Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности






Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготов­ления продукции в результате увеличения размеров про­изводства и предприятий. Сосредоточение больших про­изводственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффек­тивно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую

силу — и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции.

Крупные предприятия обеспечивают более высокую эф­фективность производства.

На крупных предприятиях производительность труда значительно выше, чем на мелких. Так, если производи­тельность труда на предприятиях со среднегодовой чис­ленностью промышленно-производственного персонала до 200 человек принять за 100%, то на предприятиях вто­рой группы (201—500 чел.) она составляет 153%, и на предприятия третьей группы (501 и более) — 217%.

Фактическая эффективность концентрации может быть лучше всего выявлена на примере отдельных отраслей промышленности, и прежде всего однопродуктовых отрас­лей, характеризующихся массовым выпуском какого-либо вида продукции. В этих отраслях размеры предприятий, а также некоторые экономические показатели их работы могут быть выражены в натуральной форме.

Закономерность процесса концентрации производства обусловлена тем, что крупное производство имеет целый ряд преимуществ перед мелким.

Преимущества крупных предприятий сводятся к следу­ющим основным моментам:

1. На крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает боль­шой экономический эффект, проявляющийся в удешевле­нии единицы мощности, так как возрастание производи­тельной способности оборудования сопровождается значи­тельно меньшим ростом его стоимости.

2. Укрупнение предприятий создает условия для повы­шения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопро­изводительного оборудования, более совершенной техно­логии, а также улучшению организации производства и труда.

3. Издержки предприятия, которые растут непропор­ционально росту объема производства (содержание адми • нистративно-управленческого персонала, расходы, связан-

ные с освещением и отоплением зданий, и др.), в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелком предприятии.

4. Крупное производство позволяет более экономно ис­пользовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на еди­ницу продукции в результате применения более совершен­ной техники и методов технологии производства. Кроме того, на крупных предприятиях создается возможность утилизации отходов и организации производства побоч­ных продуктов.

5. На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосред­ственного соединения науки с производством, т.е. созда­ние научно-исследовательских лабораторий, мощных кон­структорских и технологических бюро, опытных устано­вок. Затраты на их содержание составляют небольшую долю в себестоимости изделий, но они содействуют науч­но-техническому прогрессу и росту эффективности обще­ственного производства.

Наиболее важным показателем эффективности крупных предприятий является рост производительности труда. Так, при переходе от электростанций мощностью в 100 тыс. кВт с двумя турбинами по 50 тыс. кВт к электростанциям мощностью в 1800 тыс. кВт с шестью турбоагрегатами по 300 тыс. кВт количество рабочих на 1 000 кВт установ­ленной мощности сокращается более чем в 35 раз, а удель­ная стоимость 1 кВт установленной мощности уменьшает­ся соответственно почти в два раза. В свою очередь, рост мощности энергоблока с 300 до 800 тыс. кВт позволяет в сопоставимых условиях уменьшить капитальные вложе­ния, снизить количество обслуживающего персонала на 150 человек и ежегодно экономить более 36 тыс. т. услов­ного топлива.

У доменных печей с полезным объемом 3200 м3 вып­лавка чугуна в расчете на одного работающего повышает­ся по сравнению с печами объемом 2000 м3 на 30%, а в

печах объемом 5 500 м3 — на 60%; при этом себестоимость чугуна снижается на 2—4%.

Производительность труда на крупных предприятиях по сравнению с небольшими (по объему валовой продук­ции) в целом по промышленности страны выше в 7 раз, в том числе в черной металлургии — в 7 раз, в химической промышленности - более чем в 4 раза, в машиностроении - в 3 раза, и т.п.

Однако чрезмерное укрупнение заводов и фабрик не яв­ляется целесообразным с народнохозяйственной точки зре­ния. Существует граница, за пределами которой увеличе­ние масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей. Так, в обувной промышленно­сти предприятия с годовой программой 9 млн пар не обес­печивают повышения производительности труда по сравне­нию с предприятиями с годовой программой 3, 5 млн. пар.

Имеют место случаи, когда чрезмерное укрупнение про­изводства при данном уровне техники приводит, даже к ухудшению технико-экономических показателей. Напри­мер, на предприятиях с объемом производства чугунного литья от 50 до 100 тыс. т производительность труда одно­го рабочего составляет от 63 до 68 т, съем черного чугун­ного литья с 1 м2 площади — 6, 1 т, а на предприятиях с объемом производства свыше 100 тыс. т — соответственно от 63 до 67 т и 3, 4 т.

Строительство крупных предприятий требует больших капитальных вложений, длительных сроков их создания и освоения. Крупные предприятия требуют много рабочей силы, которая зачастую не может быть покрыта за сче. местных ресурсов, а привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами по переселению, социально-культурному и жилищно-бытовому строитель­ству. Крупные предприятия вызывают дальние перевозки сырья и готовой продукции, увеличивают транспортам расходы. Чрезмерное укрупнение производства не способ­ствует более равномерному размещению промышленное^ страны по территории и комплексному развитию хозяй­ства экономических районов.

В связи с этим возникает необходимость целесообразно­го сочетания строительства крупных предприятий со сред­ними и небольшими. В современных условиях техниче­ский уровень специализированных средних и небольших предприятий может быть весьма высоким. Следует иметь в виду, что преимущества крупного производства связаны не столько с масштабами предприятий вообще, сколько с масштабами однородного производства. Освобождая круп­ное производство от несвойственных ему функций — изго­товления полуфабрикатов и деталей массового примене­ния, выполнения ремонтных работ, непосредственного об­служивания местных потребностей, средние и небольшие узкоспециализированные предприятия способствуют так­же специализации крупных предприятий.

На небольших специализированных предприятиях мо­жет быть сосредоточено и уникальное, мелкосерийное про­изводство.

Определенный интерес представляют данные о концен­трации производства по отраслям промышленности (таб­лица 1).

Для промышленности Российской Федерации характерна высокая степень концентрации производства, поскольку в прошлом осуществлялась ориентация на создание круп­ных предприятий.

Основной объем производства промышленной продукции в настоящее время сосредоточен на крупных предприяти­ях. Около 2% промышленных предприятий (с численнос­тью занятых свыше 5 тыс. человек) выпускают более 40% всего объема продукции, при производстве которой получе­но свыше половины всей прибыли в промышленности.

