Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели и основы расчета экономической эффективности






Основной задачей при разработке данного раздела является подготовка на базе достижений науки и техники, передового опыта мероприятий по всемерному повышению эффективности производства и улучшению качества продукции.

Разработка мероприятий для составления плана повышения эффективности производства должна осуществляться систематически, в течение одного года, предшествующего планируемому.

План повышения эффективности производства предусматривает мероприятия по повышению уровня механизации и автоматизации производства, модернизации, внедрению новой техники и более совершенной технологии, широкого распространения передовых методов работы, улучшения организации производства и управления, то есть мероприятий, обеспечивающих увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, ускорения срока ремонта поломавшихся машин и т.д., рост производительности труда, снижение себестоимости и рост накоплений.

В план должны включаться мероприятия после всестороннего анализа и оценки их технико-экономической эффективности, в частности следующих показателей:

1. Технических показателей средств производства (производительность, мощность, точность обработки, скорость, КПД, расход топлива, энергии и т.д.);

2. Технических показателей предметов потребления (размер, вес, прочность);

3. Показателей стандартизации и унификации;

4. Показателей технической эстетики;

5. Технологических показателей (применение прогрессивных технологических процессов, использование экономичных и прогрессивных материалов и др.);

6. Показателей срока службы и надежности (технический ресурс до первого капитального ремонта, гарантийный срок, безотказность в работе);

7. Экономических показателей: трудоемкости изготовления, себестоимости и цены изделии, продукции, коэффициентов эффективности и сроков окупаемости капитальных вложений, затрат на обслуживание и т.д.

План повышения эффективности производства состоит из обобщающей таблицы, содержащей сводные результаты внедрения мероприятий по следующим подразделам:

1. внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

2. модернизация и замена устаревшего оборудования, инструментов;

3. экономия материалов, топлива и энергии (мероприятии целевого назначения);

4. совершенствование системы управления, планирования и организации производства и научная организация труда.

В подраздел по экономии материалов включаются только мероприятия данного целевого назначения. При определении экономии материалов и энергии в целом по предприятию учитывается экономия, получаемая при внедрении мероприятий по другим подразделам.

Расчеты по определению экономии, получаемой предприятием от внедрения мероприятий, годового экономического эффекта, сроков окупаемости, прироста продукции и улучшения использования производственных мощности используются в дальнейшем в расчетах по плану повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции и т.д.

В результате выполнения этих мероприятий, т.е. мероприятий по повышению эффективности производства, должен существенно улучшиться такой важный показатель, как эффективность использования основных производственных фондов и оборотных средств.

Основными показателями экономической эффективности для оценки экономичности внедрения новой техники и организационно-технических мероприятий являются:

1. капитальные вложения, необходимые для осуществления мероприятий;

2. себестоимость продукции;

3. сроки окупаемости капитальных вложений и соответствующие коэффициенты сравнительной эффективности;

4. производительность труда.

Методика анализа интенсификации производства включает систему расчетов, состоящих из показателей эффективности использования разных видов ресурсов, степени влияния экстенсивности и интенсивности их использования на прирост продукции. Наряду с этим для оценки эффективности производства (бизнеса) используются и показатели социально-экономического развития предприятия; условий труда, производительности труда, текучести кадров и др.

Интенсификация производства позволяет преодолеть ограничения, накладываемые на экономический рост со стороны факторов предложения, и получать больший объем продукции при тех же объемах вовлекаемых в хозяйственный оборот производственных ресурсов. В силу невоспроизводимости природных ресурсов особую актуальность приобретает внедрение ресурсосберегающих технологий. В то же время задачи повышения качества экономического роста усиливают общественную значимость внедрения технологий, облегчающих условия труда и способствующих развитию его творческого характера.

Оптимизация процессов на предприятии нужна, прежде всего, для того, чтобы упростить работу менеджерам, чтобы более эффективно использовать ресурсы гостиницы, выявлять недостатки в работе на начальном этапе их возникновения.

Описание процессов, необходимых для их оптимизации.

  • Анализ структуры и порядка проведения процессов
  • Анализ информационно-технической инфраструктуры
  • Определение узких мест и проблем
  • Разработка концепций плановых задач (результаты деятельности)
  • Внедрение концепций
  • Анализ мероприятий
  • Профессиональное обучение сотрудников

Стоимость затрат на внедрение мероприятий определяется специальными расчетами и должна учитывать все виды расходов на разработку и внедрение мероприятий (проектные работы, стоимость оборудования, наладочные работы), остаточную стоимость старого, ранее действовавшего оборудования и недоамортизированную часть стоимости выбывшего оборудования.

