанности. Например, ребенок хорошо усвоил, что к взрослым надо обращаться на «ВьГ», по имени и отчеству. £ > н

Макаренко А. С. Соч., т. V, с. 446.

так и поступает. А вот другое правило — извиняться за нечаянную оплошность — он соблюдает лишь в редких случаях.

Если воспитатель следит за выполнением правил поведения, не допускает даже малейших отклонений, то вскоре они стано­вятся нормой для всех детей. И вежливость не только проявляется в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и становится способом выражения доброжелательности, общитель­ности, уважения к окружающим.

Таким образом, если красивые поступки становятся для ре­бенка внутренней потребностью, можно считать, что у него воспи­тана культура поведения.

Педагог формирует у детей культуру деятельности. Малышей обучают простейшим действиям с предметами — игрушками, посо­биями, личными-вещами, имуществом детского сада; учат пользо­ваться ими аккуратно и по назначению. В средней группе добав­ляется ряд требований, например детей обучают умению подгото­вить место и все необходимые материалы для предстоящей дея­тельности и т. д. Старшим детям прививают умение четко и после­довательно организовывать саму деятельность, вовремя завершать ее, убирать все, чем пользовались, приводить в порядок свой кос­тюм и т. п.

Культура деятельности имеет исключительное значение в жиз­ни будущего школьника. Ведь школа потребует от него умения организовать свой труд, подготовив все необходимое для занятия; четко и последовательно выполнять задание, не отвлекаясь по пустякам, пользоваться учебными пособиями и хранить их в по­рядке; быть подтянутым и аккуратным. Все эти элементы культуры деятельности важно формировать заблаговременно, пока ребенок находится в детском саду, и если в дошкольные годы он приобретет необходимый опыт, то, став школьником, сумеет организовать свой учебный труд. А как это важно ученику при выполнении домашних уроков, когда он должен проявить большую самостоя­тельность, чем в классе!

Привитие элементарных навыков культуры деятельности на­чинается с формирования у детей умения правильно пользоваться расческой и носовым платком, играть с игрушками и держать ка­рандаш и т. п.

...Вот воспитатель вкладывает в руку ребенка карандаш и тер­пеливо показывает, как правильно держать его: чуть повыше отточенного конца большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. При этом напоминает: «Не нажимай на него сильно, а то он сломается, и ты не сможешь нарисовать, что хотел».

...Маленькой Леночке, которая безжалостно обращается с куклой, педагог с удивлением говорит:

— Что же ты свою дочку держишь вниз головой, ведь ей боль­но. Разве твоя мама обращается так с тобой? Вот как надо ее держать.

Конечно, нужно учитывать, что малыш часто небрежен вовсе не потому, что поступает так с умыслом: у него еще недостаточно развита координация движений, он не знает назначения предметов и как правильно использовать их. Поэтому ребенок нередко в но­совой платок заворачивает куклу, карандашом копает землю, ку­биком заколачивает гвоздь и т. д.

Воспитывая культуру обращения с предметами, взрослые одно­временно формируют у ребенка чувство бережливости, аккурат­ности, организованности.

Но прежде чем требовать от ребенка, чтобы он правильно об­ращался с игрушками и пособиями, воспитатель терпеливо н а п о- i м и н а е т ему, что каждый предмет имеет свое назначение: ка­рандашом — пишут, рисуют; книгу — читают, рассматривают; кубики складывают и т. д. Попутно педагог объясняет, что игрушки, пособия, вещи служат долго, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно. Например: «Кубики после игры убирают в коробку, иначе картинки на них сотрутся, отклеятся, и с ними нельзя будет играть». И если дети не умеют, показы-, в а е т: «Вот как их укладывают — ровными рядами, плотно при-* жимая друг к другу. А то крышка не закроется... Поломается ко­робка — кубики потеряются».

Воспитатель учит ребят относиться к вещам детского сада, как к своим собственным: «Все, что есть в детском саду: игрушки, '] книги, мебель — твое, мое, наше. Это общее принадлежит нам всем. Все это надо беречь, иначе не с чем будет играть и занимать-, ся, ребятам станет скучно, а в группе — неуютно, некрасиво». Там где эта мысль внушается постоянно, где ей придается обществен-! ная значимость, дети быстро овладевают прочными навыками пра-1 вильного обращения со всеми окружающими их предметами/

С первой встречи малышей с книгой педагог стремится вызвать уважение к ней. Детям объясняют, что книга расскажет ии интересные истории, увлекательные сказки, познакомит с веселым» стихами. «Если ее порвешь или испачкаешь, то прочитать у^ будет нельзя и тогда она ничего не расскажет». Старшим детяи воспитатель говорит, что школьники учатся по книгам. «Книги ваши друзья, они делают вас умнее. Благодаря им вы узнаете мно«го интересного о нашей стране, о Москве, о советских солдатах, жизни разных народов. Книги рассказывают о делах пионеров^ о том, как*настоящие товарищи выручают из беды своих друзей»]

По тому, как выглядят книги в группе, можно определить, достаточное ли внимание уделяется воспитанию у детей культурь обращения с ними.

...Новенький мальчик, рассматривая книгу, смачивает слюно(палец, а затем листает ее. Закрыв последнюю страницу, берет с полки следующую. Вскоре на столе.«лежат уже все книги. Ту1 его привлекает разговор двух строителей, и он отходит от стЪла, не убрав книги. Очевидно, он еще не знает, как полагается обра» щаться с ними.

Педагог показывает и разъясняет всем детям, что книгу сле­дует брать чистыми руками, перелистывать с правого верхнего угла, не мять страницы.

— Иначе она рвется, быстро становится старой, — говорит воспитатель.

Для убедительности читает стихотворение С. Я- Маршака:

У Скворцова И без начала,
Гришки Переплеты —
Жили-были Как мочала,
Книжки — На листах —
Грязные, Каракули.
Лохматые,  
Рваные Книжки
Горбатые, Горько
Без конца Плакали.

— Разве вы хотите, чтобы наши книги были такими? — обра­щается педагог к детям.

«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки — чистые ли они», — это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Педагог объясняет, что книгой пользуются в специаль­но отведенном для этого месте, за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Он не допускает также, чтобы дети обращались небрежно с книгами, принесенными из дома: вырезали из них картинки, складывали голубей и т. п.

Умение ребенка самостоятельно подготовиться к предстоящему занятию, игре, труду имеет огромное воспитательное значение: настраивает его на серьезный трудовой лад.

Воспитатель разъясняет детям, что очень важно заранее предусмотреть, что понадобится, например, для рисования или лепки, ремонта книг или игрушек. Подсказывает, где и как лучше сесть, не мешая соседям; советует не начинать дело, пока не убедятся, что все необходимое приготовлено.

У старших детей в целях обучения умению планировать свою деятельность можно спрашивать: «С чего ты начнешь уборку? Как ты думаешь расположить мебель для кукол, посуду? Не бу­дет ли удобнее, если ты их расставишь по-другому? А что потом будешь делать?...»

Такое предварительное планирование создает ясность в последовательности действий и помогает ребенку более осмысленно представить весь объем предстоящих дел. Заранее зная, что надо делать, он меньше отвлекается, стремится закон­чить задуманное. Если к тому же он видит, что педагог серьезно от­носится к его делам, то у него появляется ответственность за их завершение.

При правильном воспитании старшие дошкольники твердо знают: когда работа, занятие или игра закончены, нужно все убрать за собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.