Концентрация производства привела к тому, что в Рос­сии на одном предприятии сосредоточен весь выпуск трол­лейбусов, картофелеуборочных комбайнов, мотороллеров, врубовых машин, проходческих комбайнов, отдельных видов каучуков, катионных красителей, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции.

Для многих отраслей промышленности характерна оли­гополия — сосредоточение выпуска значительной части

однородной продукции на двух-четырех крупнейших пред­приятиях. Так, например, динамную сталь выпускают три предприятия, и на их долю приходится почти весь ее вы­пуск; полистирол и сополимеры стирола — четыре пред­приятия (96%); шины для сельскохозяйственных машин - четыре (82%); магнитную ленту - два (100%); кальци­нированную соду - три (92%); автогрейдеры - три (100%).

Разновидность олигополии — двусторонняя монополия, когда на рынке продукции один продавец и один покупа­тель. Такая ситуация сложилась в выпуске двигателей для грузовых автомобилей, которые производит Заволжский моторный завод, а единственным их потребителем являет­ся ПО «ГАЗ». Магистральные электровозы, производимые только Новочеркасским электровозостроительным заводом, полностью закупаются МПС России.

В целях ограничения и ликвидации монополизма в про­мышленности в 1989 г. было принято решение о развитии в стране малых предприятий, в июле 1991 г. обнародова­но Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Таким образом, одним из основных направлений перехода к рыночной экономике становится стимулирование разви­тия в промышленности России и других отраслях хозяй­ствования малого бизнеса, рождающегося на передовом, опыте отечественной и зарубежной практики.

6.3. Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий

Планирование процессов концентрации, управление эти­ми процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования промышленного производства.

Планирование концентрации требует детального изуче­ния факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий. Одни факторы действуют во всех отраслях промышленности, другие — в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей.

К общим (народнохозяйственным) факторам относятся: научно-технический прогресс, уровень специализации и комбинирования, а также состояние развития транспорт­ного и дорожного хозяйства. Эти факторы обязательно учи­тываются при планировании и управлении процессами кон­центрации в каждой отрасли промышленности. Для неко­торых отраслей промышленности решающее значение име­ют специфические (отраслевые) факторы. Так, в добываю­щих отраслях (угольной, нефтяной и др.) большую роль играют природные факторы: размер запасов полезных ис­копаемых, условия их залегания и т.д. В отраслях, перера­батывающих сельскохозяйственное сырье, важен такой фак­тор, как плотность сырья, т.е. выпуск товарной продукции сельского хозяйства на 100 га земельных угодий.

Как общие, так и специфические факторы действуют в тесной взаимосвязи, и при определении оптимального раз­мера предприятий учитывается влияние той или иной со­вокупности факторов.

Наряду с этим при экономическом обосновании опти­мальных размеров промышленных предприятий должны приниматься во внимание следующие условия:

а) общественная потребность в данном виде промышлен­ной продукции;

б) обеспечение выполнения требований научно-техничес­кого прогресса;

в) повышение эффективности капитальных вложений;

г) наиболее полное использование всех имеющихся ресур-

сов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;

д) организационные и экономические границы эффектив­ного хозяйственного управления предприятиями.

В промышленности разработана классификация отрас­лей исходя из их технико-экономических особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий в каж­дой данной отрасли.

Все отрасли объединены в следующие группы: 1) отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятий определяется количе-

ством и качеством месторождений полезных ископаемых и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения иско­паемых полную амортизацию горных выработок;

2) монопродуктовые отрасли обрабатывающей про­мышленности, изготовляющие относительно однообраз­ную, простую продукцию. В этих отраслях (прежде всего черная и цветная металлургия) оптимальные размеры пред­приятий определяются, главным образом, единичной мощ­ностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий эко­номический эффект;

3) отрасли обрабатывающей промышленности (маши­ностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный размер предприятий опре­деляется путем установления целесообразного набора це­хов и производств для каждого типа промышленных пред­приятий, обеспечивая при этом наиболее полное и эффек­тивное использование системы машин или потоков и воз­можностей специализации производства;

4) отрасли, перерабатывающие первичное сельскохо­зяйственное и малотранспортабельное сырье. Здесь оп­тимальные размеры предприятий устанавливаются с уче­том плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.

Оптимальные размеры предприятия не абсолютны по своей природе, а поэтому не могут устанавливаться вне времени и вне района размещения, так как они различны для разных периодов и экономических районов.

Оптимальный размер проектируемого предприятия дол­жен обеспечить минимум затрат или максимум прибыли, рассчитанных по формулам:

Т+С + Т+К-Ен-> - минимум, П -* максимум,

где Т — затраты на доставку сырья для перерабатыва­ющего предприятия;

С — затраты на производство, т.е. себестоимость про­дукции;

 

Тп — затраты на доставку готовой продукции до потре­бителей;

К - капитальные затраты, необходимые для создания нового или реконструкции действующего предприятия;

ЕН — нормативный коэффициент эффективности;

П — прибыль предприятия.

Следовательно, под оптимальными размерами предпри­ятий в промышленности понимаются такие, которые обес­печивают выполнение заданий плана по выпуску продук­ции и приросту производственных мощностей с миниму­мом приведенных затрат (с учетом капитальных вложе­ний в сопряженные отрасли промышленности) и макси­мально возможной народнохозяйственной эффективностью.

Научно обоснованное определение оптимальных разме­ров промышленных предприятий - это не только эконо­мическая, но и сложная математическая задача. Для изу­чения закономерностей и измерения влияния на концент­рацию производства определяющих ее факторов, а также характера их взаимосвязей с основными показателями хо­зяйственной деятельности — производительностью труда, себестоимостью, рентабельностью и др. - необходимо при­менение математических методов и современной электрон­но-вычислительной техники.

Проблема оптимизации производства и соответственно ответа на вопрос, каким должен быть оптимальный раз­мер предприятия, со всей остротой встала и перед запад­ными предпринимателями, президентами компаний и фирм. И это несмотря на то, что, например, для большинства отраслей обрабатывающей промышленности США эффект концентрации производства имеет огромное значение. Фир­мы, преуспевающие в деле расширения масштабов своей деятельности, сумевшие воспользоваться положительным эффектом массового производства, в результате выжили и процветают («Дженерал моторе», АТТ, «Экссон», «Пру-деншилз лайф иншуренс» и др.).