Затраты на мероприятия финансируются в соответствии с действующими законоположениями за счет следующих источников:

1. фонд предприятия;

2. ссуды Госбанка;

3. средств капитального ремонта;

4. эксплуатационных расходов;

5. централизованных капиталовложений;

6. других источников.

Расчеты экономической эффективности мероприятий производятся для:

1. определения наиболее эффективных направлений и установления очередности мероприятий;

2. выбора наиболее экономически эффективных вариантов осуществления мероприятий;

3. определения годовой экономии;

4. определения влияния внедряемых мероприятий на показатели плана.

Расчет экономической эффективности начинается с определения круга показателей, на которые в той или иной степени отразиться данное мероприятий, например:

1. снижение трудоемкости изготавливаемых изделий, работ, операций;

2. снижение расхода материалов, топлива, энергии;

3. увеличения качества услуг.

Стоимостными показателями этого эффекта являются снижение затрат на зарплату, накладные расходы материалы и т.д.

Однако есть мероприятия, эффективность которых не поддается прямому счету (совершенствование системы планирования, отчетности, учета, мероприятия по охране труда, технике безопасности, трудовой эстетики и др.). Вместе с тем это не исключает необходимости включения их в соответствующие подразделы «Плана повышения эффективности производства» и отражения в нем затрат, необходимых на их осуществление.

Определение экономической эффективности от внедрения мероприятий в натуральных показателях основывается на сравнении расхода рабочего времени на единицу продукции (работы) или расхода материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии и т.д. до внедрения мероприятия и после, рассчитанными по нормам намеченного технологического процесса и способа производства с учетом годового выпуска продукции.

Если нормы расхода материалов для базового варианта отсутствуют или являются завышенными, то расход материалов при этом варианте определяется по фактическим данным за последние шесть месяцев.

Стоимостные показатели рассчитываются в виде условно-годовой экономии и экономии до конца года.

Под условно-годовой экономией понимается экономия, которая может быть получена в течение 12 месяцев с момента внедрения мероприятия.

Экономией до конца года, или плановой экономией, называется сумма экономии, которая может быть получена за период с момента внедрения мероприятия до конца планируемого года. Эта экономия рассчитывается на количество продукции, которое будет выпущено в плановом году и отразится на снижении себестоимости и других показателях.

Для определения экономии в стоимостном выражении подсчитывается изменение себестоимости продукции на основе сравнения калькуляции себестоимости единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам. По базовому варианту для сравнения берется плановая себестоимость единицы продукции или фактическая себестоимость, если она ниже плановой.

При определении экономической эффективности новых видов продукции или проектов новых технологических процессов в масштабе целых подразделений необходимо производить их сравнение по полной себестоимости продукции, включающей все ее статьи.

Если мероприятие внедряется на промежуточных производственных мероприятиях или работах, где полную себестоимость продукции определить невозможно, следует рассчитывать затраты на выполнение только этих операций или работ[4].

 

Таблица 6 - Смета проведения мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов предприятия (руб.)

Основные мероприятия Стоимость
Техническое оборудование (оргтехника, компьютеры, автоматизированные системы)  
Покраска стен и помещений (оплата материалов, труда)  
Озеленение территории и помещений (оплата материалов и труда)  
Курсы повышения квалификации  
Оснащение стойки администратора на ресепшене  
Итого (затраты)  

 

Расчет экономической эффективности проведения мероприятий

Таблица 7

Показатели Отчетный период Планируемый период Отклонения
Тыс. руб. %
1. Выручка от реализации, тыс. руб. 23 458 30 495, 4 7 037, 4  
2. Себестоимость, тыс. руб. 20 510 25 710 5 200 25, 35
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. 2 948 4 785, 4 1837, 4 62, 33
4. Рентабельность продаж, % 12, 6 15, 6   23, 8

 

Эффективность = 7 037400/5200000 = 1, 35

Мы считаем, что за счет внедрения плановых мероприятий повысится уровень дохода на 30 %. Расчеты, представленные в таблице 7 свидетельствуют, что данные мероприятия целесообразны с точки зрения экономической эффективности .
Вывод

Одним из самых важных функций предприятия на рынке является повышение его эффективности. Для этого предприниматели используют различные факторы, повышающие эффективность его деятельности. Основными являются экстенсивные и интенсивные факторы. На рассмотренном в курсовой гостиничном предприятии средней вместимости в основном используются экстенсивные факторы роста производительности труда, что, безусловно, является отрицательным фактором, т.к. ведет к застою. Было рассмотрено несколько методов повышения эффективности использования ресурсов предприятия, а именно основных средств, оборотных средств и трудовых ресурсов.

