Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В ювелирной практике






 

Природа щедро наградила нас богатствами своих недр. Драгоценные металлы – золото, серебро, а позже платина и металлы платиновой группы постепенно становились доступны человеку. Привлекала красота, ковкость, тягучесть, которая давала возможность обрабатывать их даже в холодном состоянии, удивляла несвойственная другим металлам устойчивость к воздействиям внешней среды, позволявшая выполненным из них изделиям сохраняться в неизменном виде на протяжении многих веков.

Но первым материалом, который стал обрабатывать человек, был камень: первые орудиями труда были каменные, и первые украшения, надетые им, тоже были каменными. Цветной или узорчатый галечник, омытый водой, радовал глаз живой красотой цвета и узора. Нанизанные на шнурок, эти гальки наряду с ракушками и костью стали первыми украшениями человека. Видимо, поэтому слово «ювелир» и все производные от него происходят от голландского juwel – камень, как бы подчеркивая изначальный, исторический порядок освоения и использования человеком материалов природы. Только миллионы лет спустя человечество выучилось сначала расковывать найденные самородки золота, серебра и меди, а затем, примерно всего 6 тысяч лет назад открыло тайну их плавления. Вот тогда камень и получил оправу; к природной красоте металла и камня добавилась красота форм изделий, созданных руками человека. Так родилось ювелирное дело – удивительное, высокое и особо почитаемое ремесло, связанное с художественной обработкой металлов, в первую очередь золота и серебра. На Руси вплоть до XVIII века оно называлось златокузнечеством, или золотым и серебряным делом.

По своему назначению предметы из золота и серебра издавна подразделяли на три основные группы – парадная посуда, украшения и предметы культового назначения. Создавая их, лучшие из златокузнецов и ювелиров не только проявляли свое техническое мастерство, но и демонстрировали себя в качестве творцов произведений искусства – совершенных по форме и изысканных в убранстве.

Ремесло златокузнецов было издревле уважаемым. Недаром их покровителем во времена античности был бог Вулкан, у древних славян эта роль была отведена Сварогу. Ранее средневековье сделало небесным патроном златокузнецов святого Элигиуса, который служил золотых дел мастером при дворе франкских королей (I пол. VII века). За свой талант Элигиус был рукоположен епископом, а после кончины причислен к лику святых.

Круг материалов, применяемых ювелирами, со временем расширялся. Разрабатывались и осваивались новые сплавы металлов, а в конце XIX века, после изобретения ацителеновой горелки, позволившей расплавить тугоплавкую платину, ювелиры стали охотно использовать и этот сверкающий металл белого цвета для оправы дорогостоящих изделий с бриллиантами.

Что же касается ювелирных камней, то их круг вырос многократно. Если ученик Аристотеля – Теофраст (372-287 гг. до н.э.), систематизируя в трактате «О камнях» накопившиеся к тому времени материалы о минералах, привел сведения всего о нескольких десятках минералов, разделив их на металлы, камни и земли, то современные ювелиры в той или иной мере используют около 400 разновидностей ювелирных камней. Среди них наряду с природными камнями нашли широкое применение синтетические, промышленное производство которых начало развиваться с конца XIX века. Одни из них точно повторяют свойства природных материалов, другие – как, например, широко известный фианит, - не имеют аналогов в природе. Со временем люди выучились выращивать жемчуг и «облагораживать» природные камни, делая их прозрачными, а цвет более ярким и насыщенным. Веками шло к совершенству искусство резьбы, обработки и огранки ювелирных камней и самого твердого из них – алмаза.

Литье и ковка драгоценных металлов, издревле известные людям, совершенствовались. В наши дни благодаря развитию науки и высоким технологиям, они превратились в процессы высокопроизводительные, точные, экономичные, способные в мельчайших деталях воспроизвести замысел художника, созданный им с помощью компьютерного проектирования – сначала в восковую модель, а затем в изделие. В наши дни в ювелирном производстве широко применяется листовая и объемная штамповка металла, станочное резание и шлифование, различные виды гальванических покрытий и термохимическая обработка изделий. Современный художник-ювелир выбирает ту или иную технологию для воплощения своего замысла; он учитывает особенности различных способов обработки металла и других материалов, влияющие на сам процесс формообразования изделий и их эстетические достоинства. Без сомнения, значительное внимание при этом уделяют также экономической эффективности производства.

В наше время ювелиру известен широкий круг различных способов художественной обработки металлов. Одни из них – современные, другие – возникли в глубокой древности, но не потеряли своей значимости и сегодня – это художественное литье, резьба, гравировка, филигрань, чеканка, насечка, различные виды эмалей. Они по-прежнему основаны на приемах ручной обработки, а потому трудоемки, и требуют освоения специфических навыков. Их применяют для малосерийных и уникальных авторский работ. Причем ручное, индивидуальное изготовление ювелирных изделий, характерное для ювелирного дела прошлого, в наши дни является основополагающим элементом как для развития новейших технологий, так и для возникновения широкого разнообразия стилевых веяний в ювелирном искусстве современности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.