Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие проблемы экономического развития.






Микроэкономика

Лекция 1

Экономика как наука.

Общие проблемы экономического развития.

План:

Знакомство с аудиторией

Предмет и содержание курса

Актуальность проблемы

Структура рабочей программы

Задачи студентов при изучении курса

Предмет экономики. Развитие (эволюция) экономической теории.

Производственные ресурсы. Их классификации.

Линия производственных возможностей.

Альтернативные издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Цели изучения темы.

Иметь представление об основных проблемах, которые должна решать любая экономическая система.

Знать экономические школы и направления прошлого и настоящего; иметь представление об общих законах развития хозяйства в человеческом обществе.

Уметь пользоваться выводами экономической науки для объяснения процессов и явлений современности.

Владеть необходимыми навыками экономического анализа, оценки экономической эффективности.

Кто я? Кто вы? Компьютер. Знание – сила.

История развития экономической мысли и экономических учений за последние два столетия, начиная от Д. Рикардо и А. Смита, К. Маркса и т.д., дала много различных предложений и теорий, как обустроить мир экономических отношений, с тем, чтобы человек и человечество в целом жили лучше, чем вчера и завтра лучше, чем сегодня.

Предметом экономической науки являются экономические отношения (по Марксу – производственные отношения), которые возникают между людьми в процессе производства, обмена, распределения жизненных благ.

Производство – социально-экономический и организационно-технологический процесс по созданию материальных благ.

Цель производства – создание материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей в них общества и на этой основе – получение прибыли.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Именно трудом создается необходимое для удовлетворения всё возрастающих потребностей общества. В масштабах общества нельзя потребить то, что не произведено. Чтобы больше потреблять, полнее удовлетворять все возрастающие потребности, нужно больше производить, т.е. повышать эффективность труда. Это экономический закон. Поэтому актуальность проблемы очевидна.

Что такое эффективность производства? – это соизмерение затрат и получаемого результата, исключения из производственного процесса всякого бесполезного труда (живого и овеществленного) и на этой основе получение максимума продукта при минимуме затрат

Важнейший показатель эффективности производства – это производительность труда. Экономическое содержание роста производительности труда - это экономия как живого, так и овеществленного труда, уменьшение затрат рабочего времени на производство единицы продукции (работ). В этом проявляется действие закона экономии времени, который К. Маркс назвал первым экономическим законом: «Чем меньше времени требуется обществу на производство пшеницы, скота и т.д., тем больше времени оно выигрывает для другого производства, материального и духовного. Как для отдельного индивида, так и для общества, всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени Стало быть, экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени». Именно за счет сэкономленного времени представляется возможным произвести дополнительное количество продукции, т.е. повысить производительность труда. Повысить производительность труда можно за счет экономии и устранения всякого бесполезного труда (живого и овеществленного). По этому поводу К.Маркс отмечал: «С общественной точки зрения производительность труда возрастает также с его экономией. Последняя включает в себя не только экономию средств производства, но и устранение всякого бесполезного труда» (1)..

Алгоритм рационализации…

Экономические отношения в любом обществе определяются следующими характеристиками:

· Правами собственности на производственные ресурсы,

· Уровнем, на котором принимаются решения относительно основных целей производства, средств и путей их достижения,

· Характером и способами распределения доходов,

· Социальной защищенностью работников и населения в целом,

· Отношением производителей товаров и услуг к имеющимся природным ресурсам,

· Возможностью обеспечения баланса интересов индивидуумов, отдельных групп населения и общества в целом.

Механизм ускорения социально-экономического развития: через интересы работающих к высоким результатам труда, на их основе - удовлетворение все возрастающих их потребностей. Важную роль в нем играет соблюдение закона соответствия производственных (экономических) отношений уровню развития производительных сил. «Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, - они изменяют все свои общественные отношения». (1, т. 4 с. 133).

 

Экономика является наукой, изучающей общество и экономическое поведение людей, то есть поведение, связанное с производством материальных и нематериальных благ и услуг. Однако совокупность всех материальных потребностей людей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов (рабочей силы, инструментов, машин, минеральных богатств и т.д.). Поэтому абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым. Этот неоспоримый факт и лежит в основе определения экономики.

Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей.

Многие сегодняшние проблемы – инфляция, безработица, военные расходы, бюджетный дефицит, бедность и неравенство – уходят своими корнями в проблему эффективного использования редких ресурсов.

Перед всеми экономическими системами стоит такая проблема. На практике это выливается в проблему альтернативного использования ограниченных ресурсов, или проблему выбора. Проблема выбора – одна из основных экономических проблем. Что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции – таковы распространённые задачи, стоящие перед экономистами.

Чтобы эффективно использовать ограниченные ресурсы, общество должно обеспечивать полную занятость и полный объём производства.

Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого ресурсов. Рабочие не должны вынужденно оказываться без работы; экономика должна обеспечивать занятие для всех, кто хочет и способен трудиться. Не должны также простаивать пахотные земли или капитальное оборудование.