Те же, кому не удалось достичь необходимых масшта­бов, оказались в незавидном положении производителей с высокими издержками, обреченных на существование на грани разорения и в конечном счете — банкротства.

Однако сегодня те американские компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на концентрации производства, не столько вы­игрывают, сколько теряют. В современных условиях та­кой подход изначально ведет к снижению не только гиб­кости, но и эффективности производства: оказывается, что сегодня даже по производительности труда крупнейшие предприятия утратили свои былые преимущества. По дан­ным исследовательской организации «Хей эссошиэйтс», производительность труда у работников предприятий и организаций с численностью занятых менее 500 человек по меньшей мере на 50% выше, чем там, где число заня­тых перевалило за 4, 5 тыс. человек.

Кроме этого, предприниматели помнят: небольшой раз­мер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск. Что касается чисто управленческой стороны проблемы, то американ­ские исследователи отмечают, что, по их наблюдениям, предприятия с числом занятых более 500 человек стано­вятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невоспри­имчивыми к нововведениям и слабо реагируют на возни­кающие проблемы.

Поэтому ряд американских компаний в 60-е годы по­шел на разукрупнение своих отделений и предприятий с целью существенного уменьшения размеров первичных производственных звеньев. Например, «Дженерал моторе» среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных («Шевроле», «Бьюик», «Олдсмо-биль», «Понтиак» и «Кадиллак»), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с ос­тальными. Это было сделано в процессе поиска такой сте­пени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект концентрации и в то же время избежать отрицательного эффекта. «Дженерал электрик» разделила свое гигантское производство авиа­двигателей на восемь небольших заводов. В компании «ЗМ» общее число производственных отделений возросло в 80-е годы с 25 до 40, в «Джонсон энд Джонсон» - с 80 до 150,

в «Вестингауз электрик» — с 30 до 40. «Эмерсон элект­рик» стремится, чтобы численность отдельного предприя­тия не превышала 600 человек, швейная компания «Блю белл» - 300, «Дженерал моторе» — 1 000, «Моторола» — 1 500 человек.

Помимо простого механического разукрупнения пред­приятий, организаторы производства проводят радикаль­ную реорганизацию внутри предприятий, формируя в них командные и бригадные оргструктуры взамен линейно-фун­кциональных.

При определении оптимального размера предприятия фирмы пользуются концепцией минимального эффектив­ного размера. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может миними­зировать свои долгосрочные средние издержки.

6.4. Концентрация производства и монополизм

В нашей экономике стремление к концентрации произ­водства было доведено до абсурда. В стране шло настоя­щее соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства, передовую технологию, специализацию, со­четаясь с «натуральным» хозяйством (самообеспечением), низкой степенью использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов. Если в энергетике и метал­лургии концентрация в определенной степени оправдана (более мощные агрегаты непрерывного действия в расчете на единицу удельной стоимости вырабатывают при пра­вильном использовании больше продукции), то в других отраслях с прерывным циклом производства концентра­ция сверх разумных пределов неэффективна, ибо крайне усложняет управление производством, снабжение сырьем, полуфабрикатами и т.д. Но в любом случае высокая кон­центрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства.

Западный опыт показал, что крупные компании, склон­ные к монополизации производства и разделу рынков, не­редко тормозят научно-технический прогресс, ибо моно­польное положение не способствует росту заинтересован­ности в обновлении номенклатуры выпускаемой продук­ции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки круп­ными фирмами патентов и лицензий не столько для ис­пользования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации осо­бенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концент­рации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР.

В результате этого советская экономика оказалась са­мой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 г., в одном только машиностроении насчитыва­лось 166 предприятий — абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети ассорти­мента важнейших видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько же — на двух. В базовых отраслях промышленности «гиганты ин­дустрии» с каждой пятилеткой становились все более не­восприимчивыми к научно-техническому прогрессу; в лег­кой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсут­ствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что каж­дое предприятие производило невзаимозаменяемые виды продукции. В этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой кто-то произведет такую же продукцию дешевле и более высокого качества. В резуль­тате объективно исчезает потребность в совершенствова­нии производства, в освоении новой техники, выпуске но­вых товаров.

Данная особенность советской индустрии затрудняет движение к рынку, ибо без конкуренции нельзя перехо­дить к свободным ценам (хотя в нашей экономике это ока-

залось возможным). Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение гигантов индуст­рии с 50—100 тыс. трудящихся в акционерные предприя­тия или передача их в коллективную собственность ниче­го не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государствен­ной собственности. Необходимо разукрупнение предприя­тий, создание сети мелких и средних производств с тем, чтобы они составили конкуренцию предприятиям-гиган­там и по суммарному объему продукции, и по рекламе и качеству.

Представление о современном уровне монополизации промышленности России дают данные таблицы 2.

Для проведения государственной политики по разви­тию товарных рынков и конкуренции, ограничению моно­полистической деятельности образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предприниматель­ства. Оно организует на местах свои территориальные орга­ны, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Основные задачи, функции, полномочия и ответствен­ность Министерства определены Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках». К задачам, в частности, отнесено содей­ствие формированию рыночных отношений, развитию пред­принимательства и конкуренции. Соответственно постав­лена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонополь­ного законодательства.

Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика в ближайшие несколько лет, является открытие экономики для иност­ранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению к доллару. Поэтому в рамках среднесроч­ной стратегии в условиях открытой экономики выделяют­ся первоочередные мероприятия антимонопольной поли­тики.

Они включают:

• перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразован­ных из старых управленческих структур;

«формирование механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов, в том числе и в про­цессе приватизации; принятие необходимых нормативных актов по этому вопросу;

• учет антимонопольных требований при формирова­нии экспортно-импортной политики;

• совершенствование законодательной базы антимоно­польной политики с внесением в антимонопольное законо­дательство существенных изменений и дополнений или

принятием нового антимонопольного закона, в большей мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики. Имеется в виду также сформировать механизм антимонопольного регулирования в рамках СНГ, учиты­вая, что объединения производителей уже выходят за на­циональные рамки.

