Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное отечественное ювелирное производство






В России конец XX – начало XXI века совпал со сложными и экономическими переменами. Ювелирная промышленность и рынок драгоценных материалов и изделий из них переживают поворотный период – сложный в экономическом отношении и вместе с тем значительный в смысле организационном и художественном. Но, несмотря на трудности, обусловленные целым рядом причин экономического и политического характера, ювелиры России сумели сохранить свой главный потенциал – талант художников и профессиональное мастерство ювелиров.

Показательны изменения, касающиеся структуры и географии ювелирного производства. К его традиционным центрам – Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу и ювелирной столице России – Костроме, дающей свыше 20% продукции отрасли, добавились новые – успешно заявившие о себе центры – Владикавказ, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Якутск. Рядом со старыми хранителями ювелирных традиций возникли и составляют теперь большинство многочисленные фирмы и компании, насчитывающие от 50 до 250 сотрудников. Такие предприятия более оперативны в управлении, они могут быстро менять ассортимент продукции, откликаясь на веяния рынка и тенденции причудницы моды. Среди них такие как «Рифеста» и «Ринго», «Инталия», «Ханс Йенсенс», по праву завоевавшие признание покупателей.

Носителями марки отечественных брендов, продукция которых признана не только в России, но и за рубежом, наряду с прославленными «Ювелирами Урала» и «Русскими самоцветами» стали молодые фирмы, история жизни которых насчитывает не более 15-17 лет, - «Яшма», «Кахолонг», «Сирин», «Ювелирный театр», - «А. Ананов», «Помельников», «Эстет», «Гуриати».

Понятно, что колоссы отрасли – «Алмаз – Холдинг», «Эстет», «Бронницкий ювелир», «Русские самоцветы», «Адамас», обладающие значительными финансовыми ресурсами и отличными кадрами, способны быстрее решать самую насущную и сложную для производства задачу – его переоснащение новейшими образцами оборудования, без которого выпуск конкурентоспособной продукции в условиях современного рынка практически невозможен.

Реальные результаты работы предприятий ювелирной отрасли наглядно демонстрируют ставшие регулярными многочисленные специализированные выставки, ярмарки и фестивали, проводимые в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Костроме, Казани, Сочи, Новосибирске и других городах России.

Наши компании производят широкий ассортимент изделий из бриллиантов и жемчуга. Они смело обращаются ко всему разнообразию модных сейчас цветных камней и к таким благородным металлам, как платина и палладий, сплавы золота различных цветов. Стремительно наращивается ассортимент изделий из серебра. Охотно работают ювелиры с «не ювелирными», но востребованными сейчас материалами – кожей, тканями, синтетическими смолами. Наши мастера свободно владеют многочисленными видами их декорировки, включая фактуровку, тонирование, а также филигрань, чернь и разнообразные эмалевые техники и другие традиционные для России виды художественной обработки металлов.

В разработке проектов новых коллекций принимают участие не только мэтры отечественного ювелирного дизайна, чьи авторские работы украшают музейные и частные собрания России, США, Японии, Германии, Франции и Кореи – В. Чернова, лауреат бриллиантовой премии De Beers Е. Опалева, тонкие и мудрые художники Т. Теплинская, Т. Жаркова, Н. Нагурная, сибирский виртуоз В. Павлов, И. Шедов – с присущей ему графикой современных композиций, но и молодые, ярко заявившие о себе мастера.

Внимание специалистов и рядовых ценителей искусства неизменно привлекают произведения выдающихся современных златокузнецов – Людмилы Копырины, Аси Еутых, Даши Намдакова. Свои авторские замыслы Л. Копырина и А. Еутых, подобно скульпторам, воплощают собственными руками, подчиняя себе мир металла и огня. Творчество Людмилы Копырины обращено к образам классической литературы и исполнено глубокой философской мысли.

Пластическое решение созданных ею композиций («Поклон Булгакову», «Птицы», «Шахматы», фигурки которых навеяны образами героев романа Сервантеса «Дон Кихот») глубоко и совершенно. Ася Еутых черпает вдохновение в исторических корнях художественных культур глубокой древности – искусстве торевтики скифов, аланов, мастерстве оружейников и серебряных дел мастеров средневекового Кавказа. Фигура Даши Намдакова – знаковая в современном искусстве ювелирной пластики и скульптуры. Его изделия из золота навеяны мудостью и величием народного эпоса родной ему Бурятии.

Глядя на работы отечественных мастеров разных поколений и школ, неизменно убеждаешься в безграничности творческого потенциала ювелиров России.

Контрольные вопросы

1. Какие характеристики являются определяющими для современного ювелирного производства?

2. Назовите ведущие центры современного ювелирного производства за рубежом.

3. Какие изменения, касающиеся структуры и географии, характеризуют современное отечественное ювелирное производство?

4. Назовите известные Вам имена ведущих отечественных дизайнеров и художников, работающих в сфере авторского или промышленного ювелирного дела.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература

Белицкая Э.И. «Художественная обработка цветного камня». М., 2002.

Гончарова И. И., Гореликова- Голенко Е. «Ювелирные украшения».

М.: Аванта +, 2008.

Марченков В.И. «Ювелирное дело». М., 1984.

Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. «Золотое и серебряное дело XV – XX вв.». М., 1995.

 

Дополнительная литература

Аккалаева Р.Х. «Пробирные клейма России». М., 2002.

Бреполь Э. «Теория и практика ювелирного дела». М., 2000.

Буканов В.В. «Цветные камни». Спб., 2008.

Забозлаева Т.Б. «Драгоценности в русской культуре XVIII –XX в.в.». Спб., 2003.

«Золото мира». М.: Аванта +, 2003.

Корнилов Н.Н., Солодова Ю.П. «Ювелирные камни». М.: Недра, 1986.

Кузнецова Л.К. «Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый бриллиантовый». Москва – Спб., 2009.

Лопато М.Н. «Ювелирное дело старого Петербурга». Спб., 2006.

Мартынова М.В. «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве». М., 1973.

Полынина И.Ф., Горева О.В. «Алмазная сокровищница РФ». Вена, 1990.

«Серебро мира». М.: Аванта +, 2005.

Скурлов В.В., Смородинова Г.Г. «Фаберже и русские придворные ювелиры». М., 1992.

Уткин П.И. «Русские ювелирные украшения». М., 1970.

Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Т. 2, М.: АНСССР, 1961.

Шаталова И.В. «Стили ювелирных украшений». М.: 6 карат, 2004.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.