Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по выполнению. (элементарная теория музыки)






КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

(Элементарная теория музыки)

Тема 1. 1. Музыкальный строй

При изучении темы обучающиеся должны уметь объяснить основные физические свойства звука и их взаимосвязь с качеством звука; иметь представление о музыкальном строе, знать основные ключи, освоить нотную запись, ориентироваться в различных типах нотации, разбираться в приемах альтерации.

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие звука. Музыкальный звук.
  2. Понятие об обертоновом ряде.
  3. Понятие строя.
  4. Что такое звукоряд, диапазон, регистр?
  5. Слоговая и буквенная системы названий звуков.
  6. Нота, ключ.
  7. Партитура (оркестровая, хоровая).
  8. Знаки альтерации.
  9. Диатонический тон, полутон. Хроматический тон, полутон.

 

 

Тема 1.2. Метро-ритм

Необходимо разобраться в ритмической и метрической организации звуков, знать различные виды деления длительностей, понимать закономерности группировки длительностей, иметь понятие о метрономе и обозначении метра и ритма в нотном тексте, уметь объяснить значение метра и ритма в музыке.

  1. При выполнении группировки и заданий по определению размера рекомендуется читать нотные примеры следующим образом: тактируя правой рукой, называть ноты, соблюдая ритмический рисунок (особого внимания требуют мелкие длительности).
  2. При выполнении задания необходимо знать правила группировки инструментальной и вокальной музыки. При инструментальной группировке надо исходить из следующих двух принципов:

а) каждая доля должна быть отделена от следующей;

б) все длительности каждой доли группируются.

В вокальной группировке необходимо исходить из следующих правил:

а) если на слог текста приходится один звук, то этот звук не группируется;

б) если на слог текста приходятся несколько звуков, то эти звуки группируются и объединяются лигой.

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Определение ритма, размера.
  2. Соотношение метра и ритма в музыке.
  3. Особенности двухдольных и трехдольных метров и размеров.
  4. Виды размеров.
  5. Особые виды ритмического деления.
  6. Понятие группировки длительностей.
  7. Темп и его значение.
  8. Синкопа и ее виды.

 

 

Тема 2.1. Интервалы и аккорды вне лада

Обучающиеся должны точно давать все определения, уметь различать виды интервалов, знать обращения интервалов, уметь пользоваться энгармонизмом интервалов.

1. Составить таблицу «Простые интервалы» по следующему образцу:

Название интервала Обозначение Ступеневая величина Тоновая величина
Чистая прима ч.1    
Малая секунда м.2   1/2
Большая секунда б.2    
и так далее

 

2. Для того, чтобы построить интервалы вверх или вниз от данного звука, надо знать их количественную и качественную величины, т.е. сколько ступеней и тонов включает тот или иной интервал. Например, в м.3 (малой терции) три ступени и полтора тона; в б.7 (большой септиме) семь ступеней и пять с половиной тонов.

3. Чтобы сделать обращение интервала, надо нижний его звук перенести на октаву вверх, или верхний звук – на октаву вниз. При этом необходимо помнить, что сумма взаимообратимых интервалов равна 9; поэтому при проверке обращения интервала его числовое обозначение вычитают из 9; качество интервала при обращении становится противоположным: малые обращаются в большие, увеличенные в уменьшенные и т.д. Например, обращением б.6 является м.3; обращением ув.4 – ум.5.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Определение интервала. Его ступеневая и тоновая величина.
  2. Диссонанс, консонанс.
  3. Диатонический, хроматический интервалы.
  4. Обращение интервалов:

- простых;

- составных.

  1. Два вида энгармонизма интервалов:

- с изменением ступеневой величины;

- без изменения ступеневой величины.

 

Необходимо обратить внимание на выявление отличий аккорда от других созвучий. Студенты должны знать структуру четырех трезвучий и их обращений, семи септаккордов, строить все вышеназванные аккорды.

1. Для выполнения данных заданий необходимо знать интервальный состав аккордов, а также их обозначения. Это может быть выражено в формулах:

Б53 = б.3 + м.3 Б6 = м.3 + ч.4 Б64 = ч.4 + б.3

М53 = м.3 + б.3 М6 = б.3 + ч.4 М64 = ч.4 + м.3

Ув53 = б.3 + б.3 Ув6 = б.3 + ум.4 Ув64 = ум.4 + б.3

Ум53 = м.3 + м.3 Ум6 = м.3 + ув.4 Ум64 = ув.4 + м.3

бБ7 = Б53 + б.3 = = б.3 + м.3 + б.3

бМ7 = М53 + б.3 = = м.3 + б.3 + б.3

бУв7 = Ув53 + м.3 = = б.3 + б.3 + м.3

мБ7 = Б53 + м.3 = = б.3 + м.3 + м.3

мМ7 = М53 + м.3 = = м.3 + б.3 + м.3

бБ7 = Б53 + б.3 = = б.3 + м.3 + б.3

мУм7 = Ум53 + б.3 = = м.3 + м.3 + б.3

Ум7 = Ум53 + м.3 = = м.3 + м.3 + м.3

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Созвучие. Аккорд.
  2. Интервальное строение четырех трезвучий.
  3. Понятие обращения трезвучия.
  4. Интервальное строение обращений четырех трезвучий.
  5. Септаккорд. Виды септаккорда.
  6. Интервальное строение семи септаккордов.

 

Тема 2.2. Звукоряд и лад

Обучающиеся должны понять принципы ладовой организации музыки. необходимо усвоить строение и особенности мажорных и минорных ладов и их разновидностей; понимать взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней лада, главных и побочных ступеней лада; ориентироваться в квинтовом круге тональностей, уметь пользоваться энгармонизмом тональностей; знать параллельные и одноименные тональности, лады народной музыки.