Среднесрочная стратегия антимонопольного регули­рования определяется тем, что в условиях открытой эко­номики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре сектора.

Первый сектор — предприятия, конкурентоспособные либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая свобода в перестройке соб­ственной внутренней структуры, сняты ограничения на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного выступ­ления на мировом рынке. Вместе с тем намечено ужесто­чить санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулировании цен, затруднении доступа на рынок новых конкурентов.

Второй сектор — предприятия, которые не выдержива­ют конкуренции импортных товаров. Здесь будет обра­щаться особое внимание на противодействие недобросовес­тной конкуренции. Будет задействован механизм инициа­тивного и в отдельных случаях принудительного разук­рупнения предприятий, поскольку в рамках в целом не­конкурентоспособного предприятия или объединения мо­гут оказаться жизнеспособные подразделения.

Третий сектор — естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования, в частности, цен и тари­фов.

Четвертый сектор — рынки, где иностранная конку­ренция не будет оказывать серьезного воздействия вслед­ствие масштабов страны, специфики продукции (скоро­портящаяся или труднотранспортируемая) и других фак-

торов. Здесь будут приняты традиционные методы анти­монопольного регулирования, включая недопущение зло­употребления доминирующим положением, запрещение ан­тиконкурентных соглашений, контроль за процессами кон­центрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п. Активизируется про­блема антимонопольной направленности приватизации и конверсии, поддержки частного капитала. Будет осуще­ствляться принудительное разделение отдельных хозяй­ственных объектов.

Вместе с тем ставится в принципе верная задача по со; (Данию крупных межотраслевых производственных объе­динений в виде различных добровольных ассоциаций, та­ких, как концерны, холдинговые компании, финансово-11|м> ммшлснные группы. Концерн как одна из форм моно­полистического объединения характеризуется единством собственности и контроля. В российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юриди­ческого лица, соблюдение антимонопольного законодатель­ства. Из существующих в России концернов с лучшей сто­роны проявили себя объединения, созданные в газовой и электротехнической промышленности.

Наряду с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Рассмотрение вопроса о создании холдинговых компаний в порядке объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий осуще­ствляется Госкомимуществом России с соблюдением тре­бования о том, чтобы предложение содержало:

• обоснование необходимости создания холдинговой ком­пании, указание целей и задач ее деятельности;

• сведения об основных видах деятельности, а также доле продукции на федеральном и местном рынках;

• проект плана приватизации;

• проект устава холдинговой компании.

Создание холдинговых компаний может осуществлять­ся только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Феде-

рации, на территории которых расположены предприя­тия, входящие в холдинговые компании. Первая компа­ния холдингового типа была создана в автосельхозмаши­ностроении — «Автосельхозмашхолдинг». Постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 1311 от 21 декабря 1993 г. были утверждены лесопромышленные хол­динговые компании. Они созданы в целях упорядочения процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействия кооперации предприятий-смежни­ков, сохранения существующих технологических и произ­водственных связей, осуществления предприятиями тех­нологически замкнутого цикла производства, проведения единой инвестиционной и научно-технической политики, а также увеличения экспортного потенциала.

Холдинговые компании на практике приобретают раз­личные юридические формы: государственные, акционер­ные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные фирмы.

Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемо­сти после приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом организуются холдинги по отрас­левому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.

Создание дочерних субхолдингов в странах СНГ позво­ляет решить проблему восстановления разрушенных хо­зяйственных связей.

Главное преимущество холдингов состоит в том, что их риск меньше суммы рисков отдельных предприятий, вхо­дящих в их орбиту. Защита от общего банкротства стано­вится более надежной. Это особенно ценно в сложившейся ситуации, когда многие предприятия стали убыточными искусственно, являясь в то же время незаменимыми в об­щей технологической цепочке по выпуску крайне необхо­димых конечных изделий. Холдинговые компании способ­ны формировать структуры целых отраслей, даже не за­нимаясь непосредственно производством. А, как известно, именно структурная перестройка нашей промышленности лежит в основе реформирования экономики.

Холдинговые компании, единственные из всех извест­ных организационных форм объединений предприятий, ограничены в своем распространении. Во «Временном по­ложении о холдинговых компаниях, создаваемых при пре­образовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденном Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г., дан обширный перечень отраслей народного хозяйства, в которых не допускается создание холдинговых компаний. Внутри остальных отраслей огра­ничений на образование таких компаний нет.

Практика создания холдингов (на протяжении после­дних трех лет) более обширна в отраслях топливно-энер­гетического комплекса, а также приживается в оборон­ных отраслях промышленности.

Наряду с созданием холдингов на первый план отече­ственных экономических реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).

Организационно-правовой основой формирования и фун­кционирования ФПГ в нашей стране является подписан­ный в декабре 1993 г. президентский Указ «О создании в России финансово-промышленных групп».

ФПГ — это группа предприятий, организаций, кредит­но-финансовых учреждений и инвестиционных институ­тов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестрой­ки, производства конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции, возрождения индустриаль­ной мощи страны, укрепления позиций приоритетных, наукоемких отраслей.

Они аккумулируют не только объединенную мощь про­мышленного, банковского, страхового, торгового ка­питала, но и интеллектуальный потенциал наиболее спо­собных, дальновидных и преуспевающих предпринимате­лей.

Формирование ФПГ опирается на имеющие объектив­ный характер интеграционные процессы в экономике. Ли­берализация хозяйственной жизни, функционирование фондового рынка открыли новые возможности перелива

капитала в привлекательные сферы деятельности, дивер­сификации производства, создания различных хозяйствен­ных структур, объединяющих промышленный, финансо­вый, торговый капитал.

По состоянию на 1 марта 2002 г. официальный статус получили 88 групп, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли более 1 500 юридических лиц. Общая чис­ленность занятых составляет около 3, 5 млн человек. Чис­ло работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1, 5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, ком­мерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП. Вы­пуск продукции предприятий, входящих в ФПГ, в 2000 г. достиг 300 млрд руб.

Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вош­ли или сами создали такие группы 48. Из 200 крупней­ших российских компаний 130 стали участниками офици­ально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлический комбинат, Краснояр­ский алюминиевый завод, «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Горьков-ский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экс­портную направленность. В некоторых из них в различ­ных формах участвуют иностранные партнеры.

Совокупность официально зарегистрированных ФПГ отличается достаточно широкой диверсифицированностью. Они охватили более 100 направлений деятельности в са­мих разнообразных отраслях народного хозяйства.

Отраслевое распределение ФПГ по основным видам дея­тельности промышленных участников представлено так: АПК - 16%, оборонная промышленность — 14, машино­строение — 10, химическая и нефтехимическая промыш­ленность — 11, стройиндустрия — 8, автомобилестроение

— 6, металлургия — 4, приборостроение — 6, судостроение

— 6, легкая промышленность — 6, ювелирная промышлен­ность — 4, ТЭК — 3, лесопромышленный комплекс — 2, добыча и переработка морепродуктов — 2, прочие — 2%.

Большинство участников ФПГ - приватизированные или частные предприятия, объединенные по типу вертикаль­ной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности.

Среди ФПГ можно назвать следующие «Уральские за­воды», «Объединенная горно-металлургическая компания», «Нефтепром», «Нижегородские автомобили», «Интеррос», «Балтийская строительная компания», «Донинвест», «Бел-РусАВто», «АПЕК», «Аэрофин», «Консорциум», «Русский текстиль».

В 2000 г. эффективность производственной деятельнос­ти ФПГ находилась на уровне российской промышленнос­ти в целом. Индекс промышленного производства продук­ции увеличился на 14%, а прибыль - на 5%.

По сравнению с концом 1999 г. запасы готовой продук­ции на предприятиях ФПГ снизились к концу 2000 г. на 13% в реальном выражении, что свидетельствует об уве­личении спроса.

Предприятия ФПГ в 2000 г. добились снижения креди­торской задолженности на 2%, тогда как в промышленно­сти она выросла на 9%. Дебиторская задолженность пред­приятий ФПГ росла быстрее, чем в промышленности (15% против 9%). Тенденции динамики инвестиционной актив­ности на предприятиях ФПГ совпадали с уровнем про­мышленности.

Само по себе вхождение предприятий в финансово-про­мышленную группу не является гарантией их конкурен­тоспособности и эффективности. К объединению прибега­ют как для использования институциональных изъянов экономики, так и для компенсирования их с помощью интеграции. Однако такого рода конструктивные усилия лишь частично отражаются в текущих экономических ре­зультатах.

Наряду с созданием в России ФПГ идет формирование транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) в государствах-членах СНГ. Последние способству­ют восстановлению и развитию в рамках новых хозяй­ственных структур исторически сложившейся кооперации

промышленного производства хозяйствующих субъектов государств Содружества. Среди транснациональных ФПГ можно назвать «Российский авиационный консорциум» и «Международные авиамоторы». Сейчас прорабатываются вопросы о включении в ТФПГ и предприятий дальнего зарубежья.

Наиболее активно среди государств СНГ процессы ста­новления транснациональных (межгосударственных) ФПГ проходят в России. Их появлению, несомненно, способ­ствовала правотворческая деятельность России. К настоя­щему времени в Российской Федерации сложилась уже до­статочно развитая правовая база для создания и деятель­ности ФПГ, насчитывающая уже более трех десятков спе­циальных нормативных актов разной юридической силы, включая Федеральный закон «О финансово-промышлен­ных группах» от 1995 г.

Сейчас прорабатываются около десятка проектов со­здания транснациональных ФПГ с участием предприятий Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргыз­стана, Таджикистана, Молдовы.

По экспертным оценкам, в ближайшие годы в них мо­жет быть задействовано не менее 20% промышленного и /финансового потенциала стран Содружества.

6.5. Монополия и конкуренция

Конкуренция и монополизм в экономике выступают как антиподы. Конкуренцию производителей можно определить как некоторое противоборство между производителями товаров за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое обычно через увели­чение доли отдельного производителя на. рынке сбыта про­дукции. В современной экономике для успешного конку­рентного противоборства какой-либо компании первой не­обходимо не только производить высококачественную про­дукцию, но и постоянно повышать ее технический уро­вень. Компания сможет заметно увеличивать свои прибы­ли как за счет широкого освоения ранее не производимой

передовой продукции, так и при помощи существенно мо­дернизированной. Научно-технический прогресс, его при­кладные результаты стали одними из наиболее значитель­ных факторов в конкурентной борьбе.

В этой связи несомненный интерес представляют дан­ные о конкуренции рынков промышленной продукции в России (таблица 3).

При полученных высоких (в целом) коэффициентах кон­курентоспособности до уровня развитых стран промыш­ленности России необходимо еще расти и расти. Ведь не­смотря на высокие показатели нет ответа на вопрос: «А каково влияние со стороны отдельных производителей (и скольких) на рыночную цену?».

Именно количество и «удельный вес» на рынке произво­дителей позволяют классифицировать виды конкуренции.

В зависимости от соотношения на рынке числа продав­цов (покупателей), а также от возможности их влиять на цену товаров, конкуренцию называют совершенной или несовершенной.

Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара, то говорят о совер­шенной конкуренции. В ее условиях производитель ока­зывается в состоянии определять самостоятельно всего один параметр - объем выпуска продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собствен­ных издержек.

По существу, совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует.

Гораздо чаще встречается несовершенная конкуренция, имеющая множество разновидностей. Она возникает, ког­да на рынке какого-то товара действует в той или иной степени ограниченное число продавцов, способных в изве­стной мере определять уже два ключевых параметра: объем продаж и цену товара.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основных типа: натуральная (чистая) монополия, оли­гополия и дифференциация продуктов.

Натуральным монополистом является единственный производитель (продавец) в своей отрасли какого-либо продукта, у которого нет близких аналогов. То есть нату­ральный монополист является носителем абсолютной ры­ночной власти. Он определяет и контролирует общий ры­ночный объем предложения определенного товара, он дик­тует цену его продажи. Не допуская появления конкурен­тов, натуральный монополист окружает рынок своего то­вара многочисленными барьерами: экономическими, тех­ническими, юридическими и другими.

