Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кривые безразличия. Предположим, потребитель располагает определенным денежным доходом и полностью тратит его на потребление






Предположим, потребитель располагает определенным денежным доходом и полностью тратит его на потребление. Причем нуждается он, как минимум, в двух товарах. Обобщим их как пища и одежда. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. С точки зрения суммарной полезности покупателя могут одинаково удовлетворять различные комбинации пищи и одежды. Если оценить в баллах значение полезности, то ситуацию можно изобразить в виде таблицы и графика:

 

Комбинации товаров Пища Одежда Общая полезность
А      
В      
С      
Д   1, 5  

 

На графике представлены комбинации, обладающие равной полезностью, в виде плавной кривой. Это линия равных полезностей или кривая безразличия. Если разные комбинации дают одинаковую общую полезность, то потребителю все равно, какую выбирать. Он «безразличен» к выбору комбинаций пищи и одежды. Кривая безразличия имеет изогнутый вид в соответствии с законом замены, суть которого состоит в следующем: потребитель может согласится обменять определенное количество имеющегося у него товара на небольшое количество другого товара. По мере увеличения количества пищи и уменьшения количества одежды, он все менее охотно отдает одежду в обмен на пищу. Требует все возрастающее количество пищи за единицу одежды. По мере того, как мы получаем больше какого – либо товара, его «отношение замены» или крутизна «кривой безразличия» уменьшается. Чем дефицитнее товар, тем выше относительная стоимость его замены. Предельная полезность товара, ставшего дефицитом повышается по сравнению с предельной полезностью товара, оказавшегося в изобилии. Кривые безразличия позволяют выявить субъективную информацию о предпочтениях потребителя.

Количество одного товара, от которого отказывается покупатель ради приобретения единицы другого товара, называется предельная норма замещения (MRS). MRS зависит от субъективной оценки покупателя и его желания заменить потребление одного товара другим.

Общество все время сталкивается с проблемой MRS.

Более высокому уровню потребностей и возможности их удовлетворить соответствует другая линия. Их может быть множество, для каждого сегмента покупательского рынка. Новые комбинации потребления пищи и одежды с иной общей полезностью образуют карту кривых безразличия.

Увеличивая количество обоих товаров, а значит, двигаясь по нашей карте в северо-восточном направлении, мы будем увеличивать общую полезность сочетаний товаров. Потребитель будет получать все большие количества обоих товаров и удовлетворение его потребностей будет расти.

 

 

Какой набор товаров будет приобретать покупатель, зависит от его бюджета.

Линию возможностей бюджета покупателя можно изобразить на следующем графике:

Предположим, потребитель располагает постоянным доходом 6 руб. в день. При твердых ценах 1, 5 руб. за единицу пищи и 1 руб. за единицу одежды. Он может приобрести 6 единиц одежды, не покупая пищи, или 4 единицы пищи без одежды.

Линия NM – это и есть бюджетная линия. Покупатель может выбрать на ней любую точку. Крутизна этой линии = 1, 5: 1 или 3/2, что показывает соотношение цены пищи к цене одежды. Отказываясь от 1, 5 единиц одежды (тем самым опускаясь на 1, 5 деления по вертикальной оси графика) потребитель каждый раз может получать 1 единицу пищи (передвинуться на 1 деление вправо по горизонтальной оси).

Бюджетную линию NM можно наложить на карту безразличия.

В точке касания бюджетной линии кривой безразличия находится точка В – точка максимального удовлетворения потребностей при данном доходе.

Выводы:

Структура спроса и его объем выражены в карте кривых безразличия. Если известна структура спроса, то можно планировать структуру производства и предложения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.