1. Для определения или построения гаммы от заданного звука необходимо знать ключевые знаки всех мажорных и минорных тональностей и особенности строения различных видов мажора и минора. Для определения вида лада следует знать, что в гармоническом мажоре понижена 6 ступень, в гармоническом миноре повышена 7 ступень; в мелодическом мажоре понижены 6 и 7 ступени, в мелодическом миноре повышены 6 и 7 ступени;

2. Выполняя задание по теме «Лады народной музыки» необходимо знать, что эти лады группируются по признаку мажорного или минорного наклонения. Мажорное наклонение: ионийский, лидийский, миксолидийский, пентатоника мажорная. Минорное наклонение: эолийский, фригийский, дорийский, пентатоника минорная.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие лада.
  2. Мажорный и минорный лады и их различие.
  3. Главные ступени лада. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.
  4. Определение тональности.
  5. Сравнение видов мажора (натуральный, гармонический, мелодический) и минора (натуральный, гармонический, мелодический).
  6. Параллельные тональности.
  7. Одноименные тональности.
  8. Энгармонически равные тональности.
  9. Перечислить семиступенные диатонические лады; их признаки в сравнении с натуральным мажором и натуральным минором.
  10. Определение пентатоники, ее виды.

 

Тема 2.3. Интервалы и аккорды в ладу

Обучающиеся должны усвоить технику разрешения тритонов и характерных интервалов в тональности по данному интервалу, используя квинтовый круг тональностей.

1. Определяя тональность по данному первому интервалу, необходимо ориентироваться по квинтовому кругу тональностей. Например, данный интервал: «ля – до» встретится в тональностях, в которых при ключе нет знаков до диез, ля диез, до бемоль, ля бемоль, т.е. знаков, которые изменят данный интервал. Таким образом, данный интервал встретится в тональностях: До мажор, ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, Си бемоль мажор, соль минор.

2. Тритон встречается в четырех тональностях. При определении тональностей по тритону можно пользоваться следующей схемой: ув.4 строится на IV ступени натурального мажора; затем надо найти параллельную тональность к данному мажору (ув.4 на VI ступени натурального минора), и одноименные тональности к двум уже найденным тональностям (ув.4 на IV ступени гармонического минора и ув.4 на VI низкой ступени гармонического мажора); ум.5 строится на VII ступени натурального мажора, затем надо найти параллельную тональность к данному мажору (ум.5 на II ступени натурального минора) и одноименные к двум уже найденным тональностям (ум.5 на VII повышенной ступени гармонического минора и II ступени гармонического мажора).

Ув.4 разрешается в сторону увеличения, ум.5 – в сторону уменьшения по ладовому секундовому тяготению.

Например, данная ув.4 (до – фа- диез) встретится в тональностях: соль мажор, ми минор, соль минор, ми мажор.

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие и разрешение интервала.
  2. Тритон и его разрешение в мажоре и миноре.
  3. Характерные интервалы и их разрешения в гармоническом мажоре и миноре.
  4. Общие закономерности разрешений хроматических интервалов.
  5. Определение тональности по данному интервалу.

 

 

В данной теме следует обратить внимание на разрешение всех видов трезвучий, субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений в натуральных и гармонических ладах в тоническое трезвучие и его обращения плавным голосоведением. Необходимо уметь разрешать доминантсептаккорд и его обращения в тонику, а вводный септаккорд и субдоминантсептаккорд – в тонику через промежуточный аккорд доминанты.

 

1. При выполнении данных заданий необходимо знать трезвучия главных ступеней лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое) и их обращения; доминантсептаккорд и его обращения; а также ориентироваться в построении их на ступенях лада. Это может быть выражено в схеме:

на I ступени лада строятся: Т53 S64 II2

на II ступени - D64 D43 VII65 II7

на III ступени - T6

на IV ступени - S53 D2 VII43 II65

на V ступени - D53 D7 T64

на VI ступени - S6 VII2 II43

на VII ступени - D6 D65 VII7

Данные аккорды разрешаются в ближайшие устойчивые звуки по ладовому секундовому тяготению (при этом общий звук остается на месте) за исключением Д7, который разрешается квартовым скачком в басу вверх на ч.4, при этом образуется неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.

Доминантовая группа аккордов в минорном ладу имеет структуру мажорных аккордов, т.е. используется в гармоническом миноре.

2. Д7 и его обращения встречаются в двух одноименных – мажорной и гармонической минорной тональностях. Малый вводный септаккорд может встретиться на VII ступени в натуральном мажоре; уменьшенный вводный в двух одноименных тональностях: на VII ступени гармонического мажора и на VII повышенной ступени гармонического минора.

3. При разрешении II7 через D43 два общих звука остаются на месте, остальные два движутся вниз.

4. При разрешении VII 7 через D65 три общих звука остаются на месте, четвертый звук идет на секунду вниз.

5. Для того, чтобы определить тональность, в которой встречается данный аккорд, надо найти основной тон этого аккорда и принять его за соответствующую ступень тональности.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие разрешения аккорда.
  2. Главные трезвучия лада (тоническое, субдоминантовое, доминантовое) и их обращения.
  3. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений.
  4. Разрешение уменьшенного и увеличенного трезвучий.
  5. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
  6. Вводный септаккорд – обращения и разрешение двумя способами.
  7. Субдоминатсептаккорд – обращения и разрешение тремя способами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.