В частной промышленности развитых капиталистиче­ских стран в настоящее время натуральных монополий практически нет; по существу, имеются так называемые «естественные монополии» —.местные телефонные компа­нии, компании по обслуживанию электричеством, водой, газом. Главной причиной, порождающей естественных монополистов, выступает технология производства продук­та или оказания услуги.

Господство нескольких крупных фирм на рынке назы­вается олигополией. Олигополии возникают там, где боль-

шую роль играет концентрация производства. Различают олигополию первого вида - несколько крупных фирм, про­изводящих почти идентичные товары. Олигополия вто­рого вида — несколько крупных фирм, производящих диф­ференцированные товары.

Третьей моделью несовершенной конкуренции является дифференциация продукции (множество продавцов диф­ференцированной продукции). При дифференциации про­дукции и при равных ценах на товары предпочтение по­купателя получает товар, имеющий отличия от других в сорте, качестве, торговой марке, стиле оформления, при­влекательности продавца, близости магазина к работе, учебе, дому.

Среди множества моделей олигополистического поведе­ния на рынке наибольший интерес представляет тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма-оли­гополия. В первом случае фирмы-олигополии могут тайно договориться о единой высокой цене, осознать свою взаи­мосвязь. В результате рыночная цена и количество реали­зуемой олигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственного (полного) монополиста. Домини­рующая фирма-олигополия обладает 60—80%-ной долей отраслевого рынка (например, компьютерная американ­ская компания «Ай-Би-Эм»). Доминирующая фирма обычно следует практике «лидерства в ценах», поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких фирм отрасли.

Наиболее простой формой сговора олигополистов (не­редко тайного) является картель. Он предполагает фор­мальное письменное соглашение нескольких производи­телей определенного товара относительно его цены, объе­мов производства, квоты на рынках сбыта и др. Картель вместе с тем не ограничивает самостоятельности входя­щих в него участников, позволяя им добиваться усиления своих позиций за счет производства видов товара, не рег­ламентированных картельным соглашением. Таким обра­зом, картель существенно ограничивает конкуренцию толь­ко по узкому ряду продукции.

Другой организационной формой монополистического взаимодействия на основе принципа концентрации явля­ется синдикат.

Синдикат — форма объединения фирм с целью центра­лизации функций обеспечения ресурсами и маркетинга (сбы­та продукции) на согласованных договорных условиях.

Участники синдиката добровольно передают единому руководящему органу коммерческую функцию, но сохра­няют при этом производственную и юридическую самосто­ятельность. Синдикат получает широкие возможности эф­фективного управления материальными потоками. Рекла­ма товаров, их транспортировка и хранение, ведение пе­реговоров о торговых сделках от имени участников синди­ката, организация сервисного обслуживания потребителей и другие функции позволяют регулировать условия прода­жи на рынке, стимулировать спрос, расширять внешне­экономическую деятельность и в конечном итоге умень­шать индивидуальные накладные расходы.

В других вопросах между синдицированными предпри­ятиями согласованности практически нет, и поэтому меж­ду ними возможна даже некоторая конкуренция.

Неполная согласованность действий и некоторая внут­ренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение — трест.

В тресте объединенные предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую самостоятельность, но и производ­ственную. В отличие от предшествующих форм монополи­стических объединений и одноотраслевого треста, комби­нированный трест впервые выходит за рамки отрасли и приобретает возможность получать дополнительную при­быль от использования различных побочных продуктов (отходов) основного производства на своем предприятии, но относящимся к другой отрасли (горизонтальное комби­нирование), или от последовательной обработки товаров, служащих сырьем для производства других товаров, ко­торые перерабатываются в третий вид товаров и т.д. (вер­тикальное комбинирование).

Внутриотраслевая конкуренция при растущей концен­трации производства приводит к наиболее полному разви­тию своей противоположности — капиталистической мо­нополии (олигополии) в форме треста.

Высшей формой монополистического объединения явля­ется концерн. Он объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, транспорта, торговли, сферы услуг и финансов. Основной причиной об­разования концернов служит межотраслевая конкуренция. Объединение различных производств и функциональных служб (по управлению, снабжению, реализации, научно-технической политике, перспективному планированию и т.д.) позволяет наилучшим образом использовать существу­ющие в данное время условия возрастания капитала для максимизации прибыли. Концерн специализирует и коопе­рирует свои предприятия, используя диверсификацию — одновременное развитие многих, не связанных между со­бой, производств и их комбинирование. Производственные предприятия в своей текущей хозяйственной деятельности обычно полностью самостоятельны.

Преобладающим видом современного крупного монопо­листического (олигополистического) объединения предпри­ятий является диверсифицированный концерн. Много­отраслевые диверсифицированные концерны в последние годы все более стремятся к взаимодополняемости своих разно-отраслевых предприятий, рассматривая свою фир­му как взаимосвязанный «портфель» бизнесов.

Основополагающей чертой процесса диверсификации производства является внутрифирменная межотраслевая передача технологии. Передача технологии возможна в двух видах:

1) передача собственно технологии;

2) передача передового товара для совершенно отлич­ного от первоначального применения.

Крупные диверсифицированные концерны играют ак­тивную роль в мировой экономике.

Конгломерат является концерном особого типа, отлича­ющимся от преобладающего вида — диверсифицированного концерна — тем, что первый из них объединяет различные,

не связанные между собой компании многих отраслей про­мышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансо­вых показателей. Таким образом, конгломерат по существу лишь формально обобществляет свое производство.

Международные монополии (олигополии) могут осно­вываться либо на капитале населения одной страны — транснациональные корпорации, либо на капитале жите­лей многих стран — многонациональные корпорации. Со­временные международные монополии (олигополии) име­ют предприятия, полностью или частично им принадле­жащие, реализуют продукцию, оказывают услуги в десят­ках стран мира. Международные олигополии часто склон­ны рассматривать стратегии международной экспансии и диверсификации на рынке страны (или стран) происхож­дения на основе альтернативного подхода.

Экономисты в связи с альтернативной концепцией оп­ределяют международную олигополию как своеобразный вид многозаводской компании, стремящейся к «оптималь­ной специализации» на основе изучения величины какого-либо рынка, спроса потребителя, специфических черт тех­нологии и методов управления во всех «охваченных» стра­нах с целью выяснения необходимой специализации и мас­штабов предприятий олигополии.