Основными мероприятиями, позволяющими использовать интенсивные факторы развития производства являются применение современных технологий, достижений научно-технического прогресса, а также экономия ресурсов. Т.к. на этом предприятии имеется излишек как основных, так и оборотных средств, то целесообразным может быть усовершенствование этих средств, введение их всех в производства, и, если это невозможно – сдача в аренду.

Наибольшей эффективности от применения интенсивных факторов предприятие может добиться, используя классифицированные трудовые ресурсы. Для этого работников предприятия можно отправлять на курсы повышения классификации, семинары и конференции. Особенно важным можно считать высвобождение труда за счет использования автоматики, т.е. автоматизирование производства.

В курсовой также был представлен анализ факторов эффективности и расчета их, а также было рассмотрено влияние внедрения новых факторов на повышение эффективности деятельности предприятия. можно считать, что за счет внедрения плановых мероприятий повысится уровень дохода на 30 %.
Библиографический список

1. А. Н. Соломатин «Экономика и организация деятельности торгового предприятия», М.: «ИНФРА-М», 2000 г. – 444с.

2. Абрютина А.М. «Анализ финансово-производственной деятельности предприятия», М. «Инфро-М», 2002г. – 420 с.

3. Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия. Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. акад. В. М. Семенова. — СПб.: Питер, 2006. – 323 с.

4. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство: организация, управление, обслуживание. – Киев: Альтерпресс, 2002 г. – 454 с.

5. Будницкая Г.М. «Анализ и диагностика производство финансовой деятельности предприятия», Минск. 2001г.- 120 с.

6. Г. В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Минск: ООО «Новое знание», 2001 г. – 450 с.

7. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: - Инфра-М. – 2000г. – 688с.

8. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 – 209 с.

9. Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 1998. - № 5 - С. 16-20.

10. Зорин И.В., Квартальнов В.А Менеджмент туризма: основы менеджмента – М.: Финансы и статистика, 2002 год. – 141 с.

11. Зорин И.В., Квартальнов В.А Туризм как вид деятельности – М.: Финансы и статистика, 2001 год. – 230 с.

12. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000г. – 390 с.

13. Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.

14. Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. - 2000. - №10 - С. 10-15.

15. Котлер Ф., Боуэн Дж. Мркетингю Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов/ Пер. с англ. под ред. Ноздревой Р.Б. - М.: ЮНИТИ, 1998 год.

16. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2005г. – 270 с.

17. Кравченко Л.И., Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск: Высшая школа. 1995 г. – 294с.

18. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. – М.: Экономика, 2000 г. – 700 с.

19. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. — М.: ИНФА-М, 2005, 475с.

20. Савицкий Г.В. «АХД предприятий», Минск, ООО «Новое знания», 2003г.

21. Современная экономика / Под общ. Ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2001г. – 651 с.

22. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: краткий профессиональный курс. - М.: Изд-во «Перспектива», 1998. - 128с.

23. Туризм и гостиничное хозяйство/ Под ред. А.Д. Чудновского. – М.: ЭКМОС, 2000 г. – 120 с.

24. Уокер Д. Введение в гостеприимство. – М.: ЮНИТИ, 1998 год.

25. Экономика и организация промышленного производства: Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Тимохина. – М.: Мысль, 2002г. – 190 с.

26. Экономика предприятия / Под ред. проф. О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2001г. – 130 с.

27. Экономика предприятия. 100 экзаменационных ответов. Под ред. проф. А. С. Пелиха. — Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2000г. – 170 с.

28. Экономическая теория. / Под. ред. А.И. Добрынина. Учебник для вузов 3-е изд.. – СПб.: Питер, 2000 – 544 с.


Приложение А[5]

 

 

 

Приложение Б[6]

 


Приложение В[7]

 

 

 


[1] Приложение А

[2] Приложение 2, 3

[3] Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 4 (30). Совершенствование управления производительностью труда рабочих с учетом социальных факторов. О.И. Саган, Г.П. Ермаков, стр 130, 131

[4] Справочник экономиста, № 12 (54) декабрь, 2007// Ю.А. Глазырин, «Техпромфинплан: показатели и основы расчета экономической эффективности»

[5] [27]

[6][27]

[7] [10]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.