Полный объём производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, то есть ресурсы должны вносить наиболее ценный вклад в общий объём продукции. Понятие «эффективность» характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов («затраты»), применяемых в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта («Соизмерение затрат и получаемого результата»). Большее количество продукта, получаемое от данного объёма затрат, означает повышение эффективности. Полный объём производства предполагает также применение наилучших из имеющихся технологий.

Экономические взгляды излагались в трудах различных учёных наряду с их философскими, математическими и другими взглядами.

Одним из первых экономических учений считается школа под названием «ранний меркантилизм». Возникла она в последней трети пятнадцатого века. Её представители считали основным источником богатства внешнюю торговлю, а формой богатства – золото и серебро. Предметом их исследования была именно сфера обращения. Экономическая политика была направлена на увеличение денежного богатства законодательным путём. Например, в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Иностранцы свою выручку от продажи товаров должны были истратить на покупку местных товаров.

На смену «раннему меркантилизму» пришёл «поздний меркантилизм». Его представитель Антуан де Монкретьен ввёл в научный оборот термин «политическая экономия». Поздние меркантилисты под богатством стали понимать избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но должен на внешнем рынке превратиться в деньги. Иначе говоря, поздний меркантилизм поддерживает систему активного торгового баланса, который обеспечивается за счёт превышения экспорта готовых изделий над импортом. Стал разрешаться вывоз денег за границу, но действовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Основным средством приумножения национального богатства считалось государство, которое с помощью высоких таможенных пошлин и поддержки производства в экспортных отраслях проводило политику п ротекционизма.

Протекционизм – это политика защиты отечественного производителя. Она пережила концепцию меркантилизма и прочно вошла в современную практику государственного регулирования внешней торговли. Целью современного протекционизма перестало быть привлечение золота в страну. Куда более важной стала максимизация спроса на продукцию национальных производителей.

На смену меркантилизму в середине XVIII века во Фрации появляется новое экономическое направление – физиократы. Историческая заслуга их в том, что они перенесли исследования о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. Правда, единственной производительной отраслью они считали сельское хозяйство, а единственным источником богатства – природу. Следовательно, только земледельческий труд физиократы называли производительным трудом. Промышленность считалась бесплодной сферой, которая лишь преобразует вещество природы. Это можно объяснить тем, что тогдашняя Франция на 95% считалась аграрной страной.

Одной из главных идей, объединявших физиократов, был экономический либерализм. Суть его выражена в знаменитом принципе «Laissez faire» (пусть все идет, как идет). Ходила легенда о его возникновении. У одного предприимчивого буржуа якобы спросили чем может ему помочь государство? На что он ответил ставшими крылатыми словами: «Не мешать». Тем самым ясно показав, что в помощниках не нуждается.

Принцип невмешательства государства в рыночное саморегулирование, проповедуемый физиократами, господствовал в науке и практике полтора столетия. Ему также поддалась радикальная часть российских реформаторов. Они считали, что достаточно для подъема экономики провести приватизацию и ограничить вмешательство государства. (Анатолий Чубайс в РФ)

Дальнейшее развитие экономики принадлежит классической политической экономии. Возникла в Англии 18 века, проходившей период промышленной революции. Ее основателями считаются выдающиеся экономисты – Адам Смит и Давид Рикардо. Становление капиталистического способа производства породило вопросы стоимости ценообразования, меновых пропорций. Источником богатства были признаны все отрасли материального производства. Единственным источником стоимости является труд.

Основные положения трудовой теории стоимости Адама Смита: разнородные продукты рыночного обмена имеют одно внутреннее содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг с другом в определенной меновой пропорции:

-стоимость всех товаров создается общественно необходимыми затратами труда товаропроизводителей;

-стоимость – это воплощенный в товаре труд.

Отсюда следует важный вывод: Только труд создает стоимость. Равенство продуктов по стоимости означает, что в них заложено одинаковое количество труда.

Труд также имеет мерило: рабочее время. Это количественное мерило труда. А по качеству существует редукция: один час сложного труда сводится к нескольким часам простого труда.

Направление классической политической экономии было продолжено Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Они обратили внимание на производственные отношения, создали учение о прибавочной стоимости и предрекли гибель строя, основанного на эксплуатации наемного труда капиталом. Политическая ангажированность учения Маркса в пользу рабочего класса предопределила его историческую судьбу. Марксизм стал теоретической базой деятельности массовых левых партий, а также идеологией радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Если для большинства классиков социальные противоречия были частной стороной рыночной экономики, то Карл Маркс увидел в них само существо капитализма.

Во второй половине 19 века возникло учение о предельной полезности и предельной производительности, развитое в произведениях Карла Менгера, У. Джевонса, Э. Бем – Баверка. Данное направление стало называться: «Маржинализм». Теория маржинализма – это анализ экономического поведения отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Субъект руководствуется собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются объем и структура спроса, а также потребительские предпочтения, планирование бюджета потребителя. Открытие закона убывающей предельной полезности (потребительской ценности) изменило понятие создаваемого нацией богатства. Достижением производителей отныне считается не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям количество блага.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.