Появление монополий и олигополии качественно изме­няет конкурентные отношения в капиталистическом обще­стве. Внутриотраслевая конкуренция экономически равно­правных мелких производителей при совершенной (свобод­ной) конкуренции сменяется при возникновении крупных фирм и переходе к несовершенной конкуренции, с одной стороны, ожесточенной борьбой между крупными товаро­производителями на национальном и мировом рынке с пре­имущественным использованием методов неценовой конку­ренции, с другой стороны, в большинстве случаев тщетны­ми попытками мелких фирм конкурировать на равных с гигантами, что результируется обычно в незначительной доле рынка, занимаемой любой из мелких фирм, а также в невысокой прибыли, получаемой этими фирмами.

Глава 7

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

И КООПЕРИРОВАНИЕ

В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

7.1. Специализация промышленности,

ее направления, формы и показатели

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности произ­водства, что означает усиление конструктивной и техно­логической общности выпускаемой продукции, ограниче­ние разнообразия применяемого оборудования и техноло­гических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают специализацию промышленности, предпри­ятия, специализацию внутри предприятия. Специализа­ция промышленности выражается в расщеплении суще­ствующих отраслей и создании новых производств, выпус­кающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

Специализация предприятия и его отдельных произ­водственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

Процесс специализации в промышленности осуществ­ляется по следующим направлениям:

1) создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;

2) расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого про­дукта;

3) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических опе­раций (стадий).

В соответствии с названными направлениями имеется три формы специализации промышленного производства: предметная, подетальная, технологическая (стадийная).

Предметная специализация охватывает предприятия и отрасли, выпускающие какой-либо вид законченной од­нородной продукции (автомобили, трактора, станки, тур­бины и т.д.). Предметная специализация предприятия со­провождается углублением ее внутри предприятий (объе­динений), где создаются специализированные цехи или филиалы.

Подетальная специализация присуща предприятиям и отраслям, выпускающим отдельные узлы или части про­дукции, поступающие на предметно-специализированные предприятия для комплектации основного вида продук­ции. Этот вид специализации — прямое продолжение пред­метной и поэтому является более прогрессивной и эффек­тивной формой специализации. На ее основе возникают специализированные производства изделий межотраслево­го применения на базе взаимозаменяемости отдельных уз­лов и деталей различного оборудования.

Технологическая специализация характерна для пред­приятий, производящих материалы, полуфабрикаты и выполняющих отдельные технологические операции. Сюда относятся заводы по производству литья, поковок и штам­повок, сварных металлоконструкций, как правило, для машиностроительных и ремонтных предприятий.

В машиностроительном производстве одним из важней­ших направлений специализации является функциональ­ная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства — ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологиче­ской оснастки. Это направление специализации, в связи с его большим значением для развития машиностроения, планируется самостоятельно.

Конкретные формы специализации, их вес и значение зависят от особенностей и уровня развития каждой отрас­ли промышленности.

Для оценки и планирования развития специализа­ции производства пользуются следующей системой пока­зателей:

1) количество отраслей и отраслевая структура про­мышленности;

2) удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции;

3) удельный вес продукции, соответствующей профилю данной отрасли или предприятия в общем объеме выпус­каемой продукции;

4) удельный вес продукции заводов и цехов, специали­зированных подетально и технологически, в общем объе­ме выпускаемой продукции;

5) количество групп, видов и типов технологически од­нородных изделий, выпускаемых отдельными предпри­ятиями, цехами.

Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как:

1) уровень оптимальности объема производства одно­родной продукции (коэффициент оптимальности) на пред­приятии (в цехе);

2) удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода, цеха;

3) удельный вес стандартных, нормализованных и уни­фицированных частей в общем числе изготовляемых дета­лей и узлов;

4) удельный вес специального и другого высокопроиз­водительного оборудования в общем парке станков (обо­рудования), завода, цеха;

5) количество специализированных цехов, производ­ственных участков, поточных линий и т.д.;

6) коэффициент серийности по основным производствен­ным подразделениям предприятия, объединения.

7.2. Сущность кооперирования,

его формы и основные показатели

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего ко­личества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие коопериро­вания. Под кооперированием понимаются планово-орга­низованные производственные связи между предприяти­ями, совместно изготовляющими какой-либо вид продук­ции. Являясь следствием развития специализации, произ­водственное кооперирование характеризуется относитель­ным постоянством и устойчивостью связей, строгим со­блюдением технических условий предприятий-смежников.

Производственное кооперирование существенно отлича­ется от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, опреде­ленным технологическим операциям, которые осуществ­ляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

В промышленности кооперированные связи могут раз­личаться по отраслевому и территориальному признаком. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанав­ливаются между предприятиями одной отрасли, и межот­раслевое — если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делит­ся: на внутрирайонное, когда производственные связи ус­танавливаются между предприятиями одного экономичес­кого района, и межрайонное — между предприятиями, рас­положенными в разных экономических районах страны.

В соответствии с формами специализации в промыш­ленности различают три формы кооперирования:

1. Предметное (или агрегатное) кооперирование — это

такой вид производственных связей, когда головной за­вод, выпускающий сложную продукцию, получает от дру­гих предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и др.), идущие на комплектование продукции этого завода.

Данная форма кооперирования характерна для маши­ностроения, многие отрасли которого производят слож­ные машины и оборудование.

2. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы (кар­бюраторы, радиаторы, поршни и др.) для выпуска гото­вой продукции. Эта форма кооперирования присуща мно­гим отраслям промышленности, и прежде всего машино­строению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

3. Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим оп­ределенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штампо­вок) или в выполнении для них отдельных технологичес­ких операций, связанных с обработкой выпускаемых из­делий.

Уровень производственного кооперирования характери­зуется следующими показателями:

а) коэффициент кооперирования, или удельный вес по-

купных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;

б) количество предприятий-смежников, участвующих в

производстве продукции головного предприятия;

в) соотношение объемов внутрирайонных и межрайон­ных, внутриотраслевых и межотраслевых коопери­рованных поставок;

г) доля предметного (агрегатного), подетального и тех-

нологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

д) средний радиус кооперирования отдельного предпри-

ятия и в целом по отрасли.

7.3. Экономическая эффективность специализации и кооперирования в промышленности и методика ее определения

Специализация — важный фактор повышения эффек тивности общественного производства, так как она откры вает простор для широкого использования новой высоко­производительной техники, для все более полной механи­зации и автоматизации производства, делает экономичес­ки оправданным ее применение в массовом производстве, ибо это резко повышает производительность труда и каче­ство выпускаемой продукции.

Специализация, таким образом, способствует научно-техническому прогрессу.

Рациональное развитие специализации оказывает боль­шое влияние на все стороны совершенствования обществен­ного производства и на повышение его эффективности. Для определения экономической эффективности специализа­ции производства используются три основных показателя:

1. Экономия текущих затрат на производство продук­ции и транспортных расходов на ее доставку потре­бителям.

2. Экономия капитальных вложений и срок их окупае­мости.

3. Годовой экономический эффект от специализациь производства продукции.

При определении экономии на текущих затратах срав­ниваются между собой затраты на годовой объем произ­водства, который должен быть получен после специализа­ции по новой и прежней себестоимости с учетом транспор­тных расходов. Эта условно-годовая экономия рассчиты­вается как разность между затратами до и после специа­лизации по формуле:

Э = [(С1 + Tj) - (С2 + Т2)] - В,

где Э — условно-годовая экономия на текущих затратах от проведения специализации;

С1 и С2 — полная заводская себестоимость единицы про­дукции до и после специализации;

Tj и Т2 - транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на единицу про­дукции до и после специализации;

В — годовой выпуск продукции после проведения спе­циализации.

Если для проведения специализации требуются капи­тальные вложения, то производится расчет срока окупа­емости, который определяется по формуле:

Т -К

1 —~~FT ' ок, -f

где Т — срок окупаемости капиталовложений, необходи­мых для осуществления намеченной специализации;

К — объем капиталовложений в основные производствен­ные фонды и средства для пополнения оборотных фондов;

Э — условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией.

Мероприятие считается экономически эффективным, когда срок окупаемости не превышает нормативного.

Годовой экономический эффект от специализации мож­но определить по формуле:

Ээ = Э - Ен • К,

где Ээ - годовой экономический эффект от специализации производства продукции;

Ен — нормативный коэффициент эффективности;

К — капиталовложения, необходимые для осуществле­ния специализации, руб.

При наличии нескольких вариантов специализации не­обходимо сопоставить рентабельность, получаемую при том или ином варианте, а также сроки окупаемости капита­ловложений с нормативными коэффициентами эффектив­ности производства.

Для более полной характеристики экономической эф­фективности специализации могут быть использованы до­полнительные показатели. К ним относятся: рост произ-нодительности труда; выпуск продукции на 1 000 руб. стоимости основных производственных фондов; удельные

капитальные вложения; увеличение выпуска продукции; количество высвобожденных рабочих, оборудования и про­изводственной площади; сокращение числа нерентабель­ных производств; повышение качества продукции и т.д.

Рост технико-экономических показателей в условиях специализации достигается за счет применения высоко­производительного специального оборудования и эффек­тивного использования, внедрения поточных методов орга­низации производства, повышения квалификации кадров, установления устойчивых связей с поставщиками и потре­бителями и улучшения на этой основе организации мате­риально-технического снабжения и сбыта, совершенство­вания технико-экономического и оперативного планиро­вания и учета.

С эффективностью специализации производства неразрывн. связана экономическая эффективность производственного кооперирования, однако экономический эффект от коопери­рования может быть получен при условии, если поставляе­мые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего ка­чества обходятся потребителю дешевле, чем при собствен­ном их производстве, а также если они поставляются комп­лектно, в необходимом количестве и в установленные сроки. Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок.

Экономия от производственных кооперированных свя­зей определяется по формуле:

Эк = С - (Ц + Тр) • В,

где Эк — экономия от кооперативных связей, руб.;

С - полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката и т.д.), передаваемого для изготов­ления на специализированные предприятия;

Ц — оптовая цена, по которой это изделие будет посту­пать от специализированного предприятия;

Тр — транспортно-заготовительные расходы, приходя щиеся на единицу изделия;

В — количество изделий, впервые получаемое по коопе­рации в планируемом году.

Экономическая эффективность специализации и коопе­рирования производства рассчитывается на всех стадиях их планирования (от предприятия до Министерства эко­номики Российской Федерации) и по всем мероприятиям, способствующим повышению уровня специализации про­изводства.

7.4. Стандартизация, унификация и типизация -организационные основы специализации, кооперирования и массового производства

Важной предпосылкой успешного развития специали­зации и кооперирования в промышленности являются стан­дартизация, унификация и типизация изделий, узлов, де­талей способствующих увеличению серийности и массово­сти производства.

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

• безопасности продукции, работ и услуг для окружаю­щей среды жизни и имущества;

• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единства измерений;

• экономии всех видов ресурсов;

• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и дру­гих чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Устанавливаемые при стандартизации нормы и требо­вания оформляются в виде документа, называемого стан­дартом. Задачи стандартизации с развитием нашей эконо­мики постоянно усложняются, возрастает ее значение в решении крупных народнохозяйственных проблем, уско­рении научно-технического прогресса. В целях дальней­шего повышения организационно-методического и науч-

но-технического уровня стандартизации был разработан и 10.06.1993 г. принят Закон Российской Федерации «О стандартизации».

Настоящим Законом установлены следующие катего­рии стандартов: ГОСТ — государственный стандарт; ОСТ — отраслевой стандарт; СТП — стандарт предприятия и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В государственную си­стему стандартизации входят, кроме стандартов на изде­лия, также другие нормативные документы, в том числе: Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической подготовки производ­ства (ЕСТПП); Единый порядок разработки, испытаний и постановки на серийное производство новых видов ма­шин, оборудования и приборов; Единая система класси­фикации и кодирования технико-экономической инфор­мации и др.

Поскольку стандарты призваны выступать эталоном качества продукции, особое значение придается содержа­нию самих стандартов — степени их соответствия совре­менному состоянию науки и техники.

Огромная работа, проведенная по дальнейшему повы­шению научно-технического уровня стандартов, сокраще­нию сроков создан






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.